Поиск по сайту

КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ: СОСТОЯНИЕ И СТРУКТУРА

 Армия является одним из наиболее закрытых государственных институтов. С одной стороны, это вполне обоснованно, учитывая задачи, стоящие перед военной организацией, с другой - это создает благодатные условия для произвола и коррупции.

Сегодня коррупция является одной из наиболее острых проблем для государственной военной организации России. Информация о коррупционных проявлениях в военно-служебной сфере содержится как в периодической печати, научной и публицистической литературе, так и в статистике органов военной юстиции и данных социологических опросов.

Коррупция - это сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны. Было бы неверно понимать коррупцию лишь как совершение преступлений коррупционной направленности. Специалисты совершенно справедливо отмечают, что коррупция проявляется в целом спектре правонарушений. Это и преступления коррупционной направленности, и административные правонарушения, и дисциплинарные проступки, и гражданско-правовые деликты <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом см., напр.: Закомолдин Р.В. Служебные преступления: Учебное пособие. Самара: Изд. Самар. гуманит. акад., 2013. С. 105 - 108.

 

К типовым коррупционным проявлениям, имеющим место в армии, относятся взяточничество, хищение имущества (мошенничество, присвоение и растрата), злоупотребление служебными полномочиями, покровительство при получении должности или переводе к желаемому месту службы и т.д.

По мнению самих военнослужащих, наиболее распространенными формами коррупционных проявлений на военной службе сегодня являются: оказание встречных услуг и покровительство в продвижении по службе друзей, родственников и т.п. (38% опрошенных); получение и дача взяток, подарков (36,4%); совершение хищений с использованием своих полномочий (26,6%); использование должностного положения и полномочий для получения жилья, наград, путевок, иных льгот и привилегий (23,8%); "откаты" при заключении государственных контрактов (13,3%) <2>. По другим данным, военнослужащие указывают на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (70,1% опрошенных); использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также передача их другим лицам (58%); занятия иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, педагогической и иной творческой деятельности (49,4%); занятия предпринимательской деятельностью, участие в управлении коммерческими организациями (43,1%) <3>.

--------------------------------

<2> По данным опроса военнослужащих Вооруженных Сил РФ, проведенного в 2011 г. (см.: Волков А.А. Проявление коррупции в органах военного управления // Военно-юридический журнал. 2012. N 9).

<3> По данным опроса военнослужащих Вооруженных Сил РФ, проведенного в 2012 г. (см.: Козлов Т.Л. Профилактика коррупции на военной службе // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 5. С. 9).

 

Таким образом, не все коррупционные проявления, имеющие сегодня распространение в сфере военной службы, относятся к уголовно наказуемым, многие из них относятся к иным правонарушениям, а некоторые вообще лежат в области этики, но в любом случае, как справедливо замечают специалисты, все эти проявления свидетельствуют о наличии в правосознании служащих идей, взглядов, чувств и убеждений, допускающих коррупционное поведение на военной службе и в связи с военной службой <4>.

--------------------------------

<4> См., напр.: Сандригайло С.Л. Проблемы и пути развития антикоррупционного правосознания военнослужащих // Юридическая психология. 2012. N 4.

 

В марте 2012 г. на итоговой коллегии Минобороны России А. Сердюков, будучи на тот момент главой военного ведомства, сообщал о том, что в 2011 г. по сравнению с 2007 г. число коррупционных проявлений в подведомственной ему сфере снизилось почти на 23% <5>.

--------------------------------

<5> Мухин В. Коррупция в погонах // Независимая газета. 07.11.2012.

 

Однако главный военный прокурор С.Н. Фридинский в своем докладе об итогах работы в 2011 г. отметил, что если общее количество преступлений в войсках сократилось более чем на 16%, то по коррупционным проявлениям уровень преступности по-прежнему значительный. За последние полтора года за различные коррупционные преступления осуждены свыше 1 тыс. должностных лиц военных ведомств, в том числе 18 высших офицеров, треть из которых были приговорены к реальным срокам лишения свободы <6>.

--------------------------------

<6> Интервью заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, главного военного прокурора Сергея Фридинского информационному агентству "Интерфакс" // Официальный сайт Генпрокуратуры РФ. URL: http://www.genproc.gov.ru/news-74655/ (дата обращения: 15.12.2012).

 

В целом в 2011 г. в Вооруженных Силах РФ и других войсках и воинских формированиях военной прокуратурой выявлено 11153 факта коррупции, возбуждено 1170 уголовных дел. Всего за совершение преступлений коррупционной направленности осуждены 743 лица, из которых 493 - офицеры, в том числе 9 генералов и адмиралов. Также проверками выявлено 11153 иных нарушений закона коррупционной направленности, за совершение которых к дисциплинарной ответственности привлечены 1696 должностных лиц.

