Поиск по сайту

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ БЫТОВОЙ (ПОВСЕДНЕВНОЙ) КОРРУПЦИИ

Документ предоставлен КонсультантПлюс


ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ БЫТОВОЙ (ПОВСЕДНЕВНОЙ) КОРРУПЦИИ


Ю.В. ТРУНЦЕВСКИЙ


Трунцевский Юрий Владимирович, ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; профессор кафедры уголовной политики Академии МВД России, доктор юридических наук, профессор.


Рецензент: Дорошков Владимир Васильевич, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник РНИИИС, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор.


Цель. Результатами анализа показателей и значений современной бытовой коррупции в России и других странах выступила необходимость расширения прав и возможностей граждан через повышение информированности и бдительности, повышение транспарентности и подотчетности в государственных учреждениях при поставках услуг. Различные гражданские движения против коррупции в разных странах содействуют гражданскому давлению для обеспечения транспарентности и подотчетности в сфере государственных услуг.

Методы. Мониторинг, статистические методы, обработка результатов исследования и сравнительно-правовой метод.

Выводы. Прозрачность и подотчетность являются важными факторами достижения успеха в борьбе с коррупцией. Детальное регламентирование процедур оказания государственных услуг, принятие стандартов качества, внедрение электронных очередей и официальных дополнительных платных услуг (например, платная помощь в оформлении платежных документов) могут свести проявления бытовой коррупции к минимуму.

Научная и практическая значимость. С целью профилактики преступлений коррупционной направленности используются интернет-сайты, на которых общественность информируется о деятельности правоохранительных органов, размещаются и публикуются статьи о результатах расследования уголовных дел. Проведенное исследование развивает и уточняет возможности коммуникационных стратегий, направленных на создание сообщений о том, что коррупция - это серьезная социальная болезнь, стремящихся убедить целевую аудиторию, что коррупции можно противостоять и что инструменты, чтобы обуздать ее, доступны. Для более широкого охвата разоблачений и создания образцов для подражания в борьбе с коррупцией эффективны онлайновые средства коммуникации.


Ключевые слова: бытовая коррупция, транспарентность, информация, Интернет, информационно-телекоммуникационные технологии, противодействие коррупции, профилактика преступлений, государственные услуги, облачная обработка данных, целевая аудитория, цифровая грамотность, электронная очередь, СМИ, веб-сайт, взятка.


Informational Telecommunication Technologies in Countering Petty (Day-to-Day) Corruption

Yu.V. Truntsevsky


Truntsevsky Yu.V., Leading Research Scientist of the Department of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Professor of the Department of Criminal Policy of the Management Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor.


Reviewer: Doroshkov V.V., Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Chief Researcher NSRIIP, Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation.


Purpose. The analysis of indicators of contemporary everyday corruption in Russia and other countries, the need for empowerment of citizens, hence the need for increased awareness and vigilance, increased transparency and accountability in public institutions, for example, in the supply of services. Various civil movement against corruption in different countries contribute to civilian pressure, and therefore, they ensure transparency and accountability in the public sector.

Methods. Monitoring, statistical methods, processing of results of research and comparative legal method.

Results. Transparency and accountability are important factors of success in the fight against corruption. Detailed regulation of procedures of rendering of state services, standards of quality embedded electronic queue and the official additional paid services, for example, pay-assistance in registration of payment documents, is something that reduces domestic corruption.

Discussion. For the prevention of corruption-related crimes used the Internet sites, as a result, the public is informed about the activities of law enforcement agencies, in addition, placed and published articles, for example, the results of the investigation of criminal cases. This study develops and clarifies the possibilities of communication strategies, which target audience understands that corruption can be overcome, moreover, has all the necessary tools, for example, effective in the fight against corruption online communication tools.


Key words: petty corruption, transparency, information, Internet, information and telecommunication technologies, anti-corruption, crime prevention, public services, cloud computing, target audience, digital literacy, electronic queue, media, web site, bribe.


