Поиск по сайту

Закупка медицинского оборудования: актуальные изменения

 На закупку высокотехнологичного медицинского оборудования из федерального бюджета выделяются значительные средства. Зачастую по этой причине при размещении заказов на медицинское оборудование допускаются серьезные нарушения. О том, какие меры приняты уполномоченными органами власти для предотвращения коррупции и повышения эффективности расходов в этой сфере, расскажем в статье.

 Нарушения и пути их устранения

 В целях контроля за соблюдением требований законодательства в сфере закупок медицинского оборудования для государственных и муниципальных нужд Генпрокуратурой России была проведена проверка расходования региональными органами власти в 2008 - 2010 гг. бюджетных средств на закупки медоборудования, в т.ч. компьютерных томографов, ангиографических систем, диагностических комплексов для ультразвуковых исследований и т.п.

В результате проверки было установлено, что в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и больным с сосудистыми заболеваниями, Минздравсоцразвития России предоставило регионам 10 млрд руб. субсидий на закупку высокотехнологичного медицинского оборудования. В итоге было закуплено 1244 единицы медицинской техники, в т.ч. 150 компьютерных рентгеновских томографов на сумму 6,23 млрд руб. При этом в большинстве регионов оборудование приобретено по ценам, в 2 - 3 раза превышающим цены производителей.

 Пример 1. При стоимости у разных производителей (Philips, Toshiba, Hitachi, Siemens, General Electric) 16-срезовых томографов в размере 16 - 20 млн руб. и 64-срезовых - 28 - 40 млн руб. в зависимости от комплектации аналогичное оборудование закуплено органами власти по цене 30 - 50 млн руб. и 60 - 90 млн руб. соответственно. Сумма излишне уплаченных из федерального бюджета денежных средств в результате закупки региональными органами власти томографов по завышенным ценам составила около 3 млрд руб., которые могли пойти на приобретение почти такого же количества медицинского оборудования.

 В ходе других проверок помимо рассмотренного выше были выявлены следующие нарушения. В первую очередь, формирование заказчиками технического задания в документации о торгах таким образом, который исключает возможность участия в торгах компаний, производящих конкурентоспособную продукцию.

 Пример 2. При организации закупок компьютерных томографов в документацию включались требования к техническим характеристикам, являющиеся уникальными только для продукции производства компаний Toshiba либо General Electric. Госзаказчики в 2009 и 2010 гг. формировали техническое задание в документации о торгах на закупку медоборудования так, чтобы исключить возможность участия в торгах компаний, выпускающих конкурентную продукцию.

 Разработка типовых контрактов, в т.ч. типовых контрактов по осуществлению госзакупок медоборудования, которые должны включать сведения о технических требованиях к закупаемому высокотехнологичному медицинскому оборудованию в увязке с реальными потребностями и профилем медицинской организации, а также сведения о требованиях к его сервисному обслуживанию, будет способствовать повышению качества закупаемого оборудования.

 Следует учесть! Перечень необходимых к разработке типовых контрактов подготовлен с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти. Предметы типовых государственных контрактов распределены между федеральными органами исполнительной власти исходя из их полномочий в сфере нормативно-правового регулирования. Типовые контракты утверждаются правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их разработку, по согласованию с Минэкономразвития России, Минфином России и ФАС России.

В целях повышения качества закупок медоборудования типовые контракты должны включать условия о необходимости детализации в проектах контрактов гарантийных обязательств поставщика, в частности профилактического обслуживания медицинского оборудования (минимум - раз в год), бесплатных ремонтных работ, связанных с устранением неисправностей медицинского оборудования, бесплатной замены вышедших из строя узлов оборудования, наладки оборудования.

 Следующим выявленным при проверках нарушением стало включение в состав лотов вопреки ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом торгов.

Следует также отметить, что сфера поставок медицинского оборудования привлекает значительное количество посредников, каждый из которых вправе устанавливать цену на оборудование по своему усмотрению, что приводит к его значительному удорожанию.

Кроме того, анализ эффективности использования закупленных компьютерных томографов, проведенный Росздравнадзором, показал, что эта высокотехнологичная и дорогостоящая техника не загружена в полном объеме. В ряде регионов установлено отсутствие в лечебных учреждениях лицензии на осуществление медицинской деятельности, подготовленных помещений для установки оборудования, санитарно-эпидемиологических заключений на право эксплуатации рентгеновского оборудования, необходимой профессиональной подготовки медицинских работников, а также сертификатов для работы на рентгеновском оборудовании.

