Поиск по сайту

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Документ предоставлен КонсультантПлюс


НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СФЕРЕ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


В.А. АВДЕЕВ, О.А. АВДЕЕВА


Авдеев В.А., доктор юридических наук, профессор.


Авдеева О.А., доктор юридических наук, профессор.


В статье дан анализ теоретико-методологических, дефинитивных, организационно-правовых аспектов противодействия коррупции. Определены тенденции развития коррупционной преступности, отражена динамика абсолютных и относительных показателей преступлений коррупционной направленности. Раскрыты перспективы реализации вновь образованных составов преступлений коррупционной направленности. Исследованы современные тенденции уголовной политики в сфере противодействия коррупции на законодательном и правоприменительном уровнях. Сформулированы предложения по совершенствованию механизма противодействия коррупции.


Ключевые слова: уголовно-правовая политика, коррупция, преступления коррупционной направленности, предупреждение коррупции.


New trends of criminal law policy of the Russian Federation in the sphere of counteraction to corruption crimes

V.A. Avdeev, O.A. Avdeeva


Avdeev V.A., doctor of law, professor.


Avdeeva O.A., doctor of law, professor.


The article analyzes the theoretical, methodological, definitive, organizational and legal aspects of counteracting corruption. Trends in the development of corruption crime are defined, the dynamics of absolute and relative indicators of corruptionrelated crimes are reflected. The prospects for the implementation of newly formed corpus delicti are outlined. The modern trends in the criminal policy in the sphere of countering corruption at the legislative and law enforcement level are investigated. Proposals on improving the anti-corruption mechanism have been formulated.


Key words: criminally-legal policy, corruption, crimes of corruption orientation, prevention of corruption.


Реализация Российской Федерацией уголовно-правовой политики в контексте государственной стратегии по противодействию нарастающим в современном мире угрозам государственной и общественной безопасности закономерно предопределила необходимость последовательной новеллизации законодательных и организационно-практических мер по борьбе с коррупцией. Негативные тенденции в динамике развития коррупционной преступности в РФ подрывают авторитет государства, существенно снижается уровень доверия населения, что неизбежно оказывает влияние на развитие институтов гражданского общества, правовые основы российской государственности, порождает политическую нестабильность, влекущую распространение в условиях многонационального и конфессионального характера государственности идеологии, наносящей ущерб гражданскому миру и согласию <1>.

--------------------------------

<1> Авдеев В.А., Авдеева О.А. Стратегические направления противодействия коррупции в РФ // Российская юстиция. 2016. N 7. С. 19.


Актуализация проблемы противодействия коррупции в РФ подтверждается индексом ее восприятия. В 2016 году, по мнению международных экспертов, Россия заняла сто тридцать первое место из ста семидесяти шести стран, принявших участие в аудите. Вследствие этого более двух третей подвергнутых исследованию международной организацией Transparency International стран (74,4%) опережают Россию в эффективности принимаемых мер противодействия коррупции.

Неблагоприятные тенденции развития коррупции подтверждаются увеличением на 1,4% в 2016 году общей численности зарегистрированных преступлений коррупционной направленности по сравнению с предыдущим годом (с 32 455 до 32 924). Соответственно, увеличению подлежал до 1,52% в 2016 году относительный показатель зарегистрированных преступлений коррупционной направленности. Удельный вес нанесенного в 2016 году преступлениями коррупционной направленности материального ущерба составил 7,8% от общей суммы причиненного ущерба совершенными преступлениями в целом.

Наметившаяся в условиях глобализации международной жизни трансформация коррупции как социально-правового явления неизбежно детерминировала характер и виды преступлений коррупционной направленности. Вследствие этого особую значимость при определении мер уголовно-правовой политики в сфере противодействия коррупции приобретает осмысление теоретико-методологических основ данного явления, прежде всего в части разработки единообразных подходов к дефиниции коррупции. Сложность установления границы между указанными коррупционными деяниями предопределяется различным значением используемых дефиниций в международном и национальном праве. Плюрализм различных национальных правовых систем обусловил неоднозначные подходы к законодательному определению коррупции, коррупционной преступности, преступлений коррупционной направленности и т.д.

