Поиск по сайту

Пермский военный институт Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский военный институт Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации»

Юноша! Если тебе не безразлична судьба своей страны, и ты готов принять участие в обеспечении её внутренней безопасности, то твоё место в рядах офицерского корпуса внутренних войск МВД России.

 

Пермский военный институт внутренних войск МВД России был организован на базе 489 учебного полка 84 конвойной дивизии ВВ МВД СССР на основании Постановления Совета Министров СССР от 26 октября 1981 года № 1033-309 и приказа Министра внутренних дел СССР от 7 ноября 1981 года № 0476 имея статус «Высшее военное командное училище внутренних войск МВД СССР».

В целях реализации Постановления Правительства России от 17 мая 1996 года № 589, согласно Приказу министра внутренних дел России от 19 июня 1996 года № 376 училище преобразовано в Пермский военный институт внутренних войск МВД России.

Подготовка офицеров с высшим профессиональным образованием для внутренних войск МВД России осуществляется на четырех факультетах: технического обеспечения, артиллерийского вооружения, автоматизированных систем управления, кинологическом.

Пермский военный институт, которому в 2011 году исполняется 30 лет, является единственным военно-учебным заведением внутренних войск, готовящий офицеров – специалистов с высшим профессиональным образованием по 7 специальностям с присвоением квалификаций – «инженер».

Военный институт располагает:

·        высококвалифицированными командными и педагогическими кадрами, имеющими большой педагогический стаж и практический опыт работы в войсках. В институте трудятся 23 доктора наук и (или) профессора; 143 кандидата наук и (или) доцента; 35 человек преподавательского состава обучается в адьюнктуре;

·        современным, спортивным комплексом с плавательным бассейном, сданным в 2011 году, клубом, банно-прачечным комбинатом, художественной и специальной библиотеками;

·        институт имеет лекционные залы, специализированные классы, учебные городки, учебно-производственные лаборатории, танкодром, автодром, городок служебных собак, учебный центр с войсковым стрельбищем позволяющим успешно осваивать учебную программу. Обучение будущих офицеров осуществляется на 4 факультетах и 20 кафедрах.

За годы существования Пермского военного института подготовлено 5350 офицеров для нужд внутренних войск, из них дипломы с отличием получили 880 выпускников, а 59 человек окончили институт с золотой медалью.

В 2010 году на территории военного института было сдано в эксплуатацию общежитие для курсантов старших курсов, в 2011 году был сдан в эксплуатацию учебный корпус факультета автоматизированных систем управления.

В нашем институте помимо изучения специализированных дисциплин курсантов обучают в совершенстве владеть всеми видами стрелкового оружия, приемам рукопашного боя и самозащиты, вождению боевой техники и автомобилей. В процессе обучения, на четвертом курсе, успешно сдавшие экзамен курсанты, получают водительское удостоверение категорий «В», «С».

Весь период обучения курсанты находятся на полном государственном обеспечении.

В соответствии с учебным планом, курсантам ежегодно предоставляется летний каникулярный отпуск продолжительностью 30 суток и зимний каникулярный отпуск продолжительностью 15 суток.



Наш адрес:

614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1, ПВИ ВВ МВД России.
Телефон приёмной комиссии: 8 (342) 270-39-39 БЕСПЛАТНО 8 (342) 270-39-39
Проезд:
от железнодорожного вокзала Пермь-2 автобусами :

№№ М5,15,68, троллейбусом № 5, маршрутным такси № 9 до остановки «Попова».ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ САРАТОВСКОГО ВОЕННОГО КРАСНОЗНАМЕННОГО ИНСТИТУТА ВВ МВД РОССИИ !

ИСТОРИЯ

Постановлением Совета Министров СССР от 26 октября 1981 года № 1033—309 и согласно приказу Министра внутренних дел СССР от 7 ноября 1981 года № 0476 на базе войсковой части 6659, командиром которой был полковник Захарченко В.А. (в последующем, в разные годы — заместитель начальника, начальник училища) было сформировано Пермское высшее военное командное училище МВД СССР.

День годового праздника для военного института установлен 7 ноября с 1981 года.

С начала образования, ВВУЗ возглавляли — генерал—майор Ходов А.А. (1981—1987 гг.), полковник Захарченко В.А.(1987—1991 гг.), генерал—майор Микитенко Л.Е. (1991—1992 гг.), генерал—майор Сикерин В.Г. (1992—1995 гг.), генерал—майор Погорелов В.Н. (1995—2005 гг.), генерал—майор Капищенко В.М. (с 2005 по настоящее время).

22 августа 1982 года заместителем начальника внутренних войск МВД СССР генералом—лейтенантом Самохваловым В.П. по поручению министра внутренних дел училищу вручено Боевое Знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР.

К этому времени войсковая часть имела две казармы, солдатскую столовую на 250 посадочных мест, лазарет на 30 койко—мест с небольшим медицинским персоналом, учебную столовую (осуществлялась подготовка поваров для воинских частей), одноэтажный учебный корпус на 10 классов, автопарк и складские помещения.

Приказом Министра внутренних дел был определен срок начала подготовки офицеров — с 1 августа 1982 года.

Первым на должность начальника училища назначается полковник Ходов Александр Александрович — командир бригады внутренних войск. Жизненная энергия Александра Александровича, опыт руководства войсками, жесткая требовательность и справедливость, умение сплотить вокруг себя сподвижников позволили в короткие сроки начать освоение отведенной под училище территории более чем в 43 га, подготовку учебного плана и учебных программ, создание коллектива командования, преподавателей и командиров подразделений.

Первыми сподвижниками Александра Александровича в организации образовательного процесса, создания казарменно—жилищного фонда, учебной материальной базы, тылового и технического обеспечения, воспитания личного состава для решения стоящих задач стали полковники Еременко М.Ф., Захарченко В.А., Ковалев А.С., подполковники Терентьев АС, Скрыльников Н.С., майор Одринский В.И.

Одновременно разрабатывался план капитального строительства, который предусматривал ввод строящихся объектов в три очереди.

Для выполнения строительных работ в штат училища введен строительный батальон (Шанаев К.У.). Весной 1982 года началась закладка фундамента учебного корпуса.

С началом создания училища командование войск (генерал армии танковых войск Яковлев И.К.) обратилось в военные училища и воинские части внутренних войск с просьбой о скорейшем подборе квалифицированных кадров в Пермское военное училище. В конце 1981 года в училище прибыли офицеры Басюк И.А. (начальник кафедры марксизма—ленинизма), Кожемякин А.Н., Ефимов Ю.П. (начальник кафедры тактики и общевоенных дисциплин), Мелехин АН. (начальник кафедры огневой подготовки), Приженцов В.М., начальники служб — Некрасов А.Б., Митрохин И.М., Дзюба Д.Д., Винярский СВ., Полугодкин И.С., Алешичев В.В., Волков А.Т., Гудовских А.М., Жуков А.Г.

В начале 1982 года в училище прибывают офицеры Кривенец Н.М. (начальник кафедры ТСП), Евдокимов В.А., Семенов А.Н., Водяник Н.И., Королев А.П., Бурков А.П., Олейников В.С. (начальник кафедры ВП и П), Фролов А.М., Хаустов Г.Г. (начальник кафедры ФП), Шабанов А.В. (начальник кафедры ИТСО), Удимов Д.Р., Паниполяк Д.М., Собко Ю.К., Кирись А.П., Селезнев И.А., Иванов А.В., Цариев А.М., Кибардин В.Н., Юдин Н.В., Лукьянов И.В., Клещев Е.С., Шанаев К.У., Судаков Ю.К., Федоров А.А. и другие. Именно этим офицерам в сжатые сроки пришлось организовывать работу служб, разрабатывать учебный план, готовить учебную материальную базу и методические материалы.

