Поиск по сайту

ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В КИТАЕ

Документ предоставлен КонсультантПлюс


ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В КИТАЕ


П.Н. КОБЕЦ


Кобец Петр Николаевич, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.


В статье рассмотрен опыт борьбы с коррупцией в Китае. Проведен анализ нормативно-правовой базы, особенностей юридической техники, касающихся уголовно-правовых запретов проявлений коррупции и ряда организационных мер, направленных на предупреждение коррупционной преступности. Отмечено, что нормы международного стандарта по борьбе с коррупцией стали вводиться в стране с 1980 г. В 2007 г. было создано Государственное управление по предупреждению коррупции. В его обязанности входит выявление коррупционеров, принятие антикоррупционных мер, а также проведение расследований. Автор приходит к выводу, что уголовные и дисциплинарные санкции - наиболее часто применяемые меры в борьбе против коррупции во всем мире и эти особенности наиболее ярко прослеживаются и в Китае, где подобные репрессивные механизмы представляют собой основные рычаги борьбы с коррупцией.


Ключевые слова: Китай, коррупция, экономическое развитие, антикоррупционная деятельность, государственные служащие, этические нормы, уголовный закон, юридическая техника, правосудие.


Peculiarities of Countering Corruption in China

P.N. Kobets


Kobets Petr N., Chief Research Scientist of the National Research Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor.


In the article the experience of combating corruption in China. The analysis of the regulatory framework, the characteristics of the legal techniques relating to the criminal prohibitions of corruption and number of organizational measures aimed at preventing crimes of corruption. Noted that rules of international standard in the fight against corruption began in the country since 1980. In 2007 it was created the State office for the prevention of corruption. His responsibilities include the identification of corrupt officials, the adoption of anti-corruption measures and investigation. The author comes to the conclusion that criminal and disciplinary sanctions are the most commonly used measures in the fight against corruption worldwide and this feature is most clearly evident in China, where such repressive mechanisms represent the main levers of the fight against corruption.


Key words: China, corruption, economic development, anticorruption, civil servants, ethical standards, criminal law, legal drafting, justice.


Коррупционная преступность присуща всем странам мира, однако в каких-то государствах ее показатели ниже, чем в других. Во многом это объясняется предупредительными мерами, используемыми странами в борьбе с коррупцией. В предложенной работе рассматриваются меры, используемые в Китайской Народной Республике, в связи с тем, что, по мнению большинства исследователей, наибольшие успехи в борьбе с коррупцией достигнуты в Китае и Гонконге.

До момента проведения экономических реформ (переходного процесса, начатого в 1980-х гг.) в Китае широкомасштабное распространение коррупции было ограничено тем фактом, что деньги не были на самом деле средством обмена: между фирмами это было скорее средство расчета, а для конечных пользователей это не всегда дает доступ к желаемым товарам <1>. При плановой экономике Китая денежные средства строго контролировались. Например, любой организации было сложно хранить наличность. У компаний были поставщики и покупатели, связанные с ними, что же касается потребителей, то товары были дефицитом и распределение крупных товаров контролировалось государством. В связи с этим на деньги нельзя было купить то, что хотелось. Поэтому очень часто коррупционные сделки были бартерными <2>.

--------------------------------

<1> Экономическая реформа в КНР: документы. М., 1993. С. 16, 19 - 23.

<2> Тавровский Ю.В. Си Цзиньпин: по ступеням китайской мечты. М.: Эксмо, 2015. С. 18.


Существование особых связей между министерствами и связанными с ними предприятиями было нормой при плановой экономике. После экономической реформы в этом отношении был достигнут немалый прогресс. Администрация уже не так сильно вмешивается в работу многих конкурирующих секторов, и многочисленные полномочия оказались переданными крупным министерствам, таким как Министерство финансов и Национальная комиссия по развитию и реформе. Создание Комиссии по контролю над активами, которой владеет государство, было важным шагом и помогло внести ясность в отношения между государством и предприятиями, принадлежащими государству <3>.