Возросло число выявленных фактов получения взяток - 222 (в 2010 г. - 219) и преступлений, связанных с корыстным превышением должностных полномочий, - 210 (в 2010 г. - 181).

Количество коррупционных преступлений, совершенных офицерами, сократилось на 31,4%: с 1713 случаев в 2010 г. до 1175 в 2011 г., к уголовной ответственности привлечены 574 военнослужащих указанной категории (-16,9%). Однако это в большей степени обусловлено сокращением численности офицерского состава, организационно-штатными мероприятиями в Вооруженных Силах РФ. В условиях перевода значительного количества воинских должностей в категории замещаемых гражданским персоналом отмечается увеличение на 8,4% (490 фактов) числа коррупционных деяний, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Сохраняется негативная тенденция роста (на 12,8%) коррупционных преступлений в военных комиссариатах - 211 случаев, почти каждое третье из них - это факты взяточничества <7>.

--------------------------------

<7> Корякин В.М. Личное поручительство как средство минимизации кадровых ошибок // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 7.

 

Ущерб от преступлений коррупционной направленности в армии превысил 3 млрд. руб. <8>.

--------------------------------

<8> Российская газета. 11.01.2012.

 

Отмечают ухудшение статистики проявлений коррупции на военной службе и представители Главного военного следственного управления СКР. Так, в 2012 г. возбуждено 12 уголовных дел в отношении генералов и адмиралов. В суд направлено 5 дел в отношении высших офицеров. Большая часть уголовных дел в отношении высших офицеров, находящихся в производстве военных следователей, - это дела коррупционной направленности. В целом за время работы ГВСУ СКР в суд направлено 48 уголовных дел в отношении 49 генералов и адмиралов <9>.

--------------------------------

<9> Российская газета. Еженедельник. 2013. N 38 (6014). С. 5.

 

В условиях увеличения объемов высвобождаемого недвижимого имущества и земель обороны отмечается рост числа преступлений в данной сфере, а также размера причиняемого государству ущерба.

Наиболее значительные нарушения в связи с этим отмечаются в такой подконтрольной Минобороны России структуре, как ОАО "Оборонсервис". На сегодняшний день, по данным ГВСУ СКР, по фактам мошенничества при реализации недвижимости, земельных участков и акций, принадлежащих "Оборонсервис", в одно производство соединены уже 15 уголовных дел, общий ущерб по которым превышает 4 млрд. руб. <10>. В деле замешаны также служащие таких структур, как ОАО "Окружной материальный склад Московского военного округа ВВС и ПВС", Департамента имущественных отношений и Управления государственного заказа Минобороны России. Всего, по данным СКР, по ОАО "Оборонсервис" сегодня расследуется порядка 30 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности <11>.

--------------------------------

<10> Там же. С. 5.

<11> По данным официального сайта Следственного комитета РФ. URL: http://www.sledcom.ru (дата обращения: 23.07.2013).

 

Несколько особо крупных уголовных дел коррупционного характера расследуются также в отношении ОАО "Славянка", которые возбуждались по фактам подписания фиктивных актов выполненных работ по комплексному обслуживанию инженерных систем, уборке внутренних помещений и прилегающих территорий, а также иных объектов Минобороны России. Ущерб составил порядка 400 млн. руб., в ходе следственных действий изъято порядка 750 млн. руб. <12>.

--------------------------------

<12> Российская газета. Еженедельник. 2013. N 38 (6014). С. 5.

 

Масса злоупотреблений и коррупционных схем выявляется и в военно-промышленном комплексе. Так, например, весьма плачевно обстоят дела у концерна "Ижмаш" - крупнейшего в России производителя стрелкового оружия. В 2010 г. задолженность ОАО "Ижмаш" перед кредиторами и партнерами составила свыше 19 млрд. руб. По данным МВД России, руководство концерна под видом оптимизации вывело производственные активы в десятки дочерних фирм, обнаружены факты нецелевого использования бюджетных средств, необходимое для производства новейших видов вооружения оборудование закупалось по многократно завышенным ценам, были созданы схемы реализации продукции и поставок сырья через аффилированные с менеджментом предприятия компании. В 2013 г. гендиректору "Ижмаш" было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Общая сумма похищенного оценивается в 5 млрд. руб. <13>.

--------------------------------

<13> Воронов В. Российский ВПК, кузница состояний // Совершенно секретно. Международный ежемесячник. 2013. N 7 (290). С. 26 - 27.