Отсутствие у некоторых офицеров опыта преподавательской работы, подготовки методических документов побудило к созданию педагогического семинара. Инициативу и большую работу в его проведении проявлял лично начальник училища полковник Ходов А.А., его заместитель по учебной работе полковник Еременко М.Ф. Умелыми наставниками—педагогами в проведении педагогического семинара, показных занятий стали офицеры Мелехин А.Н., Кривенец Н.М., Ефимов Ю.П., Басюк И.А., Митрохин И.М., Королев А.П., Семенов АН., Некрасов А.Б.

Очередным важнейшим этапом в создании училища стала подготовка первого набора курсантов. Сложность его заключалась в том, что о существовании училища в г. Перми информация отсутствовала.

С марта 1982 года проводятся систематические командировки офицеров для профориентационной работы в школы, военные комиссариаты городов и районные центры, как правило, Уральско—Сибирского региона, Поволжья и Севера России.

Командиром батальона курсантов первого набора (1982г.) назначается выпускник академии им. Фрунзе майор Бураков А.В., его заместителем —Калугин Г.А.

Первый набор курсантов прошел в назначенные сроки. В училище зачислено 369 курсантов со сроком обучения 4 года.

На долю первых выпускников, помимо главной задачи — обучения, выпала большая работа по подготовке объектов жилищно-казарменного фонда и учебной материальной базы к вводу в эксплуатацию. Отсутствие классных аудиторий требовало незамедлительного решения их создания. Систематическое проведение субботников с привлечением офицерского состава, прапорщиков и сверхсрочнослужащих было естественным событием.

Несмотря на все сложности обучения, выпускники 1986 года (первый выпуск) являются достойными продолжателями традиций училища. Многие из них и поныне служат в военном институте. Это — офицеры Маташков И.В. (начальник факультета кинологии), Дмитриев А.И. (заместитель начальника факультета кинологии), Неклюдов А.Л. (старший преподаватель кафедры Военной педагогики и психологии).

В 1987 г. на должность начальника училища назначается полковник Захарченко В.А. В это время активно продолжается строительство учебных корпусов, оборудование территории училища и учебного центра. Но свои организаторские способности Владимир Алексеевич, его заместитель полковник Фоменко Г.П. проявили при выполнении задач по охране общественного порядка в республиках Закавказья. Полковник Захарченко В.А. лично неоднократно возглавлял ВОРез училища.

27 февраля 1988 года два батальона училища военнотранспортной авиацией переброшены в г. Баку. В течение одиннадцати суток личный состав выполнял патрульнопостовую службу в г. Баку.

События в Сумгаите, прокатившиеся эхом по всей стране, потребовали поддержания общественного порядка в г. Ереване. С 22 марта по 4 апреля 1988 года три батальона выполняли задачи по поддержанию общественного порядка.

В последующем (с 16 мая по 2 июня 1988 г., с 15 июня по 26 июля 1988 г., с 24 ноября 1988 г. по 15 февраля 1989 г.) личный состав выполнял задачи в Армении и Азербайджане.

Особой страницей в испытании офицеров и курсантов на «прочность» стало участие училища в примирении межнационального конфликта в Узбекистане (гг. Фергана, Коканд) в период—с 6 июня по 17 августа 1989 г.

За 72 суток обеспечена надежная охрана порученных объектов, пресечено 25 случаев антиобщественных проявлений, задержано 630 нарушителей режима комендантского часа, проверено 14 547 автомашин, изъято огнестрельного оружия — 3 ед., холодного оружия — 435 ед.

О мужественных действиях солдат, курсантов, прапорщиков и офицеров писали газеты «Комсомольская правда», «Известия», «Красная Звезда».

В 1990 году на должность начальника училища назначается генерал—майор Микитенко Л.Е., прошедший большую школу службы в учебных воинских частях. Период его командования училищем ознаменован переоборудованием и подготовкой учебной материальной базы по техническим, тыловым и кинологической специальностям.

Перестройка политической карты СССР в 90—е годы сказалась и на судьбе училища. Прекратило подготовку российских юношей Харьковское военное училище тыла, Алма – Атинское пограничное военное училище, где готовились офицеры—кинологи.

Для восстановления источника поступления в войска тыловых, технических кадров и специалистов—кинологов руководство МВД России приказом от 8 июля 1992 года № 223 с 1992 года присваивает Пермскому училищу статус высшего военного командно—тылового училища.

Уже в 1991 году в училище прибывает взвод кинологов из Алма—Атинского военного пограничного училища; в 1992 году прибывают курсанты 2—го и 3—го курсов из Харьковского военного училища тыла, одновременно по одной роте курсантов нашего училища откомандировываются соответственно в Саратовское и Новосибирское училища внутренних войск.

С 1992 года начальником училища генерал—майором Сикериным В.Г. незамедлительно организуются командировки преподавателей в Нижегородское, Вольское училище тыла, Челябинский военный автомобильный институт, Тульское артиллерийское училище, Санкт—Петербургскую академию тыла и транспорта для изучения учебных планов и опыта преподавания учебных дисциплин по вновь введенным специальностям. Потребовалась кардинальная перестройка в создании учебной материальной базы. Большую роль в этом для факультетов сыграли полковники Коннов В.И., Огрызко В.В., Гурдин В.В.

В 1995 году на должность начальника училища назначается полковник Погорелов В.Н. Пройдя должности от командира взвода до начальника штаба дивизии, Валерий Николаевич накопил огромный войсковой опыт работы с подчиненными.

В целях реализации постановления Правительства России от 17 мая 1996 года № 589, согласно приказу Министра внутренних дел России от 19 июня 1996 года № 376, училище преобразовано в Пермский военный институт внутренних войск МВД России.

На основании приказа Главнокомандующего ВВ МВД России от 28 июня 2000 года № 244 были созданы курсы подготовки младших офицеров. Предназначение выпускников замещение должностей командиров автомобильных взводов во внутренних войсках. На курсах подготовлено 449 специалистов.

С 2005 года учебным заведением руководит генерал—майор Капищенко Владимир Михайлович.

Под его руководством в военном институте активно воздвигается и совершенствуется учебная материальная база:

·        Произведён капитальный ремонт клуба и курсантской столовой;

·        На территории военного института воздвигнута часовня;

·        Строятся, совершенствуются и оборудуются современной техникой учебные классы;

·        С 2005 года в полном объёме функционирует филиал центрального музея внутренних войск МВД России ПВИ ВВ МВД России, ставшим лауреатом смотра—конкурса 2007 года по внутренним войскам МВД РФ.

Большая работа проделана по оформлению и оборудованию филиала музея внутренних войск МВД России. Старание, изобретательность и художественно—эстетические способности при выполнении важной работы проявил заведующий филиалом подполковник запаса Чернуха М.К. и прапорщик Смолайкин А.М. Филиал музея сегодня стал неотъемлемой частью в структуре военного института, местом ознакомления с нашей историей, обучения и воспитания молодого пополнения. Уже традиционно здесь проводятся занятия по отдельным темам общественно—государственной подготовки и по предмету военной истории. Сотни детей и подростков, учащихся образовательных учреждений г. Перми и области посетили филиал музея внутренних войск, получили уроки мужества и патриотизма, впервые соприкоснулись с живой историей внутренних войск.

Уже традиционно здесь проводятся занятия по отдельным темам общественно—государственной подготовки и по предмету военной истории. В день образования внутренних войск и годовой праздник военного института в филиале музея собираются ветераны войск и ветераны — участники военных конфликтов в «горячих точках».

