Поиск по сайту

КОРРУПЦИЯ - ЧАСТЬ МЕНТАЛИТЕТА

      Актуальность борьбы с коррупцией (антикоррупционной политики) в современной России не вызывает сомнений ни у рядового гражданина, ни у президента. О коррупции как социальном явлении и социальной проблеме сегодня рассуждают и пишут и журналисты, и политики, и ученые. При этом содержание проблемы определяется направлениями "коррупция везде" и "коррупция всегда".

     На этом фоне борьба с ней возведена в ранг еще одного национального проекта с полным набором инструментов воздействия: экспертного сопровождения, нормативно-правового обеспечения, политико-административного ужесточения и судебно-карающей перспективы.

     Однако успешная антикоррупционная политика невозможна без фундаментальных сдвигов в сознании, без серьезных исправлений в нормах, правилах поведения не только государственных и муниципальных служащих, но и самих граждан.

     Как известно, термин "коррупция" происходит от латинского слова corrumpere - "подкупать". Однако сегодня коррупция понимается не только как подкуп, но и как использование служебного положения в корыстных целях и отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией.

     В свою очередь, менталитет понимается как сложный социально-психологический феномен, включающий установки и привычки сознания людей. Менталитет отражается в сознании и поведении, в языке и других системах, а в широком понимании в идеях и смыслах политики, экономики и культуры.

     Коррупционная деятельность была и есть в любом обществе независимо от формы государственного устройства и политического режима.

     А в чем причина коррупции в современной России? Ее корни в нашей истории или в содержании сегодняшних социальных процессов?

     Корни коррупции уходят в менталитет россиян, за многие века существования своего государства смирившихся с мыслью о неизбежности этого зла. На исторические основания проблемы накладывается множество других причин ментального порядка. И важнейшая из них - правовой нигилизм и отсутствие должной общей и правовой культуры в российском обществе.

     Очевидно, что коррупциогенное поведение определяют не только экономические интересы, но и стремление получить другие капиталы: власть, престиж и т.д. Именно поэтому сегодня такие сущности, как "атмосфера", "моральный климат", "корпоративный дух", становятся ускорителями коррупционного, либо антикоррупционного поведения. Можно сказать, что сегодня в России идет битва "культуры коррупции" и "культуры антикоррупции".

     О том, насколько глубоко в нашем сознании укрепился феномен коррупции, можно судить и по его отражению в нашем языке: "оказать почесть", "проявить уважение", "мзда", "любостяжательность", "лихоимство", "сребролакомство".

     О взятке писал Петр Великий как о "богопротивном лакомстве", М. Салтыков-Щедрин как о "служебной сладости".

     Еще в дореволюционной России особенностью "русской взятки" было то, что ее перестали стыдиться, а если кто и возмущался, то его считали неисправимым "идеалистом".

     Формирование антикоррупционного сознания потребует серьезных социокультурных усилий с учетом региональных и этнических особенностей. Если в западных обществах важнейший инструмент борьбы с коррупцией - это закон, то в восточных - это традиция. И в первом, и во втором случае содержание менталитета принципиально иное. И потому в евразийской России требуется еще большее внимание к проблеме коррупции как ментальности.

     И все же, как бороться в этих условиях с коррупцией? Конечно, ничего не исправить, пока не изменится отношение общества к этой проблеме, пока коррупция будет восприниматься как феномен повседневности. Ничего не изменится, пока государство и базовые институты гражданского общества не будут воспринимать коррупцию как рациональное зло. И ничего не изменится, пока человек будет в ладу с самим собой (совестью), с обществом (моралью), государством (законом), преподнося или принимая взятку.

 

    Новости