В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 г. было отмечено, что особое внимание следует уделить "искоренению таких явлений, как бытовая коррупция, равнодушие к своим обязанностям, всему тому, что сегодня так оскорбляет и задевает людей", "люди, бизнес устали от повседневной бытовой коррупции, от поборов в государственных органах, в судах, правоохранительной системе, госкомпаниях" [1]. Указом Президента РФ от 01.04.2016 N 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы" было поручено организовать на базе федерального государственного научно-исследовательского учреждения "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации" проведение с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации научных междисциплинарных исследований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и практики его применения в части, касающейся снижения уровня бытовой коррупции.

Впервые введенное на федеральном уровне Национальным планом противодействия коррупции на 2010 - 2011 гг. (утв. Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 N Пр-1568) понятие бытовой коррупции было определено как коррупционные нарушения, с которыми граждане встречаются наиболее часто.

В юридической науке складываются и иные подходы к определению бытовой коррупции:

- внимание акцентируется на специфике субъектов коррупционного отношения: в этом качестве могут выступать государственные и муниципальные служащие, государственные и муниципальные организации [2, с. 7], а также работники этих организаций; "низкоуровневая" коррупция гораздо более рассредоточена и включает в себя платежи для низкого и среднего уровня государственных должностей [3, с. 17]; она стремится привлечь молодых чиновников, которые бы злоупотребляли своим положением, взимая произвольную плату в отношении тех, кто ищет потребности в различных государственных услугах [4];

- это коррупция, в которую вынужденно вовлекаются обычные граждане [5, с. 11] (в "бытовую" коррупцию вовлечено более половины населения [6]);

- бытовая коррупция, порождаемая взаимодействием рядовых граждан и чиновников [7, с. 7]; взаимодействием граждан и власти [8, с. 6];

- это коррупция, встроенная в институциональную практику и повседневную жизнь [9, с. 4];

- бытовая коррупция воспринимается как некая неуловимая фактичность, "шныряющая" повсюду в социальной жизни; своеобразная форма солидарности между различными формами взаимных услуг [10, с. 125].

В повседневной жизни коррумпированное поведение может быть частью того социального порядка, который воспринимается в качестве обеспечивающего свое существование, таким образом делая его фактически "нормальностью" [10, с. 117].

Бытовая коррупция распространена повсеместно, особенно она проявляется в сфере образования наряду со здравоохранением и другими социальными областями, в разрешении мелких бытовых вопросов гражданами при общении с должностными лицами [11, с. 58]. Эти примеры из повседневной жизни демонстрируют свой всепроникающий характер, затрагивая почти каждого гражданина государства, независимо от его класса или статуса [12, с. 778], эта проблема, с которой сталкиваются граждане в повседневной жизни, влияет на качество их жизни и права [13, с. 470].

Прозрачность и открытость процедур и процессов принятия решений на государственной службе широко известны как центральное место в борьбе с коррупцией. Основанием для поощрения транспарентности является то, что она оставляет мало места публичному должностному лицу действовать по своему усмотрению и без разъяснения или обоснования своих решений. Поэтому как прозрачность, так и подотчетность являются важными факторами достижения успеха в борьбе с коррупцией [13, с. 473].

Применение информационно-телекоммуникационных технологий в образовании и медицине способствует прозрачности процесса оказания услуг и, при устранении ряда недостатков [14, с. 58], обеспечению снижения уровня бытовой коррупции. Это предусматривает электронное управление как электронное предоставление гражданам, бизнесу и другим внешним потребителям государственных услуг на надежной, своевременной и транспарентной основе, а не просто компьютеризацию одного органа или отдела [15, с. 20].

Подобные технологии уменьшают контакт клиента с органом и ускоряют процесс предоставления услуги только за одно посещение. Автоматизация всех подразделений управления, от низшего до высшего, должна охватывать все данные таким образом, чтобы снизить вероятность ошибок человеческого вмешательства.

В контексте государственной услуги имеет смысл использовать такие технологии в отношении различных форм заявлений на услуги по выдаче паспорта, визы, коммунальных платежей и налогов и иных относящихся к процессам и процедурам, которым необходимо следовать для получения государственных услуг. Применение подобных технологий имеет непосредственный эффект снижения возможностей для бытовой коррупции [16]. Так, Грузия, Индия, страны Балтии и другие государства приняли электронное управление с энтузиазмом и продемонстрировали положительные результаты за счет увеличения количества административных процессов, которые могут выполняться через Интернет.

