Поиск по сайту

МЕРЫ ПО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Документ предоставлен КонсультантПлюс


МЕРЫ ПО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО

ПОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Е.Б. КОЗЛОВА


Козлова Елена Борисовна, доктор юридических наук, доцент, директор центра научных исследований, профессор кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).


В статье на основе исследования основных актов, формирующих государственную политику в области противодействия коррупции, делается вывод о недостаточности закрепленных в них мерах для целей достижения государственной задачи популяризации антикоррупционного поведения в рамках образовательного процесса. Предлагается ряд соответствующих мер, связанных с доктринальным пониманием институциональных основ коррупции; необходимостью мониторинга судебной практики для целей выявления профессий и должностей с повышенными коррупционными рисками; внесением изменений и дополнений в федеральные государственные образовательные стандарты.


Ключевые слова: коррупция; антикоррупционное образование; основы коррупции; федеральные государственные образовательные стандарты; повышение квалификации.


MEASURES TO PROMOTE THE ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR WITHIN THE EDUCATIONAL PROCESS

E.B. Kozlova


Kozlova Elena B., Doctor of Legal Sciences, Associate Professor, Director of the Center for Scientific Research, Professor of the Department of Business Law, Civil and Arbitration Procedure of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of the Russian Federation).


In the article the basis of study of the main acts forming the state policy in the field of fight against corruption, it is concluded that there was insufficient measures set out in them for purposes of achievement of state mission on promotion of the anti-corruption behavior within the educational process. It is proposed a number of relevant measures related to the doctrinal understanding of institutional foundations of corruption; the necessity for monitoring of judicial practice for purposes of identification of professions and job roles with high corruption risks; making changes and additions to federal state educational standards.


Key words: corruption; anti-corruption education; foundations of corruption; federal state educational standards; raising of qualification.


Коррупция представляет собой сложное, многоаспектное, системно организованное социальное явление, органически интегрирующее в себе экономическую, юридическую, социальную и даже этическую составляющие. Распространена она как на элитарном, так и на среднем и низовом уровнях, проникает во все сферы и подсистемы общественного бытия, затрагивает интересы всех социальных групп, слоев и классов общества, поражает экономику и политику, социальную сферу и культуру <1>.

--------------------------------

<1> Лукьянова В.Ю. Коррупция и современное общество // Коррупция: природа, проявления, противодействие: Монография. М.: ИД "Юриспруденция", 2015. С. 30.


По своим последствиям коррупция - это социальное явление, которое приводит к разложению всего гражданского общества и государства, когда коррупционные деяния становятся повседневной нормой жизни общества <1>. Коррупция, начинающаяся с продажности отдельных должностных лиц, способна распространиться во все сферы жизнедеятельности общества, морали и права, заканчиваясь коррозией всего механизма государственной власти <2>.

--------------------------------

<1> Чернякин В.Г. Институционализация предпринимательства и коррупция в современном российском обществе // Научные труды кафедры философии и социально-экономических дисциплин. М.: РПА Минюста России, 2014. С. 43.

<2> Мальков Б.Н. Проблема коррупции в истории философской мысли // Научные труды кафедры философии и социально-экономических дисциплин. С. 20.


Мировая наука исследует коррупцию как общественное явление достаточно давно. Определены факторы, детерминирующие коррупционные процессы, в частности выделяются социально-экономические, политические, социально-психологические, правовые, организационные, кадровые факторы <1>.

--------------------------------

<1> Бахарева А.В., Илий С.К. Факторы, детерминирующие коррупционные процессы // Коррупция: природа, проявления, противодействие: Монография. С. 48 - 56.


К социально-экономическим факторам относятся: имущественная поляризация населения; следование индивидов и субъектов хозяйствования "этике эффективности, которая выводится из исчисления капитала", т.е. стремление максимизировать свое благосостояние и максимально переложить на плечи общества свои издержки; периодические экономические и финансовые кризисы и безработица.

