Поиск по сайту

WHISTLEBLOWING (ДОНОСИТЕЛЬСТВО) КАК ТРЕБОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И КОРРУПЦИИ

Документ предоставлен КонсультантПлюс


WHISTLEBLOWING (ДОНОСИТЕЛЬСТВО) КАК ТРЕБОВАНИЕ

КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И КОРРУПЦИИ


Ю.В. ТРУНЦЕВСКИЙ


Трунцевский Юрий Владимирович, ведущий научный сотрудник отдела Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры уголовной политики Академии управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.


Правоохранительные органы традиционно используют осведомителей в получении информации, ведущей к аресту и осуждению. Термин "корпоративное осведомление" (whistleblowing) в сфере бизнеса в последние годы приобретает позитивный оттенок. За рубежом многочисленные законы защищают доносчиков от отношений работодателя за его деятельность по информированию ведомственных органов о потенциальных нарушениях, в России такая практика еще мало изучена и слабо регламентирована. До сих пор не принят федеральный закон о защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов. На основе данных правового регулирования защиты осведомителей в зарубежных странах в статье представлены принципы корпоративной политики информирования и раскрывается их содержание. Проведенное исследование описывает правовые основы и содержание корпоративной политики информирования.


Ключевые слова: комплаенс, осведомители, корпоративная политика, защита доносительства.


Whistleblowing as Corporate Culture Requirement to Prevent Bribery and Corruption

Yu.V. Truntsevsky


Truntsevsky Yury V., Leading Research Scientist of the Department of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Professor of the Department of Criminal Policy of the Management Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor.


Law enforcement authorities have traditionally used whistleblowers in obtaining information leading to arrest and conviction. The term corporate whistleblowing (business whistleblowing) in the business sphere has acquired a positive connotation in recent years. Abroad, numerous laws protect informers from employer relations for their activities to inform departmental authorities about potential violations, in Russia this practice has been little studied and is poorly regulated. Until now, the federal law on the protection of persons who reported corruption offenses has not been adopted, from the persecution and infringement of their rights and legitimate interests. Based on the data of the legal regulation of the protection of whistleblowers in foreign countries, the article presents the principles of the corporate information policy and discloses their content.


Key words: compliance, whistleblowers, corporate policy, protection of denunciation.


Доносительство является одним из эффективных способов раскрытия взяточничества и коррупции. Оно также дает начало внутренним расследованиям потенциальных корпоративных нарушений.

Государства все явственнее ощущают потребность в мерах, направленных на поддержку заявителей, раскрывающих информацию, и их защиту от мер неблагоприятного воздействия, а некоторые из стран недавно приняли ряд законодательных актов <1>. Стимулы и средства защиты, предоставляемые законами об информировании, имеющие отраслевую или всеобъемлющую основу, широко варьируются в зависимости от юрисдикции, на основе которой они были приняты. Эти законы в основном защищают информаторов от потенциальной мести со стороны компании, увольнения с работы или других неприятных последствий для информаторов в результате раскрытия информации соответствующим органам о преступлениях и других нарушениях, совершенных компанией. Законы также могут быть нацелены на защиту личности информатора.

--------------------------------

<1> См.: Майерс А., Стефенсон П. Технический документ: Сравнительный анализ опыта защиты прав заявителей о коррупции в государствах - членах Совета Европы. ПРЕКОП-РФ Совместный проект Европейского союза и Совета Европы по защите прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик, 2014. С. 4.


Поэтому, проводя антикоррупционную политику, особое внимание стоит уделить вопросу сообщений о факте коррупции с участием фирмы - для этих целей организации, как правило, создают телефонную горячую линию и/или соответствующий раздел на сайте. Однако среди российских компаний практика сообщений о коррупции пока применяется не так успешно <2>, как в зарубежных организациях <3>. Виной всему сравнение подобных сообщений с доносительством, которое в нашем обществе не только не приветствуется, но и, скорее, осуждается. В связи с этим важно донести до сотрудников идею верховенства закона и разъяснить, что бездействие - это соучастие в преступлении, часто не менее губительное для репутации фирмы, чем само преступление.

