Поиск по сайту

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ЗАПРЕТЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Документ предоставлен КонсультантПлюс

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ЗАПРЕТЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

А.В. БОНДАРЕВА, Г.А. БОНДАРЕВА

Бондарева Антонина Васильевна, заведующий кафедрой внешнеэкономических связей, таможенного дела и таможенного права Курской академии государственной и муниципальной службы, кандидат исторических наук.


Бондарева Галина Александровна, заместитель заведующего кафедрой экономической теории, регионалистики и правового регулирования экономики Курской академии государственной и муниципальной службы, кандидат исторических наук.


В статье рассматривается специфика запретов на муниципальной службе, их целевое назначение, а также дается анализ группы запретов, целью которых является противодействие коррупции.


Проблемы противодействия коррупции в структурах муниципального управления продолжают оставаться актуальными [2; 4; 3]. Для борьбы с этим явлением и в развитие общих обязанностей и ограничений муниципального служащего, установленных ст. 12 и ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" [1], 14 статья предусматривает ряд дополнительных ситуаций, которые несовместимы с замещением должности муниципальной службы. Эти обстоятельства законодатель называет запретами, связанными с муниципальной службой.

Запреты для служащих являются не только препятствием, но и средством самореализации служащего, в них содержится не только ограничительный, но и освободительный от внешнего воздействия потенциал.

Запреты на муниципальной службе - это запрещение совершать определенную деятельность, они осуществляются, как правило, путем бездействия. Запреты ограничивают ряд конституционных прав муниципальных служащих (право заниматься предпринимательской деятельностью, допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, и т.д.), но и принимаются муниципальными служащими добровольно при поступлении на муниципальную службу. Целевое назначение запретов:

- повышение эффективности деятельности муниципальной службы и лиц, на ней занятых;

- установление препятствий возможному злоупотреблению муниципальными служащими;

- создание условий для независимости служебной деятельности в системе муниципальной службы.

По своему содержанию запреты близки к правоограничениям муниципального служащего, но имеют свою специфику. В первом случае поведение и действия служащих ограничиваются, во втором - императивно запрещаются. Запреты, связанные с муниципальной службой, - это обусловленные и установленные действующим законодательством нормы, однозначно запрещающие муниципальному служащему производить те или иные действия как на службе, так и вне ее. Они также обусловлены особенностями правового режима чиновника.

В связи с прохождением муниципальной службы для служащего существуют определенные запреты. Самая значительная группа запретов имеет целью противодействие коррупции.

К данной группе относятся следующие запреты.

1. Запрет муниципальному служащему состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией. Согласно Гражданскому кодексу РФ под коммерческими организациями понимаются организации, имеющие в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и ее распределение между участниками организации. Закон запрещает чиновнику на платной основе участвовать в работе органов управления этих организаций. В противном случае он будет уделять основное внимание коммерческой организации, а не службе.

Муниципальные служащие, назначенные представителями государства (в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями) или муниципального образования в органах управления коммерческой организации, за невыполнение или ненадлежащие выполнение возложенных на них обязанностей несут дисциплинарную ответственность, а их полномочия по представлению интересов государства или муниципального образования в органах управления коммерческих организаций могут быть прекращены. Органы местного самоуправления в основном не разрабатывают и не принимают специальных нормативных актов в части целей, принципов и организации своего представительства в хозяйствующих субъектах, в которых они участвуют.

2. Запрет муниципальному служащему заниматься предпринимательской деятельностью. Служащим запрещено заниматься деятельностью с целью извлечения прибыли, которая называется предпринимательской или коммерческой. Запрет налагается на все виды предпринимательской деятельности. Муниципальным служащим лично или через доверенных лиц запрещено: 1) заниматься производством; 2) заниматься реализацией или приобретением продукции или товаров; 3) заниматься оказанием услуг; 4) заниматься выполнением работ с целью извлечения прибыли; 5) владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и коммерческой деятельности. Служащим запрещено приобретать имущественные права на нематериальные объекты - товарные знаки, промышленные образцы, торговые секреты, фирменные наименования.

Смысл этого запрета - предотвратить ситуацию, когда муниципальный служащий, используя свои полномочия, работал бы только на свой бизнес, а не на орган местного самоуправления. Если он добровольно пошел на муниципальную службу, то должен получать оплату труда только из местного бюджета и на время службы забыть о своей предпринимательской деятельности. Но законом не запрещено, чтобы предпринимательской деятельностью занимались родственники муниципального служащего - например, жена, дети. Закон разрешает служащему с уведомления руководителя заниматься любой оплачиваемой непредпринимательской деятельностью - педагогической, научной, творческой. Муниципальный служащий вправе с предварительного письменного уведомления руководителя органа местного самоуправления, избирательной комиссии выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Любые попытки прямого или скрытого участия муниципальных служащих в предпринимательской деятельности наносят значительный урон авторитету местного самоуправления и муниципальной службы, поскольку подрывают доверие населения к власти, и потому должны сурово пресекаться.

