Поиск по сайту

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Документ предоставлен КонсультантПлюс


НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ

ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ


К.А. ИШЕКОВ


Ишеков Константин Анатольевич, главный научный сотрудник центра научных исследований Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), доктор юридических наук, доцент.


В представленной статье исследуются системные проблемы антикоррупционной правовой политики в регионах России, делается вывод о необходимости совершенствования правовых, организационных и функциональных основ антикоррупционной деятельности, предлагается разработать концепцию антикоррупционной правовой политики в субъектах Российской Федерации и определяются ее базовые принципы.


Ключевые слова: международные правовые акты, антикоррупционная политика, механизмы предупреждения коррупционных правонарушений, концепция антикоррупционной политики, коррупциогенные факторы.


The Statutory Regulation of an Anti-corruption Policy: Issues and Prospects

K.A. Ishekov


Ishekov Konstantin A., Chief Research Scientist of the Center for Research of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Doctor of Law, Assistant Professor.


The article in question reviews systemic issues of an anti-corruption law policy in regions of Russia, concludes that there is a need to improve the legal, organizational and functional fundamentals of anti-corruption activities, suggests developing an anti-corruption law policy concept in constituent entities of the Russian Federation and defines its basic principles.


Key words: international regulations, anti-corruption policy, corruption-related offence prevention mechanisms, anti-corruption policy concept, corruptogenic factors.


Коррупция уже давно перестала быть проблемой какого-либо одного конкретного государства. Антикоррупционная политика Российской Федерации не может существовать в отрыве от международно-правовых стандартов противодействия коррупции, антикоррупционной деятельности зарубежных стран. Как видится, для формирования взвешенной и эффективной антикоррупционной политики, с одной стороны, требуется четкое понимание и однозначная трактовка законодателями международных правовых принципов и норм, определяющих основные векторы борьбы с коррупцией, с другой - Российская Федерация должна принимать во внимание практику зарубежных стран, вместе с тем учитывая особенности функционирования многонационального российского общества и исторический опыт развития государства.

Рассматривая международно-правовые основы антикоррупционной политики, в первую очередь следует отметить Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности - первый универсальный международный договор, предписывающий государствам-участникам осуществлять конкретные меры против коррупции и раскрывающий содержание многих базовых дефиниций в сфере антикоррупционной деятельности <1>. Оценивая положительно принятие и присоединение России к данному международному договору, стоит отметить, что он, будучи универсальным по кругу участников, сконцентрирован преимущественно на уголовно-правовой сфере и не охватывает всех сторон противодействия коррупции.

--------------------------------

<1> См.: Конвенция против транснациональной организованной преступности: заключена в г. Нью-Йорке 15 ноября 2000 г. (с изм. от 31 мая 2001 г.) // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3882.


Свойства универсального и всеобъемлющего характера получила Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. <2>, которая по сравнению с Конвенцией ООН 2000 г. имеет распространение на более широкий круг правоотношений и наряду с прочим содержит рекомендации по разработке и осуществлению государствами-участниками эффективной и скоординированной политики противодействия коррупции.

--------------------------------

<2> См.: Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: заключена в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2780.


В числе соглашений, действующих в пределах европейского региона и являющихся обязательными для России, необходимо указать Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. <3>. Большинство положений Конвенции, прежде всего тех, которые касаются признания в законодательстве государств деяний в качестве уголовных правонарушений, начинаются со слов: "...каждая Сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться...". Подобная формулировка не предусматривает возможности выбора действий для участников соглашения, что свидетельствует об императивном характере юридических норм, содержащихся в Конвенции. Органом, полномочным осуществлять мониторинг выполнения данной Конвенции, является Группа государств против коррупции (ГРЕКО). Так же как и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию ограничена сферой уголовно-правовых отношений. Иные вопросы противодействия коррупции, включая формирование антикоррупционной политики, находятся за пределами ее действия.

--------------------------------

<3> См.: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173): заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г. (с изм. от 15 мая 2003 г.) // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2394.


Другим международным договором, заключенным в Европе и не имеющим универсального характера, является Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г. <4>. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 1 февраля 2012 г. N 3-ФЗ <5>. Данная Конвенция была принята в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - международной межправительственной организации, основная деятельность которой направлена на оказание содействия динамичному развитию экономики в странах-членах и в странах, не являющихся членами, и оказание содействия расширению мировой торговли на многосторонней, недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами <6>.