Проблема изначально заключается в том, что международное сообщество руководствуется таким обобщающим коррупцию термином, как коррупционное правонарушение. Коррупцию образуют коррупционные деяния, влекущие дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. В РФ коррупция в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" рассматривается преимущественно в аспекте наиболее распространенных преступлений коррупционной направленности: 1) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и т.д.; 2) совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Правовой симбиоз норм международного и национального права позволяет рассматривать коррупцию как многогранное социально-правовое явление, подразумевает линию поведения должностного лица, руководителя коммерческой или иной организации, сопряженную с совершением дисциплинарного проступка, гражданско-правового деликта, административного правонарушения или преступления. На основании этого представляется, что содержание и сущность коррупции составляют взяточничество, криминальный лоббизм в органах государственной власти, органах самоуправления, коммерческих и иных организациях, незаконное участие государственных и муниципальных служащих в предпринимательской деятельности вопреки интересам службы, предоставление третьим лицам в нарушение интересов государственной и муниципальной службы, интересов частных коммерческих и иных лиц определенных прав, льгот, преимуществ и т.п.

Учитывая, что на современном этапе наряду с ростом коррупционных правонарушений происходит распространение коррупции во всех сферах жизнедеятельности российского общества, актуализируется проблема значительной трансформации преступлений коррупционной направленности. Необходимость реализации предупредительной функции национальной системы права обусловила реализацию указания Генеральной прокуратуры России N 65/11, МВД России N 1 от 01.02.2016 "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности".

Согласно Перечню N 23 указания Генеральной прокуратуры РФ и МВД России 2016 года, преступления коррупционной направленности следует разграничивать на две классификационные группы: 1) безусловные преступления коррупционной направленности; 2) преступления коррупционной направленности при соблюдении определенных условий. К числу преступлений коррупционной направленности без дополнительных условий отнесены составы, регламентированные ст. ст. 141.1, 184, п. "б" ч. 3 ст. 188, ст. 204, п. "а" ч. 2 ст. 226.1, п. "б" ч. 2 ст. 229.1, ст. ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.

Перечень преступлений коррупционной направленности, требующих при квалификации соблюдения определенных условий, включает преступления, в статистической карточке которых стоят отметки: 1) о коррупционной направленности основного состава преступления (ст. ст. 174, 174.1, 175, ч. 3 ст. 210 УК РФ); 2) коррупционной направленности основного состава преступления в соответствии с международными актами (ст. ст. 294, 295, 296, 302, 307, 309 УК РФ); 3) совершении преступления с корыстным мотивом (пп. "а" и "б" ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 142, ст. ст. 170, 201, 202, ч. 2 ст. 258.1, 285, 285.1, 285.2, 285.3, ч. ч. 1, 2 и п. "в" ч. 3 ст. 286, ст. 292, ч. ч. 2 и 4 ст. 303, ст. 305 УК РФ); 4) совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (ч. 4 ст. 188, п. "в" ч. 3 ст. 226, ч. 3 ст. 226.1, ч. 2 ст. 228.2, п. "в" ч. 2 ст. 229, ч. ч. 3 и 4 ст. 229.1 УК РФ); 5) совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, и с корыстным мотивом (ч. ч. 3 и 4 ст. 183, п. "б" ч. 4 ст. 228.1, п. "б" ч. 2 ст. 228.4, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258, ч. 3 ст. 258.1, п. "в" ч. ч. 2 и 3 ст. 260, ч. ч. 1 и 3 ст. 303, ст. ст. 322.1, 322.2, 322.3 УК РФ); 6) совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом, в зависимости от даты возбуждения уголовного дела (п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ); 7) коррупционной направленности преступления, о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения (ч. ч. 3 и 4 ст. 159, ч. ч. 3 и 4 ст. 159.1, ч. ч. 3 и 4 ст. 159.2, ч. ч. 3 и 4 ст. 159.3, 159.4, ч. ч. 3 и 4 ст. 159.5, ч. ч. 3 и 4 ст. 159.6, ч. ч. 3 и 4 ст. 160, ч. ч. 3 и 4 ст. 229 УК РФ); 8) совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения и с корыстным мотивом (ч. 5 ст. 228.1 УК РФ).