С учетом того что стоимость как беспроводного оборудования, так и услуг связи в последнее время в России существенно снизилась, представляется возможным устанавливать сопроводительное оборудование к контрольно-кассовой технике (ККТ), которое будет считывать показатели фискальной памяти и отправлять эти данные на удаленные сервера ФНС для использования в аналитических и контрольных целях. Такой механизм соответствует прототипу АИС "Налог-3", т.к. в новой концепции системы планируется повсеместно применять технологии многопотоковой консолидации данных, формируя базу для облачной обработки данных (Cloud Computing) [17, с. 58]. Таким образом расширяются возможности налоговых органов, а у налогоплательщиков будет меньше стимулов совершать правонарушения [18, с. 37], в том числе коррупционной направленности. Такой технический подход обеспечит решение проблем "отмывания денег", т.к. в кассе фиксируются как наличный, так и безналичный оборот; и, соответственно, снизит возможности налоговых органов осуществлять меры по проверкам хозяйствующих субъектов.

С 2017 г. в России вводится электронный листок нетрудоспособности, пока, правда, как альтернатива бумажному бланку, до тех пор пока система электронного взаимодействия не будет отлажена по всей стране и пока в обществе не сформируется новая электронная культура.

Так, в крупных городах продажа поддельных больничных поставлена на поток. Например, в 2016 г. в Санкт-Петербурге было продано 187 тысяч поддельных листков, а проверке подвергается лишь каждый третий листок [19]. В таких масштабах потери бюджета составляют миллиарды рублей. Конечно, нельзя питать иллюзий, что страховое мошенничество и коррупция в этой сфере с переходом на электронный формат исчезнут совсем, но возможностей для них будет существенно меньше. Электронный листок нетрудоспособности - это первый этап. В дальнейшем отработка подобной технологии позволит перевести в электронный вид такие услуги, как выплаты по беременности и родам, выдача родовых сертификатов, процедура обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов, обеспечение санаторно-курортным лечением.

Решение задачи по формированию атмосферы жесткого неприятия коррупции обеспечивается в том числе путем достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных и муниципальных услуг [20, с. 85]. По мнению руководства Минтруда России, в целях исключения таких коррупционных рисков происходит "внедрение информационных технологий, когда служащий ограничен в возможности принятия решений, четкий алгоритм не дает ему возможности выйти за рамки, и он должен принимать те решения, которые прописаны информационной системой: имеет место исключение единоличного принятия решений, закрепление функций контроля, перепроверки за теми решениями, которые принимает конкретный исполнитель" [21, с. 51].

Здесь можно выделить многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), действующие по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление такой услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии (см.: Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 2). Ст. 7932; Приказ Минэкономразвития России от 27.05.2016 N 322 "Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс"). К середине 2016 года в России создано 13 тыс. отделений, которые превратили МФЦ в настоящую национальную сеть. Это и большие центры, и маленькие офисы, в том числе работающие на базе привлекаемых организаций. В малых населенных пунктах для этого могут использоваться, например, отделения "Почты России". Из этих 13 тыс. отделений 2 747 - крупные многооконные центры, чуть более 10 тыс. - территориально обособленные структурные подразделения в небольших населенных пунктах, 312 - офисы, открытые на инфраструктуре привлекаемых организаций, в том числе "Почты России" [22].

Отмечается, что детальное регламентирование процедур оказания государственных услуг, принятие стандартов качества, внедрение электронных очередей и официальных дополнительных платных услуг (например, платная помощь в оформлении платежных документов) могут свести проявления бытовой коррупции к минимуму. Основным инструментом здесь является административный регламент (см.: глава 3 "Административные регламенты" Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"), детально регламентирующий деятельность государственных служащих органов исполнительной власти с целью реализации и защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечивающий открытость осуществления исполнительной власти [7, с. 8]. В то же время, заставляя государственного служащего собирать справки об отсутствии имущества за рубежом и подавать декларации о доходах членов семей, обнаружить проявления бытовой коррупции в сфере оказания госуслуг, по мнению Р.С. Сорокина, принципиально невозможно. Мониторинг открытой информации об оказании государственных и муниципальных услуг не позволит выявить факта дачи взятки за выполнение непосредственной обязанности государственного служащего, как бы мы ни детализировали собираемые сведения. Но коррупционные факторы могут быть выявлены, например, при анализе решений судов, устанавливающих факт незаконного отказа в выдаче свидетельства или лицензии, неоказания государственной (муниципальной) услуги в предусмотренные административным регламентом сроки и т.д. Анализ такой информации может позволить выявить своеобразные "очаги", участки, требующие специального контроля [23, с. 63].

