Поиск по сайту

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

 

О.Г. КОВАЛЕВ

 

Ковалев Олег Геннадьевич, профессор кафедры правоохранительной деятельности, уголовного права и процесса Псковского государственного университета (ПсковГУ), доктор юридических наук, кандидат психологических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук (РАЕН).

 

В статье рассматриваются современные проблемы комплексного противодействия коррупции в России. Анализируются лучшие технологии и методы борьбы с коррупцией в развитых зарубежных странах, а также особенности создания и культивирования в обществе антикоррупционной идеологии.

 

Ключевые слова: комплексное, коррупция, противодействие, признаки, современные, правовые, международный опыт, антикоррупционная идеология.

 

Modern Issues of Complex Corruption Combating

 

O.G. Kovalev

 

Kovalev Oleg G., Professor of the Department of Law Enforcement, Criminal Law and Procedure of the Pskov State University (PskovSU), LL.D., PhD (Psychology), Professor Member of the Russian Academy of Natural Sciences (RANS).

 

The article views the current problems of combating corruption in Russia. The best technologies and models of fight against corruption of the developed countries are analyzed. Ways and forms of complex counteraction of corruption are offered, as well as the features of creating and cultivating an anti-corruption ideology in the society.

 

Key words: complex, corruption, counteraction, signs, modern, legal, international experience, anti-corruption ideology.

 

В настоящее время стратегия, формы и методы противодействия коррупции приобретают наибольшую актуальность во всех сферах жизнедеятельности человека, находятся в центре внимания представителей различных областей отечественной и зарубежной науки.

Коррупция как социально-правовое явление весьма многогранна, включает в себя различные правовые, экономические, социологические, психологические и другие аспекты, нуждающиеся в комплексном рассмотрении. Содержание и особенности проявления коррупции определяются наличием противоречия между социально-экономическими отношениями и регулирующими их нормами права. Оно, в свою очередь, зависит от психофизиологических особенностей конкретных лиц, системы их установок и мотивации, других психологических характеристик, а также особенностей массового сознания, поскольку коррупция является результатом происходящих в государстве экономических, политических и социальных процессов.

В отечественной правовой науке к основным признакам коррупции относят:

- неправомерное, противоречащее интересам государственной и муниципальной службы использование должностного положения;

- наличие у государственного и муниципального служащего умысла на причинение ущерба своим действием или бездействием;

- незаконный характер получаемых государственными и муниципальными служащими материальных и нематериальных благ и др.

Современная коррупция не только тормозит экономическое развитие, но также пагубно влияет на общественное сознание, вырабатывая ложные стереотипы легкого обогащения и вседозволенности. Поэтому закономерно, что противодействие ей осуществляется правоохранительными органами на различных уровнях, специальными формами и методами. Для координации этой работы в Администрации Президента созданы и успешно функционируют президентский Совет и специальное управление противодействию коррупции.

Глава государства своими указами утверждает соответствующие планы. Так, Указом Президента РФ от 29 июня 2018 г. N 378 <1> утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, в котором систематизирована и актуализирована нормативно-правовая база в данной области, указаны основные направления устранения пробелов и противоречий в правовом регулировании в сфере противодействия коррупции.

--------------------------------

<1>Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. N 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Вместе с тем, на наш взгляд, следовало бы уделить больше внимания формированию и развитию общественного сознания по неприятию коррупции, повышению эффективности просветительских и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных ценностей и стандартов, развитие общественного правосознания.

Этим целям также могли бы служить проведение специальных комплексных научных исследований на стыке правовых, психологических, социологических и экономических наук, поскольку противодействие коррупции - это не только и не столько правовая проблема, на наш взгляд, сколько социально-психологическая. Значит, и противодействие ей должно начинаться не с системы запретов и правовых ограничений, а с коррекции и формирования индивидуального и массового сознания, без которых борьба с коррупцией не будет эффективна, останется лишь фикцией, модным лозунгом, простой необходимостью реагировать на современные международные стандарты и правила.

В этой связи весьма интересен и поучителен международный опыт противодействия коррупции с использованием специальных современных комплексных технологий.

Российская Федерация международными экспертами воспринимается как страна с высоким уровнем коррупции и низкими показателями результативности государственного управления. Международное общественное антикоррупционное движение Transparency International ежегодно проводит независимое исследование состояния коррупции и публикует индекс ее восприятия в государственном секторе различных стран.

По результатам проведенного исследования за 2018 г. Россия заняла 138-е место из 180. Годом ранее указанные показатели были несколько лучше: 135-е место из 180 соответственно. По данному показателю Российская Федерация находится в одном ряду с такими странами, как Папуа - Новая Гвинея, Ливан, Иран и Мексика.

Безусловно, данный рейтинг не лишен определенной политизации и не является точным показателем эффективности борьбы с коррупцией, но заставляет задуматься об успешности выстроенной и более 10 лет функционирующей в России современной системы противодействия ей.

