Поиск по сайту

КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 10 июля 2018 года

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 10 июля 2018 года

 

И.В. ОХТИН

 

Охтин Игорь Владимирович, ООО "Лигал энд Медиа Груп".

 

Понятие коммерческого подкупа как состава преступления

 

С точки зрения экономики и правовой доктрины подкуп в процессе осуществления коммерческой деятельности является социально опасным деянием по той причине, что он посягает на нормальный ход рыночных отношений в обществе и подрывает деятельность лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях. Из-за подкупа искажается процесс принятия решений, основывающихся на сугубо рыночной логике, поскольку при использовании коммерческого подкупа используется противоправный способ воздействия на его субъектов. Исторически так сложилось, что проблема совершения коррупционных правонарушений в сфере экономики крайне остро стоит в правовой практике, что находит свое отражение и в законодательстве.

Российским уголовным законодательством сформулировано понятие коммерческого подкупа и установлена соответствующая ответственность за его совершение - ст. 204 УК РФ. Обратимся к данной статье.

Под коммерческим подкупом законодатель понимает незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав, за совершение действия (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию). К коммерческому подкупу в соответствии с данной статьей относится и ситуация, когда по указанию лица, выполняющего управленческие функции, имущество передается, услуги имущественного характера оказываются, имущественные права предоставляются и иному физическому или юридическому лицу за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц.

При этом в соответствии со ст. 204 УК РФ коммерческий подкуп подразделяется как на незаконную передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав (ч. 1 ст. 204 УК РФ), так и на незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, пользование услугами имущественного характера и имущественными правами (ч. 5 ст. 204 УК РФ).

В соответствии с примечаниями к ст. 201 УК РФ под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа или члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" вносит ясность в отношении того, что считается незаконным оказанием услуг или предоставлением имущественных прав. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе и освобождение его от имущественных обязательств, например предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, ремонт квартиры, строительство дачи, прощение долга и т.д. Под получением взятки в виде незаконного предоставления лицу имущественных прав понимается возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Состав данного преступления является формальным. В соответствии с п. п. 10, 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" получение и дача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе будут считаться оконченными с момента принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей, независимо от того, получило ли указанное лицо реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями по своему усмотрению.

В тех случаях, когда предметом получения или дачи взятки, посредничества во взяточничестве либо коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).

Квалифицированными (т.е. отягощающими, повышающими размер санкции) составами коммерческого подкупа являются:

1) совершение коммерческого подкупа в значительном размере. В соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ значительным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей;

2) совершение коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" предмет коммерческого подкупа считается полученным группой лиц, если в преступлении участвовали два и более лица, выполняющие управленческие функции, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействие) в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц.

В таком случае преступление будет считаться оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения хотя бы одним из входящих в группу лиц. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов, а также то, сознавало ли лицо, передающее незаконное вознаграждение, что в его получении участвовало несколько лиц, выполняющих управленческие функции.

Также в пункте 16 данного Постановления Пленума ВС РФ указывается на то, что в организованную группу, которая, в отличие от обычной, характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и (или) руководителя, могут входить и лица, не обладающие признаками специального субъекта получения коммерческого подкупа;

3) совершение коммерческого подкупа в крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ крупным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей;

4) совершение коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ особо крупным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие один миллион рублей;

5) совершение коммерческого подкупа за заведомо незаконные действия (бездействие);

6) сопряжение коммерческого подкупа с вымогательством предмета подкупа.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" под вымогательством предмета подкупа необходимо понимать не только требование передать незаконное вознаграждение, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать данное вознаграждение с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.

Для квалификации содеянного не имеет значения, была ли у лица, выполняющего управленческие функции, реальная возможность осуществить данную угрозу, если у лица, передавшего предмет коммерческого подкупа, были основания опасаться осуществления данной угрозы.

ВС РФ в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" также поясняет, что обещание или предложение лица передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующего коррупционного преступления в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами. Если иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения лица передать незаконное вознаграждение за совершение необходимых действий (бездействие), не были совершены по независящим от него обстоятельствам, то содеянное квалифицируется как приготовление к коммерческому подкупу (часть 1 статьи 30 и части 2 - 4 статьи 204 УК РФ).

При этом коммерческий подкуп как таковой необходимо отличать от ряда иных преступлений, поскольку по своему характеру он внешне похож на преступления, предусмотренные ст. 204.1 УК РФ (посредничество в коммерческом подкупе), ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп), ст. 290 УК РФ (получение взятки), ст. 291 УК РФ (дача взятки) и ст. 184 УК РФ (оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса).