--------------------------------

<2> См., например: Цирин А.М. Перспективные направления развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции // Журнал российского права. 2011. N 2. С. 12 - 24.

<3> См., например: Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции: Научно-практическое пособие / В.Ю. Артемов, Н.А. Голованова, А.Ю. Заксон и др.; отв. ред. А.М. Цирин, Е.И. Спектор. М.: ИЗиСП, 2016. 144 с.


"Культура доносительства в отдельных странах, например в США, чрезвычайно развита" <4>.

--------------------------------

<4> Там же. С. 16.


В некоторых юрисдикциях <5> осведомители могут иметь право на финансовое вознаграждение, вручаемое с целью поощрения доносительства. В США в соответствии с Законом о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей Додда - Франка (Закон Додда - Франка) осведомитель имеет право на награду в размере от 10 до 30 процентов денежной поддержки за добровольное предоставление своевременной и подлинной информации в Комиссию по ценным бумагам, повлекшее за собой успешное правоприменение, наложившее санкции в размере более чем 1 миллиона долларов США.

--------------------------------

<5> Здесь и далее зарубежный опыт правового регулирования доносительства см.: Трунцевский Ю.В., Петросян О.Ш., Сухаренко А.Н. Противодействие коррупции в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Организационно-правовые аспекты. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2017. 263 с.


Многочисленные законы защищают доносчиков от отношений работодателя за его деятельность по информированию ведомственных органов о потенциальных нарушениях (США) <6>:

- Whistleblower Protection Act of 1989 / Whistleblower Protection Enhancement Act of 2012 - защита государственных служащих, осуществляющих конфиденциальное раскрытие;

- False Claims Act - защита работников частных компаний;

- Sarbanes - Oxley Act - обязанность сообщения о нарушениях государственным органам и Комиссии по ценным бумагам.

--------------------------------

<6> Буянский С.Г., Трунцевский Ю.В. Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент. М.: РУСАЙНС, 2016. 344 с.


Так, Закон Сарбейнса - Оксли запрещает публично торгуемым компаниям применять ответные меры против людей, которые предоставляют информацию в связи с расследованием возможных нарушений закона о ценных бумагах.

В то время как многие государственные учреждения Китая создали институт доносительства: веб-сайты, горячие линии или даже создали специальные приложения для мобильных телефонов, фактическая защита информаторов ограниченна. Некоторые местные администрации по промышленности и торговле предлагают финансовые стимулы для информаторов в качестве награды для раскрытия ценной информации о коммерческом подкупе. Тем не менее эти стимулы обычно находятся в диапазоне от нескольких сотен до нескольких тысяч юаней и этого, как правило, недостаточно, чтобы обеспечить значимый стимул для потенциальных информаторов.

И хотя УК КНР, Уголовно-процессуальный кодекс КНР и некоторые нормативные акты Верховной народной прокуратуры содержат определенные меры защиты для лиц, которые сообщают о подобной преступной деятельности и сотрудничают с полицией, такая защита имеет, как правило, весьма общий характер и не имеет адекватной реализации. Репрессии в отношении информаторов в Китае не редкость.

В 2001 г. в Индии комиссия по законодательству сделала доклад по защите информаторов и раскрытию публичных интересов (Public Interest Disclosure and Protection of Informers). Этот доклад являлся результатом запроса руководителю комиссии по бдительности и разработке законопроекта по поощрению лиц, вскрывающих коррупционную деятельность в среде публичных функционеров, и защите честных лиц от таких разоблачений. Позже комиссия по законодательству составила законопроект "О раскрытии публичного интереса (защите информаторов)" 2002 г. (The Public Interest Disclosure (Protection of Informers) Bill 2002). Законопроект поощряет раскрытие информации, связанной с поведением любого публичного должностного лица, получающего комиссионные от любого правонарушения, предусмотренного Законом "О противодействии коррупции" или любым другим законодательством во время его действия, злоупотребления полномочиями или халатности, и защищает лиц, совершающих такие раскрытия.