Способствующими совершению преступлений коррупционной направленности являются преступления при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой (в том числе мнимой) условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества либо незаконного представления такой выгоды (ст. ст. 159, 159.1, 159.2, 159.3, 159.4, 159.5, 159.6 (за исключением случаев, указанных в п. 3.6), ст. ст. 169, 178, 179 УК РФ).

Анализ перечисленных классификационных групп позволяет отметить приоритетное положение в исследуемом перечне преступлений коррупционной направленности без дополнительных условий. Указанные составы преступлений регламентируются соответственно в главах 19, 22 - 25, 30 УК РФ. Соответственно, преступление коррупционной направленности образует совокупность противоправных умышленных деяний должностных лиц, руководствующихся корыстным мотивом, сопряженных с получением имущественных прав и выгод материального характера или незаконного предоставления определенных преимуществ, как для себя, так и для третьих лиц.

Рассматривая основные направления дальнейшего совершенствования механизма противодействия коррупции в РФ, стоит сказать, что основополагающее значение имеет законодательная регламентация: 1) дефиниции коррупции; 2) составов коррупционных правонарушений; 3) преступлений коррупционной направленности.

Ключевыми принципами противодействия коррупции, сочетающей признаки коррупционных преступлений и иных коррупционных правонарушений, должны являться: 1) активизация сотрудничества государства с международными организациями, институтами гражданского общества и физическими лицами; 2) реализация внутригосударственных мер по предупреждению коррупции. Среди внутригосударственных мер должное внимание следует уделять обеспечению: а) публичности и открытости в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и иных организаций; б) неотвратимости ответственности за совершение коррупционных преступлений и иных коррупционных правонарушений; в) согласованности социально-экономических, политико-правовых, организационных и специальных мер. Противодействие коррупции предполагает сочетание ресурсов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц.

На правотворческом уровне требуется последовательная новеллизация отраслевых норм российского законодательства <2>. Прежде всего, это касается урегулированности норм в контексте разграничения составов коррупционных правонарушений и преступлений коррупционной направленности. Немаловажное значение имеет правильная юридическая оценка совершенных преступлений коррупционной направленности. Например, согласно Определению Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 16.10.2014 N 46-УД14-8 переквалификации с ч. 4 ст. 159 УК РФ на ч. 3 ст. 159.4 УК РФ подлежали действия лица, совершившего мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности <3>. На правоприменительном уровне имеют место спорные моменты, связанные с юридической оценкой действий, связанных с превышением должностных полномочий. Так, постановлением Президиума Верховного суда Республики Дагестан от 23.12.2015 ошибочной была признана констатация в приговоре факта умышленного причинения тяжкого вреда здоровью в качестве квалифицирующего признака, регламентированного п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ <4>.

--------------------------------

<2> Авдеев В.А. Оптимизация целей наказания в контексте предупреждения преступности // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. N 2. С. 41 - 53.

<3> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2015. N 6.

<4> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2016. N 10.


Наряду с имеющими место проблемами правильной квалификации преступлений коррупционной направленности стоит отметить актуализацию проблемы назначения виновному соразмерного вида наказания. Например, согласно постановлению Президиума Верховного суда Чувашской Республики от 17.07.2015 противоречащей требованиям закона была признана замена основного наказания в виде штрафа лишением свободы лицу, осужденному по ч. 1 ст. 285 УК РФ и злостно уклоняющемуся от его уплаты. Исходя из ч. 5 ст. 46 УК РФ штраф может быть заменен иным видом наказания за исключением лишения свободы на определенный срок <5>.

--------------------------------

<5> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2016. N 6.


