Поиск по сайту

КОМПЛАЕНС. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Документ предоставлен КонсультантПлюс


КОМПЛАЕНС. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ


А.В. СВЕТЛИЧНЫЙ


Светличный Андрей Викторович, юрисконсульт ОАО "Уральский трубный завод".


В настоящей статье обязательные меры по предупреждению коррупции в организации рассматриваются в качестве комплаенса как части системы управления/контроля в организации, связанной с рисками несоответствия, несоблюдения требований законодательства, нормативных документов, правил и стандартов надзорных органов.

Автор делится собственным опытом внедрения системы комплаенса в акционерном обществе и освещает требования законодательства о противодействии коррупции применительно к организациям (компаниям).


Ключевые слова: комплаенс, организация, коррупция, контроль, законодательство, правила и стандарты.


Compliance. Means of Corruption Prevention in Organization

A.V. Svetlichny


Svetlichny Andrey V., Legal Counsel at Urals Pipe Works, OJSC.


In this article, mandatory measures to prevent corruption in the organization are considered as the compliance as part of the management/control system in the organization related to the risks of inappropriacies, violation of the law, regulatory documents, rules and standards of authorities.

The author shares his own experience in implementing the compliance system in the stock company and highlights the requirements of anticorruption legislation in relation to the organizations (companies).


Key words: compliance, organization, corruption, control, legislation, rules and standards.


Комплаенс как часть системы управления/контроля в организации, связанная с рисками несоответствия, несоблюдения требований законодательства, нормативных документов, правил и стандартов надзорных органов, является относительно молодым институтом в Российской Федерации.

По моему мнению, в Российской Федерации самым требовательным в сфере комплаенса является законодательство о противодействии коррупции.

В настоящей статье хочу поделиться собственным опытом внедрения системы комплаенса в акционером обществе, а именно осветить требования законодательства о противодействии коррупции применительно к организациям (компаниям).

Главным требованием комплаенс-контроля в сфере антикоррупции в компании является необходимость осведомления компании о существующих нормативных правовых актах в области противодействия коррупции (см. ниже) и отражения требований соответствующих актов во внутренних положениях компании в применимой части:

1) Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (273-ФЗ);

2) Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. (Федеральный закон N 40-ФЗ от 8 марта 2006 г. "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" (40-ФЗ));

3) Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (Федеральный закон N 125-ФЗ от 25 июля 2006 г. "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию" (125-ФЗ));

4) Конвенция против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (Федеральный закон N 26-ФЗ от 26 апреля 2004 г. "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее" (26-ФЗ));

5) Уголовный кодекс Российской Федерации в части наказаний за коррупционные правонарушения (63-ФЗ);

6) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части наказаний за коррупционные правонарушения (195-ФЗ);

7) Указ Президента РФ от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (925);

8) Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" (226);

9) Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной и муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (29 и 79-ФЗ);

10) положения Гражданского кодекса РФ, в том числе регулирующие дарение, осуществление иных безвозмездных сделок и ограничения по стоимости подарков для отдельных категорий субъектов, а также законодательство о деятельности некоммерческих организаций и благотворительной деятельности, включая:

- Федеральный закон "О некоммерческих организациях";

- Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (51-ФЗ, 7-ФЗ, 135-ФЗ);

11) положения корпоративного законодательства РФ, регулирующего в том числе порядок совершения/одобрения крупных сделок и иные особенности операционной деятельности юридических лиц и общественных объединений, а именно:

- Федеральный закон "Об акционерных обществах";

- Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью";

- Федеральный закон "Об общественных объединениях" (208-ФЗ, 14-ФЗ, 82-ФЗ);

12) Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные Минтрудом России 8 ноября 2013 г.

Вышеперечисленные нормативные правовые акты устанавливают следующие требования и принципы комплаенс-контроля в компании в части принятия мер по предупреждению коррупции.


Организационная структура.

Локальные нормативные акты компании. Этические стандарты


С целью соблюдения мер по предупреждению коррупции (273-ФЗ, ст. 13.3) в компании должны быть разработаны внутренние документы, включающие положения о противодействии коррупции, такие как (не ограничиваясь) кодекс корпоративного поведения и (или) кодекс корпоративной этики, которые следует регулярно обновлять.