Парламент (Лок сабха) принял этот законопроект 27 декабря 2011 г. Советом штатов (Rajya Sabha) законопроект был принят 21 февраля 2014 г. Закон направлен на обеспечение создания регулярного механизма для поощрения лиц, раскрывающих информацию о коррупции или об умышленном злоупотреблении властью со стороны государственных служащих, включая министров. Он также направлен на обеспечение "адекватной защиты лиц, сообщающих о коррупции или умышленном злоупотреблении свободой действий, вызывающих очевидные потери правительства, или совершении уголовного преступления государственным служащим". В то же время правительство выпустило рекомендации по соблюдению интересов обличителей, и Центральный комитет бдительности был назначен в качестве органа, обязанного реагировать на жалобы обличителей до того момента, как парламент принимает соответствующее законодательство по этому вопросу.

Некоторые из положений закона были введены в действие с помощью уведомлений, опубликованных 12 сентября 2013 г. и 26 марта 2014 г.

Если лицо знает или имеет основания полагать, что преступление было совершено, и умышленно скрывает такую информацию, оно будет привлечено к ответственности за непредоставление информации (ст. 202 УК Индии).

В Корее в антикоррупционном контексте программа донесения установлена в соответствии с законом о предотвращении коррупции и законом "Об основании и деятельности Комиссии по гражданским правам и борьбе с коррупцией". Любой может анонимно сообщить о любом неправомерном действии должностного лица. Разоблачители могут быть наделены правом на денежные вознаграждения.

Согласно Закону "Об основании и деятельности Комиссии по гражданским правам и борьбе с коррупцией" от публичных должностных лиц требуется и граждане поощряются сообщать о любых происшествиях коррупционного характера публичных должностных лиц. Любому лицу, которое намерено сообщить о случае коррупции, следует это сделать в письменном сообщении, содержащем его личную информацию, намерение, сущность и причины для сообщения. В сообщении следует точно определить наименование должностного лица, занимающегося расследованием коррупции и поддерживающего доказательства (проводящего подобные расследования).

Согласно Закону "О сообщениях" от финансовых институтов требуется сообщать в подразделение финансовой разведки о сделках на сумму не менее чем 10 000$ в случае сделки в иностранной валюте или 20 000 000 вон (20 000$) при сделке в корейской валюте и на основании подозрения, что это связано с отмыванием денег путем таких сделок.

От финансовых институтов также требуется сообщать в подразделение финансовой разведки о серии финансовых сделок, в отношении которых имеются подозрения, на общую сумму не менее 10 000$ в иностранной валюте или 20 000 000 вон (20 000$) при подозрении, что подобные сделки совершены, чтобы избежать обнаружения. Закон "О сообщениях" предоставляет безопасную гавань для финансовых институтов, которые подают сообщение в финансовую разведку, касающуюся финансовых сделок, которые подпадают под критерии, изложенные выше, что является гражданской обязанностью.

Среди различных законов и правил, существующих в Корее для обработки и защиты осведомителей, наиболее актуальным для корпораций является Закон "О защите общественных интересов журналистов" (закон "О защите осведомителей"). Закон о защите осведомителей защищает информаторов, которые сообщают об определенной противоправной деятельности работодателей, следственных и других назначенных органов в Комиссию по гражданским правам и противодействию коррупции (ACRC).

Закон о защите осведомителей позволяет осведомителям обратиться в ACRC для защитных мер. После такого запроса ACRC должна расследовать это дело и может требовать, чтобы лица отменили ущерб, нанесенный осведомителям, или воздержались от вредоносных деяний.

Информаторам предоставляется анонимность в ходе расследования и судебного разбирательства, обеспечивается защита полицией при необходимости.

