Поиск по сайту

КОРРУПЦИЯ И ЖИЗНЬ

Документ предоставлен КонсультантПлюс


КОРРУПЦИЯ И ЖИЗНЬ

 

Д.Е. ИШМУРАТОВ, С.С. МАКАРОВ

 

Ишмуратов Денис Евгеньевич, главный специалист Самарского гарнизонного военного суда, референт государственной гражданской службы 3 класса.

 Макаров Станислав Сергеевич, помощник судьи Самарского гарнизонного военного суда, советник юстиции 3 класса.

 В статье авторами приводится анализ понятия и состояние коррупции как явления в современном российском обществе, а также правовые механизмы усовершенствования уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности.

 

Ключевые слова: коррупция, преступления коррупционной направленности, уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности.

 

Corruption and Life

D.E. Ishmuratov, S.S. Makarov

 Ishmuratov Denis E., Chief Specialist of the Samara Garrison Military Court 3 Class Public Service Assistant.

 Makarov Stanislav S., Assistant Judge of the Samara Garrison Military Court 3 Class Judicial Counsellor.

The article provides an analysis of the concepts and the state of corruption as a phenomenon in contemporary Russian society, as well as the legal mechanisms of improvement of criminal liability for corruption-related crimes.

 Key words: corruption, corruption, criminal liability for corruption-related crimes.

 

Коррупция - это раковая опухоль на теле любого государства. Коррупция - это самое страшное, что может произойти с обществом. Коррупция рождает неэффективную экономику, рост цен, преступность, бунты и даже революцию.

Коррупция в наше время - одна из важнейших проблем Российской Федерации. Для предотвращения и профилактики коррупционных преступлений Правительством Российской Федерации приняты такие меры, как: ратификация Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в 2006 году; принятие Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; издание Указа Президента РФ от 13 марта 2012 г. N 297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции"; Указа Президента РФ от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"; Указа Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции"; Указа Президента РФ от 8 июля 2013 г. N 613 "Вопросы противодействия коррупции"; Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"; обязательное декларирование доходов чиновников согласно статье 8 Федерального закона "О противодействии коррупции"; ужесточение наказания за коррупционные проявления, проведение реформы МВД, кадровые изменения, в том числе и в правоохранительных органах. Но вот парадокс: чем активнее ведется борьба, тем свободнее чувствуют себя сами коррупционеры. Если в 2009 году в Российской Федерации за преступления коррупционной направленности осудили 10700 человек, то в 2014 году - почти вдвое меньше, 5500 человек.

Так, по данным результатов опроса управляющих крупных российских компаний, в 2014 году о коррупции как об основном препятствии развития бизнеса говорили 55% опрошенных. В 2009 году таковых было всего 4%, что в 13 раз меньше! По данным Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Российской Федерации, средняя сумма взятки в нашей стране в 2014 году составила 218 тысяч рублей, в то время как в 2009 году она составляла 27 тысяч рублей. Можно сколько угодно говорить о росте ВВП, рассуждать о путях развития государства, о борьбе с бедностью и преступностью, но, пока мы не победим коррупцию, все начинания бесполезны и безрезультатны. Вследствие коррупции были разрушены многие государства, причинен огромный материальный и моральный ущерб. В этой связи государственная власть просто обязана вести борьбу с коррупционными явлениями, так как они подрывают ее основы и делают неэффективной систему государственного управления. Коррупция - вот главное препятствие развитию страны.

Следует отметить, что коррупция (от лат. corrumpere - "растлевать") - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. В Федеральном законе N 273 от 25 декабря 2008 года "О противодействии коррупции" указана крайне "узкая" трактовка понятия "коррупция" - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды. В широком смысле признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями представителя власти и интересами общества, противоречие между обществом и правящим классом. Проявляется она в основном во взяточничестве, вымогательстве, откатах, казнокрадстве и кумовстве. Во многих ситуациях мы сами порождаем коррупционное поведение своими действиями (бездействием). Ведь для того, чтобы практика использования должностного положения в корыстных целях процветала, достаточно двух обстоятельств:

1) чтобы кто-то хотел получить некие блага;

2) чтобы должностное лицо могло дать эти блага без особых усилий и затрат.

Главным стимулом к коррупции является возможность получения выгоды, связанной с использованием властных полномочий, а основным сдерживающим фактором является риск разоблачения и наказания. Люди недовольны коррупцией и будут рады, если с коррупцией кто-то будет бороться, но так, чтобы лично им от этого не было никаких стеснений, и при этом никто не хочет лично "действовать". Честный сотрудник полиции не осмелится арестовать своего командира, совершающего должностное преступление у него на глазах, а студент не будет бороться с преподавателем-коррупционером, ведь сессию нужно сдавать. Искоренить коррупцию можно только одним путем - воспитанием. А воспитать целый народ в духе уважения к закону и неприятия коррупции весьма сложно. Поэтому, чтобы искоренить коррупцию, нужно стремиться к физическому и духовному совершенствованию человека, где его место в иерархии определяется не объемами его потребления, а вкладом в совершенствование социума.

Недавно в одном из своих выступлений Президент России Владимир Путин сказал о том, что основная проблема нашей страны - это отсутствие нравственности, и с этим нельзя не согласиться, ведь в погоне за Европой и США нравственность искоренялась и заменялась культом всеобщего потребления и разворовыванием советского наследия.

