Поиск по сайту

АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАКУПОК

Документ предоставлен КонсультантПлюс


АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАКУПОК


А.А. ХРАМКИН


Храмкин Андрей Александрович, директор Института госзакупок.


Актуальность и важность решения проблемы коррупции в системе закупок никто, никогда и нигде не оспаривал. У нас, в России, создана и продолжает развиваться и совершенствоваться комплексная система противодействия коррупции в госзакупках. Помимо положений Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", антикоррупционные нормы включены в большое количество иных действующих нормативных актов, включая и Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Именно реализацией антикоррупционных подходов было продиктовано включение в госзакупочное законодательство принципа открытости и прозрачности, нормирования потребностей, определения конкретных лиц, отвечающих за каждую конкретную закупку, увеличение количества конкурентных процедур, возможность централизации закупок, привлечение экспертов и экспертных организаций, общественный контроль, обязательное общественное обсуждение и банковское сопровождение крупных контрактов. Сложившаяся система несовершенна, но дает вполне ощутимые результаты. Для полноты картины мы рассмотрим "условно официальную" информацию от Генеральной прокуратуры России <1> и "условно неофициальную" информацию - данные ежегодного исследования консалтинговой компании EY Global Fraud Survey за 2016 год <2>, на которые ссылается журнал Форбс в статье "Коррупция в бизнесе в России снизилась до уровня США" <3>.

--------------------------------

<1> Интервью Генерального прокурора РФ Юрия Чайки ИТАР ТАСС от 31.01.2017 // http://tass.ru/opinions/top-officials/3969855.

<2> http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-corporate-misconduct-individual-consequences/$FILE/EY-corporate-misconduct-individual-consequences.pdf.

<3> http://www.forbes.ru/news/318531-korruptsiya-v-biznese-v-rossii-snizilas-do-urovnya-ssha.


В результате деятельности Генеральной прокуратуры РФ за 2016 год выявлено свыше 300 тысяч нарушений антикоррупционного законодательства, более 70 тысяч должностных лиц наказаны в дисциплинарном порядке, свыше 9 тысяч должностных лиц привлечены к административной ответственности, следственные органы возбудили более 3 700 уголовных дел, всего за 2016 год за коррупционные преступления осуждены 13 183 человека.

В то же время независимые исследования уровня коррупции в России в 2016 году, проведенные одной из крупнейших мировых аудиторских компаний Ernst&Young, показали, что российские компании стали гораздо меньше сталкиваться с взятками и откатами в бизнесе и в целом корпоративная коррупция в России снизилась до уровня США. В докладе утверждается, что за 2016 год количество респондентов, назвавших взятки распространенным явлением в российском бизнесе, снизилось почти на треть: с 48% в 2015 году до 34% - в 2016-м. Этот показатель на 5 пунктов ниже общемирового показателя и находится на одинаковом уровне с США. Кроме того, всего около 8% представителей российских компаний признали, что в их отрасли используются взятки для получения контрактов. Этот показатель в три раза ниже российских данных из прошлогоднего исследования (24%) и ниже общемирового показателя (11%). При этом не менее 52% российских респондентов продолжают считать борьбу с коррупцией в России недостаточно эффективной.

Основные, "прямые", механизмы борьбы с коррупцией в госзакупках в России уже применяются, и первоочередной задачей является их дальнейшее развитие и совершенствование. Вместе с тем можно начинать задумываться о внедрении иных, неиспользуемых нами ранее, но не менее действенных подходов, применяемых в большинстве развитых стран. К таким подходам, в частности, можно отнести выстраивание системы мер по снижению коррупционного давления на систему госзакупок со стороны рынка, то есть поставщиков. Базируясь на огромном числе исследований, проведенных по всему миру, экономическая теория утверждает, что в большинстве случаев инициатором взятки является не чиновник-заказчик, а поставщик. Поэтому такие меры могут оказать значительное влияние на ситуацию с коррупцией.