 

Результаты расследования серии последних преступлений коррупционной направленности в военной сфере выявили целый ряд пробелов в деятельности ОАО "Оборонсервис" и федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Минобороны" (ЕРЦ) - новых структур Минобороны России. В свое время создание данных структур в связи с переводом армии на аутсорсинг и единое финансовое обслуживание отмечались как одна из заслуг прежнего руководства военного ведомства <14>.

--------------------------------

<14> Мухин В. Коррупция в погонах // Независимая газета. 07.11.2012.

 

Как указывали специалисты, в условиях перехода Вооруженных Сил РФ к новому облику особую значимость приобрел процесс передачи непрофильных функций иным (сторонним) организациям, что и получило наименование "аутсорсинг".

В целом речь идет о двух явлениях. Во-первых, это передача выполнения непрофильных функций сторонним организациям (например, государственный оборонный заказ, поставка товаров для государственных нужд, подрядные работы в сфере строительства и т.д.), а во-вторых, привлечение персонала сторонних организаций для выполнения задач в интересах Минобороны РФ.

Безусловно, многие непрофильные функции военного ведомства целесообразно переводить на аутсорсинг, что позволяет сосредоточиться на его основных функциях по обеспечению обороноспособности и боеготовности армии и в итоге национальной безопасности государства. Это могут быть предприятия ремонтной сферы, объекты жилищно-коммунального и гостиничного хозяйства, предприятия социально-бытовой сферы, объекты снабжения военнослужащих, учреждения здравоохранения, образования и культуры, спортивные объекты (сооружения). Это позволит решить проблему эффективности использования недвижимого имущества, т.е. обеспечить квалифицированное управление, увеличение доходности, должное обслуживание, эксплуатацию и своевременный ремонт объектов. Повышение эффективности использования зданий, улучшение их физического и экономического состояния приведут к повышению доходности и увеличению их рыночной стоимости, а также стоимости организаций, осуществляющих хозяйственное использование данных объектов. Это естественным образом повлияет на увеличение стоимости основных средств и совокупную прибыль Минобороны России как юридического лица.

В связи с этим в целях реализации данной концепции и было учреждено ОАО "Оборонсервис", приоритетным направлением деятельности которого было определено управление деятельностью учреждаемых ОАО и координация их взаимодействия в интересах Вооруженных Сил РФ, государственных и иных заказчиков, включая иностранных <15>. В уставный капитал холдинговой компании ОАО "Оборонсервис" внесены акции девяти учреждаемых ОАО, которые являются его дочерними предприятиями: "Авиаремонт", "Спецремонт", "Ремвооружение", "Оборонстрой", "Агропром", "Оборонэнерго", "Военторг", "Красная звезда" и "Славянка".

--------------------------------

<15> См.: Указ Президента РФ от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" // СЗ РФ. 2008. N 38. Ст. 4273; Постановление Правительства РФ от 22.11.2008 N 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" // СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5623.

 

Но такое реформирование требует взвешенности, продуманности, качественной законодательной регламентации, а также эффективного контроля и надзора за качеством оказываемых услуг и сопровождения такого рода деятельности <16>. Однако факты свидетельствуют о том, что в создавшихся условиях именно эти нововведения и спровоцировали всплеск коррупции в сфере военного ведомства, на которую теперь реагируют органы военной юстиции.

--------------------------------

<16> См., напр.: Молчанов Ю.Ю. Прокурорский надзор в области государственного оборонного заказа // Законность. 2011. N 10.

 

Помимо коррупционных проявлений экономического характера, для сферы военной службы характерны и такие коррупционные проявления, как протекционизм, фаворитизм и непотизм.

В.М. Корякин следующим образом определяет понятие коррупционного протекционизма и его разновидностей применительно к армейской среде. Коррупционный протекционизм есть подбор военнослужащих на воинские должности не по деловым и профессиональным качествам, а по знакомству, по блату, по протекции, за незаконное вознаграждение. Коррупционный фаворитизм - это положение, при котором военно-кадровая политика обусловливается влиянием любимцев, фаворитов. Коррупционный непотизм - служебное покровительство родственникам и своим людям, так называемое "кумовство" <17>.

--------------------------------

<17> Корякин В.М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия: Монография. М., 2009. С. 284, 290, 292.

 

О.Л. Зорин с некоторым уточнением под коррупционным протекционизмом понимает коррупционные действия воинского должностного лица, выражающиеся в незаконном оказании содействия в призыве на военную службу, продвижении по службе, поощрении военнослужащего, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности <18>.

--------------------------------

<18> Зорин О.Л. Протекция как преференция в военно-служебных отношениях // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 4.

 

По данным социологических исследований, 52% опрошенных граждан в качестве форм проявления коррупции указали семейственность, родственные связи, землячество, а 24,2% опрошенных военнослужащих к коррупционным проявлениям отнесли покровительство военнослужащим или лицам гражданского персонала со стороны должностных лиц <19>.