За своё существование в военном институте подобран и сформирован высокопрофессиональный научно—педагогический, командный и обслуживающий персонал, создана хорошая материальная база. В институте трудятся и передают свои знания и опыт девять профессоров, тринадцать докторов наук, сорок девять кандидатов наук и пятьдесят семь доцентов, двенадцать адъюнктов. Среди них почетные работники высшего профессионального образования Российской Федерации заведующие кафедрой Карнишин С.Г., Клипацкая И.Н.

В настоящее время подготовка офицеров для внутренних войск МВД России, по—граничной службы, ФСБ России осуществляется на 4 факультетах по 7 специальностям:

·        факультете технического обеспечения — инженер по эксплуатации многоцелевых гусеничных и колесных машин;

·        факультете артиллерийского вооружения — инженер по эксплуатации газодинамических импульсных устройств;

·        факультете автоматизированных, систем управления (АСУ):

·        инженер вычислительных машин, комплексов, систем и сетей;

·        инженер автоматизированных систем обработки информации и управления;

·        инженер математического и программного обеспечения функционирования автоматизированных систем;

·        инженер радиотехник;

·        факультете кинологии — по специальности биология — специализация кинология.

Более 230 офицеров института приняли участие в выполнении служебно—боевых задач по защите конституционных прав и свобод граждан Чеченской республики, 120 из них награждены государственными наградами. Участвуя в операциях по разоружению незаконных вооруженных формирований, офицеры института показывают профессиональное мастерство, мужество и героизм. При выполнении задач в 1996 году погиб, спасая солдата, командир взвода курсантов факультета кинологии капитан Халуторных В.Т. (награжден орденом Мужества).

В Чеченской республике при исполнении воинского долга погибли 23 офицера — выпускники военного института.

В настоящее время офицеры военного института продолжают выполнять задачи по обеспечению конституционного порядка и защите прав граждан в Северо—Кавказском регионе.

 

 

Командование.

 

Владимир Михайлович Капищенко родился 26 мая 1960 года в Новосибирской области.

Окончил Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище имени 60-летия Великого Октября, Гуманитарную орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознаменную академию Вооруженных Сил РФ.

Службу проходил в должностях:

·        заместитель командира мотострелковой роты по политической части;

·        инструктор политического отдела соединения;

·        заместитель командира мотострелкового батальона по политической части в группе Советских войск в Германии;

·        заместитель командира воинской части Краснознаменного Закавказского военного округа.

С 1993 года по 1996 год – преподаватель, доцент кафедры тактики ВВУЗа.

С 1996 года, в Сибирском округе внутренних войск в должностях: старший офицер, начальник отделения, заместитель начальника отдела боевой подготовки.

В 1996, 1999-2000 гг. выполнял специальные задачи по защите государственных интересов в Чеченской Республике.

В марте 2003 года назначен заместителем начальника Новосибирского военного института внутренних войск МВД России по учебной работе, а в сентябре 2005 года - начальником Пермского военного института внутренних войск МВД России. Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2006 года ему присвоено звание генерал-майор.

Награжден: медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (с изображением мечей), медалью «За заслуги в управленческой деятельности», медалью «За воинскую доблесть», а также именным оружием.

Кандидат исторических наук.

 

Правила приёма в Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие Правила приема разработаны с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации. Правила приема устанавливают требования, предъявляемые к кандидатам, определяют порядок приема граждан, поступающих в Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации». Изменения, дополнения в Правила приема рассматриваются на заседании ученого совета и утверждаются начальником военного института . Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» осуществляет подготовку офицеров с высшим профессиональным образованием для внутренних войск МВД России на пяти факультетах:

– Факультет технического обеспечения, со сроком обучения 5 лет, по специальности 190110 «Транспортные средства специального назначения», квалификация – «специалист», специализация – «Военные гусеничные и колесные машины»; – Факультет артиллерийского вооружения, со сроком обучения 5 лет, по специальности 170400 «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие», квалификация – «специалист», специализация – «Эксплуатация вооружения и военной техники (по областям и видам)»; – Факультет автоматизированных систем управления, со сроком обучения 5 лет, по специальностям:

210602 «Специальные радиотехнические системы», квалификация (степень) – «специалист», специализация – «Радиотехнические системы и комплексы охранного мониторинга»;

230106 «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения», квалификация (степень) – «специалист»,специализации:

·        «Эксплуатация вычислительных машин, комплексов, систем и сетей специального назначения»;

·        «Математическое, программное и информационное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».

Факультет тыла, со сроком обучения 5 лет, по специальности 080225 «Тыловое обеспечение», квалификация (степень) – «специалист», специализация – «Тыловое обеспечение служебной деятельности». Факультет кинологии, со сроком обучения 4 года по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация (степень) – «бакалавр», профиль подготовки «Кинология».

II. ПОРЯДОК ЗАЧИСЛЕНИЯ В ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Прием в военный институт проводится на основании результатов:

·        единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности);

·        дополнительных вступительных испытаний;

·        профессионального отбора, обусловленного поступлением обучаемых на федеральную государственную военную службу по контракту .

В качестве кандидатов для зачисления в военные институты курсантами рассматриваются граждане Российской Федерации мужского пола, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, прошедшие проверку в органах МВД и ФСБ России из числа:

·        граждан, не проходивших военную службу, - в возрасте от 16 до 22 лет;

·        граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - до достижения ими возраста 24 лет;

·        военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), - по истечении половины срока военной службы, указанного в первом контракте, до достижения ими возраста 24 лет.

Военнослужащие, желающие поступить на учебу в военный институт, до 1 апреля года поступления подают рапорт по команде на имя командира воинской части с указанием факультета (выбранной специальности).

Лица из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, изъявившие желание поступить в военный институт, подают заявления с указанием факультета (выбранной специальности) в военный комиссариат муниципального образования или в органы внутренних дел по месту жительства до 1 апреля года поступления. К заявлению (рапорту) прилагаются:

·        автобиография;

·        характеристика с места службы (работы) или учебы;

·        копия документа государственного образца об образовании (среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, а также диплом о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении гражданином среднего (полного) общего образования);

·        результаты профессионального психологического отбора;

·        четыре заверенные фотографии (размером 4,5x6 см);

·        материалы специальной проверки МВД и ФСБ России;

·        медицинские документы (ЭКГ, тест на содержание наркотических веществ, справки из наркологического, туберкулезного и психоневрологического диспансеров, справка от инфекциониста, рентгенограмма придаточных пазух носа, ФЛГ в прямой и боковой проекциях, анализы на сахар в крови, ВИЧ, общие, биохимический и реакция Вассермана).

Паспорт, военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу и подлинный документ государственного образца об образовании, свидетельство о результатах ЕГЭ, а также оригиналы документов, дающих право поступления на учебу в вузы на льготных основаниях, установленных законодательством Российской Федерации, предоставляются кандидатом в приемную комиссию военно-учебного заведения по прибытии.

Приемная комиссия осуществляет контроль за достоверностью сведений об участии поступающих в ЕГЭ и о результатах ЕГЭ путем направления в федеральную информационную систему обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования соответствующего запроса о сверке сведений, представленных поступающим об участии в ЕГЭ и результатах ЕГЭ, со сведениями, содержащимися в федеральной информационной системе.

С целью подтверждения достоверности документов, представляемых поступающими, приемная комиссия вправе обращаться в соответствующие государственные (муниципальные) органы и организации.

Все кандидаты, прибывшие в военный институт, обеспечиваются бесплатным общежитием, питанием по установленным нормам, учебными пособиями и литературой.

Прием граждан и военнослужащих в военный институт проводится на конкурсной основе по результатам профессионального отбора, обусловленного поступлением обучаемых на федеральную государственную военную службу по контракту.

