Поиск по сайту

«Антикоррупционная экспертиза как мера противодействия коррупции»

     Проведение анткоррупционной экспертизы в Российской Федерации регламентируется Федеральными законами «ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ»от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ, «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ» от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ.

     Правила проведения экспертизы предусмотрены постановлением Правительства РФ «ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ» от 26 февраля 2010 г. N 96

     Для чего проводится экспертиза?

      - Цель проведения антикоррупционной экспертизы - выявление в действующих нормативно-правовых документах и проектах коррупциогенных факторов, то есть дефектов норм и правовых формул, которые могут способствовать проявлению коррупции.

     Такими факторами являются: широкие пределы усмотрения, возможность необоснованного применения исключений из общих правил, неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям.

     Например, формулировка полномочий государственного органа «...вправе....» допускает возможность как осуществить данное полномочие, так и пренебречь им. В этом случае на действие чиновника можно повлиять в ту или иную сторону, что и создает благоприятную почву для коррупции. Задача экспертизы - выявлять подобные моменты в нормативных актах и их проектах.

      Кто проводит экспертизу?

      Согласно закону, проведение антикоррупционной экспертизы возлагается на Прокуратуру РФ, Министерство юстиции РФ, а также на органы, организации и их должностных лиц.

     Прокуратура осуществляет выявление коррупциогенных факторов в нормативных актах, касающихся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности и службы; бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства и актов о лицензировании.

     Задача Минюста РФ - проводить экспертизу проектов федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

     Организации и должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу своих нормативных правовых актов.

     Трудно сказать, насколько будет объективна такого рода «внутренняя» экспертиза. Может ли орган власти, принимающий тот или иной нормативный акт, беспристрастно оценить наличие в нем коррупциогенных факторов? Видимо поэтому в законе предусмотрена возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы по инициативе и за счет общественных объединений, политических партий и отдельных граждан.

      Каковы результаты экспертизы?

      Результаты экспертизы в зависимости от того, кем она проводится, оформляются в виде заключения или требования прокурора об изменении нормативного правового акта.

     Требование прокурора подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок. Заключение органов юстиции или других органов, проводящих экспертизу, хоть и обязательно к рассмотрению, но имеет рекомендательный характер.

     Результаты независимой антикоррупционной экспертизы имеют рекомендательный характер для органов власти, издавших проверяемый документ. При этом реагировать на заключение независимой экспертизы чиновники обязаны, только если в направленном им заключении будут указаны способы устранения выявленных коррупциогенных факторов.

    Новости