Серьезной проблемой стало отсутствие должного обслуживания закупленных компьютерных томографов. Торги на сервисное обслуживание томографов, как правило, выигрывают фирмы, предложившие наименьшую цену, но не обладающие зачастую квалификацией, опытом и базой для оказания данных услуг.

 Пример 3. На рынке России эксплуатируется более 12,5 тыс. единиц высокотехнологичного медицинского оборудования иностранного производства, в т.ч. около 800 рентгеновских компьютерных и магниторезонансных томографов компаний General Electric, Toshiba, Philips и Siemens. При этом на сервисном обслуживании перечисленных компаний находятся только около 5% аппаратов.

 При проведении открытых аукционов в электронной форме обеспечивается максимальный уровень конкуренции, а также минимизируется возможность для сговора участников аукциона за счет конфиденциальности их участия - ключевого правила проведения открытых аукционов в электронной форме.

С 1 января 2011 г. заказчики обязаны размещать информацию о закупках на общероссийском официальном сайте, а о заключенных по итогам проведения торгов, запросов котировок контрактах - в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов. Введение в действие общероссийского сайта и реестра позволяет обеспечить единый формат представления информации о размещении заказов, единую систему поиска информации, в т.ч. для целей аналитики и подготовки к торгам по аналогичным заказам.

Указанные меры предприняты с целью повышения прозрачности торгов и расширения возможностей для участия в торгах широкого круга хозяйствующих субъектов, а также с целью обеспечения достаточного контроля за размещаемой информацией со стороны контролирующих органов. Они позволяют отслеживать устанавливаемые заказчиками начальные (максимальные) цены контрактов и цены контрактов, сформировавшиеся по результатам проведения торгов, запросов котировок, а также отслеживать снижение начальных (максимальных) цен контрактов.

 Способы повышения эффективности расходования

бюджетных средств

 

Формирование федеральной контрактной системы. Повышению эффективности бюджетных расходов, а также повышению качества закупаемого медицинского оборудования, исключению сговора участников торгов и заказчиков путем установления требований под конкретных производителей медицинского оборудования должно способствовать формирование комплексной федеральной контрактной системы (далее - ФКС). Необходимость ее создания включена в Программу по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р.

В соответствии с Программой в целях формирования нормативного правового регулирования стадии планирования закупок при создании ФКС предлагается установить порядок:

- определения объема и структуры государственных (муниципальных) нужд, в т.ч. в натуральном выражении, исходя из расчетно-нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнения функций;

- установления по наиболее крупным объектам государственных (муниципальных) закупок перечня товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения федеральных государственных (муниципальных) нужд в очередном финансовом году и плановом периоде;

- определения начальных цен продукции для разных ее типов;

- проведения мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг.

Централизованное размещение заказа. С целью рационального и эффективного использования выделяемых средств федерального бюджета Правительство РФ считает целесообразным в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и федеральных целевых программ рассмотреть возможность осуществления с 2012 г. централизованного размещения заказов на поставки высокотехнологичного, дорогостоящего, сложного в изготовлении медицинского оборудования, пересмотрев механизм выделения субсидий из федерального бюджета на эти цели.

Централизованное размещение заказа на поставку больших объемов медицинского оборудования позволит:

- проводить государственному заказчику до начала процедуры размещения заказа конъюнктурную проработку и переговоры с ведущими производителями медицинского оборудования с целью определения адекватной начальной (максимальной) цены государственного контракта;

- заключать государственные контракты непосредственно с ведущими производителями или их официальными представителями, выбирая наиболее надежных поставщиков с обеспечением гарантийного обслуживания приобретенного оборудования, исключая участие фирм-однодневок.

Особый порядок формирования начальных цен контрактов. Закон N 94-ФЗ предусматривает право Правительства РФ устанавливать порядок формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в документацию о торгах, в извещение о проведении запроса котировок, в т.ч. устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.

В целях установления начальной (максимальной) цены контракта для медицинского оборудования принято Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 881 "О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования".

Данное Постановление устанавливает Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования, в т.ч. закрытый перечень источников информации о ценах на него. Установление указанных Правил направлено на сокращение рисков искусственного завышения начальных (максимальных) цен заказчиками.

Таким образом, принятие Постановления, устанавливающего Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) для целей их включения в документацию о торгах, запрос котировок на поставку медицинского оборудования, должно повысить ответственность заказчика при формировании начальной (максимальной) цены контракта, а также привести к сокращению количества случаев завышения начальной (максимальной) цены контракта. Это позволит достигнуть соответствующей экономии при размещении заказов на поставку медицинского оборудования.

 

 

17.05.2013.

    Новости