В соответствие с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции Федерального закона от 6 июля 2006 г. № 103-ФЗ) граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.

Граждане, которым на момент поступления в военный институт не исполнилось 18 лет, представляют нотариально заверенное письменное согласие законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей на возмещение в случае отчисления гражданина из военного института за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также в случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку гражданина, за время до заключения им контракта о прохождении военной службы.

III. СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Профессиональный отбор кандидатов для поступления на учебу из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, и военнослужащих проводится со 2 по 27 июля. Заключительные заседания приемной комиссии по зачислению состоятся 28, 30 июля. Кандидаты, принятые решением приемной комиссии на учебу, зачисляются в военный институт и назначаются на воинские должности курсантов приказом начальника военного института с 1 августа. Начало учебных занятий на вновь набранном первом курсе с 1 августа.

Профессиональный отбор включает:

определение годности кандидата к поступлению в вуз по состоянию здоровья (медицинское освидетельствование); определение категории профессиональной пригодности кандидата путем проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору; оценку уровня физической подготовленности кандидата (экзамен по физической подготовке); оценку уровня общеобразовательной подготовленности кандидата по результатам ЕГЭ, полученным в 2012 и 2013 годах (для военнослужащих по призыву, завершивших прохождение военной службы в 2012 и 2013 годах и результаты 2011 года), по следующим общеобразовательным предметам:

·        на специальностях 190110 "Транспортные средства специального назначения", 170400 "Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие", 210602 "Специальные радиотехнические системы", 230106 "Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения" - русский язык, математика, физика и дополнительное испытание в виде устного экзамена по математике;

·        на специальность 080225 "Тыловое обеспечение" - русский язык, математика, обществознание и дополнительное испытание в виде устного экзамена по математике;

·        на специальность 020400 "Биология" - русский язык, математика, биология и дополнительное испытание в виде устного экзамена по биологии.

Результаты всех вступительных испытаний, в том числе и дополнительных, оцениваются по стобалльной шкале.

Минимальное количество баллов по результатам ЕГЭ и дополнительных испытаний, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний, устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Выпускники образовательных учреждений прошлых лет, образовательных учреждений начального профессионального образовании и среднего профессионального образования, граждане, получившие среднее (полное) общее образование в иностранных образовательных учреждениях, не имеющие результатов ЕГЭ, выпускники общеобразовательных учреждений 2013 года, не сдававшие ЕГЭ по уважительным причинам подтвержденным документально, подвергаются вступительным испытаниям в форме ЕГЭ в сроки, установленные приказами Минобрнауки России на 2013 год.

При наличии нескольких результатов ЕГЭ, срок действия у которых не истек, поступающий указывает в заявлении, какие результаты ЕГЭ и по каким общеобразовательным предметам он использует.

С кандидатами из числа военнослужащих, не сдававших ЕГЭ, с 1 по 30 июня проводится учебный сбор для подготовки к сдаче экзаменов.

Льготы, предусмотренные при приеме Без вступительных испытаний (без оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов по результатам ЕГЭ и дополнительного испытания), при условии их соответствия всем другим требованиям профессионального отбора, принимаются:

·        военнослужащие, проходившие военную службу по призыву и выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта;

·        победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по предметам соответствующих специальностей;

·        члены сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по аналогичным предметам и сформированных в порядке, определяемом Минобрнауки России;

·        победители и призеры олимпиад школьников I, II и III уровней, профилям которых соответствуют общеобразовательные предметы по Перечню на 2012 - 2013 учебный год, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России1 (льгота первого порядка, действующая в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призеров олимпиады);

·        граждане других категорий, предусмотренных законодательством РФ.

Вне конкурса , при условии успешного прохождения вступительных испытаний (ЕГЭ), дополнительного испытания и соответствия всем другим требованиям профессионального отбора, принимаются:

·        дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·        граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;

·        граждане, которые уволены с военной службы и поступают на основании рекомендаций командиров воинских частей;

·        участники боевых действий;

·        граждане других категорий, предусмотренных законодательством РФ.

Преимущественным правом на поступление пользуются:

·        граждане, уволенные с военной службы;

·        дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, дети граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более;

·        дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний;

·        дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболевания, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом;

·        дети Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы;

·        граждане, которым в установленном порядке присвоены спортивный разряд кандидата в мастера спорта, первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта;

·        граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, имеющих лицензию;

·        граждане других категорий, предусмотренных законодательством РФ.

Лица, имеющие в соответствии с действующим законодательством право на поступление без вступительных испытаний, вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний либо преимущественное право на поступление в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, могут воспользоваться предоставленным им правом, подав заявление о приеме только в одно из имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений высшего профессионального образования соответственно на одно направление подготовки (специальность) по выбору поступающего лица. В другие имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования указанные лица вправе поступать на конкурсной основе (на общих основаниях) в соответствии с законодательством РФ в области образования.

IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ АПЕЛЛЯЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Для рассмотрения апелляций на период проведения вступительных испытаний приказом начальника военного института создается апелляционная комиссия и назначается ее председатель. В отсутствие председателя его обязанности выполняет заместитель председателя.

По результатам вступительного испытания, проводимого в военном институте самостоятельно, дополнительного вступительного испытания поступающий имеет право подать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения испытания и (или) несогласии с его (их) результатами.

Рассмотрение апелляции не является пересдачей экзамена. В ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность оценки результатов сдачи вступительного испытания.

Апелляция подается поступающим лично на следующий день после объявления оценки по вступительному испытанию. Непосредственное рас­смотрение апелляции проводится в течение дня после подачи заявления.

Апелляционной комиссией при этом рассматриваются только те заявления по претензиям к выставленным оценкам, которые поданы в установленные сроки (в течение суток после проведения экзамена). Приёмная комиссия обеспечивает приём апелляций в течение всего рабочего дня. Заявление на апелляцию должно содержать конкретную претензию поступающего по правильности оценки резуль­татов сдачи вступительного испытания. Апелляции от вторых лиц, в том числе от родственников абитуриентов, не принимаются и не рассматриваются.

Абитуриент имеет право присутствовать при рассмотрении апелля­ции. С несовершеннолетним абитуриентом (до 18 лет) имеет право присут­ствовать один из родителей или законных представителей, кроме несовершеннолетних, признанных в соответствии с законом полностью дееспособными до достижения совершеннолетия.

Абитуриент, подавший апелляцию, обязан иметь при себе документ, удостоверяющий его личность. Родитель или законный представитель абитуриента также должен иметь при себе соответствующие документы.

После рассмотрения апелляции выносится решение апелляционной комиссии об оценке по вступительному испытанию (как в случае ее повышения, так и понижения или оставления без изменения). При возникновении разногласий в апелляционной комиссии по поводу поставленной оценки проводится голосование, и оценка утверждается большинством голосов. Оформленное решение апелляционной комиссии доводится до сведения абитуриентов (под роспись).

Протокол заседания апелляционной комиссии и принятые ею решения утверждаются председателем приемной комиссией института. Оконча­тельное решение на исправление оценки, на основании решения апелляционной комиссии, принимается только председателем приемной комиссии.

V. ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Профессиональный психологический отбор состоит из группового тестирования и индивидуального собеседования. На их проведение отводится 4-6 ч.

Процедура группового психологического обследования граждан заключается в проведении ряда тестовых заданий с целью определения уровня интеллектуального развития, психологической готовности к прохождению военной службы, быстроты мышления, коммуникабельности и других профессионально важных для военной службы качеств.

Групповое тестирование начинается во время, определенное расписанием.

Опоздавшие и не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к сдаче не допускаются.