--------------------------------

<3> Пахомов А.С. Социально-экономические реформы в Китайской Народной Республике в 80 - 90-х годах XX века. Липецк, 2005. С. 82 - 83.


Проводимые реформы в Китае не сопровождались реформами в сфере отчетности и систем контроля. В целом системы контроля имеют два уровня: учрежденческий (государственные органы отвечают за аудит и контроль, соответствующие процедуры и т.д.) и моральный (представление об обществе и государстве, ценности, излагаемые в общественных дискуссиях и т.д.). Первую систему контроля представляла Коммунистическая партия Китая, и ее присутствие во всех аспектах жизни деятельности - это "близкий" контроль. Например, частная собственность и личное обогащение осуждались и подвергались критике. Сегодня Китай перешел к современной системе отчетности и контроля. В противоположность западной культуре политической отчетности, в которой акцент делается на внешних проверках, равновесии полномочий и нормах права, в традиционном китайском обществе делается сильный акцент на личных моральных нормах и отсутствуют внешние проверки полномочий.

В настоящее время руководство страны подчеркивает значимость Национального ревизионного управления Китая и принимает меры для введения механизмов контроля <4>.

--------------------------------

<4> Сюй Цзыгэ, Цай Жэньцюнь. Специальные экономические зоны Китая. Новосибирск, 1993. С. 24.


Универсальных методов борьбы с коррупцией, как известно, в мире нет, и, видимо, вряд ли они будут найдены <5>. Нормы международного стандарта по борьбе с коррупцией в Китае стали вводиться с 1980 г.

--------------------------------

<5> Аминов Д.И., Гладких В.И. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2007. С. 14.


Всеобщая борьба с коррупцией была объявлена в 2012 г., после XVIII съезда Коммунистической партии Китая. Сегодня борьба с коррупционерами в Китае проводится согласно плану борьбы с коррупцией на 2013 - 2017 гг.

Важным элементом в борьбе с коррупцией стало введение горячей телефонной линии и интернет-сайта, где любой гражданин может анонимно заявить на чиновников <6>.

--------------------------------

<6> Андрианов В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность. М.: Волтерс Клувер, 2011. С. 2.


Не менее важную роль в противодействии коррупции в Китае занимает система декларирования имущества <7>.

--------------------------------

<7> Гун Бин. Российское и китайское законодательство о декларировании имущества: сходство и различия // Lex russica. 2016. N 5. С. 25.


Важная роль по борьбе с коррупцией в Китае отведена Министерству контроля и Центральной комиссии. В 2007 г. было создано Государственное управление по предупреждению коррупции. В его обязанности входит выявление коррупционеров, принятие антикоррупционных мер, а также проведение расследований.

Как и большинство стран, Китай установил более чем одну систему санкций: уголовные санкции, применимые к любому гражданину, дополняются дисциплинарными и другими административными и экономическими санкциями.

Дисциплинарные санкции направлены на ограниченное число людей и применяются для проведения в жизнь специфических норм поведения, связанных с их частным положением или ролью. В Китае такие дисциплинарные механизмы существуют в основном для государственных служащих и членов Компартии <8>.

--------------------------------

<8> Цирин А.М. Управление на основании верховенства права в Китае // Журнал российского права. 2015. N 2. С. 14.


В последние годы для борьбы с коррупцией в определенных провинциях были введены административные и экономические санкции в отношении юридических лиц. Как и в большинстве стран, в Китае уголовные, дисциплинарные, административные и экономические санкции могут быть применены по совокупности, если для этого есть соответствующие условия <9>.

--------------------------------

<9> Трощинский П.В. Юридическая ответственность в праве Китайской Народной Республики. М.: ИДВ РАН, 2011. С. 16.


