Поиск по сайту

Эшелоны в бессмертие


Все дальше уходит в прошлое Великая Отечественная война, расплывчатее становятся в памяти воспоминания об этой мировой трагедии. Все меньше остается в живых участников и свидетелей той далекой кровавой войны.

В 1940 и начале 1941 года приближение чего-то страшного чувствовалось во всем, хотя и неосознанно. Как-то меньше стало улыбок, не получалось и искреннего веселья. Мы с тревогой вслушивались в сообщения по радио, читали центральные газеты. А заявления руководства страны о мире лишь усиливали опасения.

Как гром среди ясного неба услышали известие о начале войны, и уже буквально на следующий день пришли первые повестки и состоялись первые проводы в армию. Мимо станции потянулись военные эшелоны. Первые слезы и громкий плач, растерянные лица призывников.  Пожелания удачи и скорейшего возвращения домой с победой. Никто тогда и не предполагал, что многие ребята покидали дом навсегда.

Я работала на почте, через нас сохранялась тонкая ниточка между воинами и домом. Приходит треугольное письмо со знакомым родным почерком — радость неимоверная, значит, жив, есть надежда на возвращение из мясорубки, пришла похоронка — навсегда в этом доме поселилось горе. Мы больше всего боялись этих писем смерти, первыми испытывали на себе отрицательный всплеск эмоций. Даже спустя какое-то время с опаской обходили этот дом. Десятки отцов и матерей с нетерпением ждали нас с весточкой с фронта, но всю войну они так и не дождались никаких вестей о своем сыночке, который сгинул в жерле той страшной войны.

Навсегда остались в памяти сборы и отправка на фронт воинского эшелона со станции Безводовка в 1942 году. Здесь формировались части стрелкового полка. С разных сторон нашей и соседних областей стекались новобранцы, поезд с теплушками стоял в тупике. На фронтах в это время складывалась тяжелая обстановка. Было ясно, что война продлится долго, смерть заберет сотни тысяч воинов. Молодые солдатики были настроены очень серьезно, а в глазах тревога и неизбежность. Проводить их собрались родня из близлежащих сел и городов. Слезы, объятия, пожелания и обещания. Мы тоже, как могли, поддерживали новобранцев, старались подкормить, сказать доброе слово. Время было военное, ни по радио, ни в газетах об этом не распространялось. Мы оказались свидетелями и провожатыми того эшелона в бессмертие.

А война катилась своим чередом. Мимо станции на фронт шли воинские эшелоны, с фронта везли раненых, эвакуированных. Многие поезда останавливались у нас для дозаправки водой и топливом. И тогда происходили минутные разговоры о детях, знакомых, родственниках. Так было вплоть до победного мая 1945 года. Встречали и раненых, и покалеченных с фронтов, но все радовались, что вернулись живыми. К сожалению, больше половины из уехавших в воинских эшелонах назад домой так и не приехали, их забрала война. Вечная память!

Из воспоминаний Трофимовой Екатерины Андреевны, 2004 год.

По материалам газеты «Кузоватовские вести»

    Новости