Целью индивидуального собеседования является более детальное изучение уровня умственного развития и особенностей характера кандидата.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидата к военной службе по контракту:

·        рекомендуется в первую очередь - первая категория;

·        рекомендуется - вторая категория;

·        рекомендуется условно - третья категория;

·        не рекомендуется - четвертая категория.

На военную службу по контракту не может быть принят гражданин, отнесенный по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности.

Вступительное испытание по оценке физической подготовленности кандидатов

Физическая подготовленность кандидатов для поступления в военный институт оценивается:

·        граждан мужского пола по упражнениям: подтягивание на перекладине, бег на 100 м, бег на 3 км;

·        граждан женского пола по упражнениям: комплексное силовое упражнение, бег на 100 м, бег на 1 км.

Проверка проводится в течении одного дня, упражнения выполняются в спортивной форме.

Содержание экзаменационных упражнений:

Упражнение 3. Подтягивание на перекладине.

Вис хватом сверху; сгибая руки, подтянуться в вис на согнутых руках; разгибая руки, опуститься в вис на прямых руках. Положение виса на прямых руках фиксируется не менее 1-2 с; при подтягивании подбородок выше грифа перекладины. По окончании упражнения соскок выполняется под перекладину. Допускается незначительное сгибание и разведение ног. Запрещается выполнение рывковых и маховых движений.

Упражнение 34. Бег на 100 метров.

Выполняется с высокого старта по беговой дорожке стадиона или ровной площадке с любым покрытием.

Упражнение 37. Бег на 3 км. Упражнение 36(для лиц женского пола - 1 км).

Проводится на любой местности, в том числе на стадионе, с общего старта.

Упражнение 16. Комплексное силовое упражнение (для лиц женского пола).

Выполняется в течении 1 минуты. Исходное положение – лёжа на спине, руки на поясе, ноги закреплены; первые 30 сек. – максимальное количество наклонов вперёд, до касания кистями рук носков ног (допускается незначительное сгибание ног, при возвращении в исходное положение необходимо касание пола лопатками); вторые 30 сек. максимальное количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лёжа (тело прямое, руки сгибать до касания грудью пола). Для выполнения упражнения подаются команды: «К выполнению упражнения - ПРИСТУПИТЬ», «30 секунд – ИСТЕКЛО», «СТОЙ»

Оценка физической подготовленности слагается из количества баллов, полученных за выполнение всех назначенных для проверки физических упражнений (таблица 3 приложения 1) при условии выполнения минимального порогового уровня в каждом упражнении (таблица 1 приложения 1), и определяются в соответствии с таблицей 2 приложения 1 оценки физической подготовленности. При не выполнении минимального порогового уровня в одном и более упражнений или невыполнения упражнения по иным причинам оценка за физическую подготовленность выставляется «неудовлетворительно» независимо от набранных баллов по другим упражнениям.

Для успешного прохождения конкурсного отбора по результатам оценки уровня физической подготовленности установлен минимальный уровень количества баллов – 60.

Для определения уровня физической подготовленности используется таблица 2 перевода суммы набранных баллов по физической подготовке в 100 балльную шкалу.

Приложение 1

Таблица 1. Оценкa физической подготовленности и минимального порогового уровня выполнения упражнений кандидата для поступления в военно-учебное заведение:

Категории

Пороговый уровень, минимум

Оценка физической подготовленности

 

 

В трёх упражнениях

 

 

5

4

3

Кандидаты из числа гражданской молодёжи, военнослужащих и кандидатов женского пола

Упр № 3 – 38 б.
Упр №34 – 32 б. (дев. – 41 б.)
Упр №36 – 37 б. (дев. – 46 б.)
Упр №16 – 35 б.

170 и более

150 - 169

120 - 149

Таблица 2. Перевод суммы набранных баллов по физической подготовке в 100 балльную шкалу:

Сумма баллов за выполнение упражнений по физической подготовке

В трёх упражнениях

 

 

«удовлетворительно»

«хорошо»

«отлично»

120 - 149

150 - 169

170 и более

Перевод набранных баллов в 100 балльную шкалу

30 – 59

60 – 79

80 – 100

Таблица 3.Начисление баллов за выполнение упражнений по физической подготовке:

Единицы измерения/баллы

Кандидаты из числа военнослужащих и гражданской молодёжи

 

 

Кандидаты из числа граждан женского пола

 

 

 

Подтягивание на перекладине

Бег на 100 метров

Бег на 3000 метров

Комплексное силовое упражнение

Бег на 100 метров

Бег на 1000 метров

 

Количество раз

Результат, сек.

Результат, мин. сек.

Количество раз

Результат, сек.

Результат, мин. сек.

 

Баллы свыше

1 раз = 3 б.

0,1 сек = 2 б.

3 сек. = 1 б.

2 раз = 1 б.

0,1 сек = 2 б.

1 сек. = 1 б.

 

1

2

3

4

5

6

7

 

100

30

11,8

9.50

42

14.8

3.40

 

99





9.52



14.9

3.41

 

98

29

11,9

9.54





3.42

 

97





9.57

41

15.0

3.43

 

96

28

12,0

10.00





3.44

 

95





10.03



15.1



 

94

27

12,1

10.07

40



3.45

 

93





10.10



15.2



 

92

26

12,2

10.13





3.46

 

91





10.16

39

15.3



 

90

25

12,3

10.19





3.47

 

89





10.22



15.4



 

88

24

12,4

10.25

38



3.48

 

87





10.28



15.5



 

86

23

12,5

10.30





3.49

 

85





10.33

37

15.6



 

84

22

12,6

10.36





3.50

 

83





10.39



15.7



 

82

21

12,7

10.42

36



3.51

 

81





10.45



15.8



 

80

20

12,8

10.48





3.52

 

79





10.51

35

15.9



 

78

19

12,9

10.54





3.53

 

77





10.57



16.0



 

76

18

13,0

11.00





3.54

 

75





11.03

34

16.1



 

74

17

13,1

11.06





3.55

 

73





11.09







 

72

16

13,2

11.12

33

16.2

3.56

 

71





11.15







 

70

15



11.18







 

69



13,3

11.21



16.3

3.57

 

68





11.24

32





 

67





11.27







 

66

14

13,4

11.30



16.4

3.58

 

65





11.34







 

64





11.38

31





 

63



13,5

11.42



16.5

3.59

 

62

13



11.46







 

61





11.50







 

60



13,6

11.54

30

16.6

4.00

 

59





11.57





4.02

 

58

12



12.00



16.7

4.04

 

57



13,7

12.03





4.07

 

56





12.06



16.8

4.10

 

55





12.09



16.9

4.13

 

54

11

13,8

12.12

29



4.16

 

53





12.15



17.0

4.19

 

52





12.18



17.1

4.22

 

51



13,9

12.21



17.2

4.25

 

50

10



12.24





4.27

 

49





12.27



17.3

4.29

 

48



14,0

12.30



17.4

4.31

 

47





12.33

28

17.6

4.33

 

46

9

14,1

12.36





4.35

 

45





12.40



17.7

4.37

 

44



14,2

12.46



17.8

4.39

 

43





12.52



17.9

4.41

 

42

8

14,3

12.58





4.43

 

41





13.04

27

18.0

4.45

 

40



14,4

13.10



18.1

4.47

 

39





13.16





4.49

 

38

7

14,5

13.22



18,2

4.51

 

37





13.28



18,3

4.53

 

36



14,6

13.34



18,4

4.55

 

35





13.40

26

18,5

4.57

 

34

6

14,7

13.46





4.59

 

33





13.52

25

18,6

5,01

 

32



14,8

13.58



18,7

5,03

 

31



14,9

14,04

24

18,8

5,05

 

