Поиск по сайту

Нежная лирика пейзажа

МуниМуниципальное учреждение культуры «Кузоватовская межпоселенческая библиотечная система»

Центральная библиотека им. А.С.Грина

 


 27 января 2016 года в читальном зале центральной библиотеки им. А.С.Грина МУК «КМБС» состоялось очередное заседание любительского библиотечного клуба «Славянка». В этот зимний морозный день члены клуба совершили виртуальную экскурсию «Нежная лирика пейзажа» по залам разных музеев, в которых увидели картины удивительного русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова, узнали о нелёгкой судьбе и творческом пути художника.

Для того чтобы по достоинству оценить наследие этого замечательного мастера, историкам искусства понадобилось значительное время. В силу ряда обстоятельств о Саврасове сложилось мнение как о художнике одной картины - «Грачи прилетели». Казалось, что она каким-то чудом появилась у него в мастерской и что ничего сколько-нибудь приближающегося к ней по художественному уровню он не создал. Среди современников Саврасова, пожалуй, только Левитан понимал значительность вклада, внесённого его учителем в русскую художественную культуру.

А.К.Саврасов является одних из основоположников передвижничества, но 1850-е годы в истории русского пейзажа до сих пор остаются мало изученными. Осенью 1851 года на выставке в Московском училище появились картины Алексея Саврасова «Зима в Москве» и «Вид на Кремль в ненастную погоду».

Лето, проведённое Саврасовым на берегу Финского залива, было плодотворным. Расширился его кругозор, мастерство окрепло. Картина «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (петербургский пейзаж 1854 г.) принесла ему звание академика.

В конце 1854 года или начале 1855 года художник возвращается в Москву. Сохранилось немного его работ, выполненных во второй половине 50-ых годов. В их числе — картина «Пейзаж с рекой и рыбаком». Это не только одно из лучших произведений Саврасова, но, пожалуй, и один из наиболее замечательных русских пейзажей второй половины XIX века.

 Любопытно, что начиная с самых ранних работ художник на первом плане почти всегда изображает воду — будь то река, ручей, озеро или просто лужи на дороге. И всегда в ней отражается небо.

Последние дни художника прошли на больничной койке. Здесь же на 68-м году жизни, в 1897 году, он скончался. В больничной церкви состоялись отпевание и панихида, на которой присутствовали члены Московского общества любителей художеств. В тот же день на Ваганьковском кладбище прошли скромные похороны.

Ученики мастера хотели устроить посмертную выставку художника, чтобы показать талант своего учителя. Выставка состоялась …, но лишь через 50 лет. Только тогда открылось всё значение А.К. Саврасова в истории русской художественной культуры.

На этом завершилась экскурсия в лучшие музеи, в залах которых представлены незабываемые, проникновенные пейзажи талантливого и самобытного русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова.


Зав. ЦБ МУК «КМБС» Н.В. Кочеткова

 


    Новости