Поиск по сайту

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 10 июля 2018 года

 

Ю.И. СОЛОВЬЕВА

 

Соловьева Юлия Ивановна, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член Ассоциации юристов России.

 

Сущность, правовое регулирование

и значение профилактики правонарушений

 

Поведение, подпадающее под правовую регламентацию, подразделяется на правомерное и противоправное. Правомерное поведение - это поведение социальных субъектов, соответствующее требованиям правовых норм и находящееся под государственной защитой. Противоправное поведение представляет собой правонарушение. Правонарушение - преступление или административное правонарушение, представляющее собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", далее - Закон о профилактике правонарушений). При разграничении правомерного и противоправного следует обозначить основной объективный признак правонарушения, позволяющий выделить его среди иных актов поведения, - общественная опасность, противоправность. Поскольку правонарушения всегда наносят вред охраняемым законом частным и общественным интересам, посягают на наиболее значимые общественные ценности, необходимо их эффективное предупреждение, что является существенным условием защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств.

По официальным данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, в январе - июне 2017 г. зарегистрировано 1 030,2 тысячи преступлений, или на 12,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Снижение регистрируемых преступлений отмечено в 76 субъектах РФ. При этом в результате преступных посягательств погибло 13,3 тыс. человек, здоровью 21,2 тыс. человек причинен тяжкий вред. Более половины всех преступлений совершены лицами, ранее совершавшими преступления (Состояние преступности в России за январь - июнь 2017 года // Официальный сайт МВД РФ. URL: https://мвд.рф/folder/101762/item/10732674/). Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению преступлений, совершенных на территории РФ за период с января по июнь 2017 г., уровень преступности по-прежнему является достаточно высоким. Базовая задача в данной сфере - обеспечение кардинального перелома ситуации с преступностью, - соответственно, на данный момент требует поиска новых путей решения, совместных усилий государственных органов и общественных структур в области профилактики правонарушений, совершенствования соответствующей правовой базы (Владимир Путин. Задача МВД - надежно обеспечить общественный порядок. Из выступления на расширенном заседании коллегии МВД // Наша молодежь (общероссийский молодежный журнал). 2016. N 6. С. 3).

Особенности профилактики правонарушений в отдельных сферах общественных отношений определяются соответствующими федеральными законами (п. 2 ст. 3 Закона о профилактике правонарушений). В ряде исследований, посвященных анализу вопросов противодействия преступности, отмечаются в качестве одной из проблем терминологическая несогласованность и противоречивые интерпретации основных понятий в некоторых законодательных актах: неоднозначно понимается термин "пресечение"; иногда термины "противодействие", "предупреждение" и "борьба" рассматриваются как синонимы; иногда в понятия "предупреждение" и "борьба" вкладывается различное содержание и так далее. (Мигущенко О.Н. Система профилактики правонарушений в Российской Федерации: терминологическая бессистемность // Российский следователь. 2017. N 8. С. 45 - 49). На основе проведенного анализа базовых законодательных актов в сфере профилактики правонарушений, таких как ФЗ от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ФЗ от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и т.д., можно сделать вывод о том, что наиболее конструктивным является законодательный подход, при котором указанные термины употребляются как соответствующие различным понятиям, а термин "профилактика" является наиболее широким. Данный подход применяется в Законе о профилактике правонарушений. В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 2 указанного Закона профилактика правонарушений - это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения; система профилактики правонарушений - совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.

 

Меры, принимаемые для устранения причин и условий,

способствующих совершению правонарушений

(преступлений и административных проступков)

 

Правонарушения весьма разнообразны. Это предопределяется различным содержанием общественных отношений, подвергающихся посягательству со стороны правонарушителей, многообразием субъектов, мотивов и целей их поведения, особенностями жизненных ситуаций и т.д. Наиболее распространенной и социально значимой является классификация правонарушений в зависимости от степени их общественной опасности на преступления и проступки. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ). Преступления посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности, совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия. В связи с этим они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения.

Для устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений (преступлений и административных проступков), принимаются общие и индивидуальные меры.

Общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан, индивидуальная - на оказание воспитательного воздействия на безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, лиц, отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, несовершеннолетних, подвергнутых принудительным мерам воспитательного воздействия, лиц без определенного места жительства и др., на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми (ст. 15 Закона о профилактике правонарушений).

Статьей 17 Закона о профилактике правонарушений установлены следующие формы профилактического воздействия: правовое просвещение и правовое информирование; профилактическая беседа; объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; профилактический учет; внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения; профилактический надзор; социальная адаптация; ресоциализация; социальная реабилитация; помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Функционирование системы профилактики правонарушений осуществляется на основе государственных программ, государственных программ субъектов, муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений. Финансирование расходов субъектов профилактики правонарушений, связанных с реализацией данных программ, осуществляется за счет и в пределах средств, выделенных соответствующим субъектам профилактики правонарушений (ст. 29 Закона о профилактике правонарушений). Данные программы разрабатываются с целью реализации основных направлений профилактики правонарушений, утверждаются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти соответствующего уровня и приобретают тем самым нормативный, общеобязательный характер.

