Поиск по сайту

ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ В.М. АЛИЕВ, Н.Н. СОЛОВЫХ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

 

В.М. АЛИЕВ, Н.Н. СОЛОВЫХ

 

Алиев Вагиф Музафарович, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Института управления и права Московского городского педагогического университета, профессор кафедры публичного права и правового обеспечения управления Института государственного управления и права Государственного университета управления, доктор юридических наук, профессор.

 

Соловых Надежда Николаевна, профессор Департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, профессор.

 

Рассматриваются экономико-правовые аспекты преступлений коррупционной направленности в сфере высшего образования, последствия и угрозы коррупции в образовательной среде, содержание антикоррупционной политики в высших учебных заведениях России.

 

Ключевые слова: преступления коррупционной направленности, коррупция, взяточничество, уровень коррупции, антикоррупционная деятельность в высших учебных заведениях.

 

Corruption Related Crimes in Higher Education: Issues of Countering

V.M. Aliev, N.N. Solovykh

 

Aliev Vagif M., Professor of the Department of Criminal and Legal Disciplines of the Institute of Management and Law of the Moscow City University, Professor of the Department of Public Law and Legal Support of Management of the Institute of Public Administration and Law of the State University of Management, Doctor of Law, Professor.

 

Solovykh Nadezhda N., Professor of the Department of Economic Theory of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Professor.

 

The economic and legal aspects of the causes of corruption in higher education, the consequences and threats of corruption in the educational environment, the content of anti-corruption policy in higher educational institutions of Russia.

 

Key words: economic crime, corruption, bribery corruption level, anti-corruption policy of higher education institutions.

 

По данным статистики, уровень криминализации человеческого общества в XXI в., в условиях развитой рыночной экономики и демократии, не снижается - мир не в состоянии справиться с интенсивно развивающейся, динамичной и очень хорошо адаптирующейся к новым реалиям и возможностям уголовной преступностью. По данным Министерства внутренних дел России, в 2017 г. снижение зарегистрированных преступлений имело место только в 58 субъектах России. Более половины всех зарегистрированных преступлений (а именно 52,3%) составляли хищения чужого имущества: кражи, мошенничество, грабеж, разбой <1>. В январе - октябре 2018 г. по сравнению с январем - октябрем 2017 г. количество преступлений экономической направленности выросло приблизительно на 4,6 - 4,7% <2>. Чрезвычайно высок в России уровень коррупции. В 2018 г. в рейтинге 180 стран (с точки зрения распространения коррупции в госсекторе), рассчитанном с применением методологии и методического инструментария международной негосударственной организации Transparency International, Россия опустилась еще на четыре пункта - на 135 место (значение индекса составило всего 29 баллов из возможных 100; в 2017 г. Россия занимала 131 место). 135 место в 2018 г. заняли также Эфиопия, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай, Лаос, Мексика, Гондурас, Доминикана. Из стран бывшего Советского Союза существенно ниже баллы рейтинга восприятия коррупции у балтийских стран и Грузии. Самые высокие (и лучшие) показатели у Новой Зеландии, Дании, Норвегии, Финляндии, Швейцарии - 89 - 85 баллов. За ними Сингапур и Швеция - 84 балла; Канада, Люксембург, Великобритания, Нидерланды - 82 балла. У Германии 81 балл. Соединенные Штаты Америки на 16 месте (75 баллов), уступают Канаде (8 место, 82 балла), Великобритании (8 место), Германии (10 место). В конце рейтинга восприятия коррупции - Афганистан (177 место, 15 баллов), Сирия (178 место, 14 баллов), Южный Судан (197 место, 12 баллов) и Сомали (180 место, 9 баллов) <3>. Коррупция в России охватила практически все сферы общественной жизни, но что самое главное (и самое страшное) - проникла в сознание многих людей. Наиболее опасной формой коррупционных проявлений традиционно признается взяточничество - получение и дача взятки, посредничество при получении и дачи взятки, то есть "продажа своих властных полномочий" в корыстных или других личных целях в ущерб интересам государства, общества, их институтам и гражданам.

--------------------------------

<1> Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2017 г. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/12167987.

<2> Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - октябрь 2018 г. URL: https://xn--b1aew.