К политическим факторам относится наличие политической воли руководства реально (т.е. не декларативно), целеустремленно и последовательно противодействовать коррупционной преступности.

Говоря о социально-психологических факторах, авторы данной теории относят к ним в первую очередь проблемы размытости понятия морального долга экономическим императивом.

Правовыми факторами являются несовершенство правовой системы, несогласованность и непоследовательность проводимых в стране реформ.

К организационным факторам можно отнести, в частности, недостаточно эффективную организацию контроля деятельности государственных служащих, чрезмерную закрытость и иногда необоснованную корпоративную солидарность большинства государственных органов, недостаток гласности и прозрачности в их деятельности, слабость внутреннего, ведомственного контроля.

Наконец, к кадровым факторам относятся недостатки в подборе и профессиональной подготовке кадров государственных служащих и, как следствие, их низкий профессионализм и компетентность.

Основные причины коррупции также наукой определены.

Первой институциональной основой коррупции принято считать наличие в обществе постоянной имманентной системы властных отношений <1>. В основе коррупционных отношений лежит дискреционная власть - возможность и способность какого-либо господствующего субъекта распределять не принадлежащие ему ресурсы по собственному усмотрению. Главным побудительным мотивом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий.

--------------------------------

<1> Чернякин В.Г. Указ. соч. С. 50.


Как писал дореволюционный русский юрист Б.Н. Чичерин, "власть, ничем не сдержанная, легко склоняется к произволу" <1>.

--------------------------------

<1> Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М.: Тип. Тов-ва И.Д. Сытина, 1899. С. 49.


Применительно к этой основе коррупции высказывается даже мнение о том, что коррупция представляет собой прямое нарушение ст. 3 Конституции РФ, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является многонациональный народ, он осуществляет свою власть непосредственно и через свободно избранных депутатов и иных народных представителей. Вовлекая доверенную народом государственную власть в теневой рыночный оборот, коррупционер не только обманывает избирателей, но и присваивает себе неконституционные полномочия в противоречие с требованиями справедливости и права <1>.

--------------------------------

<1> Гуцев П.Ю. Конституционные основы противодействия коррупции в России // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 12 (СПС "КонсультантПлюс").


В данном случае видно влияние политических, социально-психологических, правовых, организационных и кадровых детерминирующих факторов в совокупности.

Второй институциональной основой коррупции является важнейший экономический институт общества - рынок. В каждой стране существует исторически сложившийся рынок коррупционных услуг. Масштабы этого специфического рынка зависят от уровня социально-экономического развития страны, характера ее политического режима, особенностей политической культуры отдельных слоев населения <1>.

--------------------------------

<1> Чернякин В.Г. Указ. соч. С. 50.


Ежегодный рынок коррупционных услуг в России по разным оценкам может составлять от 100 млрд руб. (фонд ИНДЕМ) до 240 млрд долл. (оценка Transparency International 2012 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Гриб В.Г., Адамян Р.Э. Факторы, влияющие на борьбу с хищениями, коррупцией, и меры по их устранению // Российский следователь. 2015. N 13. С. 63 - 68 (СПС "КонсультантПлюс").


В данном случае можно отметить влияние всех выделенных факторов, детерминирующих коррупционные процессы, в совокупности.

Третьей институциональной основой развития коррупции является, по мнению ученых, несовершенство политико-правовых институтов. В частности, в данном случае речь идет о противоречивости должностных статусов государственных служащих. Государство наделяет их правом принимать решения, затрагивающие интересы различных лиц, по своему усмотрению, с одной стороны. С другой стороны, нет никаких преград для вступления в коррупционные отношения такого государственного служащего и тех лиц, которые заинтересованы в благоприятном для них его решении <1>.

--------------------------------

<1> Чернякин В.Г. Указ. соч. С. 50.


Писатель, философ и социолог А. Зиновьев в свое время обозначил коррупцию как универсальный закон распределения и перераспределения жизненных благ, согласно которому каждый нормальный активно действующий член общества урывает для себя столько жизненных благ, сколько позволяет его социальное положение и допускаемый в обществе уровень безнаказанности <1>.