К странам с устойчивым низким уровнем коррупции относятся Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Швейцария и Сингапур <2>. Первенство перечисленных стран также подтверждается исследованиями других международных организаций: "Барометром мировой коррупции" (Global Corruption Barometer) и "Мировым индексом взяточников" (Global Briber Index).

--------------------------------

<2> См.: Официальный сайт Трансперенси Интернешнл Россия. Исследования. Индекс восприятия коррупции. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2017-posadki-ne-pomogli.html.

 

Проведенное нами исследование противодействия коррупции в указанных европейских странах и Сингапуре показывает, что в настоящее время стабильность противодействия ей обеспечивается в первую очередь именно сформированными установками в общественном и индивидуальном сознании, органическим неприятием коррупционных поступков. Можно утверждать, что в этих странах за различный промежуток времени сформирована устойчивая идеология неприятия - или даже непонимания - коррупции как абсолютно чуждого элемента общественных отношений.

Безусловно, подобный результат позитивных изменений является продуктом длительной эволюции массового и индивидуального сознания и предполагает применение, особенно на начальных этапах, жесткой, но справедливой, действующей в отношении всех без исключения граждан системы правовых норм, запретов, контроля и неотвратимости сурового, реального наказания за совершение коррупционных преступлений.

Так, в Дании, как в самой не коррумпированной стране Европы, только 3% ее жителей сталкивались с проявлениями коррупции, что в 8 раз меньше, чем в других европейских странах. Достичь, поддерживать и развивать данные показатели позволяет комплексный подход к противодействию коррупции, использование целого спектра антикоррупционных технологий, обеспечивающих борьбу с ней не только государственными органами, но самими гражданами, обладающими высоким самосознанием и ответственностью.

Государственные органы и частные компании в своей деятельности реализуют принцип абсолютной нетерпимости коррупции, неприемлемости взяточничества в любых его проявлениях. При трудоустройстве будущий работник и работодатель подписывают специальное антикоррупционное соглашение об отказе давать и брать взятки. Данное соглашение является обязательным к исполнению обеими сторонами. Не подписав его, претендент не может вступить в должность. При нарушении соглашения, помимо возможного наступления правовых последствий для нарушителя, он также увольняется с особой отметкой о совершенном проступке, что делает его дальнейшее трудоустройство невозможным, навсегда прерывает его профессиональную карьеру.

С реализации комплексного, системного подхода в противодействии коррупции в Дании постоянно ужесточается уголовное наказание за совершение коррупционных преступлений. В частности, в последнее время был увеличен срок тюремного заключения за коррупцию в публичном секторе с трех до шести лет, в частном - с одного года до четырех лет.

Главной составляющей комплексного подхода противодействию коррупции в Дании является культивация осуждения этого явления не только среди государственных чиновников и в частных компаниях, но и среди граждан. Приняты и действуют специальные этические кодексы, кодексы чиновников. Существует гласность и открытость на уровне правительства и в средствах массовой информации. Рассмотрению обращений граждан, включая анонимные, о фактах коррупции уделяется особое внимание.

Движения капиталов и финансовых средств в этой европейской стране также максимально прозрачны. Использование наличных денег ограничено системой специальных мер, делающих это крайне невыгодным. Например, размер комиссии при обмене иностранной валюты на датскую крону достигает 30%. Общественные организации, специальные контролирующие и надзирающие органы функционируют открыто и публикуют информацию о финансовом состоянии компаний в интернете.

Другой важной составляющей комплексного подхода противодействия коррупции в Дании (как и в Финляндии, Швеции и Сингапуре) является высокая социальная обеспеченность государственных служащих. Несмотря на относительно невысокую - в сравнении с другими категориями граждан - заработную плату, они обеспечиваются хорошим социальным пакетом (бесплатными медицинскими услугами, выходным пособием, пенсионным обеспечением). Указанные и другие социальные гарантии значительно снижают и исключают их возможную коррупционную деятельность. Необходимо отметить, что, по нашим наблюдениям, актуальность подобных социальных гарантий и высокий уровень правосознания государственных служащих указанных стран настолько сильны, что находятся на подсознательном уровне, формируя безусловное правовое поведение, неприятие и непонимание факта возможного совершения коррупции.

В соответствии с Законом противодействия коррупции 2002 г. и принятыми в его развитие более 20 специальными законами и регламентами датские чиновники обязаны предоставлять ежегодно декларации о доходах и расходах, не имеют право участвовать в бизнесе. Также члены парламента могут запрашивать информацию о деятельности любого министра на предмет возможного коррупционного поступка. Чиновники обязаны реагировать на запросы и отчитываться об этом в Парламенте.

Необходимо отметить, что в Дании не существует специального правоохранительного органа по борьбе с коррупцией (в отличие, например, от Сингапура, где функционирует специальное бюро, наделенное законом большими полномочиями). В этом активное участие принимают граждане, общественные и государственные организации, такие как: агентство международного развития (DANIDA), агентство по кредитованию экспортных операций (EKF), торговый совет Дании (TCD), фонд индустриализации для развивающихся стран (IFU) и др.

