Поиск по сайту

О КОНЦЕПЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Документ предоставлен КонсультантПлюс


О КОНЦЕПЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


М.Т. ТАЩИЛИН


Тащилин Михаил Тихонович, федеральный судья в почетной отставке, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор.


Автор статьи считает, что имеется необходимость разработки концепции антикоррупционной политики в судебной системе Российской Федерации, и предлагает минимизировать проявления коррупционной составляющей при формировании судейского корпуса, в служебной и внесудебной деятельности судьи.


Ключевые слова: противодействие коррупции, судебная власть, судья, концепция антикоррупционной политики.


On the Anticorruption Policy Concept in the Judicial System of the Russian Federation

M.T. Tashchilin


Tashchilin Mikhail T., Federal Judge Emeritus, Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Legal Sciences, Professor.


The author believes that there is a need to develop the concept of anti-corruption policy in the judicial system of the Russian Federation and offers to minimize manifestations of corruption component in the formation of the judiciary, in the service and extra-judicial activities of a judge.


Key words: fight against corruption, judiciary, judge, concept of anti-corruption policy.


Публикация направлена на выработку концепции антикоррупционной политики в судебной системе Российской Федерации и является одним из предложений по разработке политико-правового документа доктринально-прикладного характера, отражающего правовые и научно обоснованные представления о сущности, механизме реализации и путях повышения эффективности борьбы с антикоррупционными проявлениями на современном этапе.

Правовые основы антикоррупционной политики в судебных органах России закреплены в системе нормативно-правовых актов:

- Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации";

- Федеральном конституционном законе N 4-ФКЗ "О дисциплинарном судебном присутствии";

- Федеральном законе от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";

- Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

- Федеральном законе от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации";

- Федеральном законе "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации";

- Кодексе судейской этики, утвержденном VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года;

- а также в рекомендациях, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 мая 2007 года N 27 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности" с изменениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда от 20 мая 2010 года N 11.

Концепция антикоррупционной политики в судебной системе должна предусмотреть минимизацию проявлений коррупционной направленности при формировании судейского корпуса, соблюдении принципов и правил профессионального поведения судьи, рассмотрении дел и иной служебной работе, а также при поведении судьи во внесудебной деятельности.

Антикоррупционная политика в судебной системе - это научно обоснованная, системная правотворческая судебная деятельность и деятельность институтов гражданского общества, направленные на противодействие и профилактику коррупции с целью снижения ее негативного влияния на жизнедеятельность государства, общества и граждан, связанные с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению.

Целями антикоррупционной политики являются наиболее полное справедливое обеспечение прав и свобод юридических и физических лиц, укрепление законности и правопорядка, повышение уровня правовой культуры.

В борьбе с коррупцией важны, с одной стороны, создание привлекательного образа суда в обыденной правовой жизни как единственного публичного органа власти, призванного защитить законные права и интересы субъектов права, который ближе и доступнее к населению, наделен властными правомочиями, обеспечивающими исполнение принятых судебных актов, с другой стороны, необходимость всеобъемлющего общественного контроля за деятельностью судей.

Открытая форма коррупционного поведения должна подавляться всем арсеналом превентивно-репрессивных политических, правовых, организационных и экономических мер государства и общества.

Скрытая форма коррупционного поведения может подавляться общественным контролем и возможностью самоочищения органами судейского сообщества в лице собраний и конференций судей, советов и съездов судей, квалификационных коллегий судей и органа дисциплинарного судебного присутствия. Они призваны пресекать действия судей и работников аппарата судов по монопольному управлению судами, подавлению независимости судей с использованием административного ресурса, обогащению за счет личных связей или за счет участников судопроизводства.

Антикоррупционная политика при формировании судейского корпуса. Порядок наделения полномочиями судей определен Законом от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации", который создал условия для формирования качественного судейского корпуса, но прошло время, изменились подходы, перестроились коррупционеры.

Первой обязанностью кандидата в судьи является сдача квалификационного экзамена. Надо признать, что существующий порядок сдачи квалификационного экзамена таит в себе определенную коррупционную составляющую, что обусловлено порядком формирования экзаменационной комиссии, регламентом сдачи экзамена, отчетностью и т.п. Не устраняют проблем апрельские предложения Верховного Суда РФ о совершенствовании работы экзаменационной комиссии.

Полагаю, принятие квалификационного экзамена в Российской академии правосудия с выдачей соответствующего аттестата, действительного на всей территории Российской Федерации, с предшествующим кратким обучением в Академии и прохождением стажировки в судах региона, значительно минимизировало бы коррупционные проявления при сдаче кандидатами квалификационного экзамена на должность судьи и способствовало бы более качественному формированию кадрового резерва судей.