Рассмотрим, прежде всего, ст. 204.1 УК РФ.

Объект преступления в данном случае совпадает с объектом преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, т.е. нормальная, регламентированная законодательством управленческая деятельность коммерческих и иных организаций.

Разница между ст. 204 УК РФ и ст. 204.1 УК РФ заключается в субъекте преступления. Если в ст. 204 УК РФ им выступает лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, то в ст. 204.1 УК РФ субъектом является лицо, выполняющее функции посредника, т.е. лицо, передающее предмет коммерческого подкупа по поручению дающего подкуп или получающего его или иным образом способствующее в достижении либо реализации соглашения между ними о передаче и получении подкупа. Посредник отличается от получающего или передающего предмет коммерческого подкупа тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе.

Что касается ст. 204.2 УК РФ, то объект преступления здесь аналогичен объекту преступления ст. 204 УК РФ. Различия имеются в отношении конкретизации объективной стороны деяния в ст. 204.2 УК РФ - совершение коммерческого подкупа на сумму, не превышающую 10 тысяч рублей. Кроме того, в соответствии с разъяснением в вопросе 2.1 Ответов на вопросы, поступившие из судов, по применению Федеральных законов от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ - 326-ФЗ, направленных на совершенствование уголовной ответственности за коррупционные преступления и преступления экономической направленности, а также оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016), нормы ст. 204.2 УК РФ содержат специальные нормы по отношению к нормам ст. 204 УК РФ.

Теперь обратимся к ст. 290 УК РФ и ст. 291 УК РФ, которые устанавливают ответственность за получение и дачу взятки. Коммерческий подкуп отличается от них по двум признакам: по объекту и субъекту преступления.

Так, при коммерческом подкупе объектом преступления является нормальная реализация прав и обязанностей в процессе осуществления управленческих функций коммерческой или иной организации. При получении или даче взятки объектом является нормальная и правильная работа органов государственной власти и местного самоуправления. Что касается субъекта преступления, то при коммерческом подкупе субъектом преступления является лицо, осуществляющее функции управления коммерческой организацией или иной организацией. При получении взятки субъектом является должностное лицо, под которым в соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ необходимо понимать лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях и компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Статья 184 УК РФ устанавливает ответственность за незаконную передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, а также оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав в целях оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса. Сравнивая данный состав преступления с коммерческим подкупом, мы также обнаруживаем различный объект и субъект преступления. Объектом преступления по ст. 184 УК РФ будет являться нормальная деятельность по организации спортивных соревнований или зрелищного коммерческого конкурса. Субъектом будут являться лица, принимающие имущественное предоставление или соответствующие услуги, права с целью оказания влияния на результаты соревнования или конкурса: спортсмены, тренеры, судьи, руководители, члены жюри, организаторы соревнования или конкурса и т.д.

Таким образом, для грамотной квалификации того или иного деяния в качестве коммерческого подкупа необходимо отличать его состав от смежных составов преступления.

 

Ответственность, предусмотренная действующим

законодательством за коммерческий подкуп

 

Российским законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность за коммерческий подкуп.

Так, ст. 19.28 КоАП устанавливает ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав какому-либо должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному лицу либо должностному лицу публичной международной организации за совершение данным лицом тех или иных действий (бездействие), связанных с занимаемым ими служебным положением, в интересах данного юридического лица.

Исходя из текста данной статьи ответственности подлежит исключительно юридическое лицо, в отношении которого предусмотрены следующие санкции в зависимости от того, совершен коммерческий подкуп в обычном, крупном (более 1 000 000 рублей) или особо крупном размере (более 20 000 000 рублей):

1) при совершении или обещании совершить имущественное предоставление, оказать услуги, передать права на сумму в размере до 1 000 000 рублей - административный штраф в размере до трехкратной суммы или стоимости имущественного предоставления, услуг, прав (но не менее 1 000 000 рублей), а также конфискация вышеуказанного;

2) при совершении или обещании совершить имущественное предоставление, оказать услуги, передать права на сумму в размере от 1 000 000 до 20 000 000 рублей - административный штраф в размере до тридцатикратной суммы или стоимости имущественного предоставления, услуг, прав (но не менее 20 000 000 рублей), а также конфискация вышеуказанного;

3) при совершении или обещании совершить имущественное предоставление, оказать услуги, передать права на сумму в размере более 20 000 000 рублей - административный штраф в размере до стократной суммы или стоимости имущественного предоставления, услуг, прав (но не менее 100 000 000 рублей), а также конфискация вышеуказанного.

