Поиск по сайту

СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

Документ предоставлен КонсультантПлюс


СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ

АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ <*>


С.А. ВАСИЛЬЕВ, С.С. ЗЕНИН



На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании") "воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства" <1>. В данном определении необходимо обратить особое внимание на социализацию обучающегося, которая должна проходить на основе сложившихся ценностей и правил не в интересах самого обучающегося, а для других людей, семьи, общества и государства. Безусловно, усвоив и стараясь руководствоваться в жизни привитыми ценностями, обучившийся принесет и себе немало пользы. Тем не менее законодатель четко определяет цель воспитательного процесса - индивид, полезный обществу.

--------------------------------

<1> Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 28 июня 2014 г.) // СЗ РФ. 2012. 31 декабря. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.


К сожалению, далеко не все люди, получив то или иное образование, приносят пользу обществу. Многие, напротив - наносят ему вред, совершая правонарушения, среди которых значительное место занимают противоправные деяния коррупционной направленности. По словам А.Г. Саруханова, коррупция разъела всю систему хозяйственной деятельности в России, благодаря чему очевиден отток капитала, кадровых и иных ресурсов из страны <2>.

--------------------------------

<2> Саруханов А.Г. О противодействии коррупции в России на законодательном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. N 7. С. 143.


Существует большое количество причин существования данного явления <3>, одним из которых выступает коррупционное поведение граждан, заключающееся в использовании властных полномочий компетентными должностными лицами в целях своего корыстного обогащения. Люди позволяют себе подобное поведение, потому что оно считается нормальным в данном обществе. Такое восприятие начинает складываться с детства, в том числе в процессе получения человеком образования. Именно на этом этапе важно влиять на формирующееся мировоззрение с учетом воспитания неприязненного отношения каждого к коррупции.

--------------------------------

<3> См.: Паршин И.С. Причины и условия коррупционной преступности // Российский следователь. 2014. N 1. С. 36 - 40.


Данная идея находит свое отражение в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", где в качестве первого элемента среди составляющих противодействия коррупции выделяется именно предупреждение коррупции <4>, т.е. стремление к исключению психологической готовности граждан к совершению правонарушений в данной сфере.

--------------------------------

<4> О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 2008. 29 декабря. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.


По нашему мнению, формированию антикоррупционного мировоззрения необходимо уделять особое внимание в среде студентов. Данный тезис объясняется тем, что высшее учебное заведение - это последняя организация, после которой выпускники занимают те или иные места с определенными полномочиями, которые потенциально возможно использовать в корыстных целях.

К сожалению, приходится констатировать, что в условиях сохранения высокого уровня коррупции воспитательный процесс по формированию антикоррупционного мировоззрения студентов реализуется недостаточно хорошо. Практика низкого качества воспитания, в свою очередь, имеет место из-за недостаточного изучения теоретических основ. В рамках данной работы осуществлена попытка исследования способов реализации обозначенного воспитательного процесса.

Основополагающие начала формирования антикоррупционного мировоззрения всех обучающихся, включая студентов, отражены в пп. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об образовании", который к числу принципов осуществления образовательной деятельности в целом относит "воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования" <5>. По нашему мнению, воплощение в выпускнике этих качеств позволит не допустить совершения им коррупционных деяний, т.к. их воспитание в человеке и означает устоявшееся неприязненное отношение к неправомерному поведению.

--------------------------------

<5> Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 28 июня 2014 г.) // СЗ РФ. 2012. 31 декабря. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.


При этом в пп. 7 п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об образовании" провозглашается свобода выбора педагогом форм осуществления воспитательного процесса <6>. Безусловно, каждый педагогический работник - это творческая личность, которая с годами вырабатывает свои формы поведения в аудитории, по-своему реализует образовательные стандарты и рабочие программы. Однако как в перечисленных методических документах, так и в деятельности самих педагогов недостаточно внимания уделено формированию антикоррупционного мировоззрения студентов и других обучающихся. Поэтому с учетом свободы творчества педагогов необходимо обращать особое внимание на решение этой проблемы в процессе осуществления образования. Данное требование также закреплено в п. 12 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об образовании" <7>, в соответствии с которой совершенствование методик воспитания является полномочием образовательной организации.

