Поиск по сайту

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РФ

Документ предоставлен КонсультантПлюс


СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

КОРРУПЦИИ В РФ <1>


В.А. АВДЕЕВ, О.А. АВДЕЕВА


--------------------------------

<1> Статья выполнена при финансовой поддержке государственного задания N 2014/52 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части проекта N 2706 "Уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия преступности".


Авдеев В.А., доктор юридических наук, профессор.


Авдеева О.А., доктор юридических наук, профессор.


В статье дан анализ состояния коррупционной преступности в РФ, отражена динамика абсолютных и относительных показателей преступлений коррупционной направленности. Определены современные подходы к угнетению коррупционных составляющих в РФ. Исследованы вопросы классификационных разграничений преступлений коррупционной направленности на законодательном и правоприменительном уровне. Рассмотрены социально-экономические и политико-правовые факторы, детерминирующие коррупционную преступность, и пути их преодоления.


Ключевые слова: уголовно-правовая политика, коррупция, коррупционная преступность, преступления коррупционной направленности.


Strategic directions of fighting corruption in Russia

V.A. Avdeev, O.A. Avdeeva


Avdeev V.A., doctor of law, professor.


Avdeeva O.A., doctor of law, professor.


The article analyzes the state of corruption-related crimes in Russia, reflected the dynamics of absolute and relative indicators of corruption crimes. Defined modern approaches to suppression of corruption in the Russian Federation constituents. The problems of classification distinctions crimes of corruption at the legislative and enforcement level. The social, economic, political and legal factors determining corruption crime, and ways to overcome them.


Key words: criminal policy, corruption, corruption crime, the crime of corruption.


В современных условиях обновления правовой политики РФ одним из ключевых аспектов является определение стратегических направлений по противодействию угрозам государственной, национальной и общественной безопасности. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683, актуализировавший приоритетные направления реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в качестве одного из базовых принципов стратегического планирования политики государства в области государственной, экономической, транспортной, энергетической, экологической безопасности, безопасности общества и личности промульгирует консолидацию органов государственной власти, местного самоуправления и иных институтов политической системы российского общества для создания реальных условий, гарантирующих правовую защищенность интересов личности в сфере реализации конституционных прав и свобод.

В числе основных угроз государственной и общественной безопасности значительное место занимает коррупция, инспирирующая рост преступности в системе органов государственной власти и самоуправления, оказывающая воздействие на развитие институтов гражданского общества, подрывающая доверие населения к национальной политике государства, влекущая политическую нестабильность и порождающая распространение антигосударственной идеологии, наносящая ущерб гражданскому миру и согласию.

Современное состояние коррупционной преступности в РФ характеризуется следующими показателями. Если в 2006 г. доля преступлений коррупционной направленности составляла 2,83% (109205 зарегистрированных преступлений), то реализуемая государственная политика в области противодействия коррупции содействовала значительному снижению абсолютных и относительных показателей <2>. Согласно данным официальной статистики в течение 2012 - 2015 гг. были зарегистрированы следующие относительные показатели преступлений коррупционной направленности: 2012 г. - 2,15% (49513 зарегистрированных преступлений); 2013 г. - 1,92% (42506 зарегистрированных преступлений); 2014 г. - 1,47% (32204 зарегистрированных преступления); 2015 г. - 1,36% (32455 зарегистрированных преступлений) <3>.

--------------------------------

<2> Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. N 226 "О национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 15. Ст. 1729.

<3> Официальный сайт МВД РФ: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show.


Из показателей преступности следует, что при общем повышении численности зарегистрированных преступлений в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом на 8,6% (2388476) рост абсолютного числа зарегистрированных преступлений коррупционной направленности составил 0,78%. При этом 99,8% преступлений коррупционной направленности, зарегистрированных в 2015 г., относится к категории уголовных дел, предварительное следствие по которым является обязательным.

Согласно показателям среди преступлений коррупционной направленности лидирующие позиции занимает взяточничество. Численность зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. ст. 290 - 291.1 УК РФ, увеличилась в период с 2006 (11063 преступления) по 2015 г. (13938 преступлений) с учетом общей численности зарегистрированных преступлений в РФ с 0,29% до 0,58%. Следующим образом выглядит динамика соотношения абсолютных и относительных показателей преступлений, связанных с получением и дачей взятки: 2012 г. - 9758 (96,1%) / 399 (3,9%); 2013 г. - 11521 (95,1%) / 599 (4,9%); 2014 г. - 11893 (96,3%) / 462 (3,7%); 2015 г. - 13311 (95,5%) / 627 (4,5%). Следовательно, совокупность зарегистрированных преступлений, связанных с получением взятки и дачей взятки, в 2015 г. превысила численность составов, сопряженных с посредничеством во взяточничестве, в 21,2 раза.