--------------------------------

<4> См.: Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (Стамбул, 21 ноября 1997 г.) // СЗ РФ. 2012. N 17. Ст. 1899.

<5> См.: О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок: Федеральный закон от 1 февраля 2012 г. N 3-ФЗ // СЗ РФ. 2012. N 6. Ст. 622.

<6> См.: Конвенция об учреждении Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Париж, 14 декабря 1960 г.) // Профессиональная справочная система "Кодекс". Документ опубликован не был.


Несмотря на то, что не все международные правовые акты, действующие в пределах европейского региона, являются обязательными для России, Российская Федерация, будучи членом Совета Европы, добровольно выполняет принятые на себя обязательства, следует рекомендациям этой международной организации, в том числе в области противодействия коррупции.

В целом, по мнению экспертов Совета Европы, реформирование внутригосударственного законодательства в сфере противодействия коррупции должно быть направлено на создание правовой базы, предусматривающей применение уголовных или гражданско-правовых санкций, но может включать и принятие законов, направленных на усиление прозрачности и подотчетности (например, законы об имуществе госслужащих, о свободе выражения мнения и свободе СМИ, финансировании политических партий и избирательных кампаний). Другие важные отрасли регулирования - конфликт интересов и законодательство о государственных закупках. Что касается специализированных антикоррупционных органов, для их создания и функционирования также должна быть разработана четко сформулированная правовая основа <7>.

--------------------------------

<7> См.: Дивайн В., Хоппе Т. Основные понятия и концепции антикоррупционной деятельности: Учебное пособие. Страсбург: Совет Европы, 2015. С. 53.


Еще одна организация, осуществляющая международное сотрудничество в сфере борьбы с коррупцией, - Содружество Независимых Государств. К сожалению, несмотря на то, что деятельность по противодействию коррупции в СНГ реализуется фактически, в рамках этой организации до сих пор отсутствует необходимая договорная основа этой сферы межгосударственного сотрудничества. Отдельные правоотношения, так или иначе связанные с вопросами борьбы с коррупционными проявлениями, урегулированы в Соглашении об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 г. <8>. Однако данное Соглашение носит характер учредительного акта и раскрывает содержание антикоррупционной деятельности весьма схематично.

--------------------------------

<8> См.: Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции: заключено в г. Минске 25 октября 2013 г. // Бюллетень международных договоров. 2015. N 1. С. 9 - 13.


Одно из приоритетных направлений деятельности СНГ - модельное законотворчество. Проблемам устранения коррупционных проявлений в СНГ посвящены Модельный закон о борьбе с коррупцией от 3 апреля 1999 г. <9>, Модельный закон о противодействии коррупции от 25 ноября 2008 г. (в новой редакции) <10>. Особый интерес в рамках настоящего исследования представляет Модельный закон "Основы законодательства об антикоррупционной политике" от 15 ноября 2003 г. <11>. Несмотря на безусловную важность Модельных законов для внутригосударственного правотворчества, они, к сожалению, не всегда бывают востребованы государствами - участниками Содружества. Их основной недочет - недостаточная эффективность, связанная с необязательной юридической силой содержащихся в них положений.

--------------------------------

<9> См.: Модельный закон о борьбе с коррупцией: принят в г. Санкт-Петербурге 3 апреля 1999 г. Постановлением 13-4 на 13-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 1999. N 21. С. 70 - 84.

<10> См.: Модельный закон о противодействии коррупции (новая редакция): принят в г. Санкт-Петербурге 25 ноября 2008 г. Постановлением 31-20 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2009. N 43. С. 429 - 446.

<11> См.: Модельный закон "Основы законодательства об антикоррупционной политике": принят в г. Санкт-Петербурге 15 ноября 2003 г. Постановлением 22-15 на 22-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2004. N 33. С. 225 - 260.


Следует отметить, что сотрудничество в сфере противодействия коррупции могло бы развиваться в евразийском регионе и в рамках других международных организаций (Таможенный союз, ЕврАзЭС, Евразийский экономический союз). Однако, несмотря на интенсивное правотворчество в других сферах, в этих международных организациях ощущается дефицит внимания к проблемам противодействия коррупции.