--------------------------------

<6> Там же.

<7> Там же.


Необходимо также упомянуть, что деятельность по воспитанию обучающихся также оплачивается и является составной частью заработной платы педагога на основе ст. 99 Федерального закона "Об образовании" <8>.

--------------------------------

<8> Там же.


Нормативное правовое регулирование многообразия реализации способов воспитания по формированию антикоррупционного мировоззрения осуществляется также на уровне субъектов Российской Федерации. Например, в соответствии со ст. 9 Закона Санкт-Петербурга от 14 ноября 2008 г. N 674-122 "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге" помимо поставленных федеральным законодателем задач четко установлена цель такого воспитания - формирование антикоррупционного мировоззрения. Функции по работе с образовательными организациями выполняет исполнительный орган государственной власти города Санкт-Петербурга <9>. На основании п. 3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10 февраля 2004 г. N 176 "О Комитете по науке и высшей школе" этим занимается обозначенный орган, который непосредственно подведомственен Правительству Санкт-Петербурга <10>.

--------------------------------

<9> О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге: Закон Санкт-Петербурга от 14 ноября 2008 г. N 674-122 (в ред. от 6 декабря 2010 г.) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2008. 8 декабря. N 39.

<10> О Комитете по науке и высшей школе: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10 февраля 2004 г. N 176 (в ред. от 19 декабря 2013 г.) // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2004. 29 марта. N 13.


Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве одного из элементов воспитания используют антикоррупционную пропаганду, которая на основании п. 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24 марта 2010 г. N 307 "О Порядке организации антикоррупционной пропаганды в Санкт-Петербурге" определяется как "целенаправленная деятельность органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, граждан и организаций, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противодействия коррупции в любых ее проявлениях, воспитание у населения чувства гражданской ответственности" <11>. Необходимо обратить особое внимание на то, что антикоррупционная пропаганда должна иметь в качестве результата воспитание гражданской ответственности <12>. На наш взгляд, качественно подобранные формулировки в правовых документах позволяют наиболее удачно донести до населения и правоприменителя в особенности суть проводимой исполнительными органами государственной власти деятельности. Именно наличие у каждого человека чувства гражданской ответственности перед обществом не позволит совершать противоправные коррупционные деяния.

--------------------------------

<11> О Порядке организации антикоррупционной пропаганды в Санкт-Петербурге: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 марта 2010 г. N 307 // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2010. 5 апреля. N 12.

<12> См.: Оленский С.Ф. Повышение качества образования студентов юридических специальностей: проблемы эффективности формирования антикоррупционного мировоззрения // Юрист. 2011. N 19. С. 43 - 46.


Помимо государственных органов и подведомственных им формирований, отдельные некоммерческие организации берут на себя функции антикоррупционного воспитания, применяя различные инновационные технологии. Например, АНО "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" планирует опубликовать большим тиражом азбуку, которая будет представлять собой книгу формата А5 в твердой обложке с яркими иллюстрациями, содержащую тридцать статей об основных "коррупционных" понятиях в алфавитном порядке с яркими красочными иллюстрациями <13>. По нашему мнению, реализовать такую деятельность эффективнее в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, т.к. печатные книги пользуются все меньшей популярностью. Хотя если азбуку коррупции распространять бесплатно и в общедоступных местах, то за счет интересных иллюстраций и доступно изложенного текста проект может быть реализован успешно. Безусловно, авторы идеи планируют расширить свою аудиторию и в электронном пространстве. В современных условиях любую информацию необходимо доносить до адресата максимально лаконично, используя яркие цвета или привычные формы. Например, куда более эффективно было бы создать так называемые демотиваторы, которые пользуются большой популярностью в молодежной среде, с иллюстрациями и соответствующим текстом в формате отдельных изображений, распространенных на максимально большом количестве электронных ресурсов. Эта информация дойдет до ее потребителя значительно быстрее.

