Поиск по сайту

СУБЪЕКТЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И.Ю. МУРАШКИН

СУБЪЕКТЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 

И.Ю. МУРАШКИН

 

Мурашкин И.Ю., кандидат юридических наук, начальник Управления губернатора Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

 

Дана научно обоснованная систематизация лиц, в отношении которых могут применяться меры юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Автором предложено расширить круг лиц, которые могут быть субъектами коррупционной деятельности за счет представителей общественных организаций и иных граждан, которые в силу своей деятельности могут влиять на принятие политических, административных и общественно значимых решений.

 

Ключевые слова: коррупция, субъект коррупционных правонарушений, физическое лиц, юридическое лицо, средства массовой информации.

 

Subjects of corruption offenses

I.Yu. Murashkin

 

Murashkin I.Yu., candidate of law, head of the Omsk region Governor's Department for the prevention of corruption and other offenses.

 

A scientifically-based systematization of persons in respect of whom measures of legal responsibility for committing corruption offenses can be applied is given. The author proposed to expand the circle of persons who may be subjects of corruption activities at the expense of representatives of public organizations and other citizens who, by virtue of their activities, can influence the adoption of political, administrative and socially significant decisions.

 

Key words: corruption, subject of corruption offenses, physical person, legal entity, media.

 

Одним из важных вопросов, определяющих эффективность антикоррупционной деятельности, является установление круга лиц, которые могут быть субъектами коррупционных правонарушений и в отношении которых, соответственно, должны применяться превентивные меры, направленные на недопущение такого рода проступков. Российское законодательство не содержит перечня таких лиц. Определить его возможно на основе анализа федеральных законодательных актов.

В первую очередь следует обратиться к понятию коррупции, данному в ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" <1>, согласно которому под этим негативным социальным явлением понимают злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.

--------------------------------

<1> Здесь и далее: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228.

 

Исходя из этого определения, понятие коррупции лежит в плоскости уголовно-правового регулирования <2>. В связи с этим ответственность за большинство перечисленных деяний несут должностные лица, перечисленные в примечании к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации <3> (далее - УК РФ): постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

--------------------------------

<2> См., напр.: Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. 2000. N 6 // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 19.06.2019); Гравина А.А. Транснациональная коррупция как состав международного преступления // Журнал российского права. 2015. N 12. С. 98 - 99; Егоров Ю.В. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией - самостоятельная функция прокуратуры // Законность. 2015. N 2. С. 7 - 10 // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 19.06.2017); Мусаелян М.Ф. Уголовно-правовое противодействие коррупционным преступлениям в Российской Федерации // Российский следователь. 2015. N 7. С. 38 - 42 // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 19.06.2017).

<3> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

 

В связи с тем, что уголовная ответственность применяется исключительно к физическому лицу (ст. 19 УК РФ), следует определить первую категорию субъектов, подлежащих ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

К этой категории относятся граждане в случаях замещения ими должностей государственной гражданской (ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <4>) и муниципальной (ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" <5>) службы, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации <6>, субъектов Российской Федерации <7> и муниципальные должности (депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, а также должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования <8>), а также военнослужащие (ч. 3 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" <9>).

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

<5> Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

<6> См.: Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" // Российская газета. 1995. 17 января.

<7> Устанавливаются конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации на основании п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

<8> Пункт 18 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

<9> Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

 

Эту подкатегорию ("А") можно определить как лиц, обеспечивающих исполнение государственных или муниципальных функций. При этом, как отмечает О.В. Покровский, от решения проблемы коррупции в системе государственной службы зависит эффективность и последовательность социально-экономических преобразований, защита прав граждан и хозяйствующих субъектов, формирование политического авторитета нашей страны на международной арене <10>. Хотя правильнее сказать, что эти аспекты не менее зависимы от решения проблемы коррупции во всех ветвях власти снизу доверху.

--------------------------------

<10> Покровский О.В. К вопросу о совершенствовании противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы // Российская юстиция. 2019. N 4. С. 64.

 

Другой разновидностью физических лиц, в отношении которых могут применяться меры юридической ответственности, являются представители, замещающие должности в юридических лицах, но не осуществляющие властные полномочия в государственных и муниципальных органах (подкатегория "Б"). Одним из обязательных условий привлечения данной категории граждан к юридической ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства, является их должностное положение.