<3> Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции // Центр гуманитарных технологий, 2006 - 2018 (посл. ред. от 25.08.2018). URL: https://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/infoxn--p1ai/reports/item/15036860/.

 

Основной мерой борьбы с коррупцией во всем мире считается уголовная ответственность лиц, совершивших преступления коррупционной направленности. К этому призывают и международные документы, и международные организации. Так, Конвенция Организации Объединенных наций (ООН) против коррупции, принятая 31 октября 2003 г. на Политической конференции в Мерите (Мексика), предусматривает составы коррупционных преступлений, которые связаны с подкупом должностных лиц (в том числе и в частном секторе). А Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, принятая 27 января 1999 г. и вступившая в силу для России с 1 февраля 2007 г. после ее ратификации, дает понятие государственного должностного лица для признания его субъектом коррупционных преступлений. Понятие же коррупции, в том числе уголовно-правовой, в данной Конвенции отсутствует. В связи со вступлением России в Совет Европы и в международную организацию ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией - это международная организация, которая была создана в 1999 г. Советом Европы) в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ред. от 30.10.2018) закреплено: "...под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами" <4>. Перечисленные деяния в основном носят уголовно-правовой характер. Они закреплены в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) в виде самостоятельных составов так называемых коррупционных преступлений, с жесткими санкциями в соответствующих уголовно-правовых нормах. Правоприменительные органы расширили границы криминального коррупционного поведения. Они составили более широкий перечень статей УК РФ, который предусматривает преступления коррупционной направленности (свыше 35 статей). В связи с этим статистика преступлений, связанных с коррупцией, разноречива. Разные министерства и ведомства представляют самые разные показатели коррупции, в которых зачастую простому обывателю весьма трудно разобраться.

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СПС "Гарант".

 

В 2017 г., по данным Генеральной прокуратуры России, выявлено и зарегистрировано 105 087 преступлений экономического характера, среди которых около 30 тыс. - это преступления коррупционной направленности, удельный вес которых в общем числе зарегистрированных экономических преступлений - 28,2%. Общий ущерб от преступлений коррупционной направленности составил более 400 млн руб. <5>.

--------------------------------

<5> Генеральная прокуратура РФ. Состояние преступности в РФ за январь - декабрь 2017 г. М., 2018. URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/aab/.

 

Если вести речь о потерях от коррупции в сфере образования, прежде всего высшего образования (именно здесь из всех уровней системы образования наблюдается наиболее высокая степень коррумпированности), то западные исследователи и специалисты понимают эти потери достаточно широко, называя такие потери, как:

- потери в самом качестве образования;

- финансовые потери, выражающиеся в нецелевом или неэффективном использовании бюджетных средств, направленных на образование;

- этические потери или подрыв моральных устоев общества, поэтому коррупционные деяния в сфере образования являются наиболее опасными.

Отметим, что число зарегистрированных только за 11 месяцев прошлого года (январь - ноябрь 2018 г.) преступлений, относящихся к преступлениям коррупционной направленности, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (январь - ноябрь 2017 г.) увеличилось на 2,3% и составило около 29 тыс. Число преступлений, предусмотренных ст. 291 УК РФ (дача взятки), выросло за рассматриваемый период на 11% и составило 2 408 (конечно, осуждается за взяточничество меньше). Число преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ (получение взятки), выросло с 3 094 до 3 315 <6>. К сожалению, сведения об осужденных по всем составам преступлений коррупционной направленности отсутствуют. В связи с этим термины "коррупция", "взяточничество", "коррупционные преступления", "преступления коррупционной направленности" в основном используются как синонимы, что "вводит в заблуждение" относительно содержания самого явления "коррупция" в различных аспектах ее проявления, от социально-экономического до уголовно-правового. Открытая статистика о коррупции в сфере высшего образования отсутствует - на официальных сайтах правоохранительных органов их нет. О коррупционных преступлениях, совершенных представителями учреждений образования, можно проследить по новостным рубрикам на сайтах этих учреждений или в заметках и статьях в средствах массовой информации. Однако в них отражаются сравнительно немногочисленные факты вымогательства или получения взятки профессорско-преподавательским составом либо дача взятки студентами, что позволяет утверждать об их высокой латентности (прежде всего скрытности), в то время как социологические опросы, криминологические исследования свидетельствуют о существенной коррумпированности не только преподавательского состава, но и управленческого персонала образовательных учреждений всех уровней. Так, по данным ВЦИОМа (Всероссийский центр изучения общественного мнения), полученным в середине 2017 г., наиболее коррумпированными сферами, по мнению россиян, являются следующие: медицина (23%), ГИБДД и полиция (по 16%), сфера коммунальных услуг (16%), судебная система, прокуратура и образование (по 14% соответственно). А 24% россиян считают, что "все общество в целом" <7>. Основным лейтмотивом коррупционных преступлений является использование виновными лицами должностного положения и/или служебных полномочий в корыстных целях.