Целью любых мер, направленных на уменьшение "коррупционного влияния коммерсантов" на госзакупки, является формирование этической среды неприятия и солидарной ответственности за коррупционные действия в компании - потенциальном поставщике для госнужд. Эти вопросы давно и очень успешно решаются в большинстве развитых государств с помощью технологий комплаенса. Так как в нашей стране технологии комплаенса мало распространены и встречаются эпизодически, чтобы не было недопонимания и разночтения понятий, рассмотрим основные принципы этого направления более подробно.

Комплаенс-контроль - это корпоративная идеология, которая направлена на продвижение требований по соответствию внутренним нормативам предприятия и общепринятым социальным ценностям. Реализация такой идеологии предполагает формирование условий для того, чтобы представители компании при совершении определенных действий руководствовались стандартами, которые предполагает комплаенс-контроль <1>. К числу основных рисков, которые пытаются исключить или уменьшить через "классическую" систему комплаенс-контроля, обычно относят:

--------------------------------

<1> Для иллюстрации эффективности действующей системы комплаенса можно ознакомиться с анкетой самооценки подготовленной Российским Комплаенс Альянсом (на русском языке) // http://compliancealliance.ru.


- нарушения в области регуляторных стандартов;

- нарушения при финансовых манипуляциях;

- нарушение вследствие служебных злоупотреблений или коррупционных действий;

- нарушение норм в результате непрофессионализма и некомпетентности сотрудников;

- нарушение в процессе рейдерских захватов, хищений и других противоправных воздействий извне;

- возникновение угрозы бизнес-репутации, финансовой несостоятельности и др.

Так как внедрение системы комплаенса означает возложение на компанию существенных самоограничений и во всех странах оно происходило трудно и болезненно, имеет смысл прислушаться к наработанному зарубежными коллегами практическому опыту и обратить особое внимание на принципы формирования соответствующих подразделений. К ним можно отнести следующее:

1. Независимость. Это не исключает тесных взаимодействий группы комплаенс-контроля с другими подразделениями. Напротив, сотрудничество способствует выявлению комплаенс-рисков на ранних стадиях и упрощает контроль над ними. Все составляющие принципа независимости следует рассматривать в качестве защитных методов, создающих условия для эффективного контроля в условиях взаимодействия структурных подразделений.

2. Официальный статус. Нормативы, регулирующие функцию комплаенс-контроля, необходимо прописать во внутреннем документе компании, который должен содержать такие положения:

- задачи и функции структуры комплаенс-контроля и обязанности комплаенс-специалистов;

- условия обеспечения независимости комплаенс-контроля;

- способ взаимодействия комплаенс-службы с другими подразделениями по вопросам контроля рисков, а также со службой, в задачи которой входит контроль всей деятельности компании;

- принцип распределения функций комплаенс-контроля по подразделениям, если такое предусмотрено;

- право ответственных по функции комплаенс-контроля на получение всей необходимой информации, а также обязанность сотрудников по предоставлению нужных данных для контроля комплаенс-нормативов;

- право на проведение внутренних расследований по потенциальным нарушениям норм комплаенса с привлечением необходимых экспертов в сфере комплаенс-контроля;

- сотрудники комплаенс-подразделения должны иметь право свободного выражения своего мнения и передачи сведений в отношении комплаенс-контроля нарушений, полученных в процессе контроля, высшим руководящим органам, включая совет директоров и его комитеты;

- контроль выполнения обязанностей по предоставлению комплаенс-отчетности высшим руководящим органам;

- прямой доступ специалистов структуры комплаенс-контроля к совету директоров и его комитетам.

3. Четкая подотчетность сотрудников комплаенс-службы.

4. Исключение конфликта интересов.

5. Доступ к любой внутренней информации.

6. Необходимое ресурсное обеспечение.

7. Взаимодействие с регулирующими и надзорными органами.

Стандарты, на которые ориентируется комплаенс-контроль, обычно закреплены в ряде внутрикорпоративных документов. Сейчас уже можно утверждать, что нижеследующий перечень является наиболее характерным для большинства компаний, где действует система комплаенс-контроля, независимо от их географического местоположения.

- Кодекс корпоративной этики (нормативы корпоративного поведения). Это достаточно объемный документ, затрагивающий все стороны работы компании или организации. В нем оговариваются все принципы морали и этики, стандарты поведения, обязанности сотрудников и основные приоритеты.