Получила распространение не предусмотренная законом порочная практика согласования кандидатов на занятие должности судьи с руководством соответствующего суда, а вмешательство в работу квалификационной коллегии судей руководителей судов стало правилом. Весьма часто коллегии стали придатком руководителя, в чем видится прямой путь к коррупционным проявлениям, и обратное во многом зависит от личной позиции руководителя.

Не воспринимается закрытая форма проверки моральных и деловых качеств кандидата на должность судьи, когда неугодные кандидаты устраняются по формулировкам типа "может представлять угрозу правосудию, склонен совершать правонарушения и т.п." без приведения конкретных фактов и возможности обжалования подобных заключений. Этот порядок напоминает 1930-е годы, ему соответствуют слова из песни Владимира Высоцкого о том, как аборигены съели Джеймса Кука: "За что - не ясно, молчит наука".

В соответствии со ст. 17 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" Совет судей рассматривает вопросы кадрового обеспечения, однако на практике Советы судей регионов от этой работы фактически отстранены. По сути, их представители на заседании квалификационной коллегии стали простыми "соглашателями".

Полагаю, важной мерой антикоррупционной направленности послужило бы установление жесткого порядка, при котором назначение на должность председателя суда и его заместителя сопровождалось бы не только контролем Совета судей и регионального общественного совета при органах судебной власти, но и обязательным согласованием с ними. Конкурс кандидатов на должности руководителей судов должен стать реальным, прозрачным и не зависеть от уровня влияния и возможностей родителей, друзей и кошельков.

Абсолютно бесправен кандидат на должность судьи при рассмотрении его вопроса на кадровой комиссии Президента Российской Федерации. При этом в ходу двойные стандарты в оценке кандидатов, не основанные на законе и нарушающие права граждан, надуманные и ничем не оправданные, противоречащие закону запреты для кандидатов на должность судьи, если его родственники работают в правоохранительной системе, что создает предпосылки для коррупционных действий, поражения вирусом коррупции всей судебной системы. Для кандидатов на должность судей возвратилось время, когда они должны отказаться от родителей или детей, прекратить брак с супругом, отречься от родственников-предпринимателей и т.п. Нелепыми выглядят эти запреты не только в свете уже существующих процессуальных законов, пресекающих любую возможность сопричастности родственников в рассмотрении дела, но и реалий жизни, когда многие родственные связи прослеживаются и поддерживаются в обществе, например среди народов Северного Кавказа.

Антикоррупционная политика в служебной деятельности судьи. Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что судебная защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти.

В служебной деятельности судья обязан:

1) соблюдать судейскую этику, которая должна быть его внутренним убеждением, правилом его жизни, способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо;

2) при рассмотрении дела придерживаться независимой и беспристрастной позиции в отношении всех участников процесса, осуществлять судейские полномочия исходя исключительно из оценки фактических и правовых обстоятельств дела, в соответствии с внутренним убеждением, уважая процессуальные права всех участвующих в деле лиц, независимо от какого-либо постороннего воздействия, давления, угроз или иного прямого или косвенного вмешательства в процесс рассмотрения дела, с какой бы стороны оно ни оказывалось и какими бы мотивами и целями ни было вызвано;

3) иметь государственные гарантии независимости, неприкосновенности, несменяемости, недопустимости вмешательства в его деятельность, высокий уровень материального и социального обеспечения рассматривать не как личные привилегии, а как средство обеспечения целей правосудия - вынесения законных, обоснованных и справедливых судебных решений;

4) отказаться от рассмотрения дела, если есть предусмотренные законом основания для его отвода, либо если может возникнуть конфликт интересов, либо может возникнуть ситуация, ставящая под сомнение его беспристрастность;

5) добросовестно, на высоком профессиональном уровне исполнять свои обязанности, принимать все меры для своевременного и квалифицированного рассмотрения дела, а также содействовать примирению сторон, мирному урегулированию спора;

6) принимать меры, направленные на обеспечение права каждого на справедливое судебное разбирательство в разумный срок; должным образом организовывать и проводить судебные заседания, не допуская назначения рассмотрения нескольких дел на одно и то же время, неоднократных и безосновательных отложений судебных разбирательств, в том числе в связи с их ненадлежащей подготовкой.

