Поиск по сайту

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Документ предоставлен КонсультантПлюс


АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ


Е.Е. ТОРОПОВА


Торопова Екатерина Евгеньевна, студентка 3 курса Юридического института Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева.


В данной статье рассматриваются основные причины коррупции в России в сфере государственной и муниципальной службы, а также направления и тенденции развития антикоррупционной политики в современной России.


Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, государственная и муниципальная служба, органы государственной власти и органы местного самоуправления.


Anti-Corruption Policy in Russian Public and Municipal Service

E.E. Toropova


Toropova Ekaterina E., 3rd year Student of the Law Institute of the Orel State University named after I.S. Turgenev.


This article examines the main causes of corruption in Russia in the sphere of state and municipal service, as well as the trends and trends in the development of anti-corruption policy in modern Russian Federation.


Key words: corrumption, anti-corrumption policy, state and municipal services, bodies of state government and local government.


Государственная гражданская служба и муниципальная служба в России являются важнейшим и неотъемлемым элементом, позволяющим обеспечить работу всех органов государственной власти, а также органов местного самоуправления. Проблема коррумпированности органов государственной власти и органов местного самоуправления на сегодняшний день наиболее актуальна, на наш взгляд, поскольку носит системный, всеобъемлющий характер, тормозит работу как самих органов государственной власти и местного самоуправления, так и развитие всего государства в целом. Для того чтобы разработать наиболее эффективные меры борьбы с данным явлением, необходимо разобраться в причинах его возникновения и распространения.

Понятие "коррупция" происходит от латинского corrumpere (портить, повреждать), что означает использование властных полномочий должностного лица в собственных, личных интересах. Коррупция как массовое явление не является порождением и "болезнью" современного общества. Многие ученые считают, что зарождению коррупции послужил древний обычай делать подарки, чтобы расположить к себе должностное лицо. Соответственно, чем дороже и уникальнее подарок, тем больше вероятность, что просьба дарителя будет исполнена. Временем возникновения коррупции в России считается начало княжеского управления, когда на законодательном уровне устанавливались размеры натурального и денежного обеспечения чиновников. Образование централизованного государства позволило изменить систему управления на местах. Была введена система кормлений, которая способствовала росту взяточничества, а также различным злоупотреблениям со стороны должностных лиц в угоду собственным интересам.

Можно сказать, что антикоррупционная политика возникла сразу же после того, как высшие должностные лица столкнулись с проблемами, которые коррупция повлекла за собой. В первую очередь низкий экономический рост, сосредоточение власти в руках политических элит и олигархии. Соответственно, и первые меры борьбы с коррупцией заключались во введении ряда ограничений для должностных лиц. Так, в Великом Новгороде к кандидату, претендующему на должность князя, предъявлялось требование относительно владения землей. Он мог владеть землей на праве собственности только за пределами Великого Новгорода. Данная мера призвана была обеспечить его независимость и неподкупность. Введение уголовной ответственности за взяточничество, а затем и ужесточение наказаний за него. Но далеко не все меры были эффективны. Так, введение принципа централизации государственного аппарата повлекло за собой увеличение численности государственного аппарата и ухудшение положения.

В настоящее время в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <1> содержится определение понятия "коррупция". Так, под коррупцией следует понимать злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

--------------------------------

<1> Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.


Что касается причин возникновения и распространения коррупции, то среди них можно выделить следующие.

В первую очередь большинство ученых одной из основных причин называют саму структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления, которая порождает множество бюрократических процедур, порой дублирующих друг друга. Чрезмерно разветвленный аппарат управления как на федеральном, так и на региональном уровне, призванный эффективно функционировать, на деле лишь тормозит и усложняет работу соответствующих органов и структур.

Следует также отметить, что отсутствие четкого разграничения полномочий государственных и муниципальных служащих, а зачастую и недостаточный уровень их компетентности влекут за собой низкий уровень качества предоставления населению государственных услуг, нарушение сроков их предоставления, а главное - подрывают доверие граждан к самому государству.

В Федеральном законе "О противодействии коррупции" <2> также содержится определение понятия "противодействие коррупции", в соответствии с которым противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 622.


На данный момент в Российской Федерации действует Указ Президента РФ от 01.04.2016 N 147 "О противодействии коррупции" <3>, который позволил наметить основные направления борьбы с коррупцией: развитие международного сотрудничества для выявления, ареста и возвращения в РФ имущества и средств, полученных коррупционным путем; модернизацию способов выявления и разрешения конфликтов интересов, а также повышение эффективности антикоррупционных мер в сфере государственных закупок; совершенствование механизмов контроля за расходами государственных служащих; повышение эффективности образовательных и просветительских мер, способствующих укреплению гражданского общества и его нетерпимости к коррупционным проявлениям.