В компании должно быть назначено лицо или подразделение, ответственное за обновление, соответствие законодательству и исполнение внутренних документов компании о противодействии коррупции, включая кодекс этики/кодекс поведения, чтобы учесть изменения законодательства и внутренней среды.

Соответствующие внутренние документы и изменения необходимо довести до работников и руководства компании.

В компании следует ввести процедуры для соответствия требованиям законодательства о противодействии коррупции и закрепить их в официально утвержденных документах компании, с которыми должны быть также ознакомлены сотрудники и руководство компании.

Работникам необходимо вменить обязанность ознакомиться с кодексом этики/кодексом поведения и иными внутренними документами, включающими положения о противодействии коррупции. Следует предусмотреть порядок и периодичность осуществления такого ознакомления; ознакомление подтверждается в письменном виде.

Также в компании должно быть назначено лицо или подразделение, ответственное за обеспечение соответствия требованиям российского антикоррупционного законодательства; необходимо определить его место в иерархии компании с возможностью беспрепятственно доносить информацию руководству компании.

В компании следует установить процедуры для предварительного внутреннего рассмотрения ситуаций, связанных с угрозами нарушения антикоррупционного законодательства, предотвращения и урегулирования конфликта интересов, нарушения кодекса этики/кодекса корпоративного поведения и/или соответствующих проверок. По результатам расследований проверок должны выполняться мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений (при их выявлении). По итогам проведенных мероприятий возможно проводить дополнительные контрольные действия.

Руководство компании должно демонстрировать свою приверженность культуре честности, этическим стандартам и ценностям компании в процессе осуществления деятельности, принятия управленческих решений и оценки/вознаграждения работников. Необходимо внедрять внутреннюю политику и культуру недопустимости нарушения/обхода требований внутреннего контроля.


Проверка при приеме на работу


При приеме на работу нужно проверять отсутствие лишения права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) (дисквалификации) для материально ответственных лиц и иных лиц, претендующих на должности, связанные с участием в распоряжении материальными ценностями компании или управлением компанией (273-ФЗ (ст. ст. 12 - 12.5), УК РФ (ст. 47), ТК РФ).

Необходимо осуществлять при приеме работников на ключевые должности специальную проверку кандидатов, например проверку документов об образовании, получение отзывов (в том числе посредством непосредственного контакта с лицами, предоставившими отзывы) из прежнего места работы, проверку фактов наличия судимости, информации о совершенных правонарушениях, в том числе обвинениях/подозрениях, не завершившихся судебным разбирательством (273-ФЗ, ст. 11.1).

При заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы нужно проверить, получено ли гражданином согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на замещение гражданином на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (273-ФЗ, ч. 1 ст. 12).

При заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы компания должна сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (273-ФЗ, ч. 4 ст. 12).


Процесс закупок и продаж. Взаимодействие компании

с внешними структурами. Внутренние проверки


Закупочную деятельность компании надлежит регламентировать. Процессы и процедуры закупок и продаж организуются с учетом положений кодекса этики и (или) поведения компании и необходимости обеспечить соблюдение законодательства о противодействии коррупции (273-ФЗ (ст. 13.3), 51-ФЗ (ст. 506), 223-ФЗ, 44-ФЗ).

В компании должно быть назначено лицо или подразделение, ответственное за принятие решения о закупках и одобрении соответствующих расходов от имени компании (273-ФЗ, 51-ФЗ (ст. 67.1)).

Необходимо установить тендерный процесс для закупок, превышающих определенную во внутренних документах компании сумму, а также установить лимиты ответственности для осуществления закупок и платежей, предполагающие различный уровень согласования в зависимости от сумм закупок и платежей (273-ФЗ (ст. 13.3), 51-ФЗ).

Сотрудникам компании необходимо помнить о требованиях законодательства РФ в части ограничения стоимости подарков до 3 000 рублей при поздравлении российских государственных служащих (например, представителей налоговых органов, Правительства, министерств и ведомств) (273-ФЗ (ч. 3 ст. 12.1), 51-ФЗ (п. 1 ст. 575)).