--------------------------------

<19> Там же.

 

Соответственно, на вакантные должности по военной службе достаточно часто назначаются "свои люди" (протеже), которые имеют определенные преференции (преимущества), связанные с покровительством высокопоставленных начальников. В свою очередь, продвижение на высокие воинские должности при низких профессиональных и моральных качествах субъекта такой карьеры вызывает цепную реакцию распространения среди персонала непрофессионалов. Кандидаты на продвижение по службе подбираются не по профессиональному критерию, а по признаку личной преданности руководству и психологическому соответствию <20>.

--------------------------------

<20> Подробнее см.: Жигульских А.Н. Социально-психологические аспекты карьеризма как мотива совершения деяния, квалифицируемого как превышение должностных полномочий // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 11. С. 24.

 

Все это происходит на фоне разрушенной беспрерывными преобразованиями системы подготовки военных кадров. Как отмечают эксперты, именно непродуманные изменения в системе военного образования и науки, проводимые в последние годы, привели к ее фактическому развалу. Так, в рамках реформы, проводимой с 2008 г., доставшаяся России в наследство советская система военных вузов, включавшая 65 высших военных учебных заведений, ужалась до 3 учебно-научных центров, 11 академий и 3 военных университетов с 25 филиалами. По задумке реформаторов, базовое образование офицеры должны были получать в военных училищах, а далее планировались 10-месячные подготовительные курсы на базе учебных центров (вместо ранее практикуемого обучения в профильных военных академиях и Академии Генштаба). Ситуация усугубилась массовым сокращением профессорско-преподавательского состава. Более того, в 2009 г. в связи с сокращением численности Российской армии и переизбытком выпускников военных вузов был впервые заморожен новый набор <21>.

--------------------------------

<21> Степанов А. Наукой побеждать // Наша версия. Общероссийская еженедельная газета. 2013. N 24 (399). С. 8.

 

Следствием такой кадровой политики является привлечение на военную службу в целом и на важные воинские должности в частности непрофессионалов, случайных людей, ориентированных на получение от такой деятельности прежде всего каких-либо выгод и преимуществ, а это, в свою очередь, далее провоцирует преступность и коррупцию на военной службе. В связи с этим весьма часто возникают ситуации, когда после назначения лица на воинскую должность выясняется, что данное лицо по своим профессиональным качествам и уровню подготовки не отвечает квалификационным требованиям, предусмотренным для данной должности, либо по своим моральным и деловым качествам не способно эффективно исполнять должностные обязанности, либо совершает правонарушения, несовместимые с пребыванием в данной должности.

В связи с этим, как отмечают отдельные специалисты, при анализе причин и условий, способствующих сохранению высокого уровня коррупционных преступлений в военной организации государства, необходимо обращать внимание на такую причину данного явления, как упущения и издержки в деятельности кадровых органов при подборе и назначении военнослужащих на воинские должности с высокими коррупционными рисками, т.е. вероятностью совершения воинским должностным лицом коррупционных правонарушений, связанных с его должностным положением <22>.

--------------------------------

<22> См.: Корякин В.М. Указ. соч.

 

В целом прогнозы специалистов относительно коррупционной преступности в сфере государственной военной организации неутешительные. Так, ГВСУ СКР не исключает и в дальнейшем роста преступлений в имущественной и финансовой сфере военного ведомства, поскольку в ближайшее время государство планирует выделить на перевооружение армии и флота беспрецедентные бюджетные ассигнования <23>.

--------------------------------

<23> Российская газета. 2013. N 38. С. 5.

 

Не следует также забывать о том, что коррупция разлагает армию, оказывает на нее дестабилизирующее и разрушающее воздействие, как на любой другой социальный или государственный институт. Однако относительно армии такое негативное воздействие может иметь самые катастрофические последствия, прежде всего для национальной безопасности <24>.

--------------------------------

<24> См. подробнее, напр.: Косован О.А. Правовое регулирование противодействия преступности военнослужащих в интересах национальной безопасности России: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. С. 5 и далее.

 

Как отмечают эксперты, распространенность в армии коррумпированности среди командного состава создает сложную криминогенную обстановку, поскольку в таких условиях становится возможно совершение иных опасных деяний (хищение и торговля оружием, боеприпасами, радиоактивными веществами и ядерными материалами; передача иностранным спецслужбам сведений военного характера, составляющих государственную тайну; контрабанда и др.). В связи с этим армия весьма привлекательна для представителей организованной преступности <25>.

____________________________________________

Подготовлено с использованием СПС «Консультант+»

 

    Новости