Поиск по сайту

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

 

Ш.М. ШУРПАЕВ

 

Шурпаев Шамиль Мурадович, кандидат экономических наук, юрист.

 

В статье раскрываются ключевые аспекты криминологической характеристики коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок. Приведены сведения, обусловливающие высокий уровень коррупциогенности сферы государственных и муниципальных закупок. Раскрыты факторы, повышающие риски противоправных посягательств на средства государственного бюджета, направляемые на осуществление государственных закупок. Представлены и проанализированы результаты криминологических исследований в сфере государственных и муниципальных закупок. Определены направления совершенствования уголовно-правовой политики для снижения противоправных посягательств в сфере государственных закупок.

Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, коррупция, криминологическая характеристика, исследование.

 

SOME ASPECTS OF CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CORRUPTION-RELATED CRIMES IN THE SPHERE OF PUBLIC AND MUNICIPAL PROCUREMENT

S.M. Shurpayev

Shurpayev Shamil M., Candidate of Economical Sciences, Lawyer.

The article reveals the key aspects of criminological characteristics of corruption in the sphere of state and municipal procurement. Given the information defining the high level corruption in the sphere of state and municipal procurement. Reveals the factors that increase the risks of illegal encroachments on the state budget funds allocated for public procurement. Presents and analyzes the results of criminological research in the field of public procurement. The directions of improvement of criminal-legal policy to reduce illegal encroachments in the area of public procurement.

Key words: state and municipal procurement, corruption, criminological characteristics, research.

 

В последние годы значительная часть нужд государства и муниципалитетов обеспечивается посредством закупки товаров, работ и услуг. По данным Счетной палаты РФ, совокупный объем размещаемых заказов в 2014 - 2015 гг. составил 5,8 - 6,2 трлн рублей, или 7,5 - 7,8% ВВП страны (таблица 1).

 

Таблица 1

 

Общий объем объявленных государственных

закупок по уровням осуществления и их роль

в экономике в 2014 - 2015 гг., млрд руб. <1>

 --------------------------------

<1> Составлено по: Валовой внутренний продукт в текущих ценах. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#; Обобщенная информация о результатах осуществления Счетной палатой Российской Федерации аудита в сфере закупок в 2015 году [Электронный ресурс] // URL: http://zakupki.gov.ru/epz/audit/auditCard/common-info.html?reestrNumber=0173100008716000001.

 

Уровень осуществления закупок

2014 г.

2015 г.

Прирост (+) / Убыль (-) 2015 г. к 2014 г., %

Федеральный уровень, млрд руб.

2 289,7

2 364,3

3,3

Уровень субъекта РФ, млрд руб.

2 369,0

2 748,5

16,0

Муниципальный уровень, млрд руб.

1 151,0

1 166,4

1,3

Итого по всем уровням, млрд руб.

5 809,7

6 279,2

8,1

ВВП в текущих ценах, млрд руб.

77 945,1

80 804,3

3,7

Доля закупок по всем уровням в ВВП, %

7,5

7,8

0,3

 

Значительные объемы бюджетных средств, выделяемых для осуществления государственных закупок, создают условия для совершения различных противоправных посягательств. Данная проблема всегда была характерна не только для России, но и практически для всех развитых государств, о чем свидетельствуют результаты соответствующих крупных специализированных исследований <2>.

--------------------------------

<2> Многоликая коррупция: выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления / Под ред. Э. Кампоса и С. Прадхана. М.: Альпина Паблишерз, 2014. 551 с.

 

Риски противоправных посягательств на денежные средства, выделяемые для обеспечения нужд государства и муниципалитетов, особенно растут в связи с реформированием системы государственных и муниципальных закупок, о чем свидетельствуют публикуемые представителями Счетной палаты РФ результаты контрольных мероприятий <3>.

--------------------------------

<3> Выступление Председателя Счетной палаты Российской Федерации Т.А. Голиковой на четвертом Евразийском антикоррупционном форуме "Предупреждение коррупции: новые подходы" / Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.ach.gov.ru/structure/golikova-tatyana-alekseevna/speeches/21444/ (дата обращения: 22.08.2016).