Для предотвращения бытовой коррупции государству важно сосредоточить свои усилия на повышении уровня цифровой грамотности [24] и среди простых граждан для обеспечения безопасного доступа их к основным услугам.

Что касается СМИ, то в них подчас наблюдается инфляционное использование понятия коррупции. Все вместе они сделали из слова "коррупция" всеобъемлющий термин, предназначенный для покрытия всевозможных недостатков, отказов и неисправностей, преследующих современное общество, - pars pro toto - термин, обозначающий, что в целом (в обществе, политике и экономике) все пошло не так [25, с. 8]. И вместо того, чтобы способствовать прозрачности, СМИ усиливают существующие представления о широко распространенной коррупции. Утвердительно воспроизводят то, что в повседневной жизни воспринимается как рассеянная коррупция, усиливают эти представления, утверждая коррумпированное поведение как основной факт общественных отношений [10, с. 132].

Во многих странах, где имеются значительные подключения к Интернету и где много людей используют Facebook в качестве средства получения достоверных новостей, а не просто как источник социального взаимодействия, онлайн-платформа позволяет гражданам сообщать о фактах коррупции по электронной почте, телефону, SMS и другим каналам [9, с. 108]. Пример: веб-сайт "Я дал взятку" (платформа ipaidabribe.com) в Индии была запущена в 2010 году в целях поощрения жертв сообщать о случаях, когда они были вынуждены платить взятки, когда они сталкиваются с требованием взятки или когда они не платили взятки честным должностным лицам на службе, о случаях улучшения различных процедур. Эта информация обобщается и анализируется с целью выявления наиболее коррумпированных ведомств, лазеек для чиновников требовать взятки и ситуаций, в которых взяток не требовали.

Таким образом, традиционные и социальные медиа могут быть полезным инструментом создания культуры открытости, прозрачности и честности [9, с. 107].

Несмотря на то что СМИ не являются традиционным инструментом в борьбе с коррупцией, они имеют решающее значение в достижении культурных изменений, которые должны сопровождать любые законодательные и институциональные изменения, чтобы сделать их устойчивыми. СМИ могут усиливать действие антикоррупционного законодательства, играть решающую роль в изменении убеждений людей о распространенности и легитимности коррупции. Способность СМИ к изменению восприятия норм и правил поведения лежит в основе их значимости в борьбе с коррупцией.

В отдельных странах информация СМИ о коррупции привела к значительным политическим и социальным изменениям. На Филиппинах журналистские расследования о незаконных активах президента привели к его отставке. В Индии журналисты обнаружили глубоко укоренившуюся коррупцию в оборонной промышленности и мотивировали многих других журналистов использовать подобные методы. В Египте СМИ давно покрывали серьезные случаи коррупции, ничего не говорили о сути проблемы. Но когда произошла фальсификация на парламентских выборах, группа единомышленников решила, что она больше не может закрывать глаза на эту проблему, и создала социальную медиа-платформу (Shayfeen.com) в партнерстве с другими традиционными и современными медиа-каналами, чтобы сформировать мощную кампанию египтян против коррупции. Были использованы такие лозунги, как "коррупция убивает", "ты или действуй, или будь соучастником" [26].