--------------------------------

<6> Генпрокуратура РФ заявила о росте коррупции и взяточничества в России. URL: https://www.interfax.ru/russia/643798.

<7> ВЦИОМ: четверть россиян убеждена, что коррупция охватила все общество. URL: https://takiedela.ru/news/2018/06/01/korrupciya-povsyudu/.

 

Уголовная ответственность за коррупционные действия для преподавателей (научно-педагогических кадров) высших учебных заведений наступает наравне с другими физическими лицами. С изменением организационно-правовых форм собственности отдельных образовательных учреждений (вузов - образованием автономных некоммерческих организаций - АНО) и, следовательно, статуса сотрудников и преподавателей спорным остается вопрос о признании/непризнании их специальными субъектами коррупционных преступлений. Тем не менее и законодатель, и правоприменительная практика признают профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений в качестве субъектов таких преступлений. Так, Верховный Суд РФ в Постановлениях 2009 г. и в 2013 г. для разрешения вопроса об отнесении, например, преподавателей к субъектам коррупционных преступлений рекомендовал руководствоваться своими разъяснениями о них, а также примечаниями к ст. ст. 285, 290 и 201 УК России. Поэтому в подавляющем числе судебно-следственных решений преподаватель вуза признавался и признается должностным лицом с организационно-распорядительными функциями.

Наименования отдельных университетов страны систематически встречаются в новостных лентах СМИ с сообщениями о явлениях коррупции в них. Самый высокий уровень коррупции отмечается в сельскохозяйственных, медицинских и технических высших учебных заведениях. Кроме того, в первых двух, в отличие от третьего, значительна доля беспрецедентной коррупции (а ведь выпускники таких университетов нас лечат, проектируют производственное оборудование, самолеты, строят ракеты и создают вооружение). Среди педагогических, гуманитарных и экономических вузов коррупция значительно ниже. Главное коррупционное деяние преподавателей в университетах состоит в получении денежных средств за необоснованное выставление положительной оценки студентам за экзамены, тесты, лабораторные и курсовые работы и проекты, зачеты без их фактического проведения (без их предоставления и защиты - рефераты, итоговые лабораторные и контрольные работы, курсовые и выпускные квалификационные работы). Коррупционная сделка такого рода, как свидетельствуют различные информационные источники, происходит повсеместно - от региональных до федеральных национальных университетов. Так, следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Курской области возбуждалось уголовное дело в отношении заведующей кафедрой административного и финансового права юридического факультета Юго-западного государственного университета, которая подозревалась в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ, и которая, по версии следствия, в своем служебном кабинете получила от студента третьего курса взятку в 40 тыс. руб. за аннулирование задолженностей по ряду дисциплин. Следственным отделом по Калининскому округу Следственного комитета РФ по Тюменской области завершено расследование уголовного дела в отношении профессора кафедры экономики государственного аграрного университета Северного Зауралья. Он совершил преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 290 и ч. 1 ст. 292 Уголовного кодекса РФ. В учебной аудитории университета обвиняемый получил от десяти студентов пятого курса заочной формы обучения деньги в размере - по 10 тыс. руб. от каждого за проставление оценок по учебной дисциплине "Экономика отраслей Агропромышленного комплекса" без сдачи соответствующих экзаменов, а затем ввел данные умышленно ложные сведения в зачетные книжки этих студентов. Среди преступных деяний работников университетов значатся и другие коррупционные деяния, связанные с использованием служебного положения.