 

В такой ситуации вполне объяснимыми выглядят результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) среди специалистов по государственным закупкам и населения, согласно которым:

- 80% населения считают существующую систему проведения государственных закупок непрозрачной и несправедливой;

- 45% специалистов по государственным закупкам считают, что все закупки являются коррумпированными <4>.

--------------------------------

<4> Эффективность системы контроля проведения государственных закупок. Открытые госзакупки [Электронный ресурс] // URL: http://goszakupki.open.gov.ru/upload/iblock/2d5/2d50848a1541e414fc716bb92ea02444.pdf.

 

Как известно, изучение преступности как социального явления входит в задачи криминологической науки. С использованием специального инструментария и методов криминология исследует причины и условия возникновения преступности, ее структуру и динамические характеристики как условие разработки методов и путей противодействия ей. Как показывает практика, принятие решений, связанных с уголовным законодательством, без учета криминологических характеристик приводит к негативным последствиям <5>. В связи с этим в настоящее время криминологическая характеристика преступлений становится важным условием совершенствования проводимой уголовной политики и развития уголовного законодательства.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Уголовное право России. Части Общая и Особенная" (под ред. А.В. Бриллиантова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2015 (2-е издание, переработанное и дополненное).

 

<5> Криминология: Учеб. для юрид. вузов / Под ред. А.И. Долговой. М., Норма, 2014. 800 с.; Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учеб. / Под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016. 1184 с.

 

Решение проблемы противодействия коррупционным преступлениям в сфере государственных и муниципальных закупок требует научного осмысления, основанного на изучении состояния данных преступлений, их структурных и динамических характеристик. Криминологический анализ преступлений коррупционной направленности в сфере государственных и муниципальных закупок становится одним из условий действенного противодействия им на государственном уровне, в пользу данного тезиса свидетельствует предусмотренная в п. 12 Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 гг. задача разработки криминологической характеристики отдельных преступлений коррупционной направленности в сфере государственных и муниципальных закупок <6>.

--------------------------------

<6> Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 (в ред. от 15.07.2015) "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Одним из наиболее часто используемых и результативных методов изучения состояния того или иного вида преступности в криминологии является статистический анализ. Отметим, что учет данных о преступлениях в сфере государственных закупок начал вестись правоохранительными органами относительно недавно, что несколько затрудняет проведение полноценного анализа структурно-динамических особенностей коррупционных преступлений в рассматриваемой сфере <7>. Тем не менее по уже сформированным данным можно сделать некоторые выводы.

--------------------------------

<7> Евланова О.А., Павловская Н.В. Коррупция в государственных и муниципальных закупках // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2015. Т. 47. N 3. С. 76 - 83.

 

Анализ территориальной структуры коррупционных преступлений в сфере государственных закупок позволяет сделать вывод, что большая их часть совершается в регионах с обусловленным объективными обстоятельствами высоким уровнем затрат на государственные закупки - 37,4% преступлений в сфере государственных закупок в 2014 г. выявлено в регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов (таблица 2).

 

Таблица 2

 

Территориальная структура коррупционных

преступлений в сфере государственных закупок

в России в 2013 - 2014 гг., % <8>

 

--------------------------------

<8> Составлено по: Криминологическая характеристика "откатов" в современной России: Моногр. / Под общ. ред. Р.В. Жубрина. М.: Юрлитинформ, 2016. 248 с.

 

Округ

2013 г.

2014 г.

Изменения в структуре 2014 г. к 2013 г., %

количество преступлений

доля в общей структуре, %

количество преступлений

доля в общей структуре, %

ДВФО

19

5,6

22

6,8

1,2

СКФО

7

2,1

27

8,3

6,3

ЦФО

74

21,9

65

20,1

- 1,8

СЗФО

35

10,4

56

17,3

6,9

ЮФО

26

7,7

31

9,6

1,9

ПФО

85

25,1

61

18,8

- 6,3

УФО

50

14,8

40

12,3

- 2,4

СФО

42

12,4

22

6,8

- 5,6

Итого по округам

338

100,0

324

100,0

-

 

Ограниченность временного диапазона и глубины (структуры) данных правоохранительных органов о коррупционных преступлениях в сфере государственных закупок определяет целесообразность использования другого метода криминологии - экспертных оценок. В этом плане интересными представляются результаты масштабного исследования, проведенного сотрудниками Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в котором были задействованы представители российского бизнеса, участвующие в государственных закупках, и прокурорские работники, участвующие в противодействии коррупции <9>.