В настоящее время движение по борьбе с коррупцией не может быть столь успешным, если СМИ не освещают его широко [9, с. 113]. Исследования показали, что поведение в основном зависит от собственного восприятия тех норм, которые принимаются для себя, и тех, которые, мы считаем, применяют люди вокруг нас [27]. Сможет ли человек смириться с коррупцией, станет следовать ей или встанет против нее - зависит от того, как мы понимаем то, что коррупция - это неправильно, и уверены ли мы в том, что другие люди думают так же. Если мы предположим, что большинство людей не прочь дать взятку местному чиновнику или что большинство людей думают, что они ничего не могут сделать против коррупции во власти, тогда и мы, как правило, просто примем это сами и ничего не будем делать для борьбы с коррупцией. Если, с другой стороны, у нас складывается впечатление, что многие люди выступают против коррупции и готовы бросить ей вызов, то мы также более способны что-то сделать с коррупцией. Освещение данных проблем в СМИ является основным фактором в формировании нашего представления о нормах. Например, местные новости по телевидению, на радио и в газетах могут обратить особое внимание на случаи коррупции и предоставить слово людям, которые жалуются на это. Таким образом, СМИ могут создать впечатление, что коррупция возникает часто и что люди расстроены этим. Социальные медиа могут усилить этот эффект, в частности через веб-сайты, где граждане сообщают о фактах коррупции, а также посредством организации обсуждения. С другой стороны, СМИ могут распространить и ложные представления о коррупции, которые будут препятствовать работе организаций, занимающихся борьбой с коррупцией. Типичное заблуждение касается различий между крупной и мелкой (бытовой) коррупцией. Если СМИ искажают подобные данные, они способны ввести в заблуждение общественность и поставить неправильные приоритеты в общественных и политических программах.

СМИ также предоставляют публичный форум для граждан, желающих высказать свое мнение и рассказать о своем опыте в сфере коррупции. Этот механизм восходит к идее общественной сферы, в которой считается, что коммуникационные потоки между государством и гражданами образуют пространство, характеризующееся взаимной подотчетностью [28, с. 30]. В этой идеальной демократической публичной сфере СМИ обязаны отражать плюрализм мнений и политических взглядов в обществе, которые затем могут использоваться при проведении публичных дебатов, дискуссий и принятии политических решений. Отражая точку зрения, СМИ могут способствовать внедрению инновационных решений проблем борьбы с коррупцией и обеспечивать широкий спектр предложений и аргументов, которые могут использоваться всеми при конкретных обстоятельствах.

Различные гражданские движения против коррупции в разных странах содействуют гражданскому давлению для обеспечения транспарентности и подотчетности в сфере государственных услуг. С целью профилактики преступлений коррупционной направленности используются интернет-сайты, где информируется общественность о деятельности правоохранительных органов, размещаются и публикуются статьи о результатах расследования уголовных дел.

Так, в Грузии студенты-активисты из Университета г. Тбилиси создали сильную общественную коалицию по поддержке борьбы с коррупцией в университете. Студенты использовали материальные ресурсы своей НПО, такие как офисы для встреч, компьютеры и доступ к Интернету. Журналисты поддержали студентов посредством интервью и статей. Это побудило студентов выпускать свою газету, которая распространялась на территории кампуса бесплатно. Популярность газеты получила поддержку от студентов из других вузов, присоединившихся к движению. Студенты начали требовать более качественных услуг от Университета, таких как учебники, библиотеки и компьютеры. В Грузии также был проведен опрос среди студентов, чтобы назвать самых коррумпированных профессоров или администраторов в вузе [29].

Гражданская Ассоциация за равенство и справедливость в Аргентине запустила онлайн-программу гражданских действий и борьбы с коррупцией, чтобы поощрять участие граждан в процессе расследования, судебного преследования и наказания за преступления, связанные с коррупцией, и обеспечения транспарентности государственных органов и учреждений. Основной своей задачей Ассоциация считает облегчение доступа общественности к четкой информации о случаях коррупции и судебных процессах [30, с. 7].

Janaagraha (Jana = люди, Mahithi = информация; Janaagraha Centre for Citizenship and Democracy; www.janaagraha.org/join-us/), некоммерческая организация в Индии, решила использовать онлайн-платформы для повышения доверия граждан при получении услуги, не поддаваться взяткам. Общественная организация создала свой сайт, чтобы побудить жертв сообщать о случаях коррупции, которые они лично пережили, и использовать эту информацию, чтобы оспорить существующие системы управления и процедуры, а также ужесточить практику правоприменения в целях снижения уровня коррупции при получении услуг от государства. Формат отчетности осуществлен таким образом, что позволяет и посетителям, и принимающей организации на сайте наблюдать за природой, картиной, типами и распространенностью взяток в городах и ведомствах [31].