3. Запрет муниципальному служащему быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Дело в том, что представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого, поэтому разрешение на представительство означало бы возможность использовать муниципальным служащим должностные полномочия в интересах частных лиц. Такое выполнение представительских функций находилось бы в прямом противоречии с правовым статусом муниципального служащего и профессиональной этикой муниципальной службы. Действительно, заинтересованность поверенного или представителя стороны или третьего лица имеет, как правило, опосредованный материально-правовой характер, потому что размер вознаграждения, на которое вправе претендовать представитель, обычно зависит от исхода (результата) дела. Следовательно, муниципальный служащий будет использовать свой должностной ресурс в пользу третьих лиц. Поэтому выполнение представительских функций на муниципальной службе запрещается.

4. Запрет муниципальному служащему получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Этот запрет установлен для того, чтобы муниципальный служащий за преподнесенный ему подарок не оказывал предпочтения какому-либо частному лицу на основе семейных, дружеских или иных связей, помимо служебных, а также юридическим лицам (коммерческим организациям, другим предприятиям), в которых он заинтересован, и не нарушал бы нормы профессиональной этики.

Закон регулирует вопрос получения муниципальным служащим подарков в связи с исполнением должностных обязанностей - протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. В этом случае они признаются муниципальной собственностью и передаются служащим в течение месяца по акту в муниципальный орган, где он проходит службу. Вознаграждение считается принятым в связи с исполнением должностных обязанностей, если:

- имеется договор дарения или на подарке указана должность лица, его принявшего;

- вознаграждение вручено по месту работы во время участия чиновника в официальных мероприятиях (совещаниях, переговорах), на которых он представляет орган местного самоуправления.

Муниципальному служащему нельзя получать вознаграждения косвенным путем, например при их передаче близким родственникам.

Вместе с тем данный запрет не лишает муниципального служащего права принимать символические подарки в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства. При оценке подарков, принятие которых разрешается, следует руководствоваться ст. 575 ГК РФ, которая устанавливает, что муниципальным служащим в связи с их должностным положением или с исполнением ими служебных обязанностей не допускается дарение, за исключением так называемых подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб.

5. Запрет муниципальному служащему выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц. Исключения здесь составляют служебные командировки, осуществляемые на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями.

Данный запрет конкретизирует предыдущий и также преследует цель предотвратить подкуп муниципального служащего. Муниципальные служащие не вправе получать средства на командировочные расходы сверх выделяемых бюджетных ассигнований от любых физических и юридических лиц и не вправе с точки зрения профессиональной этики пользоваться услугами любых организаций и граждан по оплате личных расходов во время командировок. В противном случае он будет этой стороне обязанным.

Однако муниципальному служащему не запрещено пользоваться услугами принимающей стороны - размещение, транспорт, питание, но только лишь в объеме, не превышающем уровень обычного гостеприимства.

6. Запрет муниципальному служащему использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество.

Имеется в виду использование оргтехники, средств коммуникации, иных видов оборудования или муниципального имущества в рамках служебного времени или вне его, в личных интересах или в интересах других лиц. Это может быть эксплуатация компьютера (в том числе с выходом в Интернет и использованием других его функций), средств коммуникации (телефон, факс и др.), множительной техники, использование с нарушением установленного порядка финансовых средств и т.п.

Использование чиновником муниципального имущества в неслужебных, личных целях характеризует муниципального служащего как работника нечестного, корыстолюбивого, недобросовестного, пренебрегающего нормами профессиональной этики. Такие нарушения служащих не могут оставаться безнаказанными, к ним должны применяться меры дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения с муниципальной службы.

7. Запрет муниципальному служащему принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Этот запрет носит этический характер и направлен на обеспечение независимости муниципальных служащих от иностранных государств, их должностных лиц, международных организаций, других иностранных общественных и религиозных объединений, что связано с правовым статусом муниципального служащего.

Специфика запретов как служебных обязанностей состоит в том, что муниципальный служащий в процессе служебной деятельности реализует часть компетенции органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и в связи с этим обладает правом принимать в одностороннем порядке управленческие решения, обязательные для исполнения местным населением, не находящимся непосредственно в его служебном подчинении, что обусловливает необходимость наличия таких запретов для муниципального служащего.

Запреты для муниципального служащего имеют абсолютный характер, они не связаны непосредственно с исполнением служебных обязанностей, т.е. они действуют для служащих в течение всего времени нахождения на службе и не могут быть отменены или заменены другими положениями. Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность муниципального служащего.


    Новости