--------------------------------

<9> Там же.

 

Наиболее интересными результатами исследования среди прокурорских работников видятся следующие:

- относительно небольшая доля от общего количества опрошенных прокурорских работников - только 18,3% указывают на высокий уровень коррупции в сфере государственных закупок;

- 44,2% опрошенных указали, что уровень коррупции за последние три года не изменился, 34% опрошенных - что снизился несущественно, и 8% опрошенных - что повысился. Таким образом, 86,2% прокурорских работников оценивают ситуацию с динамикой коррупционных преступлений в сфере государственных закупок скорее как негативную;

- 60,2% опрошенных указывают, что наиболее часто встречающейся формой коррупции в сфере государственных закупок является взаимовыгодная сделка взяткодателя и взяткополучателя в каждом конкретном случае. Это обстоятельство в очередной раз подтверждает высокий уровень латентности коррупционных проявлений в целом и в сфере государственных закупок в частности;

- к наиболее распространенным составам преступлений в сфере государственных закупок прокурорские работники отнесли: получение взятки (ст. 290 УК РФ) - 51,3% опрошенных; злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) - 30,4% респондентов; мошенничество (ст. 159 УК РФ) - 29,2%; дача взятки (ст. 291 УК РФ) - 26,9%; превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) - 20%. Лишь небольшая часть опрошенных выделила другие преступления: коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) - 7%; служебный подлог (ст. 292 УК РФ) - 5,2%; присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ) - 4,7%; посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

К заслуживающим внимания с точки зрения задач настоящей статьи ответам представителей бизнес-сообщества России о состоянии коррупции в сфере государственных закупок, согласно результатам указанного выше исследования, можно отнести:

- существенно большая часть представителей бизнес-сообщества (52,7%) по сравнению с прокурорскими работниками указывает на высокий уровень коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок. Связано это, по нашему мнению, во-первых, с латентностью совершаемых преступлений и сложностью их выявления для правоохранительных органов и, во-вторых, со значительно большей "практической вовлеченностью" представителей бизнес-сообщества в коррупционные отношения;

- 51,3% опрошенных представителей бизнеса указали, что сталкивались с ситуацией, когда за действия (бездействие) со стороны должностных лиц органов государственной власти поступали требования (предложения, намеки и др.) незаконного вознаграждения;

- предприниматели в своей деятельности сталкиваются с довольно широким перечнем форм незаконного ограничения участия в государственных закупках: создание искусственных барьеров со стороны должностных лиц органов государственной власти (22,5%); лоббирование интересов определенного круга лиц при организации и проведении закупок (21,1%); требования незаконного вознаграждения за получение заказа (10,6%); создание неравных условий между участниками закупок (19,0%); заключение контракта на иных условиях, чем указанных в заявке и в конкурсной документации (10,6%); несоблюдение принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (9,9%).

Анализируя другие важные аспекты криминологической характеристики коррупционных проявлений в государственных закупках, интересной также видится их оценка по сферам экономической деятельности.

Отметим прежде, что, по данным Минэкономразвития РФ, большая часть средств, выделенных в бюджете на государственные закупки, расходуется в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и на строительство автомобильных дорог <10>.

--------------------------------

<10> Булей Н.В. Роль подрядных торгов в повышении эффективности деятельности предприятий строительного комплекса России // Экономика и предпринимательство. 2014. N 1-3(42-3). С. 833 - 840; МЭР подготовил методические разъяснения по осуществлению различных способов закупок [Электронный ресурс] // URL: http://sroportal.ru/news/federal/mer-podgotovil-metodicheskie-razyasneniya-po-osushhestvleniyu-razlichnyx-sposobov-zakupo.

 

В этой связи не выбиваются из общей логики результаты ответов прокурорских работников и представителей бизнеса о структуре коррупционных проявлений по сферам экономической деятельности (рисунок 1).

 

 

Рис. 1. Мнение прокурорских работников и предпринимателей

о степени распространенности коррупционных преступлений

в различных сферах экономической деятельности, % <11>

 

--------------------------------

<11> По данным исследования: Криминологическая характеристика "откатов"...

 

Как видно, большая часть опрошенных (75,9% прокурорских работников и 26,1% представителей бизнеса) указали наиболее коррупциогенной сферу строительства.

