Поиск по сайту

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ О.В. ИЛЬИНА

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ

В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

 

О.В. ИЛЬИНА

 

Ильина О.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры правоохранительной деятельности Пензенского государственного университета.

 

В статье охарактеризована надзорная деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции и коррупционным преступлениям. Сделан вывод о том, что в условиях продолжающегося развития системы антикоррупционного законодательства РФ деятельность прокуроров по применению надзорных полномочий выступает одним из наиболее эффективных методов выявления фактов коррупции, их пресечения и последующего привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.

 

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, коррупционные преступления, коррупционное поведение, надзорная деятельность прокуратуры.

 

Features of implementation of supervisory functions of prosecutor's office in the sphere of anti-corruption

O.V. Ilyina

 

Ilyina O.V., candidate of law, associate professor of department of law enforcement activity of the Penza state university.

 

The article describes the Supervisory activities of the Prosecutor's office in the field of combating corruption and corruption crimes. It is concluded that in the context of the ongoing development of the system of anti-corruption legislation of the Russian Federation, the activities of prosecutors on the application of Supervisory powers is one of the most effective methods of identifying corruption, their suppression and subsequent involvement of perpetrators to the statutory liability.

 

Key words: corruption, anti-corruption, corruption crimes, corruption behavior, supervisory activities of the Prosecutor's office.

 

В условиях неснижающегося уровня коррупции особую актуальность приобретает надзорная деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции и коррупционным преступлениям.

В Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" от прокуроров требуется рассматривать коррупцию как одну из системных угроз безопасности Российской Федерации и принимать все меры к усилению борьбы с ней, считая важнейшей задачей своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, а также минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений <1>. В этих целях прокуроры наделены полномочиями:

--------------------------------

<1> Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции: Приказ Генпрокуратуры России от 29.08.2014 N 454 (ред. от 09.03.2017) // Законность. 2014. N 12.

 

- по проверке исполнения законодательства о противодействии коррупции;

- по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

- по обращению в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации имущества, принадлежащего должностным лицам, которые не представили сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы;

- по выявлению и пресечению фактов дачи и получения взяток, коммерческого подкупа, иных коррупционных преступлений; и рядом других.

В целях исполнения возложенных на надзорное ведомство задач по противодействию коррупции в прокуратурах субъектов РФ создаются специальные структурные подразделения, обеспечивающие исполнение государственной политики в рассматриваемой сфере. Так, в прокуратуре Пензенской области имеется Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, в состав которого, в свою очередь, входят три отдела:

а) отдел по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов следствия;

б) отдел по надзору за соблюдением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и производством дознания;

в) отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Представляется, что решение о создании в региональных прокуратурах антикоррупционных подразделений является своевременным и актуальным. Например, за 2017 год в сфере противодействия коррупции органами прокуратуры Пензенской области выявлено 1 432 нарушения законов, что на 20% больше, чем в 2016 году. По результатам прокурорских проверок принесено 389 протестов, в суды направлено 38 заявлений, внесено 496 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 541 лицо, к административной - 93 лица.

По постановлениям прокуроров к административной ответственности за незаконное вознаграждение в интересах юридического лица по ст. 19.28 КоАП РФ привлечено 4 юридических лица. Им назначены штрафы на общую сумму 1,5 млн рублей.

За нарушение порядка трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих по постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ привлечены 74 лица, в том числе 31 юридическое лицо. Правонарушителям назначены штрафы на общую сумму 2,9 млн рублей <2>.

--------------------------------

<2> Органы прокуратуры области в 2017 году выявили более 1,4 тысячи нарушений антикоррупционного законодательства. URL: http://www.procpenza.ru/news/2018/02/7/16142503.

 

Проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции - одно из наиболее комплексных направлений деятельности прокуратуры, включающее в себя:

- анализ полноты и своевременности соблюдения должностными лицами требований нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на противодействие коррупции;

- проверку соблюдения и выполнения федеральными государственными служащими, служащими субъекта РФ, муниципальными служащими требований к антикоррупционному поведению;

- проверку достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых должностными лицами и ряд других мероприятий.

При выявлении нарушений антикоррупционного законодательства прокурор осуществляет меры реагирования, направленные на их устранение, а также на привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.

Например, в январе 2018 г. прокуратура Пензенского района провела проверку исполнения законодательства о противодействии коррупции депутатами 18 представительных органов сельских поселений, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований закона отдельными депутатами этих органов представлены недостоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год. В частности, выявлены факты неуказания депутатами сведений о наличии у них или членов их семей в собственности транспортных средств, недвижимого имущества, расположенного как на территории Пензенской области, так и на территориях иных субъектов Российской Федерации, сокрытия или занижения полученных в 2016 году доходов, а также финансовых обязательств имущественного характера.

В связи с этим прокурор района внес в комитеты местного самоуправления Кондольского, Золотаревского, Большееланского, Оленевского, Богословского, Воскресеновского, Краснопольского, Ермоловского, Кучкинского, Леонидовского, Алферьевского, Мичуринского сельсоветов 12 представлений с требованием рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий народных избранников. По результатам рассмотрения представлений прокурора района полномочия 23 депутатов названных сельсоветов досрочно прекращены <3>.

--------------------------------

<3> После вмешательства прокуратуры в Пензенском районе досрочно прекращены полномочия 23 депутатов в связи с предоставлением неполных сведений в справках о доходах. URL: http://www.procpenza.ru/news/2018/01/22/16343694.

