Поиск по сайту

Подвели итоги работы комиссии по делам несовершеннолетних за девять месяцев

 

 

Работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Кузоватовский район» по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних строится на основе реализации Федерального закона от 24.06.1999 года № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», районной программы «Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотических средств, профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимой части населения на территории муниципального образования «Кузоватовский район» на 2010-2012 г.г.», районных программ «Семья и дети», «Каникулы», других районных программ, затрагивающих интересы несовершеннолетних жителей района, которые предусматривают комплекс профилактических мер, осуществляемых районными органами и учреждениями системы профилактики.

Главной целью работы комиссии является координация выполнения всеми службами районной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Федерального Закона от 24.06.1999г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».


В соответствии с вышеназванными направлениями деятельности комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в 2012 году провела 18 заседаний (2011 год - 16), в том числе выездных — 1 (2011 год - 2), на которых были рассмотрены 230 вопросов (2011 год – 292) с принятием по каждому из них постановления и проведения предварительных проверок учреждений и служб, составляющих систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В 2012 году было рассмотрено 36 профилактических вопросов (2011 год — 38). Уменьшение количества рассмотренных дел произошло за счёт уменьшения количества административных материалов.

Если в 2011 году за 11 месяцев поступило 128 административных протоколов, в том числе: в отношении законных представителей — 90, в отношении несовершеннолетних — 36, иных граждан — 2; то в 2012 году поступило только 105 административных протокола, в том числе в отношении законных представителей — 87, несовершеннолетних — 15, иных граждан — 3.

Качество поступающих протоколов оставляет желать лучшего. Протоколы часто не соответствуют требованиям федерального законодательства, редко представлены характеризующие материалы и сведения, что создаёт дополнительные трудности в работе.

Основная проблема — нарушение сроков поступления протоколов. Именно в отношении данного нарушения было направлено представление, но ситуация не улучшилась. Протоколы продолжают поступать более чем с недельной задержкой. Только 20% от поступивших из отделения полиции (дислокация р.п. Кузоватово) административных материалов составлены участковыми уполномоченными.

В 2012 году увеличилась процент взыскиваемости штрафов с 48% в 2011 году до 56% в 2012 году.


Несмотря на проведённую работу, в 2012 году увеличилось количество преступлений, совершённых несовершеннолетними, с 5 (в 2011 году) до 7 (в 2012 году). Основной характер преступлений — имущественный (ст. 158 УК — кража), два тяжких преступления (ст. 111 УК РФ: нанесение тяжких телесных повреждений различной степени). Основной контингент совершивших преступления — школьники 9-11 классов и учащиеся техникума. Все преступления совершены в период с 22-30 и позднее.

Данные обстоятельства свидетельствуют о слабом контроле родителей за детьми в каникулярное и в вечернее время, что способствует совершению преступлений.


За 9 месяцев 2011 года было зарегистрировано 3 факта жестокого обращения с несовершеннолетними. В 2012 году — 1.


Остаётся тревожным факт несвоевременного сообщения сотрудниками внутренних дел о совершённых преступлениях совершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. Практически отсутствует информация о прекращении уголовных дел в отношении несовершеннолетних.

На момент отчетного периода на учете в РОВД состоят 10 подростков (2011 г. - 24), из них: условно осужденных – 1 (2011 год - 1), за правонарушения, влекущие административную ответственность – 4 (11), в том числе за употребление спиртных и спиртосодержащих напитков — 2 (5), за совершение общественно-опасных деяний и не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность - 2 (6).

Из числа состоящих на профилактическом учёте обучаются в школах 4 несовершеннолетних (2011 год — 8), обучаются в учреждениях начального и среднего профессионального образования 5 несовершеннолетних (2011 год -15).

Спад числа несовершеннолетних, состоящих на учёте, числа выявления правонарушений и преступлений, совершённых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, обусловлен слабой работой инспектора по делам несовершеннолетних.

Работа участковых уполномоченных полиции в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних минимальна: в 2011 году участковыми уполномоченными составлено всего 14 административных протоколов из 124 поступивших из отделения полиции (дислокация р.п. Кузоватово), в 2012 году 8 из 87.


