Поиск по сайту

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

 

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

 

С.В. ПАРХОМЕНКО, Д.А. СЕДЫХ

 

Пархоменко С.В., доктор юридических наук, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры РФ.

 

Седых Д.А., председатель Киренского районного суда Иркутской области.

 

Анализируя механизм коррупционного преступления и предусмотренные законом меры по противодействию коррупции, авторы приходят к выводу о том, что большие возможности профилактического характера находятся в надлежащем нравственном формировании личности будущего или действующего служащего, выдвигают ряд предложений в указанном направлении, вводят такие термины, как индивидуальная профилактика коррупции, антикоррупционный иммунитет, рейтинг благонадежности служащих.

 

Ключевые слова: коррупция, механизм коррупционного преступления, меры по профилактике коррупции, кодекс антикоррупционного поведения, нравственность, мировоззрение и преступность, индивидуальная профилактика коррупции, антикоррупционный иммунитет, блокчейн, рейтинг благонадежности служащих.

 

Ideological Foundations of Anti-corruption

S.V. Parkhomenko, D.A. Sedykh

 

Parkhomenko S.V., doctor of law, professor of department of criminal law disciplines of the Irkutsk law institute (branch) of the University of prosecutor's office of the Russian Federation.

 

Sedykh D.A., chairman of Kirensky district court of the Irkutsk region.

 

Analyzing the mechanism of corruption crime and the anti-corruption measures provided by law, the authors come to the conclusion that the great opportunities of preventive nature are in the proper moral formation of the personality of the future or the current employee, put forward a number of proposals in this direction, introduce such terms as individual prevention of corruption, anti-corruption immunity, reliability rating of employees.

 

Key words: corruption, the mechanism of corruption crimes, measures to prevent corruption, the code of anti-corruption behavior, morality, worldview and crime, individual prevention of corruption, anti-corruption immunity, blockchain, rating of the reliability of employees.

 

Несмотря на формирование в Российской Федерации соответствующих потребностям времени правовых и организационных основ противодействия коррупции, уровень распространенности этого явления продолжает оставаться высоким. Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьезную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене <1>.

--------------------------------

<1> Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 14.11.2013 N Пр-2685 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Противодействие коррупции сводится к профилактике коррупции, борьбе с коррупцией и устранению последствий коррупционных правонарушений <2>.

--------------------------------

<2> Согласно ст. 1 ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - это деятельность: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

 

Не отрицая важность и необходимость формирования организационных основ противодействия коррупции, следует отметить, что ни строгость ответственности, ни достигнутый уровень неотвратимости наказания, ни эффективность мер контроля не всегда останавливают лицо на пути к совершению преступления, о чем свидетельствует уровень распространенности коррупции.

Как показывает практика, выявление коррупционных преступлений и применение к виновному лицу мер государственного принуждения не оказывают необходимого государству и обществу общего профилактического воздействия. Для предупреждения совершения новых преступлений не только самим осужденным, но и иными лицами необходима не столько борьба с коррупцией, сколько ее профилактика.

На пресс-конференции 14 декабря 2017 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин сообщил о том, что осуждение и применение самого строгого в настоящее время в Российской Федерации вида наказания в виде реального лишения свободы в отношении должностных лиц целого подразделения оказалось недостаточным для предупреждения коррупционных правонарушений среди вновь назначенных должностных лиц <3>.

--------------------------------

<3> Официальный сайт Президента Российской Федерации URL: https://www.kremlin.ru/events/president/news/56378. Путин В.В.: "...знаете, где-то год назад я пригласил Бортникова (директора ФСБ, кто не знает) и дал ему материалы, которые поступили ко мне по одному из каналов в отношении конкретной структуры. Он посмотрел (неудобно говорить, но, тем не менее, скажу) и говорит: "Владимир Владимирович, мы ровно полгода назад в этой структуре провели оперативно-следственные действия, возбудили уголовные дела, передали в суд, все находятся в местах лишения свободы - все из целого подразделения. Полгода назад набрали новых сотрудников, и все началось сначала".

