Поиск по сайту

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Документ предоставлен КонсультантПлюс


К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ


С.Е. ЛИТУЧАЯ


Литучая Светлана Евгеньевна, помощник прокурора города Новодвинска Архангельской области, аспирант кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии.


В статье рассматриваются вопросы привлечения к административной ответственности за неисполнение законодательства о противодействии коррупции. Отражены предложения по совершенствованию действующего законодательства в указанной сфере.


Ключевые слова: коррупция, служащий, прокурор, ст. 19.29 КоАП РФ.


On Administrative Liability for Failure to Execute the Anti-Corruption Legislation

S.E. Lituchaya


Lituchaya Svetlana E., Assistant Prosecutor of the city of Novodvinsk, Arkhangelsk region, Postgraduate Student of the Department of Administrative and Municipal Law of the Saratov State Law Academy.


The article deals with the issues of bringing to administrative responsibility for breach of legislation on combating corruption.


Suggestions for improvement of the current legislation are reflected in the specifi ed sphere.


Key words: corruption, employee, Prosecutor, Art. 19.29 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offences.


В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Данная норма носит императивный характер, несоблюдение которой влечет административную ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ.

Правоприменительная практика складывается однозначным образом, в части привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, обращая внимание на то, что законодательство не обязывает работника при трудоустройстве сообщать работодателю информацию о факте работы на государственной или муниципальной службе, поскольку предыдущее место работы подлежит отражению в трудовой книжке, в которую должна быть внесена соответствующая запись при заключении трудового договора <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Верховного суда Республики Коми от 24.07.2015 N 4а-314/2015 // СПС "КонсультантПлюс".


Уместно говорить о заключении с бывшими государственными и муниципальными служащими договоров гражданско-правового характера на выполнение работ и оказание услуг, запись в трудовой книжке о которых не производится. В данной ситуации единственным источником получения информации о предыдущих трудовых отношениях является бывший служащий.

К примеру, потребительским обществом с бывшим государственным служащим УФССП России заключен договор на оказание услуг. Проверкой установлено, что потребительским обществом уведомление о заключении с бывшим служащим договора на оказание услуг в УФССП не направлялось ввиду неосведомленности о замещении им должности государственной службы (бывшим служащим трудовая книжка не предоставлялась, сведения о работе на государственной службе не сообщены). При наличии таких обстоятельств вопрос о привлечении к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ не ставился.

Согласно обозначенной в судебной практике позиции, для выполнения обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, работодателю должно быть известно не только последнее место работы, но также должность вновь принятого работника, при этом трудовое законодательство, законодательство о противодействии коррупции не возлагает обязанность на работодателя по ее установлению <2>.

--------------------------------

<2> Постановление Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2013 N 4-а-280/13 // СПС "КонсультантПлюс".


Вместе с тем в ч. 2 ст. 12 Закона о противодействии коррупции четко закреплены обязанности бывших государственных и муниципальных служащих в течение двух лет после увольнения со службы сообщать работодателю сведения о последнем месте своей работы.

Предусматривая административную ответственность работодателя за несоблюдение ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, законодатель оставил вне поля зрения бывших служащих, пренебрегающих императивной нормой ч. 2 ст. 12 Закона о противодействии коррупции.

В свою очередь, ненадлежащее исполнение бывшим служащим антикоррупционной обязанности порождает неисполнение соответствующей обязанности работодателем.

В идеале алгоритм действий заключается в уведомлении бывшим служащим работодателя - уведомление работодателем представителя (нанимателя) по последнему месту службы работника.

Таким образом, следует рассмотреть вопрос о введении административной ответственности бывших государственных и муниципальных служащих за несоблюдение ч. 2 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, в связи с чем КоАП РФ дополнить новой нормой с учетом того, что прерогатива возбуждения дел об административных правонарушениях за несоблюдение законодательства о противодействии коррупции предоставлена исключительно прокурору.


Литература


1. Постановление Верховного Суда Республики Коми от 24.07.2015 N 4а-314/2015 // СПС "КонсультантПлюс".

2. См.: Постановление Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2013 N 4-а-280/13 // СПС "КонсультантПлюс".





    Новости