Представляется, что данные санкции носят исключительный по своей силе карательный характер и связаны в первую очередь с желанием законодателя в максимально возможной степени предотвратить развитие коррупционных процессов в стране, мешающих становлению рыночной экономики.

В то же самое время для привлечения юридического лица к административной ответственности необходимо установить наличие факта передачи, предложения или обещания денег, имущества, прав или оказания услуг должностному лицу, действовало ли совершающее правонарушение лицо от имени или в интересах представляемого им юридического лица и, наконец, рассчитывало ли данное юридическое лицо от данного должностного лица на совершение каких-либо действий или бездействие. Если эти составляющие имеются в наличии, то юридическое лицо подлежит соответствующей административной ответственности. Состав данного административного правонарушения будет считаться оконченным с момента совершения неправомерного действия, таким образом, наличие или отсутствие соответствующих негативных последствий, связанных с совершением данного действия, не будет иметь никакого значения.

Если обратиться к уголовному законодательству, то санкции, предусмотренные ст. 204 УК РФ, ст. 204.1 УК РФ и ст. 204.2 УК РФ, крайне разнообразны. Если их суммировать, то они включают в себя в зависимости от квалификации состава преступления:

1) штраф - в размере от 400 000 до 5 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 6 месяцев до 5 лет или в размере от пятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа;

2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - на срок от 2 до 6 лет;

3) ограничение свободы - на срок до 2 лет;

4) исправительные работы - на срок до 2 лет;

5) лишение свободы на срок от 2 до 12 лет со штрафом в размере от пятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа или без такого.

За посредничество и обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК РФ) установлены следующие виды ответственности:

1) штраф - в размере от 400 000 рублей до 1 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев или в размере от пятикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа;

2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - на срок до 6 лет;

3) ограничение свободы - на срок от 1 года до 2 лет;

4) исправительные работы - на срок до 2 лет;

5) лишение свободы на срок от 2 до 7 лет со штрафом в размере от пятикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

За мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК РФ) введены следующие виды санкций:

1) штраф - в размере от 150 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 6 месяцев;

2) обязательные работы - на срок до 200 часов;

3) исправительные работы - на срок до 1 года;

4) ограничение свободы - на срок от 1 года до 2 лет;

5) лишение свободы - на срок до 1 года.

Стремясь либерализовать ответственность за коммерческий подкуп, законодатель идет на ряд смягчений и указывает на то, что если лицо совершает коммерческий подкуп, однако активно способствует раскрытию и (или) расследованию преступления или добровольно сообщает о совершенном преступлении в компетентный орган или в его отношении имеет место быть вымогательство предмета подкупа, то оно освобождается от соответствующей уголовной ответственности. Что касается мелкого коммерческого подкупа, то в данном случае лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении него имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило о передаче предмета подкупа в компетентный орган.

Обычно возбуждение дела об административном правонарушении по ст. 19.28 КоАП происходит при наличии уголовного дела в отношении физического лица, совершившего коррупционное преступление, в частности коммерческий подкуп или дачу взятки. Таким образом, под преследование правоохранительных органов подпадают как физические лица, так и юридические лица, что подтверждается практикой и судебной системы, и правоохранительных органов.

Так, разъяснение в вопросе 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.04.2013) содержит указание на то, что применение к юридическому лицу мер ответственности за коррупционное правонарушение не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и наоборот, т.е. привлечение к ответственности физического лица не освобождает от ответственности юридическое лицо, несмотря на то что противоправные действия совершаются физическим лицом от имени или в интересах юридического лица.

Анализ положений ст. 19.28 КоАП РФ и ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" позволяет прийти к выводу, что действующее законодательство не исключает возможность одновременного возбуждения уголовного дела в отношении физического лица (например, по ст. 291 УК РФ - дача взятки) и дела об административном правонарушении в отношении юридического лица по ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица), в интересах которого действовало это физическое лицо.

Суммируя все вышесказанное, необходимо еще раз указать на то, что тяжесть предусмотренных законодательством санкций в области коррупционных правонарушений такова, что, несмотря на все соблазны прибегнуть к неправовому методу решения проблем при осуществлении хозяйственной деятельности, гораздо надежнее использовать сугубо правовые рычаги, не забывая при этом о мониторинге соответствующих правовых рисков.

 

 

 

 

    Новости