 

В результате аналогичной проверки, проведенной прокуратурой Лунинского района Пензенской области в отношении руководителей муниципальных учреждений района в ноябре 2017 г., установлено, что ряд таких руководителей представили заведомо недостоверные сведения об имуществе, находящемся в собственности у них и их супругов. Не были указаны сведения о наличии в собственности земельных участков, квартир и иного недвижимого имущества.

По результатам проверки главе администрации района внесено представление, все должностные лица, виновные в нарушении антикоррупционного законодательства, привлечены к дисциплинарной ответственности.

К сфере нарушений требований законодательства о противодействии коррупции относятся и выявляемые случаи конфликта интересов. Впервые легальное определение рассматриваемого понятия было закреплено в ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", где под конфликтом интересов понимается "...ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей". В этой же норме говорится о том, что при возникновении подобной ситуации возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами иных субъектов правоотношений, способное привести к причинению вреда этим законным интересам <4>.

--------------------------------

<4> О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета. 2004. 31 июля.

 

Исследователи указывают на опасность достижения личных интересов государственными служащими посредством использования своих должностных полномочий, которая заключается в том, что, как правило, это противоречит государственным и общественным интересам. Именно в целях предотвращения неправомерного использования властных полномочий при достижении личных интересов законодатель установил ряд запретов, ограничений и требований к служебному поведению государственных служащих, соблюдение которых снижает риски столкновения личных и государственных (общественных) интересов <5>.

--------------------------------

<5> Матвеев Д.Д. Правовое и организационное обеспечение разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 12.

 

Однако предусмотреть и законодательно закрепить все ситуации, вызывающие конфликт интересов, которые, по сути, являются "предвестниками" коррупции, фактически не представляется возможным, в связи с чем важно нормативно-правовое описание признаков таких ситуаций и установление правил поведения государственного служащего при возникновении конфликта интересов, а также осуществление контроля за исполнением этих правил, что является одной из задач прокуратуры.

Очевидно, что в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" гражданин, поступив на государственную службу, осуществляет профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанная деятельность требует от государственного служащего беспрекословного следования интересам указанных субъектов, что обеспечивается путем делегирования ими властных полномочий государственному служащему.

В то же время, как показывает практика, государственные служащие не всегда следуют требованию использования своих властных полномочий только в целях обеспечения осуществления государственной службы. Будучи индивидуумом, государственный служащий, так же как и иные члены общества, непременно имеет свои личные интересы материального (жилье, машина, денежные средства и т.п.) или нематериального (карьерный рост, образование, социальный статус и т.п.) характера.

Ряд личных интересов индивидуумами достигается посредством осуществления профессиональной деятельности, однако конкретная профессиональная деятельность как инструмент удовлетворения личных интересов обладает предельным потенциалом, и в случае, когда личные интересы не могут быть полностью удовлетворены в ходе ее осуществления, возможно три варианта развития событий:

1) личные интересы остаются не достигнутыми;

2) личные интересы достигаются путем смены профессиональной деятельности;

3) личные интересы удовлетворяются посредством превышения (злоупотребления) должностных полномочий, что характерно для государственной службы, так как использование властных полномочий в личных целях ставит их носителя в преимущественное положение перед другими членами общества.

Исходя из вышеизложенного, деятельность прокуратуры по выявлению и пресечению конфликта интересов является значимым фактором соблюдения служащими требований антикоррупционного законодательства.

В рамках надзора за соблюдением требований антикоррупционного законодательства прокуратура осуществляет антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, по итогам которой дается заключение о наличии либо отсутствии коррупциогенных факторов в текстах нормативных актов.

Например, по результатам проведения антикоррупционной экспертизы Приказа Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от 18.07.2014, утверждающего Административный регламент в сфере оказания мер социальной поддержки многодетным семьям, экспертиза показала, что в административном регламенте Министерства содержались внутренние противоречия, касающиеся перечня документов, предоставляемых заявителями самостоятельно для получения государственной услуги.

Кроме того, в Административном регламенте содержались противоречивые основания отказа в предоставлении государственной услуги, что в процессе правоприменения могло способствовать произвольному отказу в предоставлении государственной услуги, в том числе исходя из возможной корыстной или иной личной заинтересованности.

По результатам антикоррупционной экспертизы прокурором Пензенской области внесено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора, которое рассмотрено и удовлетворено. В административный регламент были внесены соответствующие изменения <6>.

--------------------------------

<6> По результатам антикоррупционной экспертизы, проведенной прокуратурой Пензенской области, из нормативного правового акта исключен коррупциогенный фактор. URL: http://www.procpenza.ru/news2014/09/11/14451107.

 

Также анализ деятельности прокуратуры Пензенской области показал, что в ходе прокурорских проверок, осуществляемых в рамках надзорной деятельности в сфере соблюдения требований антикоррупционного законодательства, выявлялись многочисленные нарушения в сфере проведения закупок для государственных и муниципальных нужд.

Нарушения допускались при выборе способа размещения заказов, при формировании аукционной документации, установлении требований, ограничивающих круг потенциальных участников размещения заказов, а также при исполнении государственных и муниципальных контрактов. Выявлены факты оказания незаконных преференций поставщикам и множество других нарушений.

В заключение статьи можно сделать вывод о том, что в условиях продолжающегося развития системы антикоррупционного законодательства Российской Федерации деятельность прокуроров по применению надзорных полномочий выступает одним из наиболее эффективных методов выявления фактов коррупции, их пресечения и последующего привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности. В то же время надзорная деятельность прокуратуры требует постоянного развития и совершенствования, что обусловлено непрерывным процессом формирования правового демократического государства на территории Российской Федерации.

 

Список использованной литературы

 

1. Матвеев Д.Д. Правовое и организационное обеспечение разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Д.Д. Матвеев. М., 2009.

 

 

 

 

    Новости