--------------------------------

<3> Указ Президента РФ от 01.04.2016 N 147 "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2016. N 14. Ст. 1985.


Коррупция представляет собой явление, охватывающее все сферы жизни общества, влияет на социальное, политическое, экономическое благополучие государства. Следовательно, и антикоррупционная политика должна носить системный и всеобъемлющий характер. В.В. Потомский выделяет несколько этапов формирования антикоррупционной политики в современной России <4>.

--------------------------------

<4> Потомский В.В. Антикоррупционная политика в России: тенденции формирования и реализации // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. N 1. С. 131.


1. Подготовительный этап - 1990-е годы. В этот период были предприняты попытки сформировать правовую базу для борьбы с коррупцией. 04.04.1992 был принят Указ Президента N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" <5>. Позднее в Уголовный кодекс РФ были внесены такие составы преступлений, как легализация денежных средств, приобретенных незаконным путем, злоупотребление служебным положением, служебный подлог, дача и получение взятки.

--------------------------------

<5> Указ Президента от 04.04.1992 N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" // Российская газета. 1992. 7 апреля. N 80.


2. Началом следующего этапа можно считать Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 "О мерах по противодействию коррупции" <6>. Во исполнение данного Указа был составлен Национальный план противодействия коррупции, который, в свою очередь, предусматривал не только пропагандистские меры, но также и создание целого ряда нормативных актов, которые заложили правовую базу для борьбы с коррупцией.

--------------------------------

<6> Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 "О мерах по противодействию коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 21. Ст. 2429.


Следует отметить, что при разработке национального законодательства в сфере предупреждения и борьбы с коррупцией большое значение имел международный опыт. В том числе Россией были учтены принципы приема на работу и деятельности должностных лиц, а также меры по обеспечению прозрачности и эффективности государственных структур, закрепленные Конвенцией ООН против коррупции от 31.10.2003 <7>.

--------------------------------

<7> Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003 // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2780.


3. Спустя несколько лет в правоприменительной практике возник ряд вопросов, затрагивающих ответственность за правонарушения коррупционного характера. Это повлекло внесение изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ. На данном этапе происходило уточнение как самих составов коррупционных правонарушений, так и ответственности за их совершение.

4. Современный этап направлен в основном на обеспечение исполнения Федерального закона "О противодействии коррупции" и создания эффективного механизма для борьбы с коррупцией. Особую роль, по мнению В.В. Потомского, в данном вопросе играет общественное отношение к коррупции. Необходимо выработать "систему обратной связи" с населением, а также популяризировать отрицательное отношение к коррупции как к явлению, наносящему вред благополучию общества.

На данный момент важной проблемой также является отсутствие определенных групп, способных составить конкуренцию коррумпированным структурам, оказать влияние на их решения, а также готовых нести определенные издержки в связи с этим.

Немаловажную роль среди антикоррупционных мер играет и совершенствование уже существующей нормативной базы, уточнение правового статуса государственных служащих, их полномочий, прав, обязанностей и ограничений в связи с занимаемой должностью. Помимо этого, следует обратить внимание на уровень образования и компетентность государственных и муниципальных служащих, как кандидатов на должность, так и действующих служащих.

По мнению А.Г. Авдецкого, особую роль в реализации антикоррупционной политики играют именно органы местного самоуправления, поскольку именно они в большей степени взаимодействуют с населением, а значит, и оказывают большее влияние на ее эффективность <8>.

--------------------------------

<8> Авдецкий А.Г. О роли и месте региональных политических элит в организации противодействия коррупции // Ростовский научный журнал. 2017. N 6. С. 30 - 39.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень коррупции оказывает большое влияние на развитие государства, поскольку затрагивает все сферы жизни общества. В настоящее время в Российской Федерации разработана система антикоррупционных мер, как правовых и организационных, так и экономических и социальных. Результат их применения во многом зависит не только от государственных и муниципальных служащих, но и от уровня правового и политического сознания общества.


Литература


1. Авдецкий А.Г. О роли и месте региональных политических элит в организации противодействия коррупции // Ростовский научный журнал. 2017. N 6. С. 30 - 39.

2. Потомский В.В. Антикоррупционная политика в России: тенденции формирования и реализации // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. N 1. С. 130 - 136.





    Новости