30

5

15,0

14,10



18,9

5,07

 

29



15,1

14,20



19,0

5,09

 

28



15,2

14,30



19,2

5,10

 

27



15,3

14,40

23

19,4

5,15

 

26

5

15,4

14,50



19,6

5,20

 

25



15,6

15,00



19,8

5,25

 

24



15,8

15,15

22

20,0

5,30

 

23



16,0

15,30



20,2

5,35

 

22

3

16,2

15,40



20,4

5,40

 

21



16,4

15,50

21

20,6

5,50

 

20



16,6

16.00



20.8

6.00

 

19



16,8

16.08



21.0

6.10

 

18



17,0

16.15

20

21.2

6.20

 

17



17,2

16.22







 

16

2

17,4

16.30

19





 

15



17,6

16.43







 

14



17,8

16.55

18





 

13



18,0

17.08







 

12



17.20

17







 

11



18,4

17.35







 

10



18,6

17.50

16





 

9



18,8

18.05







 

8



19,0

18.20

15





 

7



19,2

18.35







 

6

1

19,4

18.50

14





 

5



19,6

19.00






<TD

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4



19,8

20.15

13




</TD

 

3



20,0

20.30







 

2



20,2

20.45

12





 

1



20,4

21.00







 



ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (УСТНОГО ЭКЗАМЕНА) ПО МАТЕМАТИКЕ

На экзамене по математике поступающий в военный институт должен показать:

четкое знание математических определений и теорем, предусмотренных программой;

умение точно и сжато выражать математическую мысль в письменном изложении, использовать соответствующую символику;

уверенное владение математическими знаниями и навыками, предусмотренными программой, умение применять их при решении задач.

Программа по математике для поступающих в военный институт состоит из трех разделов. Первый из них представляет собой перечень основных математических понятий и фактов, которыми должен владеть поступающий (уметь правильно их использовать при решении задач). Во втором разделе указаны теоремы, которые надо уметь применять. В третьем разделе перечислены основные математические умения и навыки, которыми должен владеть экзаменуемый.

Порядок проведения и критерии оценки дополнительного вступительного испытания (устного экзамена) по профильной направленности по математике.

Перед началом устного экзамена кандидату выдается лист устного ответа, титульный лист которого кандидат должен собственноручно заполнить. При подготовке к ответу кандидат конспектирует ответ. В ходе экзамена кандидатом в лист устного ответа записываются дополнительные вопросы и ответы на них.

За оценку «отлично» при ответе на 1 и 2 вопросы начисляется по 33 балла, за 3-й вопрос - 34 балла; а оценку «хорошо» - 23 балла; за оценку «удовлетворительно» -12 баллов; за оценку «неудовлетворительно» - 0 баллов.

Общее количество баллов кандидата за экзамен слагается из количества баллов, полученных им за ответы на все три вопроса билета. Минимальное количество баллов – 24.

Допускается получение оценки «неудовлетворительно» по одному из вопросов. В этом случае кандидату за экзамен выставляется минимальное количество баллов, независимо от оценок двух других вопросов. В случае получения двух частных оценок «неудовлетворительно» кандидату выставляется 0 баллов независимо от третьей частной оценки.

I. ОСНОВНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ФАКТЫ

Арифметика, алгебра и начала анализа

Натуральные числа (N). Простые и составные числа. Делитель, кратное. Общий наибольший делитель. Общее наименьшее кратное.

Признаки делимости на 2, 3, 5, 9 и 10.

Целые числа (Z). Рациональные числа (Q), их сложение, вычитание, умножение и деление. Сравнение рациональных чисел.

Действительные числа (R), их представление в виде десятичных дробей.

Изображение чисел на прямой. Модуль действительного числа, его геометрический смысл.

Числовые выражения. Выражения с переменными. Формулы сокращенного умножения.

Степень с натуральным и рациональным показателем. Арифметический корень.

Логарифмы, их свойства.

Одночлен и многочлен.

Многочлен с одной переменной. Корень многочлена на примере квадратного трехчлена.

Понятие функции. Способы задания функция. Область опре-деления, множества значений функции.

График функции. Возрастание и убывание функции; периодичность, четность, нечетность.

Достаточное условие возрастания (убывания) функции на промежутке.

Определение и основные свойства функций: линейной, квадратичной, степенной, показательной, логарифмической, тригонометрической функций (у = sinx; у = cosх; у = tgx), арифметического корня.

Уравнение. Корни уравнения. Понятие о равносильных уравнениях.

Неравенства. Решение неравенства. Понятие о равносильных неравенствах.

Система уравнений и неравенств. Решение системы.

Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула n-го члена и суммы первых n членов арифметической прогрессии. Формула n-го члена и суммы первых n членов геометрической прогрессии.

Синус и косинус суммы и разности двух аргументов (формулы).

Преобразование в произведение сумм.

Геометрия

Прямая, луч, отрезок, ломаная; длина отрезка. Угол, величина угла. Вертикальные и смежные углы. Окружность, круг. Параллельные прямые.

Примеры преобразования фигур, виды симметрии. Преобразование подобия и его свойства.

Векторы. Операции над векторами.

Многоугольник, его вершины, стороны, диагонали.

Треугольник. Его медиана, биссектриса, высота. Виды треугольников. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

Четырехугольники: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция.

Окружность и круг. Центр, хорда, диаметр, радиус. Касательная к окружности. Дуга окружности. Сектор.

Центральные и вписанные углы.

Формулы площади: треугольника, прямоугольника, параллелограмма, ромба, квадрата, трапеции.

Длина окружности и длина дуги окружности. Радианная мера угла. Площадь круга и площадь сектора.

Подобие. Подобные фигуры. Отношение площадей подобных фигур.

Плоскость. Параллельные и пересекающиеся плоскости.

Параллельность прямой и плоскости.

Угол прямой с плоскостью. Перпендикуляр к плоскости.

Двугранные углы. Линейный угол двугранного угла. Перпендикулярность двух плоскостей.

Многогранники. Их вершины, ребра, грани, диагонали. Прямая и наклонная призмы; пирамиды. Правильная призмы и правильная пирамиды. Параллелепипеды, их виды.

Фигуры вращения: цилиндр, конус, сфера, шар. Центр, диаметр, радиус сферы и шара. Плоскость, касательная к сфере.

Формула объема параллелепипеда.

Формулы площади поверхности и объема призмы.

Формулы площади поверхности и объема пирамиды.

Формулы площади поверхности и объема цилиндра.

Формулы площади поверхности и объема конуса.

Формулы объема шара.

Формулы площади сферы.

II. ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ И ТЕОРЕМЫ

Алгебра и начала анализа

Свойства функции y = ax + b и ее график.

Свойства функции y = k/x и ее график.

Свойства функции y = ax^2+bx=c и ее график.

Формула корней квадратного уравнения.

Разложение квадратного уравнения.

Свойства числовых неравенств.

Логарифм произведения, степени, частного.

Определение и свойства функций у = sinx и у = cosх и их графики.

Определение и свойства функции у = tgx и ее график.

Решение уравнений вида sinx = a; cosх = a, tgx; = a.

Формулы приведения.

Зависимости между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента.

Тригонометрические функции двойного аргумента.

Производные основных элементарных функций.

Правила дифференцирования.

Геометрия

Свойства равнобедренного треугольника.

Свойства точек, равноудаленных от концов отрезка.

Признаки параллельности прямых.

Сумма углов треугольника. Сумма внутренних углов выпуклого многоугольника.

Признаки параллелограмма.

Окружность, описанная около треугольника.

Окружность, вписанная в треугольник.

Касательная к окружности и ее свойство.

Измерение угла, вписанного в окружность.