--------------------------------

<1> Зиновьев А.А. Как уничтожить коррупцию // Зиновьев А.А. Несостоявшийся проект (сборник) // http://mreadz.com/read164478/p88.


Опять-таки прослеживается влияние политических, социально-психологических, правовых, организационных и кадровых детерминирующих факторов в совокупности.

Наконец, в качестве четвертой институциональной основы развития коррупции можно обозначить правовой нигилизм населения.

Действительно, большинство населения не знает и не понимает законов, действующих в сфере противодействия коррупции, некомпетентно в антикоррупционной политике государства и в основах управленческой деятельности. Как правильно отмечается, большинство населения не готово и не желает участвовать в гражданском контроле деятельности представителей государственной власти <1>.

--------------------------------

<1> Чернякин В.Г. Указ. соч. С. 51.


Как отмечается, современное правосознание российских граждан отличается преемственностью с чертами национального правосознания предшествующих исторических эпох, и оно явно недостаточно для эффективного включения в правовые процессы антикоррупционной политики современной России <1>. Достаточно поздно в России сформировалось понимание того, что интересы государственного и общественного развития требуют развитого персонального самосознания, без которого немыслимо развитое правосознание <2>. Вследствие причин исторического, пространственно-географического, природно-климатического, этнокультурного, военно-политического характера к началу XXI в. в России оказались довольно слабо развиты как правовые, так и неправовые регуляторы коррупционных процессов <3>.

--------------------------------

<1> Емельянова Н.И., Подкатилина М.Л. Антикоррупционное образование в российских учебных заведениях // Юридическое образование и наука. 2014. N 2. С. 15 - 18 (СПС "КонсультантПлюс").

<2> Лаптева Л.Е. Правовое мышление и правовые реформы в России // Реформы и право: Сборник статей. М.: Дом ГУ ВШЭ, 2006. С. 8.

<3> Лукьянова В.Ю. Указ. соч. С. 37.


Восприятие в качестве институциональной основы правового нигилизма населения по вопросам антикоррупционной политики государства и антикоррупционного законодательства актуализирует научные исследования, как фундаментальные, так и прикладные, в области противодействия коррупции, в том числе и по направлению антикоррупционного образования.

В данном случае можно говорить в первую очередь о влиянии социально-экономических и социально-психологических факторов, детерминирующих коррупционные процессы.

В настоящее время можно говорить о том, что в России в основном созданы правовая и организационная основы противодействия коррупции. В Индексе восприятия коррупции Международного движения по противодействию коррупции Transparency International Россия в 2015 г. заняла 119-е место, притом что в 2014 г. занимала 136-е место. По словам вице-президента Transparency International, "предсказуемое изменение места России в Индексе восприятия коррупции вызвано объективной реальностью сжимания "кормовой базы" в силу текущей экономической ситуации, а также введением в правовое поле целого ряда весьма обременительных для публичных должностных лиц ограничений в части декларирования имущества и доходов, а также владением зарубежной собственностью" <1>.

--------------------------------

<1> http://transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2015-rossiia-podnialas-na-119-mesto


Однако исследования показывают, что коррупция в России не только остается одной из самых серьезных проблем, но и продолжает обостряться <1>, да и применительно к Индексу восприятия коррупции необходимо отметить, что участие в нем принимают 168 стран.

--------------------------------

<1> Шедий М.В. Коррупция в России: опыт концептуализации и механизмы противодействия: Монография. Орел: ОРАГОС, 2011. С. 97.


До сих пор недостаточно эффективная борьба с коррупцией п. 3 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г. <1>, признается одним из основных внутренних факторов, обусловливающих возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующих ему либо его причинам и условиям.

--------------------------------

<1> Российская газета. N 198. 2009. 20 октября.


Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. заявил, что "коррупция - препятствие для развития России" <1>.

