Поиск по сайту

Об организации квотирования рабочих мест для приёма на работу инвалидов


Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для приёма на работу инвалидов регламентирована положениями нижеперечисленных нормативных правовых актов Российской Федерации:

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Закон Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО «О квоте для приёма на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области»;

постановление Правительства Ульяновской области от 30.06.2016
№ 307-П «Об утверждении Порядка проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда»;

постановление Правительства Ульяновской области от 23.03.2017
№ 131-П «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов».

Таким образом, работодатели обязаны:

1) в соответствии со статьёй 24 Федерального закона от 24.11.1995
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;

- создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;

- предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов;

2) в соответствии с частью 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» ежемесячно предоставлять в органы службы занятости: информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

3) в соответствии со статьёй 2 Закона Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО «О квоте для приёма на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области»:

ежегодно до 1 декабря текущего года представляют в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере занятости населения, по установленной им форме сведения о рассчитанном ими числе инвалидов, подлежащих приему на работу в счёт установленной квоты в следующем году

ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчётным, представлять в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере занятости населения, по установленной им форме сведения о наличии вакансий для приёма на работу инвалидов и соблюдении установленной квоты.

Как уже было отмечено ранее, во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в регионе принят Закон Ульяновской области от 27.04.2009
№ 41-ЗО «О квоте для приёма на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области», согласно которому работодателям, численность работников которых составляет:

- не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов среднесписочной численности работников,

- не менее чем 101 человек и не более чем 200 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов среднесписочной численности работников,

- не менее чем 201 человек и не более чем 500 человек, устанавливается квота в размере 3 процентов среднесписочной численности работников,

- не менее чем 501 человек, устанавливается квота в размере 2 процентов среднесписочной численности работников.

ПРОЦЕНТ установленной квоты ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ исходя из ЧИСЛЕННОСТИ работников, а РАЗМЕР установленной квоты ИСЧИСЛЯЕТСЯ от СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ, умноженной на ранее определённый процент.


Более того, постановлением Правительства Ульяновской области от 23.03.2017 № 131-П (далее – постановление) установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях, осуществляющих деятельность на территории Ульяновской области, в пределах установленной квоты для приёма на работу инвалидов, численностью работников не менее чем 101 человек.

  • Численность работников не менее чем 101 человек и не более чем 200 человек - не менее 1 специального рабочего места

  • Численность работников не менее 201 человек и не более чем 500 человек – не менее 2 специальных рабочих мест

  • Численность работников не менее чем 501 человек – не менее 3 специальных рабочих мест


Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются индивидуально для конкретного лица или для группы лиц, имеющих однотипные нарушения функций организма, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учётом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

Рабочее место инвалида должно соответствовать требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, санитарным правилам СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 № 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09» (далее – Санитарные правила) и индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА инвалида).

Создание инвалидам условий труда осуществляется в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53873-2010 «Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов», утверждённым приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.09.2010 № 253-ст, и включает в себя деятельность, обеспечивающую инвалиду условия и режим труда в соответствии с ИПРА инвалида.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются работодателем за счёт собственных средств в пределах установленной квоты для приёма на работу инвалидов.

Создание специального рабочего места включает в себя:

соблюдение условий труда, режима труда и отдыха работника;

обеспечение рабочего места специализированным основным и вспомогательным оборудованием;

дополнительное обеспечение мер сигнализации и техники безопасности;

социально-психологическое сопровождение в процессе закрепления на рабочем месте с учётом индивидуальных возможностей инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида.


Работодатели, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения, расположенные вне места нахождения работодателя, представляют отчётность, с учётом численности работников, трудоустроенных в счёт установленной квоты в филиалах, представительствах и обособленных структурных подразделениях, в филиал Кадрового центра по месту нахождения филиала, представительства или обособленного структурного подразделения.

Обращаем Ваше особое внимание, что приказом Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области от 29.12.2017 № 28-П в вышеуказанный порядок внесено изменение, согласно которому необходимо указывать степень ограничения способности к трудовой деятельности работника.

Способность к трудовой деятельности является одной из основных категорий жизнедеятельности человека.

Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» выделяются 3 степени выраженности ограничений данной категории:

1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;

3 степень - способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.

Сроки предоставления вакансий остались прежними.


ДИСКРИМИНАЦИЯ


В соответствии со статьёй 3 ТК РФ:

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости …… от принадлежности или непринадлежности к ……. или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.


Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда


Основными формами возможного проявления дискриминации являются, в том числе:

отказ в разумном приспособлении (в том числе, невыполнение работодателем комплекса мероприятий по дооборудованию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места для инвалида таким образом, чтобы не имелось ограничений или препятствий при выполнении им работы по сравнению с другими работниками);

отказ в закреплении при необходимости наставника;

несоблюдение требований трудового законодательства в отношении условий труда инвалидов;

отказ инвалидам в переводе на другую имеющуюся в организации работу в соответствии с рекомендациями о показанных (противопоказанных) видах трудовой деятельности, содержащимися в ИПРА;

отказ в приеме на работу на основании наличия у претендента инвалидности;

наличие при приеме на работу избыточных требований, не связанных с трудовой деятельностью инвалида и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу;

увольнение работников по признаку инвалидности.


Установление фактов дискриминации со стороны работодателя в отношении гражданина в связи с установлением ему инвалидности осуществляется судами по заявлению граждан, считающих, что они подверглись дискриминации в сфере труда (часть четвертая статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации).

Ответственность работодателей в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации

Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости 

Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приёме на работу инвалида в пределах установленной квоты - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. 

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1,частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.8, 19.8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трёхсот рублей; на должностных лиц - от трёхсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трёх тысяч до пяти тысяч рублей.


    Новости