Осведомители могут получать финансовую компенсацию 1 млрд, если его/ее доклад приводит общественный интерес к прямым восстановлениям или увеличениям доходов государственного или местного самоуправления.

Эффективность корпоративного мошенничества и взяточничества зависит от соответствующих мер, принимаемых внутри компании.

Whistleblowing - это сравнительно новое требование корпоративной культуры, означает публичное раскрытие лицом, обычно госслужащим или работником частной компании, информации о злоупотреблениях, коррупции, нарушении закона его/ее работодателем.

Что же должна включать в себя политика компании по информированию?

Такая политика должна опираться на следующие принципы.

1. Non-retaliation - защита от негативных последствий. Запрещается и является нарушением закона применять или угрожать применением мер против работника, который сообщил о нарушении, включая такие меры, как неудовлетворительная оценка работы, понижение в должности, временное отстранение от работы или увольнение.

2. Speak Up Line - анонимное обращение. Директорам, должностным лицам, сотрудникам и третьим сторонам следует сообщать об имеющих место нарушениях закона, Кодекса поведения или политики, процедур и руководящих принципов компании.

3. Защита от негативных последствий - это система организационных мер, направленных:

- на введение в действие политики о запрете преследования;

- обучение работников;

- организацию горячей линии;

- рассмотрение сообщений комплаенс-функцией;

- точную оценку последствий принятия мер.

4. Compliance culture - соблюдение законодательных правил и внутренних процедур, содержащее:

- кодекс поведения (этики);

- руководство по предотвращению Коррупции;

- политики (процесс утверждения для предоставления подарков, гостеприимства и поездок государственным служащим и должностным лицам, благотворительные взносы);

- телефон доверия.

Посредством "Политики информирования" компания предоставляет возможность вскрывать правонарушения лицами, которые взаимодействуют с компанией или наблюдают за компанией в ходе ведения своего бизнеса. Предоставленная информация будет полезной для придания данным процессам и системам большей надежности и устойчивости.

Раздел 177 (9) Закона "О компаниях" (2013 г.) и пункт 49 Листингового соглашения, заключенного с Фондовой биржей (действующего с 1 октября 2014 г.), в частности, предусматривают обязательное требование для всех зарегистрированных на фондовых биржах и прочих компаний устанавливать "Политику информирования" для сотрудников с целью доклада руководству о случаях неэтичного поведения, фактическом или предполагаемом мошенничестве или нарушении кодекса компании.

Данная политика применима ко всем сотрудникам компании, которые раскрывают предполагаемое противоправное действие и в отношении которых в результате раскрытия информации были применены неблагоприятные действия. Осведомитель не должен получать доказательства, чтобы подтверждать информацию осведомителя. Роль сотрудника заключается только в "поднятии тревоги".

Сотрудник будет считаться действующим добросовестно, если есть разумное основание для сообщения о неэтичном или ненадлежащем поведении или каком-либо другом предполагаемом противоправном действии.

Добросовестность считается недостаточной, если сотрудник не обладает фактологической основой для сообщения о нарушении или когда сотрудник знал или обоснованно должен был знать, что сообщение о неэтичном и ненадлежащем поведении или предполагаемом противоправном действии является предумышленным, ложным или необоснованным.

Данная политика запрещает Компании предпринимать какие-либо неблагоприятные действия персонала в отношении ее сотрудников за добросовестное раскрытие ими информации о каком-либо неэтичном или ненадлежащем поведении или предполагаемом противоправном действии. Любой сотрудник, в отношении которого было предпринято какое-либо неблагоприятное действие персонала за раскрытие информации, в рамках данной политики имеет право обратиться, например, в комитет по аудиту или, в исключительных случаях, к совету директоров за необходимой помощью.