По мнению отдельных ученых, на первый взгляд взяточничество обоюдовыгодно и взяткодателю, и взяткополучателю. Тем не менее экономический эффект от взятки в долгосрочной перспективе (в будущем) порождает отрицательные внешние эффекты и для общества, и для вуза в целом. Так что ориентация на извлечение максимальной выгоды в краткосрочном периоде в конечном счете приводит к увеличению уровня коррупции в учебном заведении, в долговременном периоде - потере его имиджа, престижа в глазах студентов и возможных будущих абитуриентов. Зачастую в университетах взятки даются по инициативе самих студентов, которым будет нелишне напомнить, что в соответствии с Уголовным кодексом РФ ответственность предусмотрена не только за получение взятки, но и за дачу взятки (ст. 291 УК РФ), а также за посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ). Субъектами данных преступлений могут быть любые физические лица (в том числе и студенты университетов). Правда, в примечании к этим статьям замечено, что данные лица освобождаются от уголовной ответственности, если они добровольно заявили о факте взятки, способствовали раскрытию и/или расследованию по данному факту преступления или если имело место вымогательство у данных лиц взятки. Ученые и специалисты предлагают различные методы для борьбы с коррупцией. Безусловно, наиболее эффективным способом являлось бы применение самой широкой системы жестких антикоррупционных мер, направленных одновременно на все (или большинство) сферы жизни общества. Неслучайно в конце ноября 2018 г. Правительство России внесло в Государственную Думу законопроект, который распространяет антикоррупционные стандарты на сотрудников ряда должностей в организациях, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления. Причем антикоррупционные стандарты (по данному законопроекту) могут распространиться и на врачей и учителей. В отношении последних может быть введено запрещение на получение любых подарков (правда, кроме букетов цветов и канцелярской продукции). Всеобщее понимание того, что коррупция - это зло, разрушающее основы и устои общества, наносящее непоправимые потери обществу, - основное условие коренного перелома в борьбе с ней. По опросу ВЦИОМа, более 77% граждан нашей страны считают, что брать и давать взятки - это непатриотично. А для тех, кто дает и берет взятки, нужно устанавливать самые серьезные наказания, вплоть до применения смертной казни. Поэтому на первый план в решении проблем противодействия коррупции выходит задача антикоррупционного просветительства. Второй, не менее важной задачей в решении данной проблемы, на наш взгляд, является совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Видимо, назрела необходимость создания системы эффективных стимулов для сотрудников правоохранительных органов, которая бы позволила им более интенсивно бороться с коррупционными явлениями в обществе. Кроме того, необходимо более активно внедрять в практику противодействия коррупции в России основные принципы, методы и другие составляющие антикоррупционных технологий, применяемых за рубежом, которые доказали свою высокую эффективность. Следует в университетах, академиях, институтах и других учебных заведениях создавать определенные свободные и "бесплатные" источники формирующегося общественного мнения: газеты, журналы, общедоступные электронные ресурсы, на которые необходимо обращать внимание органам государственной власти, прежде всего правоохранительным органам, в процессе выявления и разоблачения коррупционной деятельности в сфере образования.

С целью предотвращения коррупционных деяний в сфере высшего образования в каждом вузе должна быть разработана антикоррупционная политика как комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мер, направленных на предупреждение и предотвращение коррупционных правонарушений со стороны работников вузов, которая являлась бы локальным нормативным актом в сфере противодействия коррупции, обязательным не только для всех работников, но и обучающихся - студентов вуза. Основными целями антикоррупционной политики в вузах должны стать следующие цели: минимизация рисков участия научно-педагогических кадров, других работников и обучающихся в коррупционной деятельности; формирование у всех сотрудников, независимо от занимаемой должности, и студентов, единообразного понимания антикоррупционной политики, а именно неприятие коррупции в любых ее формах и проявлениях. В каждом высшем учебном заведении должен назначаться ответственный за предотвращение коррупционных преступлений, в обязанности которого должны входить не только антикоррупционная пропаганда и воспитание, но и проведение всевозможных контрольных мероприятий, направленных на раскрытие коррупционных преступлений.

 

 

 

 

    Новости