Среди перечисленных международных организаций, участником которых является Россия, СНГ имеет самые устойчивые традиции и богатый опыт правотворчества в сфере противодействия коррупции. В составе СНГ уже действует специализированный орган, созданный на основе Соглашения государств, - Межгосударственный совет по противодействию коррупции, который мог бы обеспечивать контроль за реализацией данного международного договора стратегической важности.

На постулатах международно-правовой антикоррупционной политики строится внутригосударственная антикоррупционная политика Российской Федерации. Вместе с тем ее формирование и реализация имеет определенную специфику, связанную с особенностями экономического и политического развития России в постсоветский период; принятием Конституции РФ 1993 г. и планомерным внедрением основ конституционного строя в правовую жизнь государства и общества, обусловленную многонациональной структурой российского общества, федеративным устройством государства, не имеющим аналогов в зарубежной практике, и многими другими особенностями, получившими отражение в конституционном и текущем законодательстве, подзаконной правотворческой деятельности, региональном законодательстве, судебных решениях прецедентного характера.

Достаточно долгий период времени российское антикоррупционное законодательство представляло собой "лоскутное одеяло", состоящее из отдельных положений законов и иных нормативных правовых актов, относящихся к отраслевому законодательству. Лишь с принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции" <12> стало возможным говорить о начале формирования единой правовой основы современной антикоррупционной политики Российской Федерации.

--------------------------------

<12> См.: Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в ред. от 3 июля 2016 г.) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228; 2016. N 27 (ч. 1). Ст. 4169.


В России, как государстве с федеративной формой устройства, проблема понимания сути антикоррупционной правовой политики осложняется еще и тем, что последняя формируется не только на уровне федерального центра, но и в отдельных субъектах Российской Федерации, а также на муниципальном уровне. При этом в положениях Конституции РФ, посвященных разграничению предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами в области противодействия коррупции, не уточняется, к чьей сфере ведения относится антикоррупционное правотворчество. Однако провести такое разграничение все же возможно, прежде всего исходя из анализа основных сфер правового регулирования противодействия коррупции и антикоррупционной политики, определенных в международных правовых документах, участником которых является Российская Федерация.

В Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. соответствующие сферы хотя и не сгруппированы по отраслям, но из контекста отдельных статей можно утверждать, что речь в ней идет о противодействии коррупции в рамках уголовно-правовых отношений, правопорядка, судопроизводства и правоохранительной деятельности, управления публичными делами и публичным имуществом, государственной гражданской службы, публичных закупок и управления публичными финансами, международного сотрудничества.

Более четкая градация сфер правового регулирования антикоррупционной политики содержится в Модельном законе СНГ "Основы законодательства об антикоррупционной политике" от 15 ноября 2003 г. В данном рамочном документе государствам - участникам СНГ рекомендовано в ходе законотворчества придерживаться антикоррупционных стандартов в сферах реализации права на референдум, избирательных прав и деятельности партий, государственной власти, государственной и муниципальной служб, службы в коммерческих и иных организациях, правотворчества, судебной и правоохранительной деятельности, бюджетного процесса и бюджетного кредитования, кредитно-банковской деятельности, эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, приватизации государственного и муниципального имущества, осуществления государственных и муниципальных закупок, лицензирования отдельных видов деятельности, регистрации юридических лиц, экспертизы и сертификации продукции и услуг, предоставления и получения зарубежной финансовой и гуманитарной помощи. В Российской Федерации все эти сферы установлены в Конституции РФ, законодательных актах и нормативных правовых договорах.

С учетом сказанного, на наш взгляд, антикоррупционной политике посвящены следующие нормы Конституции России. Предметы федерального ведения определены в п. п. "в", "г", "д", "ж", "з", "к", "л", "о", "т" ст. 71 Конституции РФ. Предметы совместного ведения составляют пункты "б", "г", "ж", "и", "к", "л", "н", "о" ст. 72 Конституции России. В связи с тем что ст. 73 Конституции РФ сформулирована по остаточному принципу (вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти), возникает закономерный вопрос: могут ли проблемы противодействия коррупции относиться к исключительному ведению регионов России? Как отметил Верховный Суд РФ в Определении от 22 сентября 2010 г. N 55-Г10-5, в сферах правового регулирования государственной собственности субъекта Федерации и управления ею, регионального бюджета, региональных налогов и сборов, государственной гражданской службы субъекта Федерации и некоторых других антикоррупционные стандарты могут быть установлены только субъектом Российской Федерации <13>.