В компании следует создать специальную внутреннюю систему по контролю за взаимодействием между работниками компании и должностными лицами (далее - ДЛ), а также по противодействию подкупу ДЛ (политики, положения, процедуры, обучение работников, лица, ответственные за контроль и мониторинг, и т.п.) (Уголовный кодекс РФ; 273-ФЗ), а при выявлении подобных случаев должны быть приняты меры в целях обеспечения соблюдения законодательства о противодействии подкупу ДЛ (внутренние проверки, сбор информации, обращение в следственные органы и т.п.) (Уголовный кодекс РФ; 273-ФЗ), а также оказывать поддержку уполномоченным органам в рамках досудебного и судебного производства (предоставление документов и материалов, предоставление свидетельских показаний и т.п.) (Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; 273-ФЗ).

При выявлении в целях предотвращения подобных случаев в будущем и обеспечения соблюдения законодательства о противодействии подкупу ДЛ в дальнейшем должны быть приняты меры (например, проведение внутренних расследований и проверок, внедрение новых или пересмотр действующих политик и процедур в отношении противодействия подкупу ДЛ, организация обучения работников по теме и т.п.) (273-ФЗ).

Следует регистрировать случаи привлечения руководителей и/или иных работников компании к ответственности за дачу взятки, или коммерческий подкуп, или провокацию взятки или коммерческого подкупа ДЛ (Уголовный кодекс РФ).

Также необходимо регистрировать случаи, когда от имени или в интересах компании осуществлялись любые организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, а также случаи применения уголовных, административных или дисциплинарных мер воздействия в отношении вовлеченных в указанные действия лиц (273-ФЗ, ст. 14).


Контроль сделок. Проверка контрагентов

на предмет их связей в различных отраслях


В компании должны быть предусмотрены процедуры одобрения для крупных или иных сделок (51-ФЗ, ст. 67.1).

Безвозмездные операции (сделки), в том числе пожертвования на политические или благотворительные цели, должны соответствовать требованиям российского законодательства о дарении между юридическими лицами, корпоративному праву и законодательству о благотворительной деятельности (51-ФЗ, 135-ФЗ (ст. ст. 1, 4, 7.1)).

В компании надлежит вести полный и актуальный список уполномоченных на совершение от имени компании финансовых операций лиц. При прекращении полномочий необходимо осуществлять отзыв выданных компанией доверенностей, в том числе на совершение финансовых операций от имени компании (51-ФЗ, ст. 188).

В интересах компании осуществлять проверку контрагентов, в том числе их налогового и правового статуса (НК РФ (ст. 93.1), ГК РФ (ст. 49)). До заключения сделок (договоров) необходимо осуществлять их проверку на соответствие требованиям применимого законодательства и внутренней организационно-распорядительной документации компании (273-ФЗ, ст. 13.3). Одобрение сделок (договоров) может включать в себя несколько уровней.

Для договоров с организациями, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях, предоставляющих низкий уровень налогообложения, возможно предусмотреть особый порядок одобрения (единоличным исполнительным органом или специально уполномоченным должностным лицом).

В компании следует внедрить предварительный контроль за тем, чтобы все проекты, в которых участвует/планирует участвовать компания, осуществлялись по рыночным ценам и в легитимных целях (273-ФЗ, ст. 13.3).

Ниже перечислены отрасли и сферы, при осуществлении деятельности в которых должны приниматься меры для снижения коррупционных рисков (273-ФЗ, ст. 13.3):

- деятельность в отраслях, для которых характерны высокие капитальные затраты, и когда для обеспечения сохранения присутствия в указанных отраслях должны быть привлечены посреднические/субподрядные компании, имеющие связи в соответствующих отраслях;

- деятельность компании предполагает значительное использование инфраструктуры (железных дорог, портов, сети трубопроводов и т.п.), в том числе находящейся в государственной собственности, и компании для обеспечения достижения приоритетных режимов использования указанных объектов приходится привлекать посреднические/субподрядные компании, имеющие связи в соответствующих инфраструктурных объектах;

- деятельность в отраслях, для которых характерна высокая степень государственного регулирования (необходимость получения разрешений и лицензий), и возникают случаи, когда для обеспечения соответствия регуляторным требованиям привлекаются посреднические субподрядные компании, имеющие связи в соответствующих государственных органах;

- деятельность компании связана с поставкой/закупкой товаров или услуг организациям государственного сектора, а объем договоров, заключенных компанией в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является существенным;

- иные случаи, когда компания участвует или планирует участвовать в проектах с большим количеством посредников и субподрядчиков, в том числе когда посредники используются для целей взаимодействия с государственными органами и (или) иностранными должностными лицами.