В рассматриваемых случаях использовался широкий подход (в основном профилактическое образование, исследование и общественные кампании) с участием нескольких партнеров (СМИ, гражданское общество, государственные учреждения) посредством создания коалиций и сетей.

СМИ, радиошоу, пресс-конференции, печатные материалы, кампании от двери до двери, рекламные щиты, наклейки, опросы общественного мнения и кампании по сбору подписей, а в последнее время и интернет-каналы (например, YouTube), мерчендайзинг, социальные медиа (например, Facebook) и мобильные технологи были использованы для распространения информации, просветительской и информационно-пропагандистской кампании по коррупции, а также для обратной связи. Эти инструменты были эффективны главным образом из-за общей стратегии противодействия коррупции.

Коммуникационные стратегии, направленные на создание сообщений о том, что коррупция - это серьезная социальная болезнь, стремились убедить целевую аудиторию, что коррупции можно противостоять и что инструменты, чтобы обуздать ее, доступны. Онлайновые средства коммуникации были введены для более широкого охвата разоблачений и создания образцов для подражания в борьбе с коррупцией.

Критерием эффективности мер по искоренению бытовой коррупции должно являться следующее: если люди перестанут уплачивать или требовать взятки, если они будут считать, что коррупция аморальна, если они сообщают о коррупции, когда видят ее, и если они поддерживают работу организаций, борющихся против коррупции, то изменения действительно произошли.


Литература


1. Путин В. Коррупция для России опаснее, чем падение цен на нефть // Взгляд. Деловая газета. 2012. 21 июня.

2. Васильев В.И. Борьба с коррупцией и местное самоуправление // Журнал российского права. 2012. N 4. С. 5 - 17.

3. Sean R. Roberts, Robert Orttung. Changing corrupt behaviors assessment: addressing everyday corruption in Ukraine. Ukraine mission of the United States agency for international development (USAID). 2015. P. 53.

4. Larmour P. (2007) A Short Introduction to Corruption and Anti Corruption // CIES Working Paper. N 37.

5. Решетников М.М. Психология коррупции. Утопия и антиутопия. СПб., 2008. 127 с.

6. Орленко Л. Коррупция и теневая экономика // Советник президента. Информационно-аналитическое издание. URL: http://sovetnikprezidenta.ru/97/2_economic.html.

7. Попова Н.Ф. Роль административных процедур в реализации прав, свобод и обязанностей граждан РФ // Административное право и процесс. 2014. N 1. С. 5 - 8.

8. Левин М., Сатаров Г. Коррупция в России: классификация и динамика // Вопросы экономики. 2012. N 10. С. 4 - 29.

9. Arnold A.-Katrin, Lal Sumir. Engaging Citizens against Corruption in Asia: Approaches, Results and Lessons // PTF Working Paper Series N 1/2012. 14 p.

10. Giannakopoulos, Angelos. Perceptions of Corruption and Their Relevance to Anti-corruption Measures: Research Findings of the EU-Project 'Crime and Culture' / Giannakopoulos, Angelos; Maras, Konstadinos; , Dirk // Korruption: Forschungsstand, , Probleme / Kliche, Thomas; Thiel, Stephanie (ed.). Lengerich: Pabst Science Publ., 2011. P. 115 - 151.

11. Габдрахманова Г.З. Проблемы антикоррупционного образования при реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан // Диалектика противодействия коррупции: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (16 декабря 2016 г.). Казань: Изд-во "Познание" Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016. С. 55 - 63.

12. Mashali B. (2012) 'Analyzing The Relationship between Perceived Grand Corruption and Petty Corruption In Developed Countries / Case Study Of Iran' International Review of Administrative Sciences, 78. Pp. 785 - 787.

13. Carr I., Jago R. (2014) Petty Corruption, Development and Information Technology as an Antidote The Round Table // The Commonwealth Journal of International Affairs, 103 (5). P. 465 - 485.

14. Пуляева Е.В. Проблемы использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательном процессе // Законодательство и экономика. 2015. N 10. С. 58 - 63.

15. Ghana Integrity Initiative (2011) The "Voice of the People" Survey, Accra: Global Integrity Initiative. P. 10 - 21.

16. Bhatnagar S. (2003) 'The Economic and Social Impact of E-government'. Available at http://www.iimahd.ernet.in/~subhash/pdfs/UNDESAeGovReport.pdf.