--------------------------------

<13> См.: Определение Верховного Суда РФ от 22 сентября 2010 г. N 55-Г10-5 "О частичной отмене решения Верховного суда Республики Хакасия от 20.07.2010 и признании недействующим п. 5 ст. 7 Закона Республики Хакасия от 04.05.2009 N 28-ЗРХ в части установления одного из основных направлений деятельности органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции, соблюдения коррупционных стандартов вместо их введения, предусмотренного на федеральном уровне" // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.


Рассматривая проблемы правового регулирования антикоррупционной политики, нельзя не отметить один из самых лаконичных федеральных законов в сфере противодействия коррупции - Федеральный закон от 17 июля 2009 г. "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <14>. Он состоит всего из пяти статей. Однако на реализацию его положений направлен не один десяток подзаконных нормативных правовых актов. Центральное место среди соответствующих документов подзаконного правотворчества, посвященных вопросам осуществления экспертизы, занимают Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <15>. Следует подчеркнуть, что Методика, наряду с прочими положениями, закрепляет перечень коррупциогенных факторов, которые подлежат выявлению в ходе проведения экспертизы. Как видится, существующий на сегодняшний день способ подзаконного закрепления коррупциогенных факторов является неудачным и создает опасность частого изменения этого перечня. Думается, что перечень коррупциогенных факторов следует изъять из Методики проведения антикоррупционной экспертизы и включить в текст нормативного правового акта более высокой юридической силы - в Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", который в силу более сложного порядка принятия и изменения обладает большей стабильностью и значимостью. Кроме указанных выше документов, утвержденных Правительством России, существует около восьмидесяти порядков проведения антикоррупционной экспертизы (перечень постоянно изменяется, в связи с изменением состава федеральных органов власти) <16>.

--------------------------------

<14> См.: Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон РФ от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ (в ред. от 21 октября 2013 г.) // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3609; 2013. N 43. Ст. 5449.

<15> См.: Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 (в ред. от 18 июля 2015 г.) (вместе с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов) // СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1084; 2015. N 30. Ст. 4604.

<16> См.: Справочная информация: Перечень порядков проведения антикоррупционной экспертизы, включая независимую антикоррупционную экспертизу (материал подготовлен специалистами СПС "КонсультантПлюс") // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.


В целом на сегодняшний день сформировалась весьма обширная база подзаконных нормативных правовых актов антикоррупционной направленности. Анализ подзаконных актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти позволяет констатировать избыточность федерального воздействия на региональное правотворчество в сфере преодоления коррупции.

Ряд проблем правового регулирования существует и на региональном уровне антикоррупционной деятельности. Как показывают результаты исследования регионального антикоррупционного законодательства, органы субъектов Федерации не всегда понимают, каков круг и содержание вопросов, требующих нормативно-правового регулирования на том или ином уровне (в законе или подзаконном акте), а в большинстве случаев вынуждены следовать инструктивным указаниям федерального центра. Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации во многом калькируют систему федерального антикоррупционного законодательства.

Исключением в общем массиве подзаконного нормотворчества выглядит Указ Президента Республики Татарстан от 8 апреля 2005 г. "О Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан" <17>. Стратегия содержит анализ ситуации в Республике Татарстан, основы и основное содержание антикоррупционной политики, мониторинг и аудит антикоррупционной политики, ближайшие шаги по реализации антикоррупционной политики. Подобного рода стратегии или концепции при условии их соответствия международным стандартам и федеральному законодательству, подчеркивая специфику региона, могли бы стать основой унификации антикоррупционного законодательства в отдельных субъектах.

--------------------------------

<17> См.: О Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан: Указ Президента Республики Татарстан от 8 апреля 2005 г. N УП-127 // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2005. N 4 (ч. 2). Ст. 460.


Антикоррупционная правовая политика в субъектах Российской Федерации является частью правовой политики в субъектах Российской Федерации. При этом на проблемы, характерные для правовой политики в целом, наслаиваются специфические проблемы, возникающие в процессе борьбы с коррупционными проявлениями в субъектах Федерации. По справедливому мнению А.В. Малько, правовая политика в сфере взаимоотношений субъектов Федерации с Центром должна включать в себя алгоритм решения как минимум следующих юридических задач: 1) согласование результатов регионального уровня правотворчества с общероссийским; 2) выработка механизмов предупреждения и преодоления юридических коллизий федеральных и региональных правовых актов; 3) проблемы "опережающего" регионального законодательства и т.д. К сожалению, в деятельности региональных парламентов еще немало дублирования, своего рода "копирования" общефедерального законодательства, что к правотворчеству (как, собственно, и к творчеству вообще) отнести можно только с большими допущениями <18>. Думается, что эти тезисы вполне применимы и к антикоррупционной правовой политике в субъектах Российской Федерации.