В сфере уголовного преследования реализация негативных последствий может иметь место в случае злоупотребления полномочиями в коммерческой организации. В частности, как указывает А. Чирков, в настоящее время судей третейского суда за злоупотребления ими при осуществлении своей деятельности можно привлечь к уголовной ответственности по ст. 201 УК РФ как лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации <11>.

--------------------------------

<11> Чирков А. Проблемы определения субъекта преступлений коррупционной направленности // Уголовное право. 2013. N 5. С. 112 - 113.

 

Примером применения другого вида ответственности - административной - может служить привлечение руководителя за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <12> (далее - КоАП РФ) в редакции Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" <13>.

--------------------------------

<12> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета. N 256. 2001. 31 декабря.

<13> Федеральный закон от 21.11.2011 N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" // Парламентская газета. 2011. 25 ноября.

 

Подкатегорию "В" составляют граждане, которые могут быть привлечены к юридической ответственности за совершение нарушения антикоррупционного законодательства безотносительно занимаемой должности или рода деятельности.

Согласно ст. 13 Федерального закона "О противодействии коррупции" граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В частности, они могут быть субъектами применения негативных последствий в случае дачи взятки либо соучастниками других коррупционных преступлений.

Законодательство предусматривает также вероятность привлечения граждан к ответственности за совершение административных проступков коррупционной направленности. В частности, на представителей этой подкатегории могут быть наложены санкции за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ).

Возможность применения мер дисциплинарного характера в отношении граждан вытекает из требований ст. 12.4 Федерального закона "О противодействии коррупции", которой установлены ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Вторую категорию (группу) субъектов коррупционных правонарушений составляют юридические лица.

Следует отметить, что в настоящее время тема соблюдения антикоррупционного законодательства всеми без исключения юридическими лицами является наиболее актуальной. Это связано с тем, что они имеют наиболее существенные по сравнению с гражданами материально-технические и организационные возможности в достижении корпоративных целей в органах государственной и муниципальной власти, в том числе с использованием коррупционных механизмов. При этом использование незаконных методов этой деятельности наносит весомый вред интересам общества и государства. С другой стороны, российское законодательство исключает возможность привлечения юридических лиц к уголовной ответственности. Как указывают А.Н. Сухаренко и Д.В. Крылова, за 2011 - 2017 гг. число юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за коррупционные правонарушения, увеличилось в 17 раз (со 161 до 2 216) <14>.

--------------------------------

<14> Сухаренко А.Н., Крылова Д.В. Антикоррупционное взаимодействие бизнеса и государства: состояние и перспективы // Российская юстиция. 2019. N 1. С. 53.

 

По этой причине вопрос привлечения юридических лиц к ответственности за совершение нарушений антикоррупционного законодательства остается одним из приоритетных.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О противодействии коррупции" в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Достаточно новым в российском праве стало отнесение к коррупционным действий, направленных на подкуп иностранного должностного лица в интересах юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ). Как указывают Л.В. Донцова и И.О. Артеменко, это является особым видом мошенничества, совершаемого должностными лицами экономического субъекта, и представляет собой коррупционные сделки. При этом коррупцией признаются незаконные действия и операции в корыстных интересах конкретных физических лиц, участвующих в противоправной сделке, но там же действия, совершаемые от имени или в интересах юридических лиц <15>.

--------------------------------

<15> Донцова Л.В., Артеменко И.О. Выявление случаев подкупа иностранных должностных лиц в ходе аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг // Аудитор. 2015. N 12. С. 23.

 

Также административные санкции к юридическому лицу могут применяться в связи с совершением упомянутого нами выше привлечения к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.

Указанная выше классификация субъектов коррупционных правонарушений - продукт анализа норм российского и международного права, действующих в настоящее время, и, по нашему мнению, не должен вызывать существенной критики.

Между тем, исходя из реалий политической системы России, данный перечень нуждается в корректировке за счет включения в него лиц, которые в настоящее время не могут быть привлечены к ответственности за коррупционное поведение, но в силу имеющихся полномочий имеют возможность совершать противоправные проступки в анализируемой сфере.

Так, ряд авторов на основе анализа норм международного права пришли к выводу, что "международно-правовые конвенции относят к субъектам коррупции... любое лицо, реализующее какую-либо публичную функцию или публичную услугу" <16>.