На правотворческом уровне, учитывая наносимый существенный материальный ущерб интересам службы и организаций, представляется целесообразным обратить пристальное внимание на детальную регламентацию правовых основ компенсации причиненного ущерба, в том числе путем добровольного погашения ущерба, изъятия денег, ценностей, ареста имущества, удовлетворения гражданских исков и т.п.

Осуществление мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений и преступлений коррупционной направленности тесно связано с повышением эффективности методов выявления и пресечения коррупционных преступлений. Прикладное значение имеют: 1) разработка административных ресурсов предупреждения коррупции; 2) установление процедуры выявления, расследования и осуждения коррумпированных должностных лиц; 3) введение правовых положений для конфискации средств и имущества, приобретенных в результате совершения преступлений коррупционной направленности; 4) применение экономических санкций к предприятиям, причастным к коррупции; 5) создание властного органа, осуществляющего предупреждение коррупции; 6) проведение государством кадровой политики, основанной на принципах прозрачности деятельности муниципальных служащих и подконтрольности их населению; 7) разработка кодексов поведения публичных должностных лиц; 8) установление прозрачной и эффективной системы распределения финансов в сфере закупок.

Значительную роль на современном этапе государственной политики по профилактике коррупции приобретает совершенствование воспитательного правового воздействия на население, правовое просвещение граждан в части защиты их законных прав и свобод, надлежащий уровень образовательного процесса на всех уровнях и программах подготовки кадров государственной и муниципальной службы, комплексно воздействующих на формирование в российском обществе под влиянием правовой культуры либо угрозы неотвратимости правовых последствий устойчивого социально полезного поведения, негативного отношения к реализации правового конфликта личных интересов и интересов службы <6>.

--------------------------------

<6> Авдеев В.А., Авдеева О.А. Противодействие коррупционной преступности в РФ в контексте имплементации норм международного права // Юридическое образование и наука. 2016. N 3. С. 135 - 139.


Резюмируя изложенное, необходимо подчеркнуть, что новые тенденции в уголовно-правовой политике РФ по противодействию коррупции должны сочетать законодательную новеллизацию административных, уголовных, гражданских и иных отраслевых норм с реализацией на правоприменительном уровне мер по профилактике коррупции, основанных на взаимодействии культурно-просветительских, организационно-практических и иных правовых механизмов воздействия, содействующих последовательности в осуществлении антикоррупционной политики государства, повышению социальной активности граждан, общественных объединений, обусловливающих усиление государственного и социального контроля за конфликтом интересов должностных лиц в системе органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и иных организаций.


Список использованной литературы


1. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Противодействие коррупционной преступности в РФ в контексте имплементации норм международного права // Юридическое образование и наука. 2016. N 3. С. 135 - 139.

2. Гриб В.Г., Адамян Р.Э. Факторы, влияющие на борьбу с хищениями и коррупцией, и меры по их устранению // Российский следователь. 2015. N 13. С. 24 - 29.

3. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Стратегические направления противодействия коррупции в РФ // Российская юстиция. 2016. N 7. С. 19 - 21.

4. Мельникова Н.А., Крижановский С.В. Конфликт интересов в системе профилактики коррупции на правоприменительной службе // Российский следователь. 2015. N 23. С. 30 - 33.

5. Авдеева Е.В. Механизм уголовно-правового регулирования свободы личности в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.2008. Уральская государственная юридическая академия. Екатеринбург, 2013.

6. Сухов А.Н. Организованная преступность и коррупция // Российский следователь. 2015. N 14. С. 18 - 21.

7. Авдеева О.А. Льготы и привилегии службы в Сибири в XIX в. // Закон и право. 2007. N 12. С. 119 - 121.

8. Быков А.В. Коррупционная преступность в системе органов местного самоуправления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2016. 24 с.

9. Авдеева Е.В. Правовые основы обеспечения свободы личности в России // Известия Байкальского государственного университета. 2013. N 3. С. 113 - 116.

10. Авдеев В.А. Актуальные вопросы квалификации незаконного помещения в психиатрический стационар // Российский следователь. 2013. N 16. С. 20 - 22.





    Новости