--------------------------------

<18> См.: Малько А.В., Кроткова Н.В., Ишеков К.А. Правовая политика в субъектах Российской Федерации (Обзор материалов Международной научно-практической конференции, которая проходила в форме "круглого стола", журналов "Государство и право" и "Правовая политика и правовая жизнь") // Государство и право. 2017. N 3. С. 106.


Системные проблемы антикоррупционной правовой политики в регионах России весьма обстоятельно и точно исследованы в многочисленных работах современных исследователей противодействия коррупции. В их числе отмечают: несовершенство юридической техники; нечеткое разграничение предметов ведения и полномочий в антикоррупционной деятельности; дублирование норм федеральных нормативных правовых актов на уровне субъектов; недостаточное прогнозирование, планирование и программирование законопроектной деятельности; отсутствие оптимальной структуры взаимодействия территориальных органов федеральной государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции <19>, а также многие другие проблемы содержательного, институционального, инфраструктурного характера <20>. Нередко сказывается недостаток правовых знаний и правовой культуры государственных и муниципальных служащих.

--------------------------------

<19> См.: Ростова О.С. Антикоррупционная правовая политика субъектов Российской Федерации // Наука и общество. 2016. N 1 (24). С. 67 - 68.

<20> См.: Хабриева Т.Я., Андриченко Л.В., Цирин А.М. О результатах анализа практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации и предложениях по повышению их эффективности // Журнал российского права. 2012. N 11. С. 58 - 67.


В литературе высказывается немало предложений и рекомендаций по совершенствованию правовых, организационных и функциональных основ антикоррупционной деятельности. Перечень практических рекомендаций, определяющих дальнейшие перспективы развития антикоррупционного законодательства, можно дополнить еще и тем, что на международном уровне, в частности в евразийском регионе, требуется принятие единой стратегии, которая бы отражала международно-правовую политику и была утверждена международным договором, имеющим силу источника международного права. Данным международно-правовым нормам, при условии их соответствия Конституции РФ, должны следовать федеральные органы государственной власти, принимая и реализуя законы и подзаконные акты в четком соответствии с порядком разграничения предметов ведения и полномочий. На федеральном уровне необходимо пересмотреть порядок нормативно-правового регулирования перечня коррупциогенных факторов, закрепив их в законодательной форме. Следует сократить избыточное федеральное воздействие на органы государственной власти субъектов, исключив полностью императивное вмешательство в законодательную деятельность региональных парламентов посредством подзаконного правотворчества. Наконец, требуется разработка доктринального документа - концепции об антикоррупционной правовой политике в субъектах Российской Федерации, которая бы соответствовала общим международным и федеральным стандартам антикоррупционной политики и отражала бы специфику регионов, позволяя осуществлять подлинное нормотворчество, а не только дублирование норм правовых актов федерального уровня. Данный документ не должен быть директивным, но при этом он должен получить максимально широкое распространение в субъектах Российской Федерации и выполнять в большей мере просветительскую, нежели регулятивную функцию.


Литература


1. Дивайн В., Хоппе Т. Основные понятия и концепции антикоррупционной деятельности: Учебное пособие. Страсбург: Совет Европы, 2015. 214 с.

2. Малько А.В., Кроткова Н.В., Ишеков К.А. Правовая политика в субъектах Российской Федерации (Обзор материалов Международной научно-практической конференции, которая проходила в форме "круглого стола", журналов "Государство и право" и "Правовая политика и правовая жизнь") // Государство и право. 2017. N 3. С. 105 - 119.

3. Ростова О.С. Антикоррупционная правовая политика субъектов Российской Федерации // Наука и общество. 2016. N 1 (24). С. 62 - 69.

4. Хабриева Т.Я., Андриченко Л.В., Цирин А.М. О результатах анализа практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации и предложениях по повышению их эффективности // Журнал российского права. 2012. N 11. С. 58 - 67.





    Новости