Поиск по сайту

Коррупционный заслон

     Барометр Мировой коррупции 2010 года показывает, что несмотря на предпринимаемые российскими властями меры уровень коррупции за последние 3 года повысился. Так считает почти половина (47,6%) опрошенных россиян. А 29,7% считают, что уровень коррупции повысился сильно. Власти и сами хорошо это видят. Президент в Послании Федеральному Собранию признал, что по самым скромным оценкам нецелевые расходы, включая и воровство, и «откаты», в сфере госзакупок, например, составляют не менее триллиона рублей.

     На самом деле коррупционные риски заложены в самом Законе о госзакупках. Так, он пестрит формулировками «вправе» в отношении действий госзаказчиков, создавая тем самым широкие возможности усмотрения в контрактных отношениях. Допускает использование заказчиком процедур, имеющих юридическую силу, но не определенных по содержанию. Существует достаточное количество возможностей манипуляции критериями определения победителей торгов. Допущенные манипуляции обусловлены частью 1 статьи 17, указывающей на то, что результаты оценки заявок на участие в конкурсе по нецелевым критериям не подлежат ни плановым, ни внеплановым проверкам.

      Кроме того, часть 4 статьи 30 (для конкурсов) и часть 4 статьи 38 (для аукционов) устанавливает необоснованное и при этом огромное (часто около трети от суммы контракта) преимущество для бюджетных организаций по сравнению со всеми остальными, так как предоставление обеспечения исполнения контракта для них не требуется. Поэтому бюджетные организации часто служат инструментом «снятия пенок» с госконтракта и его переуступке уже реальному исполнителю.

     Сфера распространения механизма торгов, нацеленного на обеспечения равного доступа участников к госзаказу и улучшение контрактных условий за счет состязательности, необоснованно ограничена.

      Часть 2 статьи 55 устанавливается целый перечень изъятий из необходимости проведения торгов в пользу административного порядка размещения заказа у единственного поставщика. Кроме заказов, специально определенных поручениями Президента и Правительства РФ, в этот перечень попало размещение заказа для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским видам спорта, то есть, в сфере изначально подверженной высокому риску коррупции. То же касается наиболее важных, бюджетоёмких и поэтому привлекательных для коррупционного капитала событий, таких как Саммит АТЭС и Олимпиады.

     А установленные статьей 56.1 особенности размещения заказа в целях энергосбережения  путем возможности заключения  «энергосервисных» контрактов могут прямо использоваться для отмывания бюджетных средств, т. к. предмет для контрактов определен весьма расплывчато, установленные особенности процедур допускают массу возможностей для усмотрения. Большинство из этих недостатков закона являются устранимыми, и необходимые решения уже подготовлены.

    Новости