Поиск по сайту

О совершенствовании административно-правового механизма противодействия коррупции

     Одной из наиболее актуальных и важных задач развития современного государства является разработка правовых средств противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной  службы, достигшей в настоящее время больших размеров. Коррупция, являясь противоположностью законности, в связи с чем данное явление представляет собой непосредственную угрозу государственной власти, препятствует развитию государственного и муниципального управления, а также непосредственно создает серьезные преграды и проблемы при проведении социально-экономических преобразований.

     За последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в Российской Федерации, а также характеризующий положение дел в области борьбы с преступностью, не обходится без упоминания о коррупции. В частности, проблема противодействия коррупции была затронута в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2009 г. и др.

     Приходится констатировать, что о коррупции в системе государственной и муниципальной службы говорят достаточно много, однако реальная статистика борьбы с коррупции выглядит весьма скромно. Согласно сведениям Верховного Суда РФ рейтинг взяточников следующий: 31% осужденных - работники милиции; 20,3% - работники учреждений здравоохранения; 12% - преподаватели; 9% - муниципальные служащие; 2,5% - сотрудники службы исполнения наказания; 2% - служащие таможенной службы.

     Рейтинг взяток: 13,8% должностных лиц осуждены за получение взяток до 500 руб.; 33% - от 500 до 3 тыс. руб.; 23% - от 3 до 10 тыс. руб.; 12% - от 10 до 30 тыс. руб.

     Названные цифровые показатели, безусловно, не отражают реальной опасности коррупции в органах власти и управления.

     Многие формы коррупции носят скрытый характер, выявить такие формы можно лишь в ходе глубоких структурных преобразований.

     В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что в Российской Федерации коррупция представляет собой широко распространенное явление системного характера, которое затрагивает все общество в целом, включая его основы и, в частности, государственное управление и сферу предпринимательства, а также государственные институты, призванные бороться с коррупцией, такие как правоохранительные органы и судебная система. Нет сомнений в том, что российские власти серьезно и последовательно относятся к решению этих проблем. Противодействие коррупции на различных уровнях органов власти и управления признано одним из приоритетных направлений государственной политики.

     В мае 2008 года был создан Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции. Данный Совет в настоящее время выступает в качестве органа, осуществляющего общую координацию в сфере противодействия коррупции. В июле 2008 года Президент РФ подписал Национальный план по противодействию коррупции. Принятые правовые и организационные решения способствовали укреплению желания государства осуществлять жесткие меры для противодействия коррупции на всех уровнях власти и управления. Принимаемые меры позволяют говорить о том, что постепенно у граждан нашей страны формируется мнение, что будут приняты серьезные меры для противодействия коррупции. Однако в целях последовательной и эффективной реализации Национального плана по противодействию коррупции его необходимо дополнить четкой и последовательной стратегией реализации. Кроме того, необходимо укреплять участие региональных и местных властей, а также всего гражданского общества в работе по общей координации мер, направленных на противодействие коррупции в органах власти и управления.

     В развитие Национального плана противодействия коррупции принят ряд законов. Основополагающими законами, конечно, являются Законы "О противодействии коррупции", "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых и проектов нормативных правовых актов". В связи с принятием перечисленных нормативных правовых актов внесены изменения и дополнения в десятки законодательных актов. Однако само по себе принятие законов о противодействии коррупции не уменьшает уровень коррупции. Для того чтобы законы заработали, необходимы усилия различных органов государственной власти по организации исполнения заложенных в них антикоррупционных предписаний. Например, реализация Закона "О противодействии коррупции" должна быть непосредственно увязана с реализацией законодательства о государственной и муниципальной службе, трудовым законодательством, а также законодательством об административных правонарушениях и ряда других законов.

     В ходе реализации законодательства о противодействии коррупции объективно возникнут коллизии и противоречия, для разрешения которых необходимо будет непосредственное участие судов различного уровня.

     Предложения об учреждении административных судов обсуждается уже несколько лет, за это время был подготовлен и целый ряд законопроектов. Существующая система, в которой административные вопросы рассматриваются судами общей юрисдикции и коммерческими судами, имеющими некоторую степень специализации, недостаточна. Более того, усовершенствование административного законодательства и процедур, а также создание структур государственного управления, призванных обеспечить более эффективное управление, вероятнее всего, приведет к появлению более сложных дел, требующих от судей специальных знаний в области права. Учреждение административных судов потребует также внимательного планирования и значительных ресурсов. Таким образом, в настоящее время необходимо продолжить работу по усовершенствованию процедуры обжалования в административном и судебном порядке действий и решений органов государственного управления и рассмотреть в качестве долгосрочной цели вопрос о создании специализированной системы административных судов, которые внесут своей существенный вклад в дело противодействия коррупции.

     Программой административной реформы на 2005 - 2010 гг. предусмотрено создание механизмов досудебного обжалования и административного судопроизводства, а также федерального законодательства об административных процедурах. На рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ были внесены проект федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", предусматривающий наделение судов полномочиями судебного административного контроля в полном объеме, а также проект Кодекса административного судопроизводства РФ. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ выступил с предложением о создании федеральной административной службы, в компетенцию которой должно входить досудебное урегулирование административных споров.

    Новости