17. Эффективность и безопасность облачных технологий: Сб. трудов МНК "Информационные технологии - стратегический приоритет в экономике знаний". Республика Болгария, г. Свиштов, 14 - 15 октября 2011 г. С. 56 - 64.

18. Трунцевский Ю.В., Курмаев И.Т. Совершенствование налоговой системы России с использованием информационных технологий // Налоги. 2015. N 3. С. 35 - 38.

19. URL: http://ppt.ru/news/52220.

20. Деркач Т.Н. О взаимодействии государственных органов и органов местного самоуправления при реализации антикоррупционного законодательства в Новосибирской области // Актуальные вопросы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: Материалы научно-практ. конференции (Казань, 9 ноября 2016 г.). Казань, 2016. С. 81 - 90.

21. Баснак Д.В. Об актуальных направлениях правового и методического обеспечения мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе, а также в организациях // Актуальные вопросы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: Материалы научно-практ. конференции (Казань, 9 ноября 2016 г.). Казань, 2016. С. 50 - 54.

22. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. 16.07.16. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depgosregulirineconomy/2016160702.

23. Сорокин Р.С. Прозрачность как основной принцип противодействия коррупции в сфере государственного управления // Административное право и процесс. 2015. N 10. С. 60 - 64.

24. Цифровая грамотность - набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий. URL: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--plai/.

25. Precupetu I. (2008). On the Nature and Causes of Corruption in Romania // Evidence From a Grounded Theory Approach. Discussion Paper N 13. 40 p.

26. Engi El Haddad, Founder, Egyptians against Corruption. PowerPoint presentation, July 2010. URL: http://siteresources.worldbank.org/intgovaCC/resources/egyptiansagainstCorruption.pdf.

27. Telecom Regulatory Authority of India. Press release N 51/2011. URL: http://www.trai.gov.in/WriteReadData/trai/upload/PressReleases/841/Press_Release_Aug-11.pdf.

28. Byrne E., Arnold A.-K. & Nagano F. (2010). Building public support for anti-corruption efforts. Why anti-corruption agencies need to communicate and how. Washington, DC: World Bank Group. 64 p.

29. Meladze Giorgi. 2010. STUDent movement against corruption in Georgia, 2010. URL: http://siteresources.worldbank.org/intgovaCC/resources/eaC2009.pdf.

30. Panth S. Innovative Solutions for Communication for Governance and Accountability Program (CommGAP). Changing Norms is Key to Fighting Everyday Corruption. 2011.

31. Nagano Fumiko. "Changing norms is Key to Fighting Corruption. people, spaces and deliberation" // Commgap blog post. The World Bank. URL: http://blogs.worldbank.org/publicsphere/paying_zeropublic-services.


References


1. Vladimir Putin. Corruption in Russia is more dangerous than the fall in oil prices / Vzglyad. Delovaya gazeta - Glance. Business newspaper. 2012. 21 June (in Russian).

2. Vasiliev V.I. Fighting corruption and local government // Zhurnal rossiyskogo prava - Journal of Russian Law. 2012. N 4. P. 5 - 17 (in Russian).

3. Sean R. Roberts, Robert Orttung. Changing corrupt behaviors assessment: addressing everyday corruption in Ukraine. Ukraine mission of the United States agency for international development (USAID). 2015. P. 17.

4. Larmour P. (2007) A Short Introduction to Corruption and Anti-Corruption. CIES Working Paper, N 37.

5. Reshetnikov M.M. Psikhologiya korruptsii. Utopiya i antiutopiya [The psychology of corruption. Utopia and dystopia]. St. Petersburg: East European Institute of Psychoanalysis, 2008. 127 p. (in Russian).

6. Orlenko L. Corruption and the Shadow Economy. Sovetnik prezidenta - Adviser to the President. Information-analytical edition. URL: http://sovetnikprezidenta.ru/97/2_economic.html (in Russian).

7. Popova N.F. The Role of Administrative Procedures in Realizing the Rights, Freedoms and Obligations of Russian Citizens // Administrativnoye pravo i protsess - Administrative Law and Process. 2014. N 1. P. 5 - 8 (in Russian).

