Поиск по сайту

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ

И УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

 

В.А. ВАСЕНИН

 

Васенин Владимир Александрович, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ивановской области, советник юстиции.

 

В статье приводится краткий анализ нововведений в законодательство о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, формирующейся в связи с ними прокурорской практики и предложения по ее усовершенствованию.

 

Ключевые слова: закупки, коррупция, требования к участникам закупок, практика применения.

 

Prevention of Corruption in the Sphere of Purchases of Goods, Works and Services for the State and Municipal Needs

V.A. Vasenin

 

Vasenin Vladimir Aleksandrovich, Public Prosecutor, Department of supervision of performance of the legislation on anticorruption, Public Prosecutor's Office of the Ivanovo region, Counselor of Justice.

 

In article the short analysis of innovations is provided to the legislation on purchases of goods, works and services for the state and municipal needs, the public prosecutor's practice which is formed in connection with them and the offer on her improvement.

 

Key words: purchases, corruption, requirements to participants of purchases, practice of application.

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" одна из целей правового регулирования - предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

При этом закон содержит правовые механизмы, направленные в том числе на предупреждение коррупционных правонарушений.

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 489-ФЗ в ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ включены дополнительные требования к участникам закупок. Теперь юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, не вправе участвовать в закупках для государственных и муниципальных нужд. Кроме этого, закреплено требование об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные ст. ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также требование о неприменении в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Отчасти указанные изменения отражают приверженность Российской Федерации международному праву и опыту его применения. Например, отсутствие у должностных лиц участника закупок судимости за преступление, связанное с его профессиональной деятельностью, является одним из квалификационных требований к участникам закупок в соответствии со ст. 6 Типового закона ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг.

В связи с этим заметим, что установленные ограничения характеризуются многофункциональностью.

Во-первых, законодатель обозначил четкий и определенный сигнал всем участникам закупок для государственных и муниципальных нужд о реальной бесперспективности совершения коррупционных деяний независимо от сферы посягательства. Утрата возможности участвовать в публичных закупках и получать в связи с этим прибыль являет собой некое продолжение ответственности за совершенное коррупционное правонарушение. Во-вторых, они направлены на поддержание здоровой конкуренции, формирование состава профессиональных и добросовестных участников на рынке публичных закупок.

Необходимо отметить, что в соответствии с поручением Генеральной прокуратуры РФ прокурорами субъектов Федерации организовано формирование списков юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП. На основании полученных данных на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ размещен реестр, содержащий данные об указанных лицах.

Вместе с тем в целях оперативного реагирования прокуроры субъектов Федерации могут использовать в надзорной деятельности аккумулированную непосредственно ими информацию на поднадзорной территории.

Так, специализированным подразделением прокуратуры Ивановской области сформирован реестр более чем из 30 юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП. Реестр постоянно обновляется, используется прокурорами (аппарата прокуратуры области и районного звена) при мониторинге сведений, содержащихся в единой информационной системе.

Однако если информация о лицах, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП, размещена в открытом доступе и может использоваться государственными и муниципальными заказчиками, то доступ к сведениям о лицах, осужденных за коррупционные преступления, ограничен. Например, согласно нормативным правовым актам Министерства внутренних дел РФ сведения о судимостях могут получить лишь граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства либо их уполномоченные представители <1>.

--------------------------------

<1> См.: Приказ МВД России от 7 ноября 2011 г. N 1121 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования".

 

В связи с этим следует отметить, что прокуроры в рамках предоставленных полномочий обладают необходимыми инструментами для получения и использования таких сведений. Информация может быть получена в результате поддержания прокурорами государственного обвинения по уголовным делам, а также в рамках межведомственного взаимодействия с правоохранительными органами.

Так, прокуратурой Ивановской области в результате изучения информации о рассмотренных судами уголовных делах о преступлениях коррупционной направленности сформирован список лиц, осужденных за преступления, предусмотренные ст. ст. 289, 290, 291, 291.1 УК, который направлен прокурорам для использования в надзорной деятельности в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Принимаемые меры направлены на своевременное выявление незаконного участия в закупках лиц, причастных к совершению коррупционных правонарушений.

В то же время не менее важно исполнение указанного требования непосредственно государственными и муниципальными заказчиками.

Согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать обязательные требования к участникам закупок. Соответственно, невключение в нее требований к ним незаконно и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.

Так, решением Саратовского областного суда от 29 июня 2017 г. по делу N 21-320/2017 оставлено в силе решение по административному делу, возбужденному Саратовской межрайонной прокуратурой по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП в отношении заместителя начальника юридического обеспечения управления Роспотребнадзора по Саратовской области. Это должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в разработке аукционной документации, не содержащей требований к участникам об отсутствии у физических лиц судимости за коррупционные преступления и факта привлечения юридических лиц к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП.

При этом суд опроверг доводы о малозначительности административного правонарушения, поскольку оно представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных отношений и выражается в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Практика оспаривания заключенных с нарушением указанных требований закона контрактов пока не сформировалась.

Содержание новых требований к участникам закупок, связанных со спецификой совершенных юридическими лицами и их должностными лицами правонарушений, позволяет квалифицировать их несоблюдение как нарушение законодательства о противодействии коррупции в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

К такому выводу приводит анализ норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ и Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", которые нацеливают участников противодействия коррупции не только на ее выявление и пресечение, но и предупреждение.

Анализируемые новеллы в законодательстве представляют собой не что иное, как правовой механизм предупреждения коррупции в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Указанные нормы законодательства о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд требуют совершенствования подходов и методов организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Своевременное и оперативное формирование данных о лицах, привлеченных к уголовной и административной ответственности за коррупционные правонарушения, практическое использование полученных данных, понуждение заказчиков к неукоснительному исполнению новых требований закона позволит повысить эффективность работы прокуроров в борьбе с коррупцией.

 

 

 

 

    Новости