Вопросами принуждения в Китае занимаются три органа: Народная прокуратура и суды проводят в жизнь нормы уголовного права, Министерство по надзору отвечает за дисциплину государственных служащих, Центральная комиссия Компартии по дисциплинарному надзору отвечает за соблюдение дисциплины членами Компартии. Кроме того, в последнее время создано несколько учреждений, в ведение которых входят борьба с коррупцией на административных подуровнях и расследование дел об определенных видах коррупции <10>.

--------------------------------

<10> Трощинский П.В. Основные направления борьбы с экономической преступностью в КНР в последние годы (уголовно-правовой аспект) // Материалы ежегодной конференции Центра совместной истории и политики Китая ИДВ РАН: Сб. науч. ст. М., 2010. С. 98 - 99.


В китайском уголовном праве в течение многих лет было предусмотрено наказание за определенные формы коррупции. За последние несколько десятилетий эти положения неоднократно претерпевали изменения, что было связано с расширением спектра незаконных деяний и введением нового законодательства, а также трудностями сокрытия доходов, полученных незаконным путем <11>.

--------------------------------

<11> Ху Жунь. Правовые проблемы борьбы с коррупцией Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе и пути их решения // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. N 4. С. 84 - 95.


В действующем Уголовном кодексе КНР и других нормативных актах оговорено множество категорий коррупции <12>. Но в сравнении с политикой, выработанной государствами - членами Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), эти законодательные акты существенно отличаются по трем аспектам.

--------------------------------

<12> Макаров А.В. Коррупция: опыт успешной борьбы Китая и реальность современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 3. С. 23.


Во-первых, строгость наказания за коррупцию в Китае, которая повысилась в рамках принятия новых реформ, существенно превышает стандарты для государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). Дача взятки может быть наказана пожизненным заключением, а взяточничество или просьба о даче взятки в Китае может повлечь наказание в виде смертной казни <13>. Другие формы злоупотребления государственной властью, наказуемые в соответствии с законодательными актами по борьбе с подкупом или хищением денег, наказуемы пожизненным сроком лишения свободы.

--------------------------------

<13> Батманова М.Ю. Некоторые аспекты борьбы с коррупцией в Китае на современном этапе. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества // Материалы VI Международной научно-практической конференции: Сб. науч. ст. Благовещенск, 2016. С. 323 - 326.


Во-вторых, китайское законодательство наказывает взяткодательство - подстрекательство или получение взятки государственным чиновником или членом компартии - гораздо строже, чем взяточничество <14>. При определенных условиях дача взятки, которую запросили, если речь идет о небольших суммах, даже может быть исключена из наказания. Такое неравное обращение с двумя сторонами - это общепринятое мнение, что те, кто дают взятку, не имеют выбора, но кроме того, и результат своеобразных обстоятельств переходного периода в экономике: в целях экономической эффективности стандарты для членов партии и государственных чиновников должны быть строже, чем в развивающемся частном секторе.

--------------------------------

<14> Смирнова Л.Н. Личные наказания за коррупцию и возвращение похищенных активов: законодательство и практика КНР // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. 2014. N 3. С. 21 - 34.


В-третьих, те же принципы распространяются и на стандарты отчетности в государственном и частном секторах: в государственном они жестче <15>. Преступление, связанное с нарушением отчетности, считается коррупцией, если совершено в государственной организации, но в отношении частных фирм применяются менее строгие меры. Со временем термин "государственные организации" стал включать государственные и коллективные фирмы, акционерные фирмы, совместные предприятия Китая с зарубежными странами.

--------------------------------

<15> Трощинский П.В. Влияние традиции на право современного Китая // Журнал российского права. 2014. N 8. С. 94 - 106.


Реформы последнего времени, включая введение уголовной ответственности для юридических лиц и административное наказание для них, а также судебное разбирательство в некоторых провинциях, могут быть свидетельством того, что взяткодательство становится наказуемым в большей степени.