Доминирование взяточничества в системе преступлений коррупционной направленности сопряжено с относительно высокими показателями удельного веса осужденных за получение взятки и дачу взятки в общем перечне осужденных за преступления, предусмотренные главой 30 УК РФ. Согласно данным официальной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации доля осужденных за преступления, регламентированные главой тридцатой, составила в январе - июне 2015 г. 1,29%. Из них удельный вес осужденных за взяточничество достиг 0,93%: 0,71% - осуждены за дачу взятки; 0,22% - за получение взятки. Таким образом, доля осужденных за взяточничество (72,09%) достигла более чем двух третей от общей численности осужденных за преступления, предусмотренные главой 30 УК РФ.

Следует отметить, что коррупция как сложное социально-правовое явление имеет внутреннюю структурированность, определение которой имеет немаловажное значение для разработки методов и средств ее угнетения и преодоления. Эффективность правового воздействия предопределяется избранными направлениями реализации правовой политики, решением вопросов институционализации и инструментальной сущности <4>. Актуальность исследования инструментальной сущности коррупции инспирирует решение проблемы законодательной регламентации преступлений, имеющих коррупционную направленность, и установление их классификационных признаков. В этой связи пристального анализа заслуживает Указание Генеральной прокуратуры N 744/11 и Министерства внутренних дел РФ N 3 от 31 декабря 2014 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности".

--------------------------------

<4> Авдеев В.А., Авдеева О.А. Правовое воздействие и правовая политика: вопросы институционализации и инструментальной сущности // Юридический мир. 2015. N 11. С. 19 - 23.


Правильное отграничение преступлений коррупционной направленности от других преступлений в системе уголовно наказуемых противоправных посягательств предусматривает наличие следующей совокупности признаков. Во-первых, субъектами преступлений коррупционной направленности признаются: 1) должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ; 2) лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ. Вторым признаком преступлений коррупционной направленности является наличие связи деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей. Третьим признаком преступлений коррупционной направленности признается наличие у субъекта корыстного мотива, предусматривающего, что деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц. Четвертый признак преступлений коррупционной направленности заключается в совершении преступления только с прямым умыслом.

Необходимо иметь в виду, что в качестве исключения к преступлениям коррупционной направленности следует относить преступления, не отвечающие указанным требованиям, но образующие данную категорию в соответствии с ратифицированными РФ международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного предоставления такой выгоды.

Многообразие составов, образующих категорию преступлений коррупционной направленности, позволило разработать следующую внутреннюю классификацию. Среди преступлений коррупционной направленности выделяют две классификационных группы: 1) безусловные преступления коррупционной направленности; 2) преступления коррупционной направленности при соблюдении определенных условий.

К числу преступлений коррупционной направленности без дополнительных условий отнесены составы, регламентированные: ст. ст. 141.1, 184, п. "б" ч. 3 ст. 188, ст. 204, п. "а" ч. 2 ст. 226.1, п. "б" ч. 2 ст. 229.1, ст. ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ. Однако стоит заметить, что в указанный перечень включен предусмотренный п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ состав преступления, декриминализированный Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ.

Перечень преступлений коррупционной направленности, требующих при квалификации соблюдения определенных условий, включает преступления, в статистической карточке которых следующие отметки: 1) о коррупционной направленности основного состава преступления (ст. ст. 174, 174.1, 175, ч. 3 ст. 210 УК РФ); 2) о коррупционной направленности основного состава преступления в соответствии с международными актами (ст. ст. 294, 295, 296, 302, 307, 309 УК РФ); 3) о совершении преступления с корыстным мотивом (п. п. "а" и "б" ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 142, ст. ст. 170, 201, 202, 285, 285.1, 285.2, 285.3, ч. ч. 1, 2 и п. "в" ч. 3 ст. 286, ст. 292, ч. ч. 2 и 4 ст. 303, ст. 305 УК РФ); 4) о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (ч. ч. 3 и 4 ст. 183, п. "б" ч. 4 ст. 228.1, п. "б" ч. 2 ст. 228.4, ч. ч. 1 и 3 ст. 303 УК РФ); 5) о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, и с корыстным мотивом (ч. ч. 3 и 4 ст. 183, п. "б" ч. 4 ст. 228.1, п. "б" ч. 2 ст. 228.4, ч. ч. 1 и 3 ст. 303 УК РФ); 6) о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, и с корыстным мотивом, в зависимости от даты возбуждения уголовного дела (п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ); 7) о коррупционной направленности преступления, о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения (ч. ч. 3 и 4 ст. 159, ч. ч. 3 и 4 ст. 159.1, ч. ч. 3 и 4 ст. 159.2, ч. ч. 3 и 4 ст. 159.3, ст. 159.4, ч. ч. 3 и 4 ст. 159.5, ч. ч. 3 и 4 ст. 159.6, ч. ч. 3 и 4 ст. 160, ч. ч. 3 и 4 ст. 229 УК РФ); 8) о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения и с корыстным мотивом (ч. 5 ст. 228.1 УК РФ).

Способствующими совершению преступлений коррупционной направленности являются преступления, в статистической карточке имеются сведения о совершении преступления, связанного с подготовкой (в том числе мнимой) условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества либо незаконного предоставления такой выгоды (ст. ст. 159, 159.1, 159.2, 159.3, 159.4, 159.5, 159.6 (за исключением случаев, указанных в п. 3.6), 169, 178, 179 УК РФ).

