Поиск по сайту

Как урегулировать конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе

Как урегулировать конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе

 

Конфликт интересов возникает, если личные выгоды служащего могут повлиять на исполнение служебных обязанностей.

Не допускать таких ситуаций должен, в первую очередь, сам служащий. Он обязан уведомить представителя нанимателя о каждом таком случае.

Сначала такие уведомления рассматривает отдел по профилактике коррупции, а после - специально созданная комиссия.

На основе этого решения служащий и представитель нанимателя должны принять меры по разрешению конфликта интересов. В противном случае это может повлечь увольнение как самого служащего, так и представителя нанимателя.

 

Оглавление:

1. Что такое конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе

2. Как служащий уведомляет о конфликте интересов нанимателя

3. Как рассматривается уведомление о конфликте интересов

4. Какие меры нужно принять, чтобы урегулировать конфликт интересов

 

1. Что такое конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе

Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная прямая или косвенная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на исполнение им должностных (служебных) обязанностей (полномочий). Такое определение приведено в ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции.

Личная заинтересованность означает, что доходы, выгоды, преимущества может получать сам служащий, его родственники, друзья (знакомые) или организации, которые как-то связаны с ним. На это указано в ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии коррупции, Письме Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088.

Более точно определить, какую ситуацию можно отнести к конфликту интересов, вам поможет Памятка Управления делами Президента РФ и Письма Минтруда России от 03.09.2018 N 18-0/10/П-6179, от 29.03.2018 N 18-0/10/П-2061, от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088.

 

2. Как служащий уведомляет о конфликте интересов нанимателя

Служащий обязан уведомить о конфликте интересов, как только ему стало известно об этом (ч. 2 ст. 11 Закона о противодействии коррупции).

Для этого он должен подготовить письменное уведомление и подать его представителю нанимателя.

 

2.1. Как составить уведомление о конфликте интересов

Заполнить уведомление можно по форме, которая утверждена в вашем органе. Как правило, это приложение к порядку уведомления о конфликте интересов (см., например, форму, утвержденную в Минобороны России).

Можно подготовить уведомление в произвольной форме. В нем нужно указать:

1) Ф.И.О. и должность руководителя госоргана (его заместителя), Ф.И.О. и должность служащего;

2) ситуацию, которая привела или может привести к конфликту интересов. Какие должностные обязанности служащий не может выполнять из-за этого;

3) меры, которые может предложить или уже предпринял служащий, например отстранение от выполнения именно этой работы и т.п.;

4) будет ли служащий присутствовать на заседании комиссии по урегулированию конфликта интересов;

5) дату и подпись.

К уведомлению прилагаются доказательства изложенной информации.

 

Образец уведомления о конфликте интересов

Министру имущественных отношений

Костромской области

Иванову И.И.

от заведующего отделом

государственных унитарных предприятий

Петрова П.П.

 

УВЕДОМЛЕНИЕ

о возникновении личной заинтересованности при

исполнении должностных обязанностей, которая приводит

или может привести к конфликту интересов

 

Сообщаю о возникновении у меня личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.

Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения личной заинтересованности:

моя дочь Петрова Л.П. является заместителем руководителя ГУП "Газовое хозяйство", которое осуществляет деятельность по поставкам газа в области. Осуществление контроля за деятельностью данного ГУП входит в круг моих должностных обязанностей.

Должностные обязанности, на исполнение которых может повлиять личная заинтересованность:

объективная оценка деятельности предприятия при осуществлении контроля.

Предлагаемые меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов:

исключить из моих должностных обязанностей функцию по осуществлению контроля за деятельностью ГУП "Газовое хозяйство".

Намереваюсь лично присутствовать на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих министерства и урегулированию конфликта интересов при рассмотрении настоящего уведомления.

 

11 февраля 2019 г.

(подпись) П.П. Петров

 

2.2. Как подать уведомление

Служащий подает уведомление представителю нанимателя в порядке, утвержденном в вашем органе.

Сотрудник, который принимает такое уведомление, должен зарегистрировать его и сделать отметку о принятии на копии.

Если нет возможности лично передать уведомление, то направьте его почтой, заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Такие правила установлены в ч. 2 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, пп. "б" п. 8 Указа Президента РФ от 22.12.2015 N 650, пп. "б" п. 16 Положения о комиссиях по конфликту интересов.

 

3. Как рассматривается уведомление о конфликте интересов

Уведомление о конфликте интересов предварительно рассматривает отдел (должностное лицо) по профилактике коррупционных и иных правонарушений. После этого - комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

 

3.1. Как проводится предварительное рассмотрение

Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений (уполномоченное должностное лицо) в течение семи дней рассматривает уведомление служащего.

Сотрудники отдела (ответственное должностное лицо) могут проводить опросы заинтересованных лиц, получать письменные пояснения, направлять запросы в сторонние организации.

Если ответы на запросы требуют большего времени, то срок проверки можно продлить до 45 дней, а в исключительных случаях еще на 30 дней.

По результатам ответственный сотрудник готовит мотивированное заключение.

Уведомление и заключение со всеми материалами передают председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Такой порядок следует из п. п. 17.4, 17.5, 17.6 Положения о комиссиях по конфликту интересов.

 

3.2. Как рассматриваются уведомления

Комиссия по конфликту интересов должна рассмотреть уведомление и материалы предварительной проверки не позднее 20 дней с даты их получения (п. 18 Положения о комиссиях по конфликту интересов).

 

См. также: Как работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

 

По результатам комиссия выносит решение:

·   конфликт интересов есть или может возникнуть. Тогда комиссия рекомендует госслужащему и (или) руководителю госоргана принять меры, чтобы его урегулировать или не допустить;

·   госслужащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует применить к госслужащему меры ответственности;

·   конфликта интересов нет.

Все решения оформляют протоколом, который подписывают члены комиссии.

Такой порядок следует из п. п. 18, 20, 23, 25.3, 27, 30 Положения о комиссиях по конфликту интересов.

 

4. Какие меры нужно принять, чтобы урегулировать конфликт интересов

Меры принимают сам служащий и представитель нанимателя. Их перечень не исчерпывающий и зависит от конкретной ситуации.

Со стороны служащего может быть, например: самоотвод, отказ от выгоды, которая может стать причиной конфликта интересов, передача ценных бумаг (долей, паев) в доверительное управление.

Представитель нанимателя может принять меры, которые рекомендовала комиссия, например: перевод служащего на другую должность (в другое подразделение), изменение должностных (служебных) обязанностей или любые другие меры, чтобы исчерпать конфликт интересов.

В особых ситуациях представитель нанимателя может отстранить (с сохранением денежного содержания) служащего от работы на срок до 90 дней до разрешения конфликтной ситуации.

 

Пример предотвращения конфликта интересов

Представитель нанимателя переводит госслужащего в отдел с повышением должности. В круг его обязанностей будет входить контроль коммерческой организации, учредителем которой оказался его брат. Комиссия установила, что конфликт есть и рекомендовала не назначать госслужащего. Госслужащий отказался от перевода.

 

Если служащий отказывается принять меры, например не подписывает соглашение об изменении контракта или отказывается от перевода на другую должность, то увольте его в связи с утратой доверия. В противном случае уволят руководителя за то, что он не принял мер по урегулированию конфликта интересов.

Эти правила следуют из ч. 3, 4, 5 ст. 11 Закона противодействии коррупции, ч. 3.1, 3.2, 4, 4.1 ст. 19, ч. 2, 2.1 ст. 32 Закона о государственной гражданской службе, ч. 2.1 - 2.3, 3, 3.1 ст. 14.1 Закона о муниципальной службе.

 

 

 

 

    Новости