Признаки подобия треугольников.

Теорема Пифагора. Формулы площадей параллелограмма, треугольника, трапеции.

Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности.

Признак параллельности прямой и плоскости.

Признак параллельности плоскостей.

Теорема о перпендикулярности прямой и плоскости.

Перпендикулярность двух плоскостей.

Теоремы о параллельности и перпендикулярности двух плоскостей.

III. ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Экзаменующийся должен уметь:

Производить арифметические действия над числами, заданными в виде десятичных и обыкновенных дробей; с требуемой точностью округлять данные числа и результаты вычислений.

Проводить тождественные преобразования многочленов, дробей, содержащих переменные: выражений, содержащих степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции.

Строить графики линейной, квадратичной, степенной, показательной, логарифмической и тригонометрической функций.

Решать уравнения и неравенства первой и второй степени, уравнения и неравенства, приводящие к ним; решать системы уравнений и неравенств первой и второй степени и приводящие к ним. Сюда, в частности, относятся простейшие уравнения и неравенства, содержащие степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции.

Решать задачи на составление уравнений и систем уравнений.

Изображать геометрические фигуры на чертеже и производить простейшие построения на плоскости.

Использовать геометрические представления при решении алгебраических задач, а методы алгебры и тригонометрии - при решении геометрических задач.

Проводить на плоскости операции над векторами (сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число) и пользоваться свойствами этих операций.

Литература

Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Под ред. М.И. Сканави. М.: АСТ, 2011.

Башкиров А.И., Башкирова И.В., Карнишин С.Г. Математика для абитуриентов. Пермь: ПВИ ВВ МВД России, 2003.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (УСТНОГО ЭКЗАМЕНА) ПО БИОЛОГИИ

Биология – общеобразовательный предмет, который является профильным на вступительных экзаменах в вузах России, осуществляющих подготовку по биологическим специальностям, в том числе в военных вузах с кинологическим профилем. Наиболее важной задачей, стоящей перед вузами этого профиля, является подготовка высококвалифицированного и компетентного специалиста-кинолога.

Министерство образования и науки определило возможность введения дополнительного (кроме ЕГЭ) внутреннего вступительного профильного испытания по решению вуза. Его цель – дополнить результаты единого государственного экзамена для комплексной оценки знаний, умений и навыков абитуриентов, полученных при изучении биологии в школе.

Абитуриент, поступающий на кинологический факультет военного института, сдает дополнительное вступительное испытание профильной направленности по биологии, который проводится устно, по билетам.

Экзаменационные билеты разрабатываются кафедрой биологии военного института согласно перечню вопросов Программы.

Формируется и утверждается Ученым советом института пакет из трех вариантов билетов. Предварительное ознакомление с экзаменационными билетами запрещается.

Экзаменационный билет включает три вопроса, соответствующих разделам Программы по биологии для поступающих в вузы. Разделы Программы: 1. Общая биология (учение о клетке, генетика и селекция, экология, эволюционного учение). 2. Разнообразие органического мира (ботаника, зоология, микробиология). 3. Анатомия и физиология человека. Каждый вопрос варианта соответствует одному из разделов Программы.

В ходе экзамена абитуриент должен показать:

Четкие знания законов биологии и экологии, базовых понятий, основных принципов классификации живых организмов.

Умения объяснять явления природы, определять таксономическую принадлежность живых организмов, приводить примеры из практики здравоохранения, сельскохозяйственного и промышленного производства.

Навыки анализа и логичного изложения информации, применения биологических терминов.

Раздел I. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Свойства живого. Уровни организации жизни. Критерии животных систем.

Эволюционное учение. Краткие сведения о додарвинском периоде развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания.

Критерии вида. Популяция – единица вида и эволюции. Понятие сорта растений и породы животных.

Движущие силы эволюции: наследственность, борьба за существование, изменчивость, естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции. Искусственный отбор и наследственная изменчивость – основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений. Создание новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений. Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности. Микроэволюция. Видообразование. Результаты эволюции: приспособленность организмов, многообразие видов. Использование теории эволюции в практике сельского хозяйства и охраны природы.

Возникновение жизни на Земле.

Развитие органического мира.

Доказательства эволюции органического мира. Главные направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация. Соотношение различных направлений эволюции. Биологический прогресс и регресс. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих в кайнозойскую эру. Влияние деятельности человека на многообразие видов. Природные сообщества, их охрана.

Происхождение человека. Ч. Дарвин о происхождении человека. Движущие силы антропогенеза: биологические и социальные факторы. Древнейшие люди, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство.

Учение о клетке. Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица животного. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее основных органоидов. Особенности строения клеток прокариот и эукариот.

Химическая организация клетки. Элементный состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества клетки: белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Пластический обмен. Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Репликация (самоудвоение) ДНК. Транскрипция. Трансляция (биосинтез белка). Фотосинтез. Энергетический обмен и его сущность. Значение АТФ в энергетическом обмене. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.

Размножение и развитие организмов. Жизненный цикл клетки. Деление клетки и его значение. Митоз, мейоз, гаметогенез. Хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор хромосом, кариотип. Половое и бесполое размножение организмов. Оплодотворение. Развитие зародыша животных. Постэмбриональное развитие.

Основы генетики. Методы генетики. Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов и их цитологические основы. Фенотип и генотип. Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Законы наследственности, установленные Г. Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозигота и гетерозигота. Закон единообразия первого поколения. Закон расщепления признаков. Закон независимого наследования и его цитологические основы. Сцепленное наследование. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности. Изменчивость и ее виды. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, их причины. Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов).

Теория эволюции. Основные факторы эволюции. Генетика популяций. Формы естественного отбора (движущий, стабилизирующий, дизруптивный).

Основы селекции. Генетические основы селекции. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов: гибридизация и искусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений. Основные направления биотехнологии (микробиологическая промышленность, генная и клеточная инженерия). Получение антибиотиков, ферментных препаратов, кормовых дрожжей и др.

Основы экологии. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы. Комплексное воздействие факторов на организм. Ограничивающие факторы. Фотопериодизм. Вид, его экологическая характеристика. Популяция. Факторы, вызывающие изменение численности популяций, способы ее регулирования. Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия. Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция. Смена биогеоценозов. Агроценозы.

Основы учения о биосфере. Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество, его газовая, концентрационная, окислительная и восстановительная функции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. В.И. Вернадский о возникновении биосферы.

Биосфера и научно-технический прогресс. Биосфера в период научно-технического прогресса и здоровье человека. Проблемы окружающей среды: истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, сохранение эталонов и памятников природы, видового разнообразия, биоценозов.

Раздел II. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

ВИРУСЫ И БАКТЕРИИ

Вирусы. Особенности строения и жизнедеятельность. Роль вирусов в природе и жизни человека.

Бактерии. Строение, жизнедеятельность, размножение бактерий. Роль бактерий в природе, медицинское значение бактерий, значение бактерий в сельском хозяйстве, промышленности.

РАСТЕНИЯ

Ботаника – наука о растениях. Растительный мир как основная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле. Цветковое растение и его строение. Понятие о ткани.

Семя. Строение семян (на примере двудольного и однодольного растений). Условия прорастания семян.

Корень. Виды корней. Типы корневых систем. Строение корня в связи с его функциями. Зоны корня. Рост корня. Поглощение корнями воды и минеральных солей, необходимых растению. Удобрения. Дыхание корня. Корнеплоды (видоизменения корня). Значение корня.

Лист. Внешнее строение листа. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями, кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки. Дыхание листьев. Испарение воды листьями. Фотосинтез. Роль зеленых растений в природе и жизни человека.