В ст. 382 УК китайский законодатель, закрепляя понятие "коррупция", рассматривает ее как альтернативные конкретные преступления, не указывая на соответствующие виды санкций за совершение указанных действий, относящихся к преступлениям, подпадающим под одну дефиницию "коррупция". В ст. 383 УК КНР рассматривается индивидуальная коррупция как преступление, и в зависимости от ее размера назначается конкретное наказание: лишение свободы на срок от 1 года до 7 лет или на срок свыше 10 лет либо бессрочное лишение свободы и с конфискацией имущества или без таковой <16>.

--------------------------------

<16> Кулакова В.А., Чердакова Т.Б. Противодействие коррупции уголовно-правовыми средствами в России и Китае. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества // Материалы IV Международной научно-практической конференции: Сб. науч. ст. / Отв. ред. Д.В. Буярова, Д.В. Кузнецов. Благовещенск, 2014. С. 265 - 269.


Интересна по своему содержанию ст. 384 УК КНР, представляющая одну из форм преступлений коррупции. Специальным субъектом коррупции здесь признается не узко-должностное лицо, а широко - государственный служащий, в качестве квалифицирующего признака в составах со специальным субъектом признается руководитель предприятия или учреждения.

Санкции за коррупцию по китайскому УК весьма суровые - вплоть до бессрочного лишения свободы и смертной казни с лишением политических прав (как дополнительный вид наказания в соответствии со ст. 54 и 57 УК КНР - осужденные к смертной казни, бессрочному лишению свободы должны быть пожизненно лишены политических прав).

В соответствии со ст. 383 и 386 УК КНР к смертной казни могут быть приговорены госслужащие, виновные в присвоении (растрате) общественного имущества или в получении взятки на сумму 100 тыс. юаней.

Действующие в Китае составы преступлений, такие как подкуп, незаконное обогащение и отмывание денег, более эффективно предупреждают коррупционную преступность. Так, ст. 11(1) Дополнительных положений о борьбе против коррупции и взяточничества и ст. 395(1) Уголовного кодекса предусматривают наказание за владение необъяснимым богатством: государственный служащий, чье имущество или траты явно превышают законный доход, должен объяснить их источники. В противном случае они считаются полученными незаконно и могут быть конфискованы, а преступление может повлечь тюремное заключение сроком на пять лет. Это положение также включает так называемые расходы, весьма популярную схему взяточничества в Китае, которая заключается, например, в предложении дорогостоящего обучения для детей чиновников за рубежом <17>.

--------------------------------

<17> Уголовный кодекс Китайской Народной Республики от 14 марта 1997 г. [Электронный ресурс] // URL: http://legal-way.ru/other45.php.


Законодательные нормы, которые предусматривают наказание за отмывание денежных средств и содержатся в ст. 191 УК КНР, на самом деле применимы к доходам от торговли наркотиками, организованной преступности и контрабанде, а не коррупции. Кроме того, Банк Китая, который несет ответственность за контроль над банковской деятельностью совместно с Государственной администрацией по иностранной валюте (the State Administration of Foreign Exchange) и Банковской управляющей комиссией Китая (the China Banking Regulatory Commission), учредил в июле 2004 г. Наблюдательный и аналитический центр по борьбе с отмыванием денег (the Anti-Money Laundering Supervising and Analyzing Centre). Планируется создание Подразделения финансовой разведки. Банки обязаны сообщать о подозрительных сделках или сделках по обмену больших сумм в иностранной валюте. С 2000 г. при открытии банковского счета вкладчики должны указывать свои настоящие имена, однако эти правила пока не распространяются на уже существующие счета. Такому же контролю подвергаются фирмы по обеспечению безопасности и страховые компании.

Принуждение к исполнению закона регулируется Законом "Об уголовном процессе" и Законом "Об организации народных прокуратур" <18>.

--------------------------------

<18> Подолько Е. Борьба с коррупцией - гарантия процветания Китая // Следователь. 2011. N 6(158). С. 56 - 59.