--------------------------------

<1> http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864/work


Методы эффективной борьбы с коррупцией должны быть направлены многовекторно, воздействовать на все институциональные основы коррупции, и в первую очередь должны быть внедрены действенные профилактические меры.

В данном случае можно говорить о правовом антикоррупционном образовании, просвещении, воспитании, пропаганде, которые являются взаимообусловленными элементами формирования антикоррупционной правовой, мировоззренческой аксиологически понятной среды <1>.

--------------------------------

<1> Рыбаков О.Ю. Правовая политика в сфере противодействия коррупции в Российской Федерации // Коррупционные риски современного законодательства и правоприменения и правовые механизмы их преодоления: Монография. М.: Юстиция, 2016. С. 29.


Одним из важнейших средств профилактики коррупции является антикоррупционное образование, под которым подразумевается формирование такого мировоззрения, в котором коррупция вызывает общественное осуждение. Антикоррупционное образование включает развитие правового сознания и гражданской этики, приобретение знаний о механизмах защиты от коррупции. Базовое антикоррупционное образование предполагает воспитание в людях социальной активности, признание необходимости общественного контроля <1>.

--------------------------------

<1> Емельянова Н.И., Подкатилина М.Л. Указ. соч.


Вопросы антикоррупционного образования освещались в Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы, утв. Указом Президента РФ от 11 апреля 2014 г. N 226 <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2014. N 15. Ст. 1729.


В частности, подп. "б" п. 1 указанного Национального плана Правительству РФ предписывалось обеспечить в централизованном порядке повышение квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Аналогичное поручение содержится и в подп. "б" п. 1 Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 1 апреля 2016 г. N 147 <2>.

--------------------------------

<2> Собрание законодательства РФ. 2016. N 14. Ст. 1985.


Данным Национальным планом в п. 17 Госкорпорации "Росатом" совместно с другими государственными компаниями рекомендовано проводить повышение квалификации работников, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, а ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" предписано обеспечить разработку научно-практического пособия "Функции подразделений федеральных государственных органов (органов субъектов Российской Федерации) по профилактике коррупционных и иных правонарушений" для его использования в учебном процессе при реализации образовательных программ повышения квалификации государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Таким образом, можно констатировать, что Национальные планы противодействия коррупции на 2014 - 2015 и на 2016 - 2017 годы призывают проводить обучение именно лиц, которые в силу своих должностных обязанностей принимают участие в борьбе с коррупцией.

Подпункт "ж" п. 4 Указа Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" <1> предписывает руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов обеспечить усиление антикоррупционной составляющей при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки федеральных государственных служащих.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2010. N 16. Ст. 1875.


Но, как видно, не предусматривается обязательное антикоррупционное образование по программам повышения квалификации лиц, которые в силу своей профессии, должностного положения или в связи с исполнением определенных обязанностей могут явиться субъектами коррупционных отношений, например медицинских работников, судей, педагогических работников, нотариусов, арбитражных управляющих, оценщиков, членов комиссии по осуществлению государственных закупок и др.

Плюсом Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы явилось обозначение отдельных направлений антикоррупционного образования, просвещения и пропаганды. Так, подп. "б" п. 20 данного Национального плана общественным организациям рекомендовано обеспечить во взаимодействии с образовательными и научными организациями проведение регулярных публичных лекций по антикоррупционной тематике. Подпунктом "в" п. 22 данного Национального плана ФГБОУ ВППО "Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова", ФГБОУ ВПО "Московский архитектурный институт (Государственная академия)" рекомендовано организовать проведение ежегодных конкурсов социальной антикоррупционной рекламы.

Только приветствовать можно положения п. 11 Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, предусматривающего проведение на базе Челябинского филиала ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" и на базе ФГБОУ ВО "Уральский государственный юридический университет" конференций по актуальным проблемам реализации государственной политики в области противодействия коррупции.