Таковыми являются, например, государственная программа "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утв. Постановлением Правительства от 15.04.2014 N 345; государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утв. Постановлением Правительства от 30.12.2015 N 1493, и др. Разработка и реализация государственных программ осуществляются федеральным органом исполнительной власти либо иным главным распорядителем средств федерального бюджета, определенным Правительством в качестве ответственного исполнителя государственной программы. Государственная программа подлежит общественному обсуждению и предварительному обсуждению на заседаниях общественных советов ответственных исполнителей и утверждается актом Правительства Российской Федерации. Проект государственной программы, а также предложения о внесении изменений в государственную программу одновременно с внесением на рассмотрение в Правительство представляются в Государственную Думу Федерального Собрания в соответствии с ФЗ от 07.05.2013 N 77-ФЗ "О парламентском контроле". Государственная программа, утв. Правительством, размещается на официальном сайте ответственного исполнителя в сети Интернет в течение 2 недель со дня официального опубликования нормативного правового акта о ее утверждении (п. 6 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 588).

Особое значение в сфере профилактики правонарушений имеет государственная программа "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утв. Постановлением Правительства от 15.04.2014 N 345. Данная программа содержит паспорт, в котором определяются ответственный исполнитель - МВД, участники программы - Минобороны, МЧС России и др., программно-целевые инструменты программы, цель и задачи программы, целевые индикаторы и показатели программы, сроки и этапы реализации программы (2013 - 2020 гг.), объемы финансирования программы, ожидаемые результаты реализации программы, а также подробную характеристику сферы реализации программы. Так, цель программы заключается в повышении качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, а также повышении доверия к органам внутренних дел со стороны населения. Приоритетные задачи программы: повышение качества и эффективности предварительного следствия; повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности и дознания; повышение эффективности охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и государственной охраны имущества; повышение безопасности дорожного движения; обеспечение высокого боевого потенциала и совершенствование служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД; повышение качества функционирования системы МВД. Целевыми индикаторами и показателями являются: количество тяжких и особо тяжких преступлений, уголовные дела по которым впервые приостановлены по п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 208 УПК, по отношению к 2011 году; удельный вес возмещенного ущерба от фактически причиненного ущерба по уголовным делам, оконченным следователями, и по уголовным делам, оконченным дознавателями; количество неразысканных преступников по отношению к 2011 году; число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках, скверах, по отношению к 2011 году; уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов (доля положительных оценок в числе опрошенных); социальный риск (число лиц, погибших в ДТП, на 100 тыс. населения). В качестве ожидаемых результатов реализации программы указываются: сокращение количества наиболее общественно опасных (тяжких и особо тяжких) преступлений, оставшихся нераскрытыми; увеличение удельного веса возмещенного ущерба от фактически причиненного ущерба по оконченным уголовным делам за счет повышения эффективности работы следователей и дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации; повышение уровня безопасности граждан за счет сокращения числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в общественных местах; повышение уровня уверенности граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов; сохранение положительной динамики сокращения количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.

Реализация программы предусматривает достижение результатов на всей территории и не содержит мероприятий, осуществляемых в отдельных субъектах; основными приоритетами политики субъектов в сфере реализации программы являются разработка и реализация государственных программ субъектов по обеспечению общественного порядка и противодействию преступности (раздел II Паспорта федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" государственной программы РФ "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 345).

В соответствии со ст. 7 Закона о профилактике правонарушений как федеральные органы исполнительной власти, так и органы государственной власти субъектов в целях реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений разрабатывают соответствующие программы в сфере профилактики правонарушений. Органы местного самоуправления также вправе разрабатывать муниципальные программы в сфере профилактики правонарушений. В большей части субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами утверждены порядок разработки и реализации государственных программ, а также перечни выполняемых государственных программ субъектов.

Таким образом, выявление преступлений и проступков, устранение причин и условий, способствующих их совершению, и оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения их совершения или антиобщественного поведения - в этом заключается основное содержание профилактики правонарушений. Для устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, принимается целый комплекс мер, как общих, так и индивидуальных. Законом определены организационные основы функционирования системы профилактики правонарушений, конкретизированы полномочия субъектов профилактики правонарушений. Представляется, что более эффективным является не преодоление последствий уже совершенных правонарушений, а их предотвращение. То есть приоритетной должна стать превентивная составляющая. Необходим комплексный подход к профилактике правонарушений: требуется взаимодействие всех правоохранительных органов и общественных структур, объединение их в единый механизм, что представляется возможным только при высокой степени координации, слаженности деятельности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, что будет способствовать предупреждению преступности на общесоциальном уровне.

 

 

 

 

    Новости