 

Опыт Китая также подсказывает, что максимальная уголовно-правовая репрессия не является решением этой проблемы. По китайскому телевидению время от времени демонстрируют публичные расстрелы чиновников. С 2000 года (по 2009 г.) в Китае расстреляны за коррупционные действия около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10 - 20 лет заключения. За 30 лет реформ к уголовной ответственности за взяточничество привлечены около миллиона сотрудников партийно-государственного аппарата. Однако, даже несмотря на публичные казни, полностью искоренить случаи сговора предпринимателей и чиновников по принципу "твоя власть - мои деньги" не удается <4>.

--------------------------------

<4> Официальный сайт "Российская газета": "За взятку - к высшей мере". URL: https://rg.ru/2009/06/25/korrupcia.html.

 

Как видно, корысть, жажда наживы, алчность, эго превышают страх перед наказанием. Все это приводит к стремлению к излишнему достатку, извращению ценностей, профессиональной и нравственной деформации, к тому, что огромные суммы незаконно полученных денег воспринимаются не как взятка, а как благодарность.

Все сказанное наталкивает на мысль о том, что приоритет в противодействии коррупции должен быть смещен в сторону профилактики, от выявления и устранения причин коррупции к формированию способности субъектов публичных правоотношений противостоять коррупционному соблазну.

Следует отметить, что принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции имеет законодательное закрепление <5>.

--------------------------------

<5> Согласно ст. 6 ФЗ "О противодействии коррупции" одним из принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

 

В целях профилактики коррупции в отношении публичных должностных лиц законодательством о противодействии коррупции устанавливаются определенные ограничения, запреты, обязанности, а также правила служебного поведения.

Анализ различных кодексов профессиональной этики и служебного поведения свидетельствует о том, что к должностному лицу предъявляются правила не только служебного, но и внеслужебного поведения, что, безусловно, является абсолютно оправданным, поскольку и в первом, и во втором случае качественные характеристики субъекта идентичны и взаимообусловливаемы.

Так, Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012, предписывает судье во внесудебной деятельности и во внеслужебных отношениях избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, вызвать сомнения в ее беспристрастности и справедливости (ст. 14). Судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи (ст. 6).

Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации, утвержденный Приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. N 114, предусматривает, что прокурорский работник в служебной и во внеслужебной деятельности обязан постоянно повышать профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень. Во внеслужебной деятельности прокурорский работник соблюдает правила общежития, уважает национальные и религиозные обычаи, культурные традиции, должен быть тактичным, выдержанным и эмоционально устойчивым (п. 4.1).

Ранее действовавший Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации, от 24.12.2008 N 1138, предусматривал, что поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника. Нормы и правила служебного этикета предписывают сотруднику воздерживаться от: употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей; организации в служебных помещениях застолий, посвященных праздникам, памятным датам, и участия в них; использования наркотических, наркосодержащих и психотропных веществ и препаратов; курения табака в общественных местах; участия в азартных играх, посещения казино и других игорных заведений; беспорядочных половых связей; отношений и сомнительных связей с людьми, имеющими отрицательную общественную репутацию, криминальные прошлое и настоящее (ст. 8) <6>.

--------------------------------

<6> Уникальный по своему содержанию Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. признан утратившим силу 31.10.2013.

 

Очевидно, что нездоровый образ жизни, употребление алкоголя, наркотиков, азартные игры, искажение жизненных ориентиров, семейных и духовных ценностей, распущенность, стремление к роскоши не способствуют антикоррупционному поведению служащих и повышению доверия граждан к органам власти.

Отсутствие или недостаточная эффективность воспитательной работы приводят к профессиональной деформации, которая выражается не только в искаженном отношении к служебному долгу, пренебрежительному отношению к требованиям закона, формальному исполнению служебных обязанностей, недоверию к окружающим, стремлению к подавлению воли человека, использованию элементов криминальной субкультуры в служебной деятельности, но и обесцениванию нравственных ценностей, высокомерию, черствости, цинизму, нравственной и моральной нечистоплотности.