Международный аспект растущей численности преступлений, связанных с коррупцией, представляет серьезное препятствие для проведения уголовного преследования, поскольку эффективное расследование и преследование по закону требуют участия иностранных правоохранительных систем, а большинство подобных дел связаны с чиновниками, бежавшими за границу с похищенными ценностями, и попытки репатриировать и то и другое оказываются безуспешными. Китай заключил соглашения об экстрадиции с 19 странами и соглашения о взаимной правовой помощи с 24 странами, но таких соглашений нет с Австралией, Канадой, США и другими высокоразвитыми странами, куда обычно и бегут преступники <19>.

--------------------------------

<19> Шмелева К.Л. КНР против коррупции: стратегия, практика, криминологическая оценка // Российский следователь. 2010. N 7. С. 33 - 35.


В сентябре 2003 г. Китай ратифицировал Конвенцию ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью, а в декабре 2003 г. подписал Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией. В апреле 2005 г. в рамках Инициативы Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с коррупцией Китай одобрил План действий по борьбе с коррупцией в Азии и бассейне Тихого океана. Инициатива, объединяющая 25 азиатских и тихоокеанских стран, позволяет укрепить обмен опытом и развивать сотрудничество со странами этого региона.

В действующей антикоррупционной политике для КНР очень важно привести законодательство в соответствие с нормами Конвенции ООН в целях выведения международного направления противодействия коррупции на новый уровень.

Другие реформы, принятые в последнее время и направленные на повышение эффективности правоохранительной системы, должны способствовать повышению компетенции прокуроров и судей, а также способствовать повышению профессиональной этики в судопроизводстве <20>.

--------------------------------

<20> Тихомиров С.А. О некоторых технологиях борьбы с коррупцией в Китайской Народной Республике // Адвокат. 2013. N 5. С. 47 - 52.


Кодексы поведения и дисциплинарные санкции для китайских госслужащих изложены в многочисленных законодательных актах и нормах, оговаривающих этику поведения, сообщения сведений о доходах и получении подарков. Нарушение этих норм может повлечь административное предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности, увольнение. Некоторые секторы государственного управления и судебная система подчиняются особым кодексам поведения. Например, в июне 2003 г. Верховный суд издал Кодекс поведения для китайских судей с тем, чтобы укрепить профилактические меры по борьбе против коррупции среди судей.

Применение дисциплинарных мер к госслужащим и расследование потенциальных дел о нарушении должностных обязанностей находятся в ведении Министерства по надзору и подчиненных ему ведомств. Это министерство в свою очередь подчиняется Государственному совету и проводит проверку работы всех департаментов и сотрудников крупных государственных предприятиях <21>.

--------------------------------

<21> Зотов Г. Драконовские меры. Насколько эффективна борьба с коррупцией в Китае // Аргументы и факты. 2013. N 29. С. 3.


Процедуры ведения расследования, оговоренные Законом "Об административном контроле" 1997 г., подобны расследованиям, проводимым в соответствии с уголовным правом: существует система донесения, включая горячие линии и публичные слушания, что позволяет гражданам предъявлять обвинения госслужащим. Допустимы разные формы доносительства, в том числе анонимное.

Как и госслужащие, члены КПК подчиняются дисциплинарным кодексам и санкциям, изложенным в Конституции КПК и других законодательных актах. Небольшие нарушения дисциплины рассматриваются на общих собраниях <22>. В 2004 г. были откорректированы Нормы по внутрипартийному контролю КПК и Нормы по наказанию за дисциплинарные нарушения с акцентом на борьбу против коррупции. К числу дисциплинарных санкций для членов КПК относятся предупреждение, строгое предупреждение, увольнение с поста в КПК или назначение испытательного срока и исключение из партии.

--------------------------------

<22> Лукин А.В. О некоторых проблемах сравнительных исследований политических систем КНР и СССР // Сравнительная политика. 2011. N 1(3). С. 3 - 18.