Стоит, однако, уточнить, что при всех достоинствах проведенного сотрудниками Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации исследования по вопросам коррупции в сфере государственных закупок в отношении представителей предпринимательской среды, в том числе по глубине и структуре опроса, оно обладает недостатком, состоящим в небольшом количестве охваченных в опросе представителей бизнес-сообщества (78 предпринимателей). В связи с этим одной из будущих научных задач становится проведение подобного по структуре и решаемым целям исследования, но с существенным увеличением репрезентативности его выборки.

Резюмируя, отметим, что изучение отдельных аспектов криминологической характеристики коррупционных проявлений в сфере государственных закупок позволило сделать следующие выводы:

- коррупционные преступления в сфере государственных закупок вряд ли могут быть искоренены полностью, об этом свидетельствует опыт стран с самыми развитыми системами контроля реализации государственных контрактов, в связи с чем первоочередными задачами проводимой государством политики, в том числе уголовно-правовой, является минимизация подобных противоправных посягательств, а также способствующих им условий;

- тревогу вызывает тот факт, что по результатам уже проведенных криминологических исследований наблюдается значительное несоответствие восприятия уровня коррупции в сфере государственных закупок между представителями правоохранительных органов и представителями бизнеса. В этой связи задачами уголовно-правовой и криминологической науки становятся, во-первых, научно обоснованное объяснение причин подобных "перекосов" и, во-вторых, поиск путей их нивелирования;

- дальнейшее совершенствование уголовно-правовой политики и мер уголовно-правового воздействия в рассматриваемой сфере должно осуществляться на основе глубоких, научно обоснованных, структурированных в соответствии с решаемыми задачами методов криминологических исследований, объектами которых должны стать преимущественно широкие слои предпринимателей, участвующих в государственных закупках, а также должностные лица органов государственной власти как более прямо вовлеченные группы участников в высоколатентные преступления коррупционной направленности.

 

Литература

 

1. Булей Н.В. Роль подрядных торгов в повышении эффективности деятельности предприятий строительного комплекса России // Экономика и предпринимательство. 2014. N 1-3(42-3). С. 833 - 840.

2. Валовой внутренний продукт в текущих ценах. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#.

3. Выступление Председателя Счетной палаты Российской Федерации Т.А. Голиковой на четвертом Евразийском антикоррупционном форуме "Предупреждение коррупции: новые подходы" / Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.ach.gov.ru/structure/golikova-tatyana-alekseevna/speeches/21444/ (дата обращения: 22.08.2016).

4. Евланова О.А. Коррупция в государственных и муниципальных закупках // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2015. Т. 47. N 3. С. 76 - 83.

5. Криминологическая характеристика "откатов" в современной России: Моногр. / Под общ. ред. Р.В. Жубрина. М.: Юрлитинформ, 2016. 248 с.

6. Криминология: Учеб. для юрид. вузов / Под ред. А.И. Долговой. М.: Норма, 2014. 800 с.

7. Многоликая коррупция: выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления / Под ред. Э. Кампоса и С. Прадхана. М.: Альпина Паблишерз, 2014. 551 с.

8. МЭР подготовил методические разъяснения по осуществлению различных способов закупок [Электронный ресурс] // URL: http://sroportal.ru/news/federal/mer-podgotovil-metodicheskie-razyasneniya-po-osushhestvleniyu-razlichnyx-sposobov-zakupo.

9. Обобщенная информация о результатах осуществления Счетной палатой Российской Федерации аудита в сфере закупок в 2015 году [Электронный ресурс] // URL: http://zakupki.gov.ru/epz/audit/auditCard/common-info.html?reestrNumber=0173100008716000001.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Уголовное право России. Части Общая и Особенная" (под ред. А.В. Бриллиантова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2015 (2-е издание, переработанное и дополненное).

 

10. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учеб. / Под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016. 1184 с.

11. Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 (в ред. от 15.07.2015) "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" // СПС "КонсультантПлюс".

12. Эффективность системы контроля проведения государственных закупок. Открытые госзакупки [Электронный ресурс] // URL: http://goszakupki.open.gov.ru/upload/iblock/2d5/2d50848a1541e414fc716bb92ea02444.pdf.

 

 

 

    Новости