--------------------------------

<13> Центр "ТИ-Р" запустил кампанию по сбору средств на "антикоррупционную азбуку" // Официальный сайт АНО "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р". URL: http://www.transparency.org.ru/antikorruptcionnoe-obrazovanie/tcentr-ti-r-zapustil-kampaniiu-po-sboru-sredstv-na-antikorruptcionnuiu-azbuku (дата обращения: 15.07.2014).


Еще одним способом воспитания антикоррупционного мировоззрения является организация прохождения практики студентов в странах, на территории которых успешно реализован опыт противодействия коррупции <14>. Необходим также поиск положительного зарубежного опыта по организации воспитательного процесса, направленного на формирование антикоррупционного мировоззрения в обществе. При этом подобные заграничные поездки не должны быть безоговорочно нацелены на приобретение навыков, порой просто полезно посмотреть на то, как живут люди в других государствах. Коррупционное поведение по сути своей начинается с того, что человек позволяет себе совершить мелкие незначительные правонарушения (пройти на красный сигнал светофора или выбросить мусор в месте, не предназначенном для этого). Когда определенный психологический барьер преодолен, оказавшись в нужный момент в нужном месте, гораздо легче организовать совершение коррупционного противоправного деяния. Между тем в Скандинавских странах люди в общей своей массе не позволяют себе даже самых безобидных правонарушений. Возможно, поэтому уровень преступности в целом и экономических преступлений в частности там значительно ниже, чем в России.

--------------------------------

<14> Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения у сотрудников и государственных гражданских служащих органов внутренних дел: Курс лекций. М.: ДГСК МВД России, 2011. С. 190.


А.В. Скобелина предлагает еще один способ формирования антикоррупционного мировоззрения у студентов - это создание в вузах специализированных комиссий, которые рассматривали бы факты конфликтов интересов в студенческой жизни <15>. При этом такая комиссия должна формироваться из числа студентов, преподавателей, административного состава вуза и заинтересованных общественных объединений, которые непосредственно взаимодействуют с данной образовательной организацией. Деяния, которые подпадают под юрисдикцию правоохранительных органов, на заседаниях комиссий рассматриваться не должны. В данном случае речь идет о предотвращении угрозы возникновения коррупционных ситуаций. Кроме того, сам факт заслушивания студента в рамках проведения такого мероприятия должен быть очень постыдным, поэтому работа комиссии должна выполнять стимулирующую к правомерному поведению функцию.

--------------------------------

<15> Скобелина А.В. Предупреждение коррупции в ОВД: Курс лекций. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. С. 58.


На основании исследования нормативного правового регулирования, методических рекомендаций, практической деятельности и доктринальных разработок необходимо выделить следующий перечень способов реализации воспитательного процесса по формированию антикоррупционного мировоззрения у студентов:

1) формирование в каждом человеке чувства ответственности перед обществом;

2) осуществление антикоррупционной пропаганды <16>, которая может выражаться в:

- издании и распространении красочных брошюр, содержащих материалы, направленные на формирование неприязненного отношения людей к коррупции;

- распространении демотиваторов на ресурсах информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в особенности на ресурсах социальных сетей, и др.

3) организация прохождения практики студентов в странах, имеющих положительный опыт противодействия коррупции;

4) работа антикоррупционных комиссий в высших учебных заведениях и др.

--------------------------------

<16> См.: Трунцевский Ю.В. О четырех методах искоренения коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 12. С. 30 - 36.


По нашему мнению, данный перечень способов не является исчерпывающим и не претендует на то, чтобы идеально отражать возможности осуществления воспитательного процесса по формированию антикоррупционного мировоззрения у студентов. Однако многое из того, что было рассмотрено, либо реализуется с малой степенью интенсивности, либо не реализуется вовсе. Практическое применение способов, которые были рассмотрены в данной статье, позволит положительным образом повлиять на существующую ситуацию, заставить людей посмотреть на коррупцию с другой стороны, побудить созидать на благо общества, а не жить с потребительскими настроениями - только для себя и своих близких.


    Новости