Ответственность за применение этих норм в отношении членов КПК возложена на Центральную комиссию КПК по дисциплинарному надзору, которая работает в тесном контакте с Министерством по надзору и обменивается информацией об организациях и сотрудниках <23>.

--------------------------------

<23> Юрковский А.В. Особенности территориальной организации государственной власти Китайской Народной Республики // Мир юридической науки. 2010. N 2. С. 44 - 49.


В 2015 г. в КНР заработала программа SkyNet ("Небесная сеть") по розыску 100 сбежавших коррупционеров и их имущества. Реализация программы SkyNet возложена на Орготдел ЦК КПК, Верховную народную прокуратуру, Министерство общественной безопасности и Народный банк <24>.

--------------------------------

<24> Сухаренко А.Н., Трунцевский Ю.В. Китайский опыт борьбы с коррупцией: состояние и тенденции // Международное публичное и частное право. 2016. N 4. С. 42.


Крупные уголовные дела, которые были возбуждены в КНР в последнее время и были связаны с коррупцией, освещались в большинстве средств массовой информации, контролируемых государством, возможно, это сыграло особую роль в снижении коррупционной преступности. Одним из объяснений может быть то, что правовая и регулирующая база для борьбы с коррупцией быстро меняется и устаревшее законодательство заменяется новым. Но часто законодательство оказывается противоречивым в плане как внутригосударственных законов, так и зарубежных стандартов законодательной системы, оставляя большую свободу действий на правоохранительном уровне. Приоритет, данный для определения санкций в отношении госслужащих, в отличие от тех, кто дает взятки в сделках, связанных с бизнесом, то есть местным и иностранным представителям бизнеса, проиллюстрирован относительно большим числом законов, норм и правоохранительной политики, направленной на определение санкций для госслужащих, по сравнению с такими же нормами для частного сектора. Санкции для госслужащих, берущих взятки, существенно выше, чем для потенциальных взяткодателей.

До конца 1980-х гг. большинство государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития следовали подобному подходу к приоритетному положению судебного преследования взяткополучателей а не взяткодателей, в сделках, относящихся к сфере бизнеса. Признавая, что всеобъемлющая и эффективная стратегия по борьбе против коррупции требует равного отношения к взяткодателям и взяткополучателем, они начали применять в отношении их превентивные и репрессивные меры. Иллюстрацией этого положения можно считать реформы, принятые государствами - членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в рамках Конвенции 1997 г. по борьбе со взяточничеством иностранных служащих в ходе совершения международных деловых операций.

Наконец, в свете серьезной обеспокоенности Китая массовым оттоком незаконно полученных доходов в иностранные государства и быстро растущей ролью в международной торговле деятельность Китая по борьбе с коррупцией может выиграть в случае активного участия в региональных и международных программах, включая Конвенцию ОЭСР по борьбе со взяточничеством иностранных служащих в ходе совершения международных деловых операций и связанные с ней документы, а также Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией, поскольку эти документы позволят Китаю эффективнее бороться с источником коррупции и устанавливать тесные рабочие отношения с зарубежными странами для взаимной правовой помощи. В данном контексте решение правительства Китая о подписании Плана действий по борьбе с коррупцией в Азии и бассейне Тихого океана в рамках Инициативы Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с коррупцией можно рассматривать как положительный результат.


Литература


1. Экономическая реформа в КНР: документы. М., 1993. 312 с.

2. Тавровский Ю.В. Си Цзиньпин: по ступеням китайской мечты / Ю.В. Тавровский. М.: Эксмо, 2015. 272 с.

3. Гун Бин. Российское и китайское законодательство о декларировании имущества: сходство и различия / Гун Бин // Lex russica. 2016. N 5. С. 25 - 28.

4. Пахомов А.С. Социально-экономические реформы в Китайской Народной Республике в 80 - 90-х годах XX века / А.С. Пахомов. Липецк, 2005. С. 21 - 24.