Никакие неблагоприятные действия персонала не могут быть применены в отношении осведомителя за его действия по раскрытию каких-либо неэтичных и ненадлежащих действий или противоправного действия, информацию о которых осведомитель добросовестно предполагает:

- нарушение какого-либо закона;

- злоупотребление служебным положением;

- растрата в крупном масштабе или незаконное присвоение денежных средств компании;

- существенная и конкретная угроза безопасности и здоровью населения; или действия, которые не соответствуют политике компании, или ущерб имиджу организации, или нарушение принятых ценностей компании;

- злоупотребление властью, именуемое "предполагаемое противоправное действие";

- незаконное и ненадлежащее поведение, включая любого рода преследования, сексуальные домогательства женщин;

- сформировать и укрепить культуру прозрачности и доверия в организации;

- инициировать дисциплинарные меры в отношении ложных обвинений.

Неэтичное и ненадлежащее поведение означает:

1) любое действие, которое на соответствует утвержденным стандартам общественного и профессионального поведения;

2) любое действие, которое ведет к неэтичным методам ведения бизнеса;

3) нарушение этикета, моральное агрессивное поведение и т.д.

Неблагоприятные действия персонала - это какие-либо действия, поведение или решения в отношении сотрудников или любой отказ принять надлежащее действие управляющим или вышестоящим по должности, которое влияет негативно на сотрудника и включает следующие действия в отношении системы кадров компании:

- увольнение;

- понижение в должности;

- временная отставка;

- письменный выговор;

- ответное разбирательство;

- решение не продвигать по должности;

- получение необоснованного квалификационного рейтинга;

- удержание соответствующего размера оклада;

- принудительный перевод или переназначение;

- ликвидация должности работника, снижение существующей рабочей загрузки;

- отказ в наградах, грантах, отпусках, бонусах или тренингах, на которые сотрудник, как правило, имеет право;

- прочие существенные изменения в должностных обязанностях и условиях работы, которые несовместимы с позицией сотрудника, окладом и классом работника.

Рассмотрение раскрытия информации и вынесение постановления соответствующим специалистом корпоративного контроля и/или уполномоченным лицом.

Сотрудник, который осознанно подал ложное заявление комитету по аудиту о неэтичном или ненадлежащем поведении или предварительном противоправном действии, подлежит применению в отношении его дисциплинарных действий, вплоть до увольнения, согласно правилам, политикам и процедурам компании.

В феврале 2015 года Министерство труда подготовило и внесло в Государственную Думу законопроект "О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов" <7>, содержащий положение о том, что лицам, сообщившим своему работодателю или в правоохранительный орган о коррупционных правонарушениях (например, злоупотреблении служебным положением, взятке, коммерческом подкупе), гарантируется бесплатная юридическая помощь, защита от неправомерного увольнения, привлечения к дисциплинарной ответственности и "иных ущемлений прав", а также защита их родственников и близких. В настоящее время в России подобный специальный закон по защите осведомителей не принят.

--------------------------------

<7> Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации. URL: https://www.oprf.ru/ru/1449/2133/1537/2192/newsitem/29263?PHPSESSID=9rqp5me9l2eokujan85uui8db5 (дата обращения: 30.04.2017).


Литература


1. Буянский С.Г., Трунцевский Ю.В. Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент. М.: РУСАЙНС, 2016. 344 с.

2. Майерс А., Стефенсон П. Технический документ: Сравнительный анализ опыта защиты прав заявителей о коррупции в государствах - членах Совета Европы. ПРЕКОП-РФ Совместный проект Европейского союза и Совета Европы по защите прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик. 2014. 32 с.

3. Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции: Научно-практическое пособие / В.Ю. Артемов, Н.А. Голованова, А.Ю. Заксон и др.; отв. ред. А.М. Цирин, Е.И. Спектор. М.: ИЗиСП, 2016.

4. Трунцевский Ю.В., Петросян О.Ш., Сухаренко А.Н. Противодействие коррупции в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Организационно-правовые аспекты. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 263 с.

5. Цирин А.М. Перспективные направления развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции // Журнал российского права. 2011. N 2.





    Новости