Особо следует отметить, что подп. "н" п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы Правительству РФ поручалось обеспечить ежегодное проведение на базе ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" учебно-методических семинаров продолжительностью до пяти дней для преподавателей образовательных учреждений, осуществляющих реализацию образовательных программ по антикоррупционной тематике, а также обеспечить разработку и внедрение учебного цикла "Противодействие коррупции" в структуре основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.2004 Государственное и муниципальное управление.

Однако данные меры носят точечный характер. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки "Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)", утв. Приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2014 г. N 1567, не содержит никаких указаний на подобного рода учебный цикл, да и не может содержать, так как согласно п. 6.3 указанного образовательного стандарта набор дисциплин (модулей), относящихся даже к базовой части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно.

Что важнее, упомянутый федеральный государственный образовательный стандарт не содержит указаний на общекультурные или профессиональные компетенции, которые бы сформировались исключительно при изучении дисциплин, посвященных антикоррупционным вопросам.

Таким образом, приходится констатировать, что вопросы антикоррупционного образования освещены в актах, формирующих государственную политику в области противодействия коррупции, точечно. Единая концепция образовательной антикоррупционной политики государства отсутствует, что, кстати, уже отмечалось в научной литературе <1>.

--------------------------------

<1> Емельянова Н.И., Подкатилина М.Л. Указ. соч.


Информацию о попытках внедрения антикоррупционного образования на всех образовательных уровнях - от дошкольного образования до высшего - можно увидеть в практике отдельных образовательных учреждений, в частности, проводятся конкурсы рисунков, беседы, классные часы, тематические встречи, конкурсы различной направленности по антикоррупционной тематике.

Но, если комплексно подходить к решению проблемы, предполагается, что необходимо начинать с включения в федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования по всем направлениям подготовки элементов популяризации антикоррупционных стандартов поведения, что, кстати, предусмотрено со сроком исполнения в 2015 г. п. 4 разд. I "Разработка и совершенствование правовой базы в целях создания условий для повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей" Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 14 мая 2014 г. N 816-р <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2014. N 21. Ст. 2721.


Однако включение таких элементов должно происходить на уровне введения необходимых общекультурных и профессиональных компетенций.

Применительно к юридической специальности можно отметить, что ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"), утв. Приказом Минобрнауки России от 4 мая 2010 г. N 464 <1>, до настоящего времени соответствующих изменений не претерпел и предусматривает достижение выпускником:

- общекультурной компетенции: "имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону" (ОК-6);

- в правоохранительной деятельности профессиональной компетенции: "способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению" (ПК-12);

- в области экспертно-консультационной деятельности профессиональной компетенции: "готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" (ПК-14).

--------------------------------

<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 26 (Приказ).


Представляется необходимым включение в данный образовательный стандарт:

- общекультурной компетенции: "способен понимать сущность коррупционного поведения и стремиться ему противостоять";

- профессиональных компетенций в отношении правоприменительной деятельности: "способен выявлять коррупционные риски в профессиональной деятельности", "способен противостоять коррупционным проявлениям в своей профессиональной деятельности";

- профессиональных компетенций в отношении экспертно-консультационной деятельности: "способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам признаков коррупционного поведения, составов коррупционных правонарушений и последствий их совершения".

Представляется, что включение в отдельные модули учебных дисциплин тем, посвященных вопросам противодействия коррупции, может не решить проблему антикоррупционного образования в связи с тем, что соответствующие темы могут раскрываться преподавателями в силу разных причин "по остаточному принципу" или вообще оставляться студентам на самостоятельное изучение.

Как определено в ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>, именно образовательные программы определяют содержание образования, которое должно, помимо прочего, обеспечивать формирование и развитие личности человека в соответствии с принятыми в обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. В основе формирования неприятия в обществе коррупционных отношений лежат в первую очередь нравственные устои, связанные понятиями о чести, достоинстве, безупречной репутации, патриотизме. И если в ранг государственной задачи ставится противодействие коррупции, то, значит, и поставлена задача нравственного воспитания граждан в духе неприятия коррупционного поведения.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.