5. Сюй Цзыгэ. Специальные экономические зоны Китая / Сюй Цзыгэ, Цай Жэньцюнь. Новосибирск, 1993. 218 с.

6. Аминов Д.И. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления: Учебное пособие / Д.И. Аминов, В.И. Гладких. М.: Юристъ, 2007. 103 с.

7. Андрианов В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность / В.Д. Андрианов. М.: Волтерс Клувер, 2011. 288 с.

8. Цирин А.М. Управление на основании верховенства права в Китае / А.М. Цирин // Журнал российского права. 2015. N 2. С. 14 - 17.

9. Трощинский П.В. Юридическая ответственность в праве Китайской Народной Республики / П.В. Трощинский. М.: ИДВ РАН, 2011. 272 с.

10. Трощинский П.В. Основные направления борьбы с экономической преступностью в КНР в последние годы (уголовно-правовой аспект) / П.В. Трощинский // Материалы ежегодной конференции Центра совместной истории и политики Китая ИДВ РАН: Сб. науч. ст. М., 2010. С. 99 - 111.

11. Ху Жунь. Правовые проблемы борьбы с коррупцией Китая в азиатско-тихоокеанском регионе и пути их решения / Ху Жунь // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. N 4. С. 84 - 95.

12. Макаров А.В. Коррупция: опыт успешной борьбы Китая и реальность современной России / А.В. Макаров // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 3. С. 23 - 26.

13. Батманова М.Ю. Некоторые аспекты борьбы с коррупцией в Китае на современном этапе. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества / М.Ю. Батманова // Материалы VI Международной научно-практической конференции: Сб. науч. ст. Благовещенск, 2016. С. 323 - 326.

14. Смирнова Л.Н. Личные наказания за коррупцию и возвращение похищенных активов: законодательство и практика КНР / Л.Н. Смирнова // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. 2014. N 3. С. 21 - 34.

15. Трощинский П.В. Влияние традиции на право современного Китая / П.В. Трощинский // Журнал российского права. 2014. N 8. С. 94 - 106.

16. Кулакова В.А. Противодействие коррупции уголовно-правовыми средствами в России и Китае. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества / В.А. Кулакова, Т.Б. Чердакова // Материалы IV Международной научно-практической конференции: Сб. науч. ст.; Отв. ред. Д.В. Буярова, Д.В. Кузнецов. Благовещенск, 2014. С. 265 - 269.

17. Подолько Е. Борьба с коррупцией - гарантия процветания Китая / Е. Подолько // Следователь. 2011. N 6(158). С. 56 - 59.

18. Шмелева К.Л. КНР против коррупции: стратегия, практика, криминологическая оценка / К.Л. Шмелева // Российский следователь. 2010. N 7. С. 33 - 35.

19. Тихомиров С.А. О некоторых технологиях борьбы с коррупцией в Китайской Народной Республике / С.А. Тихомиров // Адвокат. 2013. N 5. С. 47 - 52.

20. Зотов Г. Драконовские меры. Насколько эффективна борьба с коррупцией в Китае / Г. Зотов // Аргументы и факты. 2013. N 29. С. 3 - 4.

21. Лукин А.В. О некоторых проблемах сравнительных исследований политических систем КНР и СССР / А.В. Лукин // Сравнительная политика. 2011. N 1(3). С. 3 - 18.

22. Юрковский А.В. Особенности территориальной организации государственной власти Китайской Народной Республики / А.В. Юрковский // Мир юридической науки. 2010. N 2. С. 44 - 49.

23. Сухаренко А.Н. Китайский опыт борьбы с коррупцией: состояние и тенденции / А.Н. Сухаренко, Ю.В. Трунцевский // Международное публичное и частное право. 2016. N 4. С. 41 - 44.

24. Гладких В.И. Противодействие коррупции на государственной службе / В.И. Гладких. М.: Юрлитинформ, 2014. 232 с.





    Новости