--------------------------------

<16> Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: Научно-практическое пособие / Т.С. Глазырин, Т.Л. Козлов, Н.М. Колосова и др.; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2016 // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 05.07.2017).

 

Такой подход представляется вполне обоснованным, поскольку не ограничивает возможность совершения коррупционных правонарушений только лицами, наделенными властными полномочиями.

Обоснованием этой позиции является то, что согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона "Об общественных объединениях" <17> общественные объединения вправе представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления; вносить предложения в органы государственной власти, а являющиеся юридическими лицами - также участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

--------------------------------

<17> Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

 

Таким образом, представители политических и общественных организаций могут, используя вполне легальные инструменты влияния на принятие управленческих решений путем реализации демократических принципов свободы слова, свободы собраний, митингов и шествий и т.д. При этом отдельные представители этих объединений могут быть субъектами коррупционных правонарушений, если лоббируют личные интересы или интересы иных лиц. Наибольшее влияние имеют руководители и представители органов управления институтов гражданского общества, поскольку могут оказывать давление, в частности, на избранных от этих объединений депутатов, являющихся лицами, замещающими государственную или муниципальную должность.

Более того, ст. 11 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" предусматривает понятие конфликта интересов - одного из направлений антикоррупционной деятельности, а также пути его устранения <18>. Это же понятие предусмотрено ст. 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях" <19>.

--------------------------------

<18> Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 30. (ч. I). Ст. 4213.

<19> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

 

Следует отметить, что нормы международного права достаточно давно вышли за пределы круга субъектов коррупционной деятельности, предусмотренных российским законодательством. В первую очередь, речь идет о Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, которой в подп. ii пункта "a" ст. 2 указано, что "публичное должностное лицо" означает любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства-участника, а в подп. iii указано, что к этой категории относится любое другое лицо, определяемое в качестве "публичного должностного лица" во внутреннем законодательстве государства-участника <20>.

--------------------------------

<20> Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 05.07.2017).

 

Следовательно, для отнесения субъекта к определению лиц, которые могут допустить коррупционное поведение, необходимо установить критерий не только возможности принятия управленческих решений, но и возможности влияния на них. Не попирая основополагающий принцип демократического общества - свободу слова, следует признать, что нередко в открытых источниках заходит речь о подкупности отдельных представителей средств массовой информации.

Вместе с тем одно дело, когда нечистые на руку журналисты вторгаются в бытовые склоки, и совсем другое, когда, используя возможность влиять на общественное мнение, они обеспечивают принятие чиновниками действий (или добиваются воздержаться от них) в интересах лиц, чьи интересы лоббируются.

При этом нормы, устанавливающей ответственность представителей СМИ за получение незаконного вознаграждения, и лиц, использующих такой механизм реализации своих интересов, нет.

Таким образом, создание эффективного механизма противодействия коррупции на современном этапе ставит задачу возможного применения государственной репрессии в отношении лиц в случае нарушения ими антикоррупционного законодательства.

 

Список использованной литературы

 

1. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление / Л. Гаухман // Законность. 2000. N 6.

2. Гравина А.А. Транснациональная коррупция как состав международного преступления / А.А. Гравина // Журнал российского права. 2015. N 12.

3. Донцова Л.В. Выявление случаев подкупа иностранных должностных лиц в ходе аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг / Л.В. Донцова, И.О. Артеменко // Аудитор. 2015. N 12.

4. Егоров Ю.В. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией - самостоятельная функция прокуратуры / Ю.В. Егоров // Законность. 2015. N 2.

5. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: Научно-практическое пособие / Т.С. Глазырин [и др.]; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ИНФРА-М, 2016.

6. Мусаелян М.Ф. Уголовно-правовое противодействие коррупционным преступлениям в Российской Федерации / М.Ф. Мусаелян // Российский следователь. 2015. N 7.

7. Покровский О.В. К вопросу о совершенствовании противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы / О.В. Покровский // Российская юстиция. 2019. N 4.

8. Сухаренко А.Н. Антикоррупционное взаимодействие бизнеса и государства: состояние и перспективы / А.Н. Сухаренко, Д.В. Крылова // Российская юстиция. 2019. N 1.

9. Чирков А. Проблемы определения субъекта преступлений коррупционной направленности / А. Чирков // Уголовное право. 2013. N 5.

 

 

 

 

    Новости