На основании этого целесообразно в структуру основной образовательной программы бакалавриата указанного образовательного стандарта в состав профессионального цикла базовой (обязательной) части включить дисциплину с примерным названием "Противодействие коррупции" либо "Основы противодействия коррупции" со следующими показателями:

- обучающийся должен знать: основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции; сущность, признаки, причины и особенности проявления коррупции; формы проявления коррупции в различных областях общественной жизни; нормативное правовое регулирование деятельности судебных, правоохранительных органов при рассмотрении дел коррупционной направленности и расследовании коррупционных преступлений; механизмы противодействия коррупционным проявлениям; методы оказания правовой помощи лицам, пострадавшим вследствие коррупции;

- обучающийся должен уметь: выявлять причины и условия совершения преступлений коррупционной направленности; оценивать коррупционные риски в различных областях общественной жизни; ориентироваться в наиболее актуальных проблемах науки и практики, связанных с противодействием коррупции; обеспечивать защиту законных интересов субъектов права от угроз коррупционного характера;

- обучающийся должен владеть навыками: анализа различных явлений общественной жизни на предмет выявления признаков коррупционного поведения; анализа правоприменительной и правоохранительной практики в сфере противодействия коррупции; квалификации и разграничения видов коррупционных правонарушений; принятия необходимых мер противодействия коррупционному поведению в профессиональной и иных областях общественной жизни.

ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) "специалист"), утв. Приказом Минобрнауки России от 14 января 2011 г. N 20 <1> также до настоящего времени действует в редакции от 31 мая 2011 г. и в дополнение к вышеуказанным компетенциям высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") содержит указание на получение выпускником такой профессиональной компетенции в области организационно-управленческой деятельности, как способность выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-31).

--------------------------------

<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 23 (Приказ).


Представляется необходимым включение в данный образовательный стандарт общекультурных и профессиональных компетенций, предложенных для стандарта по направлению подготовки бакалавров, а также такой профессиональной компетенции в отношении правоприменительной деятельности, как способность обеспечивать реализацию норм антикоррупционного законодательства субъектами права. В отношении организационно-управленческой деятельности целесообразно включение таких профессиональных компетенций, как способность принимать управленческие решения в соответствии с антикоррупционным законодательством, способность исключить коррупционное поведение в трудовом коллективе.

Представляется целесообразным в данный федеральный государственный стандарт, в структуру основной образовательной программы подготовки специалиста, в состав профессионального цикла базовой (обязательной) части, включить дисциплину с примерным названием "Противодействие коррупции" либо "Основы противодействия коррупции".

Включение в государственные образовательные стандарты на уровне базовой части основных образовательных программ дисциплин по основам противодействия коррупции обеспечит разработку и всех необходимых методических материалов, включая учебники, учебные пособия, курсы лекций, презентационных материалов и т.д. В этом случае уже не потребуется на уровне подзаконных нормативных правовых актов давать отдельные поручения по их разработке.

Аналогичным образом с точки зрения усиления элементов антикоррупционного образования необходимо пересмотреть и внести соответствующие изменения во ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) "специалист"), утв. Приказом Минобрнауки России от 17 января 2011 г. N 39 <1>, и ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 Судебная экспертиза (квалификация (степень) "специалист"), утв. Приказом Минобрнауки России от 17 января 2011 г. N 40 <2>.

--------------------------------

<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 21 (Приказ) (СПС "КонсультантПлюс").

<2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 23 (Приказ) (СПС "КонсультантПлюс").


Удивление вызывает тот факт, что какие-либо элементы популяризации антикоррупционного поведения вообще отсутствуют во ФГОС высшего образования по направлению подготовки 40.06.2001 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утв. Приказом Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. N 1538 <1>.

--------------------------------

<1> Российская газета. N 21. 2015. 4 февраля (без приложения) (СПС "КонсультантПлюс").


