Поиск по сайту

РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ПРОВЕДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Документ предоставлен КонсультантПлюс


РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ПРОВЕДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ


В.В. БАЛДИН


Балдин В.В., начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры г. Москвы.


Одним из факторов, способствующих массовым коррупционным проявлениям, является несовершенство законодательства, в том числе коррупциогенность нормативных правовых актов. Как показывает практика, ряд действующих нормативных правовых актов содержат значительное количество норм, способствующих злоупотреблению властными полномочиями и, как следствие, порождающих коррупцию.


Коррупционные нормы содержат коррупциогенные факторы, т.е. такие дефекты нормы, которые приводят или могут привести к коррупционным проявлениям, в том числе способны создавать условия для их формальной легальности.

Коррупциогенными факторами являются положения актов и их проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов").

Совершенствование качества правового регулирования путем устранения коррупционных норм, обеспечение режима законности являются важной задачей как органов государственной власти и местного самоуправления, так и органов прокуратуры.

Органы прокуратуры при проведении антикоррупционной экспертизы руководствуются: Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 400 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов"; Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96; Приказом прокурора города Москвы от 11 июня 2010 г. N 64 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов".

Органами прокуратуры г. Москвы за 6 месяцев 2016 г. изучено 4 187 нормативных правовых актов и их проектов, из которых 994 подготовлено органами государственной власти и 3 187 - органами местного самоуправления. Выявлено 133 нормативных правовых акта и их проекта, содержащих 261 коррупциогенный фактор, из которых 92 коррупциогенных фактора выявлено в 54 нормативных правовых актах и их проектах органов государственной власти, 163 коррупциогенных фактора - органов местного самоуправления.

По результатам выявленных нарушений прокуратурой внесено 17 требований об изменении нормативных правовых актов с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов, принесено 49 протестов, внесено 54 представления об устранении нарушений закона, направлено 9 информаций.

В результате вмешательства органов прокуратуры коррупциогенные факторы исключены из 56 нормативных правовых актов и их проектов.

Так, прокуратурой города проведена антикоррупционная экспертиза проекта Постановления Правительства Москвы "Об утверждении Административного регламента предоставления услуги ГУП "Мосгоргеотрест" "Предоставление технического заключения о соответствии проектной документации Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве", в ходе которой установлено, что он содержит положение, которое в соответствии с Методикой может быть отнесено к коррупциогенному фактору.

Так, в подп. 2.9.1.1 Административного регламента предоставления услуги ГУП "Мосгоргеотрест" "Предоставление технического заключения о соответствии проектной документации Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве" (далее - Регламент) установлено, что основанием для приостановления предоставления услуги является передача заявителю проекта договора, подписанного со стороны ГУП "Мосгоргеотрест", для подписания и оплаты (по договору с авансом).

Кроме того, согласно п. 3.3 Регламента ответственным лицом за подготовку проекта договора с авансом является должностное лицо структурного подразделения ГУП "Мосгоргеотрест".

Вместе с тем в силу подп. 2.10.1.2 Регламента выявление ошибок в подписанном договоре после подписания и возвращения его заявителем в ГУП "Мосгоргеотрест" является основанием отказа в предоставлении услуги.

Таким образом, должностное лицо структурного подразделения ГУП "Мосгоргеотрест", ответственное за подготовку проекта договора с авансом, может самостоятельно допустить ошибку в проекте указанного договора, в том числе и из корыстной заинтересованности, а предъявление завышенных требований к заявителю для реализации принадлежащего ему права в соответствии с подп. "а" п. 4 Методики является коррупциогенным фактором: установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований.

Изложенное отражено в соответствующем заключении на проект Постановления Правительства Москвы.

В Административном регламенте предоставления услуги ГУП "Мосгоргеотрест" "Предоставление технического заключения о соответствии проектной документации Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве" (Постановление Правительства Москвы от 15 апреля 2016 г. N 177-ПП) коррупциогенный фактор устранен.





    Новости