Между тем базовые стратегические принципы противодействия коррупции в РФ предусматривают как усиление правовых средств воздействия путем совершенствования механизма уголовно-правовой охраны интересов личности, правильной квалификации преступлений коррупционной направленности, так и надлежащую правовую оценку повышения уровня ответственности за их совершение <5>.

--------------------------------

<5> Авдеев В.А., Авдеева О.А. Условное осуждение в контексте современной уголовно-правовой политики РФ // Российская юстиция. 2014. N 5. С. 2 - 6.


Вследствие этого наряду с совершенствованием нормативно-правового регулирования средств уголовно-правовой охраны опережающая политика РФ по противодействию коррупции предполагает совершенствование мер единой государственной системы профилактики коррупционной преступности, направленных на искоренение причин и условий, порождающих коррупционную преступность <6>.

--------------------------------

<6> Авдеев В.А., Авдеева О.А. Государственная политика РФ в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности // Российская юстиция. 2015. N 5. С. 25 - 27.


В современных условиях стратегическими определяющими коррупцию как социальное явление в Российской Федерации признаются социально-экономические детерминанты, в том числе: недостаточная правовая защищенность отечественной финансовой системы; негативные тенденции, связанные с расширением спекулятивного характера иностранного капитала; несбалансированность законодательства в сфере регулирования регистрации прав собственности организаций в иностранных юрисдикциях; существенная доля теневой экономики и поступательная криминализация общественных отношений в хозяйственно-финансовой сфере; наращивание темпов недобросовестной конкуренции среди отечественных производителей и учреждений в сфере услуг; рост миграционных процессов и значительный приток населения из южноазиатских регионов; наличие выраженной диспропорции в социально-экономическом развитии регионов и связанный с ней отток квалифицированных специалистов.

Следовательно, руководящим принципом угнетения коррупции посредством социально-экономических мер является повышение качества жизни граждан, означающее проведение государственной политики по: 1) ликвидации "прогрессирующей трудонедостаточности", сокращению неформальной занятости, легализации трудовых отношений, решению проблемы трудовой занятости, созданию рабочих мест и обеспечению достойной оплаты труда; 2) установлению надлежащего контроля со стороны государства и институтов гражданского общества за соблюдением трудовых прав работников; 3) развитию жилищно-коммунальной инфраструктуры и расширению доступности жилья; 4) повышению с учетом расширения инженерно-транспортных коммуникационных и информационных технологий социальной мобильности населения; 5) повышению доступности и качества медицинской помощи, образовательных услуг и совершенствованию кадрового потенциала социальных учреждений.

К числу приоритетных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности в сфере противодействия коррупции посредством политико-правовых средств следует отнести: 1) усиление роли государства как гаранта безопасности личности; 2) совершенствование принципов и методов взаимодействия органов государства и органов самоуправления с институтами гражданского общества; 3) создание гарантий защиты прав и законных интересов российских граждан; 4) разработку мер по усилению доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации; 5) принятие мер по предупреждению коррупционной преступности; 6) совершенствование механизма правового регулирования с использованием средств уголовного и административного права; 7) совершенствование правоприменительной практики; 8) активизацию международного сотрудничества в поиске взаимоприемлемых мер, осуществляемых в сфере противодействия коррупции.

Таким образом, использование на национальном уровне специальных мер по снижению уровня коррупционной преступности предполагает осуществление во избежание криминализации отношений в системе органов государственной власти и самоуправления согласованной деятельности органов государственного контроля (надзора) и институтов гражданского общества, одобрение государством деятельности негосударственных институтов, общественных объединений граждан, консолидирующих в рамках правового поля усилия по предупреждению преступлений коррупционной направленности. Государственная политика по противодействию коррупции инспирирует комплекс мер по формированию в отношении коррупции как социально-правового явления атмосферы неприемлемости посредством расширения конструктивного информационного воздействия на институты власти и общества, осуществления просветительских мер в области правового воздействия.


Список использованной литературы


1. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Государственная политика РФ в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности // Российская юстиция. 2015. N 5. С. 24 - 28.

2. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Условное осуждение в контексте современной уголовно-правовой политики РФ // Российская юстиция. 2014. N 5. С. 2 - 6.

4. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Правовое воздействие и правовая политика: вопросы институционализации и инструментальной сущности // Юридический мир. 2015. N 11. С. 19 - 23.

5. Акопджанова М.О. Транспарентность как важнейший принцип противодействия коррупционным преступлениям // Российская юстиция. 2015. N 2. С. 28 - 31.

6. Быков А.В. Коррупционная преступность в системе органов местного самоуправления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2016. 24 с.

7. Мельникова Н.А., Крижановский С.В. Конфликт интересов в системе профилактики коррупции на правоприменительной службе // Российский следователь. 2015. N 23. С. 30 - 33.

8. Сухов А.Н. Организованная преступность и коррупция // Российский следователь. 2015. N 14. С. 18 - 21.

9. Сергевнин В.А., Авдеев В.А., Авдеева О.А. Гармонизация уголовно-правовой политики России в сфере назначения и исполнения наказания // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. N 1. С. 78 - 93.





    Новости