Переработка общих и профессиональных компетенций требуется и в отношении ФГОС среднего профессионального образования: по специальности 40.02.2002 Правоохранительная деятельность, утв. Приказом Минобрнауки России от 12 мая 2014 г. N 509 <1>; по специальности 40.02.2001 Право и организация социального обеспечения, утв. Приказом Минобрнауки России от 12 мая 2014 г. N 508 <2>; по специальности 40.02.2003 Право и судебное администрирование, утв. Приказом Минобрнауки России от 12 мая 2014 г. N 513 <3>.

--------------------------------

<1> Российская газета. N 284/1. 2014. 12 декабря (спецвыпуск).

<2> Российская газета. N 258/1. 2014. 13 ноября (спецвыпуск).

<3> Там же.


Однако внедрять элементы антикоррупционного образования необходимо на всех уровнях, в том числе и на уровне дошкольного образования, и на уровне общего образования.

В федеральных государственных образовательных стандартах среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 <1>, основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 <2>, начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 <3>, и дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 <4>, какие-либо элементы популяризации антикоррупционного поведения также отсутствуют.

--------------------------------

<1> Российская газета. N 139. 2012. 21 июня.

<2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 9.

<3> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 12.

<4> Российская газета. N 265. 2013. 25 ноября.


Таким образом, очевидна бессистемность в попытках внедрения элементов антикоррупционного поведения в образовательный процесс на уровне федеральных государственных стандартов.

Причем инновации стандартов в целях реализации проектов антикоррупционного образования могут быть обеспечены только в процессе интеграции в данной части стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего профессионального образования по всем направлениям подготовки, учитывая, что ст. 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает требование о преемственности основных образовательных программ.

В отношении образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки ситуация складывается сложнее. ФГОС здесь отсутствуют.

В данном случае представляется целесообразным провести исследование, возможно, на уровне мониторинга судебной практики, по определению наиболее опасных с точки зрения коррупционных рисков отдельных должностей и сфер профессиональной деятельности, представители которых обязаны регулярно повышать уровень квалификации.

В частности, требования к обязательному периодическому повышению квалификации установлены в отношении:

- медицинских и фармацевтических работников (ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <1>);

- аудиторов (ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" <2>);

- гражданских служащих (ст. 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <3>);

- судей (ст. 20.1 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <4>).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.

<2> Собрание законодательства РФ. 2009. N 1. Ст. 15.

<3> Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

<4> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.


На основании итогов подобного исследования целесообразно разработать меры, связанные с внесением изменений и дополнений в законодательство в части обязания представителей соответствующих профессий или лиц, занимающих определенные должности, проходить обучение в том числе и по программам антикоррупционного образования.

В качестве примера обязания на законодательном уровне лиц, исполняющих определенные обязанности, повышать свою квалификацию, проходя обучение по образовательным программам установленной направленности, можно назвать положения ст. 39 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1>, согласно которой заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.


На основе данного положения Закона Министерство экономического развития РФ в письме от 8 июля 2015 г. N Д28и-1910 <1> разъяснило, что не менее 50% состава комиссии по осуществлению закупок должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок или обладать специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".


Так, например, при внедрении риск-ориентированного подхода в рамках государственного контроля (надзора) возможно было бы в рамках внесения дополнений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1> либо Федеральный закон "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации", проект которого разработан <2>, закрепить, что:

- должностное лицо, осуществляющее мероприятия государственного и муниципального контроля (надзора), впервые назначенное на должность, предусматривающую исполнение должностных обязанностей в области осуществления государственного и муниципального контроля (надзора), обязано пройти обучение по программе профессиональной подготовки, включающей в себя модуль основ антикоррупционного поведения;

- повышение квалификации должностных лиц, осуществляющих мероприятия государственного контроля (надзора), осуществляется по мере необходимости, определяемой соответствующим контрольно-надзорным органом, но не реже одного раза в три года, в том числе не реже одного раза в шесть лет - по программе антикоррупционного образования.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

<2> http://regulation.gov.ru/projects#npa=19023


Кроме того, требования обязательной переподготовки или повышения квалификации по программам антикоррупционного образования могут быть включены в профессиональные стандарты.