В ведомствах созданы банки данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, о безнадзорных детях. На заседаниях комиссии рассматриваются вопросы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, проводится анализ семей, состоящих на учёте, решаются вопросы постановки и снятия с учёта детей и родителей, намечаются конкретные мероприятия по улучшению жизненной ситуации в каждой отдельной семье.

Всего в районном банке данных на 01 октября 2012 года состоят 4 несовершеннолетних со статусом «безнадзорный», в том числе: школьников — 2, дошкольников — 2.

В 2011 году по итогам 9 месяцев количество безнадзорных составляло 13 человек.

Беспризорных детей, то есть не имеющих места жительства или места пребывания, и контроль за которыми со стороны взрослых отсутствует, в районе за последние три года не было выявлено.


В настоящее время в районном банке данных семей, находящихся в социально опасном положении, состоят 58 семей данной категории (81 родитель), в которых воспитываются 108 детей.

В 2012 году выявлено и поставлено на профилактический учёт 17 семей, находящихся в социально опасном положении. За аналогичный период прошлого года на учёт была поставлена 71 семья (100 родителей), в которых воспитывались 125 детей.


Количество дел в отношении родителей уменьшилось. В 2011 году рассмотрено в отношении родителей 179 дел, из них за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних — 160. В 2012 году рассмотрено 280 дел в отношении родителей, которые ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности. 84 родителя привлечены к административной ответственности (2011 год - 94). По результатам рассмотрения дел вынесены 15 (86) предупреждений, оштрафованы 69 родителей (2011 год — 67) на сумму 13 600 рублей (14 600 руб.).

Организация профилактической работы с семьями не всегда позволяет добиться положительных результатов, что приводит к применению крайних мер к родителям — лишению родительских прав и ограничению в родительских правах. В суд было направлено 7 (2011 год -16) гражданских исков к родителям о лишении родительских прав, по результатам которых 6 родителей лишены родительских прав в отношении 9 детей (2011 год — 11/17). Один родитель ограничен в отношении одного ребёнка.


Привлечено к ответственности за вовлечение несовершеннолетних в распитие спиртных напитков 3 граждан (в 2011 году — 2). По результатам рассмотрения вынесено 3 (2) штрафа на сумму 600 (200) рублей.


В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляет меры, предусмотренные законодательством РФ и законодательством Ульяновской области по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В 2012 году обмен информацией по проблемам несовершеннолетних был организован в соответствии с Инструкцией по межведомственному взаимодействию.

Количество направленных и полученных сообщений свидетельствует о том, что ст. 9 ФЗ-120 используется слабо, что способствует нарушению прав детей, несвоевременному выявлению семей, находящихся в социально опасном положении.


К сожалению, в 2012 и в 2011 году выявлены факты жестокого обращения с детьми. Несвоевременное выявление семей, где сложилась опасная для детей обстановка, повлекло совершение в отношение несовершеннолетних противоправных действий. Информация из органов внутренних дел поступает не своевременно или не поступает вовсе. Поэтому статистика не отражает весь масштаб проблемы жестокого обращения к детям в семье, со стороны самих несовершеннолетних.

Существует ряд причин, ведущих к снижению результатов профилактики жестокого обращения с детьми, преступлений против их жизни, здоровья, а именно:

- отсутствие либо недостаточно профессионально выстроенная система работы по оказанию психологической помощи детям и родителям с целью профилактики насилия и жестокого обращения с детьми, детям, пострадавшим от насилия;

- недостаточность и неэффективность мер профилактического характера, способствующих повышению правовой культуры общества, правовой информированности населения в этом вопросе, формированию осуждающего общественного мнения, активной гражданской позиции населения по отношению к этой проблеме;

- отсутствие целенаправленной работы по данному вопросу со средствами массовой информации и общественными организациями со стороны органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Исполнительская дисциплина ведомств по выполнению поручений комиссии остаётся недостаточно высокой. Остались невыполненными на 80% поручения, направленные в отдел внутренних дел. Качество ответов в основе своей достаточно формальны.

