Поиск по сайту

Коррупция как угроза стабильному развитию общества


Использование метафоры зачастую помогает лучше уяснить действительность. Так, правовую действительность можно сравнить с реальной жизнью. Существуют нормы права, есть реализации этих норм в виде правоотношений, правоприменений, реализации в целом. Все это "переваривается" через правосознание человека. Данный механизм является живым организмом, по аналогии с живой землей, живым лесом, живым человеком и т.д.

Коррупция есть болезнь этого организма. Этимологическое значение слова "коррупция" - это "порча". Известно, что у английских судей нет такой болезни вообще. Для них совершить коррупционный акт все равно что съесть кусок гнилого мяса.

Вопрос в том, какова мера поражения коррупцией. Есть страны, где поражены только некоторые элементы государства, права. Существует и более серьезная возрастающая степень поражения, и тогда можно говорить об элементах криминализации государства и права. Крайняя же и самая опасная стадия - криминальное государство. На пути становления развитой правовой системы и демократии в странах на постсоветском пространстве, странах новой демократии опасность возникновения этой стадии болезни очень высока.

В связи с этим методологические научные разработки, проводимые в нашей стране, в коллегиальных учреждениях помогают наметить правильный путь и предотвратить падение в пропасть.

В России в последнее время на этом пути сделано многое. Необходимо последовательное и планомерное продолжение работы. Главная цель и задача борьбы с коррупцией - это утверждение правового пространства.

Существуют различные методики лечения, и, как известно, не только таблеточные, но и хирургические. В Сингапуре, например, чиновников и судей за коррупционные преступления казнят. Однако, как известно, применение только метода "кнута" не всегда эффективно. Каждая страна выбирает свои методы решения проблем. И через призму того, что сделано, необходимо обозначить первоочередные вопросы. И они уже решаются.

Первое. Получение реальной картины коррупции и коррупционной преступности в целом. Имеется указание Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ о перечне статей коррупционной направленности. Учитывая опыт других стран, в России в 2008 г. был принят Федеральный закон "О противодействии коррупции", в котором, возможно, этот перечень следует закрепить.

Второе. Наступление на организованную преступность как социальную основу коррупции. Необходимо восстановить законность в регионах, где мафиозные структуры стремятся подменять органы власти и имеет место коррупция в ее наиболее опасных системных формах. С этой точки зрения следует подумать о воссоздании на принципиально иной основе спецподразделения по борьбе с организованной преступностью или коррупцией. В Сингапуре, к примеру, такое подразделение существует. Целесообразно, наверное, вернуться к идее Федерального закона о противодействии организованной преступности; можно было бы говорить о нормативном регулировании специальных операций по борьбе с организованной преступностью. События в Кущевской, Гусь-Хрустальном, Энгельсе показывают, что подобные преступные схемы и явления вошли в нашу жизнь.

Третье. Создание четких процедур отвода и самоотвода соответствующих служащих в целях предотвращения или урегулирования конфликтов интересов. Важно установить четкий механизм таких процедур, любое отступление от которого будет рассматриваться как правонарушающее коррупционноемкое поведение. И тогда не будет произвола в отношении оценки соответствующих действий чиновников.

Четвертое. Преодоление иммунитетов различных категорий лиц при проведении расследования по делам о коррупции. Практика показала, что часто этот институт служит преградой против расследования коррупционных поступков и поведений. Найти должную меру - это задача практики. Данная проблема довольно актуальна, и здесь, возможно, надо еще раз обратиться к пределам и мерам института правового иммунитета.

Пятое. Переход от декларирования доходов к декларированию расходов. На эту тему было много споров. Президент РФ подчеркивал важность этого вопроса. Россия присоединилась к Конвенции ООН против коррупции, ст. 20 которой обязывает ввести правовой институт незаконного обогащения. Если этот механизм заработает, тогда в большей степени, чем сейчас, будет обеспечена прозрачность, в том числе финансовая. При этом возможно, что в какой-то части бремя доказывания невиновности может лежать не на государстве, а на самом лице, действие которого подвергается сомнению (так как ему необходимо доказать, что у него легальные источники доходов).

Шестое. Восстановление нормального правового института конфискации имущества. Речь идет о конфискации в рамках ратифицированных конвенций ООН. Согласно Уголовному кодексу РФ конфискация на сегодня является мерой воздействия. Следует отметить, что в случае совершения коррупционных преступлений конфискация эффективно используется в Сингапуре, Китае, Испании, США. Необходим учет требований ГРЕКО, которыми обозначены некоторые важнейшие к принятию меры. Например, конфискация имущества за все тяжкие преступления против собственности и экономические преступления. В ином случае уводятся активы и сохраняется легальная база для коррупционных действий, а следовательно, для организованной преступности.

Продолжаются дискуссии об уголовной ответственности юридического лица. В нашей стране применяется другой принцип построения уголовно-правовой ответственности. Однако, во всяком случае, должна быть установлена финансовая ответственность юридических лиц, если они задействованы в коррупционных схемах и являются легальными источниками для выполнения коррупционных действий организованной преступностью. В этом случае юридические лица должны подвергаться уголовно-правовым репрессиям в рамках не просто Закона, а правового Закона на основе принципов верховенства права с учетом современных стандартов.

Седьмое. Обеспечение разумной достаточности в процессе гуманизации уголовного законодательства. Здесь не должно быть перекосов в ту или иную сторону. Мудрец Дэн Сяопин еще на заре экономических реформ в Китае заметил, что мягкой рукой социальные уродства не выведешь. В Китае применяются одни меры борьбы, в России - другие, в Казахстане - третьи. Главное здесь - соблюдение меры с учетом того, что безнаказанность коррупции является основным фактором, стимулирующим разрастание коррупции.

Восьмое. Задействование потенциала всего общества в антикоррупционной работе. Если есть коррупционеры, есть, наверное, и те, кто поощряет их? Генерал, обер-прокурор П.И. Ягужинский в эпоху Петра I на предложение государя императора взять и казнить всех мздоимцев ответил: "Государь, Вы тогда останетесь без подданных". Таким образом, только четкое правосознание, которое не приемлет такой тип поведения, к которому призывал выдающийся русский правовед И.А. Ильин, застраховывает от превращения народа в чернь. А чернь - это все, с низа и до самого высшего чиновника, которые "рвут" тело государства, встав на коррупционный путь.

И последнее. Если человечество хочет оставить зеленый мир, планету под голубым небом своему будущему поколению, то конституционная обязанность, которая вытекает из всех конституций, включая российскую, состоит в том, что будущие поколения должны иметь возможность жить в нормальном правовом сообществе по праву, а не по коррупции. Так что оставим мы этому будущему поколению? Наша задача - использовать все легальные правовые демократические средства для того, чтобы выжить. Это главная стратегическая задача.

    Новости