Проявления коррупции в служебной деятельности судей можно значительно минимизировать, если незамедлительно реализовать ряд мер, не требующих материальных и иных ресурсных затрат, и в этих целях установить:

1) запрет на внепроцессуальное общение судьи до судебного разбирательства дела с участниками судебного разбирательства, включая прокурора, адвоката, стороны в деле, иное заинтересованное лицо. В этих целях необходимо принятие закона, возлагающего на помощников судей обязанности по проведению досудебной подготовки дел, право вынесения ими по делам промежуточных судебных актов. В настоящее время помощники судей не имеют фактически никаких процессуальных прав и обязанностей;

2) законодательно право судьи обжаловать отмену или изменение вынесенного им судебного акта вышестоящим судом, с обязательным принятием решения по его представлению;

3) право судьи обжаловать законность и обоснованность вынесенного частного постановления в его адрес вышестоящим судом, что значительно минимизирует коррупционные проявления в контрольных судах и прервет порочную практику бесправия судьи по отстаиванию законности вынесенного им акта;

4) общественный контроль над судебными актами на предмет их соответствия требованиям справедливости, вплоть до предоставления права на обжалование судебного акта руководителю вышестоящего судебного органа;

5) обязательное рассмотрение на квалификационной коллегии судей вопроса о прекращении полномочий судьи, допускающего многочисленные судебные ошибки, влекущие отмену судебных актов, а также допускающего волокиту с рассмотрением дел вследствие недостаточной профессиональной подготовки или нежелания добросовестно исполнять свои обязанности;

6) право судьи по своей инициативе наказывать должностных лиц, виновных в ненадлежащем исполнении судебных актов, как в стадии рассмотрения дел, так и при исполнении принятых судебных актов;

7) законодательно возможность учета мнения общественности и потерпевшего при условно-досрочном освобождении осужденных, обязательного для судов.

Антикоррупционная политика по поведению судьи во внесудебной деятельности. Во внесудебной деятельности и во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, вызвать сомнения в ее беспристрастности и справедливости.

Судья обязан выполнять положения Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года, а именно:

1) соблюдать морально-этические нормы в частной жизни, наложенные на себя судьей добровольно при наделении полномочий;

2) исполнять запрет на занятие адвокатской и иной юридической практикой, оказывать юридические услуги;

3) не заниматься теми видами внесудебной деятельности и участвовать в тех публичных мероприятиях, которые создают судье препятствие для исполнения им своих профессиональных обязанностей, оказывают негативное влияние на независимость и беспристрастность судьи, приводят к частым отводам или самоотводам;

4) не заниматься предпринимательской деятельностью лично, в том числе не принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

5) не участвовать в политической деятельности, не выражать публично свои политические взгляды, не участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер;

6) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и их руководителей.

Положение о квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 15 июля 2002 года установило порядок рассмотрения жалоб и сообщений о совершенном судьей дисциплинарном проступке, который предусматривает возбуждение дисциплинарного дела только по представлению председателя суда или Совета судей. Представляется, что соблюдение подобной корпоративности излишне. Предоставление такого права уполномоченным Президента Российской Федерации в федеральных округах, руководителям региональной законодательной и исполнительной властей, уполномоченному по правам человека, общественному совету при судах различных уровней и т.п. только способствовало бы минимизации коррупции в судебной деятельности, повышению авторитета судебной власти.

Проявления коррупции во внеслужебной деятельности судей можно значительно минимизировать, если:

1) повысить персональную ответственность судей за нарушения судебной этики во внесудебной деятельности со стороны органов судейского сообщества;

2) активизировать работу общественных советов при судебных органах в части общественного контроля внеслужебной деятельности судей;

3) результаты проверок о нарушениях внеслужебной деятельности судей освещать в средствах массовой информации;

4) запретить проверку в любой форме анонимных жалоб и заявлений в отношении судей любыми органами или должностными лицами, рассматривая данные факты как способ воздействия на независимость и беспристрастие судей;

5) исключить проверку непроцессуальных жалоб на действия судей по делам, находящимся в их производстве, до вынесения ими соответствующего судебного акта, рассматривая данные жалобы как способ воздействия на судей в целях удовлетворения их требований в судебном споре.

Предложения, изложенные в данной публикации, безусловно, не являются исчерпывающими и тем более бесспорными, а поэтому под руководством Верховного Суда и Совета судей Российской Федерации предлагается создать рабочий орган по разработке соответствующего политико-правового документа доктринально-прикладного характера, отражающего правовые и научно обоснованные предложения, направленные на выработку концепции антикоррупционной политики в судебной системе Российской Федерации.





    Новости