В соответствии с действующим законодательством, если не указаны конкретные сроки предоставления ответа на документ, ответ должен быть представлен в течение 30 дней.

Тем не менее, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних были допущены нарушения сроков предоставления ответов на постановления комиссии.

Качество ответов не всегда отражает выполненный объём работы, не виден конечный результат.

В районе 20 образовательных учреждения, в которых обучаются 1983 учащихся (2011 год – 2095 учащихся). Комиссией по делам несовершеннолетних ведётся учёт учащихся, допускающих пропуски занятий без уважительных причин, в связи с этим разработана схема взаимодействия органов системы профилактики по работе с несовершеннолетними данной категории. Ежемесячно в КпДН МУ Управление образования администрации МО «Кузоватовский район» предоставляются сведения об учащихся школ, уклоняющихся от учёбы, об обучающихся, не получивших основного общего образования с отчётом о проделанной работе с ними в образовательных учреждениях района. За отчётный период значительно снизилось количество ходатайств образовательных учреждений об уклонении несовершеннолетних от учёбы или об отчислении из образовательных учреждений. Данный факт можно рассматривать как активизацию деятельности Советов профилактики при образовательных учреждениях и комиссии по раннему отсеву при Управлении образования.


С целью предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с 1 июня по 1 октября 2012 года на территории муниципального образования «Кузоватовский район» проводилась межведомственная комплексная профилактическая операция «Подросток», в рамках которой были проведены специальные операции «Выпускник», «Внимание – дети!», «Занятость», «Беспризорник».

В соответствии с законом на каждое заседание комиссии приглашается представитель прокуратуры района. В прокуратуру предварительно направляются материалы для проверки. Участие прокуратуры позволяет получать оперативное консультирование при решении возникающих проблем. В течение 2012 года комиссией получен один акт прокурорского реагирования (в 2011 году — 1). Получено одно частное определение из Новоспасского районного суда (2011 год — 0).


В аппарате комиссии два штатных сотрудника. Методическое обучение сотрудники комиссии получают благодаря областным семинарам сотрудников комиссий, проводимых комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области. Ответственный секретарь комиссии прошла курсы повышения квалификации в 2006 году в ГОУ высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права» по теме «Защита прав и законных интересов несовершеннолетних в свете отработки ювенальной технологии». В 2009 году специалист комиссии прошла курсы повышения квалификации в НОУ ВПО «Университет Российской Академии образования» г. Москва по теме: «Нормативно-правовое обеспечение деятельности по охране прав детей». Дальнейшее прохождение курсовой переподготовки сотрудников и приобретение необходимого программного обеспечения осложнено отсутствием достаточного финансирования.

Несмотря на большую работу, проводимую комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, и субъектами  системы профилактики, остаётся ряд проблем, решение которых улучшит эффективность работы.

1. Недостаточно чётко отлажена система взаимоинформирования и взаимодействия между органами системы профилактики. Имеют место случаи, когда информация о несовершеннолетних и их родителях, о происшествиях поступает в комиссию несвоевременно.

2. Слабо налажена работа первоначального звена: Советов общественности, администраций поселений, школ района. Данная ситуация приводит к несогласованности в работе с семьями, малую результативность применяемых мер.


В связи с вышеуказанным, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав на 4 квартал 2012 год определила следующие задачи:

1. Обратить особое внимание на работу по раннему выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, конфликтов в детских коллективах в целях профилактики жестокого обращения с детьми в семье, образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных.

2.  Включить мероприятия, направленные на профилактику жестокого обращения с детьми в семье, образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных, в тематику родительского всеобуча.

3. Усилить контроль за качеством поступающих административных материалов, за исполнительской дисциплиной.

4. Возобновить рейды в вечернее время с привлечением общественности и обязательным участием представителей органов внутренних дел в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

5. Инспектору ПДН: обязательное проведение индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учёте (в 2012 году на учёте состоят 10 подростков; в 2011 году — 24).

    Новости