Стебель. Понятие о побеге. Почки вегетативные и цветочные, их строение и расположение на стебле. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. Ветвление стебля. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями: кора, камбий, древесина, сердцевина. Рост стебля в толщину. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Видоизмененные побеги.

Цветок и плод. Строение цветка. Строение тычинки и пестика. Соцветия. Перекрестное опыление насекомыми и ветром. Самоопыление. Оплодотворение. Образование семян и плодов. Вегетативное размножение цветковых растений. Размножение растений посредством побегов, корней, листьев в природе и растениеводстве. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.

Классификация цветковых растений. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических (таксономических) категориях – вид, род, семейство, класс. Значение международных названий растений.

Класс двудольных растений. Семейства крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных.

Класс однодольных растений. Семейство злаков, семейство лилейных. Отличительные признаки растений основных семейств; их биологические особенности и хозяйственное значение.

Водоросли. Низшие и высшие растения. Строение, распространение, значение водорослей в природе и хозяйственной деятельности человека. Многообразие водорослей (сине-зеленые, бурые, красные, зеленые).

Споровые растения. Отдел Мхи: общая характеристика. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности его строения. Образование торфа, его значение. Отдел Хвощи, отдел Плауны, отдел Папоротники: строение и размножение, значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

Семенные растения. Отдел Голосеменные: общая характеристика. Строение и размножение голосеменных. Распространение хвойных, их значение в природе и хозяйственной деятельности человека. Отдел Покрытосеменные (цветковые): общая характеристика. Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на Земле и господство в современной флоре. Многообразие цветковых. Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений. Охрана растений. Красная книга.

Развитие растительного мира на Земле. Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира на Земле. Создание культурных растений человеком.

ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ

Грибы. Общая характеристика царства Грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Роль грибов в природе и хозяйственной деятельности человека.

Лишайники. Симбиоз. Строение лишайника. Питание. Размножение. Роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека.

ЖИВОТНЫЕ

Зоология – наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходства и отличия растений и животных. Классификация животных. Элементарные понятия о систематических (таксономических) категориях – вид, род, семейство, класс, тип, царство.

Подцарство Одноклеточные. Общая характеристика, многообразие, среда обитания и значение одноклеточных. Класс Саркодовые: обыкновенная амеба, образ жизни, особенности строения, размножение, инцистирование. Тип Ресничные: инфузория-туфелька, образ жизни, особенности строения, размножение.

Подцарство Многоклеточные. Общая характеристика, понятие о радиальной и двусторонней симметрии, многообразие, значение многоклеточных.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа, многообразие, среда обитания, значение. Класс Гидроидные: пресноводная гидра, внешнее и внутреннее строение, размножение вегетативное и половое. Класс Сцифоидные медузы. Класс Коралловые полипы.

Тип Плоские черви. Общая характеристика типа, многообразие. Внешнее и внутреннее строение. Размножение. Регенерация. Биология класса Ресничные черви (на примере белой планарии). Паразитические плоские черви (класс Сосальщики и класс Ленточные черви).

Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Особенности биологии класса Нематоды (на примере аскариды).

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа, многообразие (классы Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки). Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Размножение. Роль в биосфере и жизни человека.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа, многообразие (классы Двустворчатые, Брюхоногие, Головоногие). Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Размножение. Роль в биосфере и жизни человека.

Тип Членистоногие. Общая характеристика типа, многообразие. Класс Ракообразные: речной рак, среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Класс Паукообразные: паук-крестовик, среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Паразитические паукообразные (отряд Клещи) и их практическое значение. Класс Насекомые: майский жук, внешнее и внутреннее строение, размножение. Типы развития насекомых. Отряды насекомых с неполным и полным превращением. Роль насекомых в природе, их практическое значение.

Тип Хордовые. Общая характеристика типа, принципы организации хордовых.

Класс Ланцетники. Ланцетник – низшее хордовое животное. Внешнее и внутреннее строение.

Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Хрящевые и костные рыбы. Речной окунь: внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие. Хозяйственное значение рыб. Искусственное разведение рыб. Промысел рыб.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Среда обитания. Лягушка: внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие. Многообразие земноводных и их значение. Происхождение земноводных.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Среда обита "ния. Прыткая ящерица: внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие. Многообразие пресмыкающихся и их значение. Происхождение пресмыкающихся.

Класс Птицы. Общая характеристика класса, теплокровность, приспособленность к полету. Среда обитания. Сизый голубь: внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, поведение. Сезонные явления в жизни птиц. Происхождение птиц. Роль птиц в природе и их значение в жизни человека.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса, теплокровность. Домашняя собака: внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, поведение. Забота о потомстве. Происхождение млекопитающих. Многообразие зверей. Отряды: рукокрылые, грызуны, хищные, ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные, приматы. Домашние млекопитающие. Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана.

Раздел III АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Анатомия, физиология и гигиена человека – науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья.

Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека (клетки, ткани, органы, системы и аппараты органов). Ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная).

Опорно-двигательная система, ее значение. Строение скелета человека. Соединение костей. Состав и рост костей в толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Утомление. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды. Состав крови. Группы крови. Свертывание крови. Эритроциты и лейкоциты, их строение и функции. Защитные свойства крови. Иммунитет.

Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Автоматия сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Пульс. Кровяное давление.

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функция. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Понятие о гуморальной и нервной регуляции дыхания. Гигиена дыхания.

Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение, ферменты и их роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта, желудке, кишечнике. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Всасывание. Гигиена питания.

Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Ферменты. Пластический и энергетический обмен – две стороны единого процесса обмена веществ. Витамины и их значение для организма.

Выделение. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ. Состав мочи.

Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Гигиена кожи и одежды.

Нервная система. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного, мозжечка. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий. Понятие о вегетативной нервной системе.

Анализаторы. Органы чувств. Структура анализатора. Значение органов чувств. Строение и функции органа зрения. Гигиена зрения. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Орган обоняния. Орган вкуса. Кожа как орган чувств.

Высшая нервная деятельность. Учение о высшей нервной деятельности. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Сон. Эмоции. Память. Сознание и мышление. Речь. Значение слова. Интеллект. Поведение. Особенности высшей нервной деятельности человека.

Эндокринная система. Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гуморальной регуляции в организме.

Развитие человеческого организма. Воспроизведение организмов. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие человека. Особенности развития детского и юношеского организмов.

Литература:

Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. Интенсивный курс. – М.: Издательство Оникс, 2007. – 512 с.

Биология: весь курс: для выпускников и абитуриентов /Н.А. Введенский, И.М. Владимирова, Б.Ф, Данилов, Г.И. Локшин. – М.: Эксмо, 2008. – 544 с.

Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова. – М.: АСТ-ПРЕСС Школа, 2008. – 816 с.

Биология для поступающих в вузы: Структурированный курс: Учебное пособие. / Цибулевский А.Ю., Мамонтов С.Г. – М.: Академия, 2004. – 704 с.

 

Все справки по условиям приема можно получить по телефону приемной комиссии военного института (342) 270–39–39 БЕСПЛАТНО (342) 270–39–39 Или по электронному адресу PVIPRIEM@MAIL.RU. ПОЧТОВЫЙ АДРЕС: 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, д. 1, ПВИ ВВ МВД России, приемная комиссия.

 

Контакты

 

Адрес: Российская Федерация, 614108, Пермский край, Пермь, Гремячий Лог, д.1

E-mail: pvipriem@mail.ru

Приёмная комиссия: 8 (342) 270-39-39 БЕСПЛАТНО 8 (342) 270-39-39

Дежурный по институту: 8 (342) 270-39-84 БЕСПЛАТНО 8 (342) 270-39-84

 

    Новости