Подобным образом комплексный подход противодействия коррупции реализуется в Швеции, где также действуют общественные антикоррупционные объединения, наиболее известным из которых является Институт против взяток, созданный еще в 1923 г. при Торгово-промышленной палате Стокгольма. Также важную роль в противодействии коррупции играет парламентский омбудсмен юстиции, наделенный правом возбуждать уголовные дела в отношении должностных лиц, совершивших коррупционные правонарушения.

В Финляндии, где также отмечается один из самых низких уровней преступности, связанной с коррупцией, не существует особой модели борьбы с ней. Отсутствует даже специальное законодательство, а все коррупционные преступления рассматриваются в рамках действующего уголовного законодательства судами общей юрисдикции. Вместе с тем законодатели этой страны ратифицировали основные документы в сфере противодействия коррупции: Конвенцию Совета Европейского союза от 26 мая 1997 г. "О борьбе с коррупцией, к которой причастны служащие Европейских сообществ или служащие государств - членов Европейского союза" <3>; Конвенцию ОЭСР по борьбе со взятками 1998 г. <4>; Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции (UNCAC) от 31 октября 2003 г. <5>.

--------------------------------

<3>Конвенция Совета Европейского союза от 26 мая 1997 г., принятая на основании Статьи К.3(2)(c) Договора о Европейском союзе, о борьбе с коррупцией, к которой причастны служащие Европейских сообществ или служащие государств - членов Европейского союза // СПС "Гарант".

<4> No longer business as usual. Fighting Bribery and Corruption. OECD, 2000. P. 4 - 7.

<5>Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС "КонсультантПлюс".

 

Выявлением и ведением уголовных дел по коррупции занимается полиция, а также канцлер юстиции и омбудсмен парламента, назначаемые Президентом и независимые от государственных органов, наделенные правом проведения расследования и принятия соответствующих мер.

Эффективность противодействия коррупции в Финляндии также определяется комплексным подходом, включающим в себя: активное участие институтов гражданского общества; независимость правосудия и средств массовой информации; открытость процесса принятия решений должностными лицами; минимальное вмешательство государства в экономику; государственные гарантии защиты лиц, оказывающих содействие в выявлении коррупционных преступлений; систему внутреннего и внешнего контроля за должностными лицами, включая полномочия канцлера юстиции и парламентского уполномоченного по правам человека; заработную плату и наличие хорошего социального пакета государственных служащих; высокий уровень правосознания, активное неприятие коррупции как чуждого социального явления.

Российская Федерация также системно и поступательно движется по этому пути. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. правоохранительными органами было выявлено больше на 10% фактов дачи и получения взятки на общую сумму более 1,8 млрд рублей <6>.

--------------------------------

<6> Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://genproc.gov.ru

 

Рост преступлений коррупционной направленности отмечается в крупных мегаполисах и центрах России: Москве и Московской области, Краснодарском крае и Ростовской области <7>.

--------------------------------

<7> См.: Портал Правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Показатели преступности России. Рейтинг. URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total.

 

По данным Следственного комитета Российской Федерации, по итогам 2018 г. правоохранительными органами Российской Федерации зарегистрировано 30 495 преступления коррупционной направленности, что на 2,9% больше, чем за 12 месяцев 2017 г. (29 634). Удельный вес преступлений коррупционной направленности от общего количества зарегистрированных преступлений также увеличился и составил 1,5% (2017 г. - 1,4%). По коррупционным делам к ответственности привлекли 7 тыс. человек, из которых 790 - сотрудники полиции, около 600 - представители руководства в частных компаниях, чуть больше 500 - должностные лица органов местного самоуправления, 495 - военнослужащие <8>.

--------------------------------

<8> Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. URL: https://sledcom.ru.

 

Несмотря на рост статистических показателей, учитывая высокую латентность данных преступлений, можно констатировать, что на современном этапе противодействия коррупции в России необходимо обратить первостепенное внимание на совершенствование:

- законодательства в экономической области, в сфере ответственности за непринятие мер по предотвращению конфликта интересов и др.;

- деятельности государственных структур социального контроля и правоохранительных органов;

- комплексного подхода противодействия коррупции, активное использование гражданских институтов, включающего в себя неприятие любых коррупционных проявлений на уровне массового и индивидуального сознания;

- международного антикоррупционного сотрудничества в сфере предупреждения и выявления транснациональных коррупционных преступлений, совершаемых организованными преступными сообществами.

Комплекс мер противодействия коррупции должен реализовываться единовременно на разных социально-экономических и политических уровнях. Реализуемые меры должны объединяться единой целью: устранением криминальных последствий коррупционных проявлений, причин и факторов, порождающих коррупцию, формированием устойчивой антикоррупционной идеологии.

    Новости