В частности, в отношении повышения квалификации педагогических работников механизм установления повышения квалификации по образовательным программам антикоррупционной направленности может выглядеть следующим образом. В ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" целесообразно внести дополнение, согласно которому педагогический работник систематически должен повышать свой профессиональный уровень, в том числе и по программам антикоррупционного образования.

В профессиональных стандартах "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (действует с 1 января 2017 г.), утв. Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н <1>, и "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (действует с 1 января 2017 г.), утв. Приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 608н <2>, можно определить и периодичность повышения квалификации педагогов по указанным образовательным программам.

--------------------------------

<1> Российская газета. N 285. 2013. 18 декабря.

<2> СПС "КонсультантПлюс".


Таким образом, можно выделить следующие меры по популяризации антикоррупционного поведения в рамках образовательного процесса.

Первое. Установить на уровне доктрины правовой нигилизм населения в сфере антикоррупционной политики государства и антикоррупционного законодательства в качестве институциональной основы коррупции.

Второе. Внести изменения и дополнения в федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего (на уровне требований к реализации основной образовательной программы), среднего профессионального образования, высшего профессионального образования по всем направлениям подготовки (на уровне общекультурных и профессиональных компетенций) с элементами популяризации антикоррупционного поведения, обеспечивая преемственность основных образовательных программ.

Третье. Внести дополнения в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по всем направлениям подготовки, закрепив в базовой части профессионального цикла дисциплину, связанную с изучением основ противодействия коррупции.

Четвертое. Провести на основе итогов мониторинга судебной практики исследование по определению сфер профессиональной деятельности, должностей, отдельных должностных обязанностей, связанных с высокими коррупционными рисками. Закрепить на законодательном уровне обязанность представителей соответствующих профессий, лиц, занимающих соответствующие должности или исполняющих соответствующие обязанности, систематически проходить в рамках повышения квалификации обучение по программам антикоррупционного образования.


Список литературы


Бахарева А.В., Илий С.К. Факторы, детерминирующие коррупционные процессы // Коррупция: природа, проявления, противодействие: Монография. М.: ИД "Юриспруденция", 2015.

Гриб В.Г., Адамян Р.Э. Факторы, влияющие на борьбу с хищениями, коррупцией, и меры по их устранению // Российский следователь. 2015. N 13.

Гуцев П.Ю. Конституционные основы противодействия коррупции в России // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 12.

Емельянова Н.И., Подкатилина М.Л. Антикоррупционное образование в российских учебных заведениях // Юридическое образование и наука. 2014. N 2.

Лаптева Л.Е. Правовое мышление и правовые реформы в России // Реформы и право: Сборник статей. М.: Дом ГУ ВШЭ, 2006.

Лукьянова В.Ю. Коррупция и современное общество // Коррупция: природа, проявления, противодействие: Монография. М.: ИД "Юриспруденция", 2015.

Мальков Б.Н. Проблема коррупции в истории философской мысли // Научные труды кафедры философии и социально-экономических дисциплин. М.: РПА Минюста России, 2014.

Рыбаков О.Ю. Правовая политика в сфере противодействия коррупции в Российской Федерации // Коррупционные риски современного законодательства и правоприменения и правовые механизмы их преодоления: Монография. М.: Юстиция, 2016.

Чернякин В.Г. Институционализация предпринимательства и коррупция в современном российском обществе // Научные труды кафедры философии и социально-экономических дисциплин. М.: РПА Минюста России, 2014.

Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М.: Тип. Тов-ва И.Д. Сытина, 1899.

Шедий М.В. Коррупция в России: опыт концептуализации и механизмы противодействия: Монография. Орел: ОРАГОС, 2011.





    Новости