- Политика противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, оказание финансовой поддержки террористическим организациям. Проводится разными способами практически всеми финансовыми и нефинансовыми организациями в странах с разным уровнем экономики. Она не позволяет нелегальным доходам, приобретенным преступной деятельностью, проникать в легальный финансовый сектор и препятствует финансированию террористических организаций. В современной экономике это один из основных способов легализации скрытых доходов, который опирается на нормы международного права.

- Политика принятия и дарения подарков, приглашений на мероприятия. Основывается на четком определении понятий "взятка", "подарок" или "откат". Разделяет тонкую грань, когда подарок переходит в категорию взятки и предполагает получение выгоды от должностного лица для реализации собственных интересов. Актуальность такой политики наблюдается в странах с укоренившимися коррупционными традициями, когда такое взаимодействие между партнерами, контрагентами и регулирующими органами уже заведомо предполагается. Обычно не предусматривается полный запрет на получение и дарение подарков, но вводится ограничение на их стоимость и устанавливаются четкие условия и процедуры.

- Политика сообщений о нарушениях этических стандартов. Внедрена во многих западных компаниях и способствует регулированию порядка и возможности анонимного информирования о совершенных нарушениях работниками с последующей процедурой расследования и документирования.

- Политика, регулирующая конфликт интересов. Формирует этические принципы действий работников компании при возникновении условий для конфликта интересов. Сотрудникам вменяется обязанность содействовать контролю, выявлению и предупреждению возникновения ситуаций, связанных с какими-либо конфликтами интересов. При этом комплаенс-контроль указывает, что интересы организации стоят выше частных интересов сотрудников.

- Политика контроля покупок ценных бумаг работниками компании. Такой контроль предусматривает ограничения на приобретение акций некоторых предприятий (обычно это предприятия, с которыми организация осуществляет конкретные сделки), запреты на "короткие продажи акций". Кроме того, нормы контроля могут устанавливать специальный порядок согласования вопросов покупки ценных бумаг с ответственными сотрудниками организации. Суть политики комплаенс-контроля состоит в предотвращении случаев нецелевого использования информации и рабочего времени для получения частного дохода, а также в защите от обвинений по поводу неэтичной деятельности работников на рынке ценных бумаг.

- Политика взаимодействия с регулирующими органами. Продуктивное взаимодействие с контролирующими и регулирующими службами - важный момент для отечественных компаний. Даже самые законопослушные из них встречают массу сложностей в таких процессах.

- Политика конфиденциальности информации. Суть политики конфиденциальности состоит в формировании культуры работы с данными клиентов и в создании условий для хранения персональной информации с соблюдением комплаенс-стандартов.

Существуют также некоторые другие разновидности политик:

- политика комплаенс-контроля контрагентов и клиентов;

- политика комплаенс-контроля работы с жалобами;

- политика комплаенс-контроля повышения квалификации сотрудников и т.д.

Совершенно очевидно, что описанная выше система комплаенс-контроля и прямо, и косвенно может оказать существенное влияние на снижение уровня коррупции и повышение качества и эффективности государственных закупок. Очевидно, что такие возможности необходимо использовать.

Анализируя действующую нормативную базу и нынешнее состояние системы госзакупок в России, можно утверждать, что первоочередной сферой применения комплаенса должны стать поставщики/подрядчики, которыми планируется передача крупных контрактов по процедуре "единственный источник". В этих случаях вполне разумно и очевидно предъявление дополнительных требований, касающихся вопросов предотвращения мошенничества и коррупции. Что конкретно это означает? Это введение дополнительного условия для таких поставщиков - наличие действующей системы комплаенс-контроля, а также публичная декларация отказа от любых коррупционных практик в отношении как государственных заказов, так и других областей своего бизнеса. Кстати, мировой опыт подразумевает широкое понимание этого обязательства - не только штатные сотрудники компании не берут и не дают взяток, компания несет ответственность за то, что все ее контрагенты также придерживаются аналогичной антикоррупционной политики.





    Новости