Как известно на процесс формирования умысла при совершении коррупционного деяния влияет не только система внешних обстоятельств (в том числе размер материального содержания, размер взятки, отношение среди окружающих к подобному и т.п.), но и личностные качества субъекта, его потребности, склонности и интересы, воля и нравственность.

Даже самая неблагоприятная ситуация не обязательно приводит к совершению преступления, поскольку решающее значение принадлежит конкретному человеку с его системой взглядов, ценностей и установок.

Решение должностного лица совершить коррупционное преступление либо отказаться от его совершения зависит от того, что станет для него приоритетным - соблазн незаконного обогащения либо требования долга, чести и совести. Важна иерархия ценностей.

Порой должностные лица, длительное время честно и добросовестно выполнявшие свои профессиональные обязанности, лица, по долгу службы призванные бороться с коррупцией, не выдерживают соблазна незаконного обогащения и преступают закон.

Однако прежде чем преступить уголовный закон, лицо преступает нравственный закон, о котором говорил еще Иммануил Кант: "Две вещи не перестают приводить меня в удивление: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас" <7>.

--------------------------------

<7> Кант И. Критика практического разума (1788): Сочинение в шести томах. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. I.

 

Этот нравственный закон, выражаясь современным цифровым языком, предустановлен у каждого с рождения, но в результате негативного воздействия внешних обстоятельств, неправильного воспитания, искажения ценностей, профессиональной и личностной деформации нивелируется в сознании индивида. В результате преодолевается этот барьер перед совершением коррупционного преступления, после чего следует само деяние и его последствия, которые государству предстоит минимизировать.

Схематично механизм совершения коррупционного преступления можно представить следующим образом:

- детерминанты (причины и условия) -> мотивация, преодоление нравственного закона -> подготовка деяния -> преступный акт -> объективные и субъективные последствия (в том числе угрызения совести, степень которых зависит от степени деформации личностных установок и нравственности).

При принятии решений у человека могут доминировать: 1) животные инстинкты; 2) привычки, традиции, навязанные в обществе, поведенческие стереотипы; 3) холодный расчет, попирающий общепринятые нормы поведения; 4) совесть - интуитивные прозрения, идущие с бессознательных уровней психики, разграничивающие Добро и Зло в их конкретных проявлениях и обязывающие действовать на стороне Добра <8>.

--------------------------------

<8> Мировоззренческие основы противодействия наркотизации, экстремизму, коррупции: Учебное пособие / М.В. Величко, В.В. Ефимов, П.А. Нуттунен, И.В. Солонько; под общ. ред. д. э. н., проф. В.А. Ефимова. СПб.: СПбГАУ, 2016.

 

"Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека" <9>.

--------------------------------

<9> Библия, Мк. 7:21-23.

 

Совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных нравственно-психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию. Центральным звеном в причинной цепочке поведения является мотив (внутреннее побуждение). В качестве первоосновы формирования мотива выступают потребности. По мере того как потребности осознаются человеком, они становятся интересом. Устойчивый интерес, в свою очередь, становится стремлением. Потребности, интересы, стремления в аккумулированном виде составляют основу мотива. Дальнейшее взаимодействие различных психологических процессов постепенно приводит к формированию конкретных намерений и поведенческих решений, планов реализации преступного поведения. Существенным элементом механизма поведения является воля. Завершается причинная цепочка принятием и реализацией поведенческого решения о совершении конкретного преступления <10>.

--------------------------------

<10> Криминология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Д. Малкова. 27-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. С. 99 - 104.