После распада СССР в силу советского воспитания многие долго и упорно стеснялись давать и вымогать взятки, в то время культ денег и личного обогащения не стоял на первом месте. Но, когда в 1991 году Россия взяла курс на потребление, деньги стали играть первостепенную роль, мораль и ценности созидания отодвинулись на второй план, стало меняться и общество, его ориентирами стали погоня за роскошью, красивой жизнью и личным обогащением. В то время узкая прослойка получила доступ к народным ресурсам страны, появились олигархические группы, и на фоне одновременной задержки заработной платы и обесценивания денег у многих произошел перелом в представлениях о ценностях жизни, деградация, которая привела к культу коррупционного поведения.

В последнее время при обсуждении нынешней коррупционной ситуации в России часто приходиться слышать выражение: "Эх, Сталина на них нет!" В этом нет ничего удивительного, ведь во время правления Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили) коррупция и в самом деле была на одном из самых низких уровней. В то время коррупция была побеждена даже в Кавказской и Азиатской республиках. Что же мешает нам эффективно бороться с коррупцией сегодня?

В нашей стране более 140 контролирующих ведомств и организаций, есть даже специальная организация, которая контролирует вопрос соответствия действительности выходных данных периодических изданий.

Но, к сожалению, нет ни одной организации по контролю за политическим руководством. Если ознакомиться со статистикой вынесенных при Сталине приговоров в отношении наркомов, министров, маршалов, первых секретарей обкомов и прочих политических руководителей, мы можем сделать выводы, что контроль был тот еще. Особенно в этой среде выделяется серия судебных процессов конца 1940-х - начала 1950-х годов против партийных и государственных руководителей РСФСР в СССР, именуемая "Ленинградским делом". В СССР специальным органом, который в достаточной мере и своевременно отвечал на угрозы безопасности страны, в том числе и связанные с коррупцией, был Комитет Государственной Безопасности, и опыт его был успешным.

Коррупционная система - как организм, как явление повседневной жизни. У всякой системы есть цель, достижению этой цели подчинена вся логика ее организации, ее жизненный цикл. Чтобы понять, как уничтожить коррупционную систему, нужно уяснить смысл ее существования, выяснить цель, которую она преследует. Коррупция и жизнь взаимосвязаны, т.к. коррупция напрямую влияет на уровень и качество жизни обычного гражданина.

Смысл и цель существования любого государства и общества - физическое и духовное совершенствование человека, процветание и благополучие населения. В государстве, "зараженном" коррупцией, все происходит совсем наоборот: социальные гарантии уничтожаются. Основные приоритеты, к которым стремится социальное государство, - здоровье, безопасность, справедливость, социальная защита, охрана окружающей среды, жилье, гарантированная работа, семья, уверенность в завтрашнем дне, свобода, уважение окружающих... Но в наше время гарантии по перечисленным пунктам резко снижаются. Целью коррупционеров является наращивание капиталов, личной выгоды и прибыли, порой даже ценой человеческих жизней. Общественным устройством, при котором во главу угла ставятся интересы общества, человека, является социализм. И если что-то противоречит интересам общества, оно не имеет права на существование. Здесь капитал можно поставить в положение, при котором он либо служит интересам общества, либо общество становится собственником капитала. В основе своей любое государство - это институт защиты интересов общества от произвола капитала. В коррумпированном государстве чиновники, которые должны стоять на защите интересов общества, превращаются в коррупционный инструмент защиты интересов капитала, причем за счет общества. У России поэтому есть лишь один путь - путь социальной справедливости, путь социализма.

Кроме того, хотелось бы затронуть юридический аспект, связанный с преступлениями коррупционной направленности. Из анализа Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" можно сделать вывод о том, что к преступлениям коррупционной направленности относятся преступления, предусмотренные ст. ст. 290, 291, 291.1, 159, 160, 204, 292, 304 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По вышеперечисленным составам преступления санкции статей предусматривают наказания, в том числе в виде штрафа.

Вместе с тем, по нашему мнению, уголовная ответственность (наказания в виде штрафов) не в достаточной степени эффективна за совершение преступлений коррупционной направленности. Возможно, следует на законодательном уровне предусмотреть такую меру ответственности, как конфискация денежных средств и иного имущества, нажитых преступным путем, а также доходов от их использования, в том числе полученных и близкими родственниками подсудимого, в случае если осужденный способствовал их возникновению.

Кроме того, в целях повышения эффективности деятельности по взысканию штрафов, назначенных в качестве уголовного наказания, необходимо внедрить правовой механизм, предусматривающий возможность уменьшения суммы штрафа, по сроку уплаты данного штрафа. Данный механизм будет являться фактором, стимулирующим к скорейшей уплате осужденным лицом суммы штрафа в полном объеме.

Между тем считаем, что отнесение к категории небольшой тяжести преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 290 и частями 1, 2 статьи 291 Уголовного кодекса Российской Федерации, не отвечает степени общественной опасности данных преступлений, поскольку в практике часто встречаются случаи, когда виновное лицо освобождается от уголовной ответственности вследствие того, что со дня совершения преступления истекло два года (преступление небольшой тяжести).

Считаем возможным выступить с законодательным предложением в части назначения и исполнения наказания за преступления коррупционной направленности, а именно, в санкциях статей данной категории дел необходимо уменьшить количество наказаний, предусматривающих назначение наказания в виде штрафа и, напротив, расширить возможность для назначения наказания в виде лишения свободы, что позволит более эффективно приводить приговор суда к исполнению.

 

 

 

 

    Новости