8. Levin M., Satarov G. Corruption in Russia: Classification and Dynamics // Voprosy ekonomiki - Issues of Economics. 2012. N 10. P. 4 - 29 (in Russian).

9. Arnold A.-Katrin. Engaging Citizens against Corruption in Asia: Approaches, Results and Lessons / Sumir Lal // PTF Working Paper Series No. 1/2012. 14 p.

10. Giannakopoulos Angelos, Maras Konstadinos; Dirk. Perceptions of Corruption and Their Relevance to Anti-corruption Measures: Research Findings of the EU-Project 'Crime and Culture' // Korruption: Forschungsstand, , Probleme / Kliche Thomas, Thiel Stephanie (ed.). Lengerich: Pabst Science Publ., 2011. P. 115 - 151.

11. Gabdrakhmanova G.Z. Problems of anti-corruption education in the implementation of the anti-corruption policy of the Republic of Tatarstan // Dialectics of counteraction to corruption: materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, December 16, 2016 - Kazan: "Cognition" Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasov (IEEP), 2016 (in Russian). Pp. 55 - 63.

12. Mashali B. (2012). 'Analyzing The Relationship between Perceived Grand Corruption and Petty Corruption In Developed Countries: Case Study Of Iran' // International Review of Administrative Sciences, 78. Pp. 785 - 787.

13. Carr I. and Jago R. (2014) Petty Corruption, Development and Information Technology as an Antidote The Round Table // The Commonwealth Journal of International Affairs, 103 (5). Pp. 465 - 485.

14. Pulyaeva E.V. Problems of using distance educational technologies and e-learning in the educational process // Zakonodatel'stvo i ekonomika - Legislation and economics. 2015. N 10. Pp. 58 - 63 (in Russian).

15. Bhatnagar S. (2003). The Economic and Social Impact of E-government. Available at http://www.iimahd.ernet.in/~subhash/pdfs/UNDESAeGovReport.pdf.

16. Efficiency and security of cloud technologies. Sat. Works of MNC "Information technology - a strategic priority in the knowledge economy". Republic of Bulgaria, Svishtov, October 14 - 15, 2011. Pp. 56 - 64.

17. Truntsevsky Yu.V., Kurmaev I.T. Perfection of the tax system of Russia with the use of information technologies // Nalogi - Taxes. 2015. N 3. Pp. 35 - 38 (in Russian).

18. Derkach T.N. On the interaction of state bodies and local self-government bodies in the implementation of anti-corruption legislation in the Novosibirsk region // Actual issues of countering corruption in the subjects of the Russian Federation: Materials of scientific and practical work. Conference (Kazan, November 9, 2016). Kazan, 2016 (in Russian). Pp. 81 - 90.

19. Basnak D.V. On the actual directions of legal and methodical support of measures to counter corruption in the state and municipal service, as well as in organizations // Actual issues of countering corruption in the subjects of the Russian Federation: materials of scientific and practical work. Conference (Kazan, November 9, 2016). Kazan, 2016 (in Russian). P. 50 - 54.

20. Sorokin R.S. Transparency as the main principle of counteracting corruption in public administration // Administrativnoye pravo i protsess - Administrative law and process. 2015. N 10. P. 60 - 64 (in Russian).

21. Precupetu I. (2008). On the Nature and Causes of Corruption in Romania / I. Precupetu. Evidence From a Grounded Theory Approach. Discussion Paper N 13. 40 p.

22. Byrne E., Arnold A.-K. & F. Nagano (2010). Building public support for anticorruption efforts. Why anti-corruption agencies need to communicate and how. Washington, DC: World Bank Group. 64 p.

23. Meladze Giorgi. 2010. STUDent movement against corruption in Georgia, 2010. URL: http://siteresources.worldbank.org/intgovaCC/resources/eaC2009.pdf.

24. Panth S. Innovative Solutions for Communication for Governance and Accountability Program (CommGAP). Changing Norms is Key to Fighting Everyday Corruption. 2011.

25. Nagano Fumiko. Changing norms is Key to Fighting Corruption. People, spaces and deliberation / Commgap blog post. The World Bank. URL: http://blogs.worldbank.org/publicsphere/paying-zeropublic-services.





    Новости