 

Все указанные звенья причинной цепочки содержат большие возможности профилактического характера. В первую очередь это относится к надлежащему нравственному формированию личности, выработке у нее социально оправданных потребностей и интересов, оказанию позитивного воздействия на конкретное лицо с тем, чтобы сформировать у него умение регулировать свои действия в социально полезном направлении и согласовывать свои личные интересы с общественными <11>.

--------------------------------

<11> Там же.

 

Анализ положений Федерального закона "О противодействии коррупции" в целом и ст. 6 "Меры по профилактике коррупции", в частности, свидетельствует о том, что профилактика коррупции не включает в себя меры индивидуальной профилактики коррупции (индивидуальное предупреждение преступлений коррупционной направленности), такие как нравственное формирование личности, выработка социально оправданных потребностей и интересов, предупреждение профессиональной и личностной деформации. Закон необходимо дополнить предписаниями по формированию на индивидуальном уровне иммунитета должностных лиц к соблазну коррупционного поведения, то есть способности противостоять субъективно возникшей или инициированной извне идее использовать свои должностные полномочия с корыстной целью.

Меры по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению немыслимы без формирования такого же отношения к коррупционным деяниям в среде публичных должностных лиц как в целом, так и на индивидуальном уровне.

Индивидуальное предупреждение преступлений коррупционной направленности могло бы рассматриваться как деятельность государственных и негосударственных учреждений по воспитательному воздействию на публичных должностных лиц, в силу занимаемого служебного положения подверженных риску коррупционного поведения, с целью формирования антикоррупционного иммунитета должностных лиц.

Для реализации воспитательной работы потребуется развитие не только профессионально значимых психологических качеств, необходимых для эффективного труда, готовности к выполнению служебных задач в любой обстановке, способности к преодолению трудностей, безусловному соблюдению ограничений и запретов, но и повышение общей культуры, формирование мировоззрения и системы морально-нравственных ценностей. Результатами позитивной коррекции поведения публичных должностных лиц, прежде всего, должны быть добросовестность, честность, человечность.

Понятие власти, публичной должности должно ассоциироваться в сознании индивида не с возможностями обогащения, а прежде всего с ответственностью за вверенные полномочия.

С учетом приведенных в статье примеров можно заявить и о целесообразности принятия единого для всех служащих Кодекса антикоррупционного поведения, который бы предусматривал не только общие запреты, ограничения, обязанности и правила поведения, но и требования морально-нравственного характера к личности служащего.

Возможно создание системы оценки профессиональных и личностных качеств служащих с использованием современных технологий обработки и хранения данных - блокчейн (защищенный от фальсификации способ хранения информации). Рейтинг благонадежности служащих (РБС) с использованием технологии блокчейн позволит сделать информацию о профессиональных и личностных качествах лица, изъявившего желание занять публичную должность, полной, оперативной, доступной, достоверной и защищенной. Система оценки должна влиять на возможность поступления на публичную службу или получения вышестоящей должности, исключать возможность пребывания на службе скомпрометировавших себя лиц.

Предотвратить причины коррупционных правонарушений можно лишь в результате воспитания мировоззренчески состоятельной, психологически, нравственно здоровой и социально ответственной личности. Совместные действия системы образования, органов государственной и муниципальной власти, общественности, средств массовой информации и принятие комплекса мер правового, организационного и воспитательного характера могут обеспечить решение этих проблем. Для организации такой совместной работы необходимы подготовленные кадры в каждом из этих звеньев.

 

Список использованной литературы

 

1. Кант И. Критика практического разума (1788): Сочинение в шести томах. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. I. 544 с.

2. Мировоззренческие основы противодействия наркотизации, экстремизму, коррупции: Учебное пособие / М.В. Величко, В.В. Ефимов, П.А. Нуттунен, И.В. Солонько; под общ. ред. В.А. Ефимова. СПб.: СПбГАУ, 2016. 138 с.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Криминология" (под ред. В.Д. Малкова) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2006 (издание второе, переработанное и дополненное).

3. Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Малкова. 27-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. 528 с.

 

 

 

 

    Новости