Управление рисками


С целью управления рисками в компании должно быть сформировано подразделение или назначено ответственное лицо по управлению рисками либо организован иной процесс выявления рисков, оценки значимости данных рисков и вероятности их возникновения, а также принятия решений о мерах по сокращению и управлению данными рисками (273-ФЗ, ст. 13.3).

Ответственным подразделениям по управлению рисками и (или) противодействию коррупции или соответствующему ответственному лицу следует регулярно представлять отчеты представителям собственников или исполнительному органу/руководству компании. К оценке рисков для руководства/собственников компании также могут привлекаться внешние источники/специалисты.

Ответственное подразделение или лицо (помимо выявления и оценки рисков) должно рассматривать и анализировать наличие стимулов, возможностей и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, в том числе коррупционных, а также осуществлять общую оценку рисков для непрерывной деятельности компании.

Для сообщения о фактах (подозрениях) коррупции и недобросовестного или неэтичного поведения необходимо предусмотреть специальную процедуру (например, "горячая линия"); по фактам нарушений (подозрениям), сообщаемым посредством "горячей линии", необходимо проводить независимые расследования; доводить результаты расследований до сведения соответствующего уровня руководства и (или) представителей собственников.

Возможно предусмотреть обязательное согласование внешних коммуникаций компании с ответственными руководителями или специально назначенным ответственным лицом, в том числе при взаимодействии компании с государственными органами; установить контроль за перепиской.

Ответственное подразделение или лицо (например, служба внутреннего аудита или внутренний аудитор) может регулярно проверять работоспособность и эффективность системы внутреннего контроля, сохранность и эффективность использования активов; подготавливать по результатам проверок отчеты и рекомендации по устранению недостатков и предотвращению нарушений для комитета по аудиту (если он создан), руководства и (или) представителей собственников компании.

В рамках настоящей темы также необходимо упомянуть о разработанном Федеральной налоговой службой России проекте приказа "Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля, применяемой организациями", который разработан в соответствии с положениями п. 7 ст. 105.26 Налогового кодекса РФ (налоговый мониторинг).

Целями организации системы внутреннего контроля являются (п. 3.2 проекта Требований):

- соблюдение законодательства Российской Федерации в отношении совершенных или планируемых сделок (операций) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;

- обеспечение разумной уверенности в том, что при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноте и своевременности их уплаты (перечисления), а также при подготовке бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности достоверно, полно и своевременно отражаются результаты финансово-хозяйственной деятельности;

- реализация стратегии управления рисками;

- организация эффективного контроля;

- выявление и предотвращение случаев возникновения ошибок или несоответствий;

- постоянное совершенствование и повышение эффективности используемых инструментов контроля.

Требования к организации системы внутреннего контроля (налоговый мониторинг) во многом совпадают с изложенными в настоящей статье требованиями антикоррупционного законодательства.

Так, требования к контрольной среде (раздел III проекта Требований) подразумевают присутствие в организации культуры этического поведения, которое формируется и поддерживается руководством организации под контролем представителей собственника. В организации должен быть утвержден кодекс корпоративной этики (этических и поведенческих стандартов), который должен быть доведен до сведения каждого сотрудника. В организации должна существовать формализованная система выявления и фиксации фактов нарушений, злоупотреблений и хищений, а также отчетность о выявленных фактах и принятых мерах. При формировании контрольной среды важное значение имеют профессиональные знания и навыки сотрудников организации, которые необходимы для выполнения поставленных задач при осуществлении хозяйственной деятельности. В организации внутренними документами должны быть утверждены стандарты (правила) найма, мотивации, оценки, продвижения, увольнения сотрудников.

Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что в Российской Федерации имеются предпосылки к формированию комплаенс-культуры в стране. Комплаенс является динамично развивающимся институтом в Российской Федерации. Правила и стандарты в сфере комплаенса не ограничиваются только специализированным антикоррупционным законодательством.





    Новости