Поправки в Федеральный
закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
внесены Федеральным
законом от 18 июля 2011 года N 218-ФЗ.
Во-первых, изменена сфера применения Закона
об алкоголе. Теперь его действие распространяется также на
деятельность по производству и обороту пива, деятельность по производству и
обороту натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6
процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов,
произведенных без добавления этилового спирта, а также на деятельность по
производству, обороту и (или) использованию этилового спирта по фармакопейным
статьям. Это положение вступило в силу 22 июля 2011 года.
Во-вторых, введены новые понятия, а также
по-новому сформулированы уже известные понятия.
Алкогольная продукция - пищевая продукция,
которая произведена с использованием или без использования этилового спирта,
произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с
содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за
исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным
Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на
такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино,
ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки,
изготавливаемые на основе пива.
Пиво - алкогольная продукция с содержанием
этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая
произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате
переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных
дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.
Введены также другие понятия.
Эти
положения закона вступили в силу с 1 июля 2012 года.
Статья
16 Закона об алкоголе, посвященная розничной продаже и потреблению
(распитию) алкогольной продукции, изложена в новой редакции, вступившей силу с
22 июля 2011 года, кроме положений, указанных особо.
Установлен запрет на розничную продажу
алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением
розничной продажи в предприятиях общественного питания и в магазинах
беспошлинной торговли. До 1 января 2013 года данный запрет не применяются в
отношении пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием
этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции.
Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации вправе устанавливать полный запрет на розничную продажу
алкогольной продукции.
Индивидуальным предпринимателям разрешено
осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков.
Дополнительно запрещена розничная продажа
алкогольной продукции:
- на прилегающих к детским, образовательным,
медицинским организациям, объектам спорта территориях;
- на остановочных пунктах движения общественного
транспорта (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных
станциях;
- на оптовых и розничных рынках и прилегающих к
ним территориях (кроме услуг общепита и магазинов беспошлинной торговли);
- на вокзалах, в аэропортах и прилегающих к ним
территориях (кроме услуг общепита и магазинов беспошлинной торговли);
- в иных местах массового скопления граждан и
местах нахождения источников повышенной опасности и прилегающих к ним
территориях (кроме услуг общепита и магазинов беспошлинной торговли);
- на объектах военного назначения и на
прилегающих к ним территориях;
- в нестационарных торговых объектах (кроме услуг
общепита и магазинов беспошлинной торговли) - до 1 января 2013 года в
нестационарных торговых объектах также разрешена розничная торговля пивом и
пивными напитками, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема
готовой продукции.
При этом к прилегающим территориям относятся
земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям,
сооружениям и границы которых должны определить своим решением органы местного
самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С
1 июля 2012 года организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной
продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях,
должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении,
оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и
составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские
помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также
контрольно-кассовую технику.
С 1 июля 2012 года организации, осуществляющие
розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков)
в сельских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности,
хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой
определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые
объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров, а
также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным
законом.
С 22 июля 2011 года организации и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков,
должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении,
оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские
помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено
федеральным законом. Указанные требования не распространяются на розничную
продажу пива и пивных напитков, осуществляемую организациями и индивидуальными
предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания. До 1 января
2013 года указанные требования не применяются в отношении пива и напитков,
изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее
процентов объема готовой продукции.
Таковы основные изменения в правилах розничной
продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Опубликовано 27.03.2013.