Поиск по сайту

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ НЕТЕРПИМОСТИ К КОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ КАК МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЛКОГО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ НЕТЕРПИМОСТИ

К КОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ КАК МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

МЕЛКОГО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА

 

Ж.Е. ЗЫРЯНОВА

 

Зырянова Жанна Ержановна, инспектор-руководитель группы делопроизводства и режима Курганского линейного отдела МВД России на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу.

 

В статье рассматриваются проблемы эффективности реализации такой меры по профилактике мелкого взяточничества, как формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. По результатам исследования предлагаются пути решения выявленных проблем, а также внесение изменений в Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <*> - определения категории "формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению".

--------------------------------

<*> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О противодействии коррупции" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Ключевые слова: коррупция, мелкое взяточничество, антикоррупционная деятельность, пробелы уголовного законодательства.

 

ON THE EFFICIENCY OF THE ESTABLISHMENT OF INTOLERANCE TO CORRUPT BEHAVIOR IN THE SOCIETY AS A MEASURE TO PREVENT PETTY BRIBERY

 

Zh.E. Zyryanova

 

Zyryanova Zhanna E., Chief Inspector of the Group of Records Management and Regime of the Kurgan Line Transport Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia of the Transport Directorate for the Ural Federal District of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

 

The article discusses the problems of the effectiveness of the implementation of such a measure for the prevention of petty bribery, as the formation of intolerance in a society towards corrupt behavior. According to the results of the study, ways of solving the identified problems are proposed, as well as amendments to the Federal Law "On Combating Corruption" to define the category "formation of intolerance in a society towards corrupt behavior".

 

Key words: corruption, petty bribery, anti-corruption activity, gaps in criminal legislation.

 

Рассмотрим некоторые проблемы организационного и правового характера, возникающие в процессе реализации такой меры по профилактике мелкого взяточничества, как формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Целью исследования является оценка эффективности формирования нетерпимости к коррупционному поведению как меры профилактики мелкого взяточничества в России в настоящее время, а также анализируются некоторые проблемы при ее осуществлении.

Актуальность выбранной темы обуславливает одна из задач, установленная Национальным планом противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы - повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания <1>.

--------------------------------

<1>Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. N 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы" // СПС "Гарант".

 

Вопрос формирования нетерпимости к коррупционному поведению в обществе рассматривался П.А. Кабановым, А.Е. Клышевой, Д.А. Тороковым, Д.А. Гарбатовичем, Г.А. Горшенковым и многими другими учеными-правоведами.

В качестве одной из мер профилактики коррупции Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) декларирует формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению <2>. Мнения об эффективности принимаемых мер и результативности проводимой государством политики по данному вопросу различны как в среде ученых-теоретиков, так и среди практикующих юристов, в связи с этим вопрос остается открытым и весьма дискуссионным.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О противодействии коррупции" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Для начала определим понятийно-терминологический аппарат.

Мы считаем, что взяточничество - это коррупционное преступление, предметом которого выступают деньги, ценные бумаги, иное имущество либо незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав, совершенное в пользу взяткополучателя или иных лиц, произведенное должностным лицом. Уголовный кодекс Российской Федерации <3> (далее - УК РФ) выделяет следующие виды взяточничества: мелкое (до десяти тысяч рублей), взятка (от 10 до 25 тысяч рублей), взятка в значительном размере (от 25 до 150 тысяч рублей), взятка в крупном размере (от 150 тысяч до одного миллиона рублей), взятка в особо крупном размере (свыше одного миллиона рублей).

--------------------------------

<3> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".

 

Мелкое взяточничество законодателем определено как получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей <4>, и является самым "молодым" из видов взяточничества - ответственность за совершение данного преступления была введена 3 июля 2016 г. <5> Уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 291.2 УК РФ "Мелкое взяточничество", является одним из наиболее часто встречающихся проявлений "бытовой коррупции" - нарушений антикоррупционного законодательства, с которыми граждане сталкиваются в повседневной жизни чаще всего.

--------------------------------

<4> Там же.

<5> Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 324-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Анализ официальной статистики преступности, предоставленной Министерством внутренних дел РФ <6> (рис. N 1), позволяет сделать вывод о том, что количество зарегистрированных коррупционных преступлений в стране на протяжении четырех лет остается практически неизменным - за исключением 2016 г., когда при незначительном росте общего количества зарегистрированных преступлений произошло снижение количества зарегистрированных фактов взяточничества.

--------------------------------

<6> Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/folder/101762 (дата обращения: 21.05.2020).

 

Динамика коррупционной преступности

 

35 000 │  32 455    32 924                               ┌─┐

       │ ┌──┐       ┌──┐                                 │ │ Преступления

       │ │                   29 634        30 495     └─┘ коррупционной

30 000 │ │                  ┌──┐          ┌──┐            направленности

       │ │                                        ┌─┐

       │ │                                        │/│ Взяточничество

25 000 │ │                                        └─┘

       │ │                               

       │ │                                        ┌─┐

20 000 │ │                                        ││ Мелкое

       │ │                                        └─┘ взяточничество

       │ │                               

15 000 │ │  │13 311 │                      

       │ │  ├──┐               │12 111      │12 527

       │ │  │//│      │9 984    ├──┐         ├──┐

10 000 │ │  │//│      ├──┐      │//│         │//│

       │ │  │//│      │//│      │//│5 841    │//│5 437

       │ │  │//│      │//│      │//├──┐      │//├──┐

 5 000 │ │  │//│      │//│      │//│\│      │//│\│

       │ │  │//│      │//│      │//│\│      │//│\│

       │ │  │//│      │//│      │//│\│      │//│\│

       └─┴──┴──┴────┴──┴──┴────┴──┴──┴──┴────┴──┴──┴──┴────

           2015       2016       2017          2018

 

Рисунок N 1

 

Доля мелкого взяточничества в структуре взяточничества на протяжении двух последних лет остается на уровне 43 - 48%.

В первом квартале 2019 г. зарегистрировано 10 457 преступлений коррупционной направленности, доля мелкого взяточничества равна 14% (1 499), в аналогичном периоде прошлого года этот показатель находился практически на том же уровне и выглядел следующим образом: 10 204 зарегистрированных коррупционных преступления с долей мелкого взяточничества 17% (1 740).

В соответствии с Индексом восприятия коррупции - рейтингом, составленным международным движением Transparency International на основе опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру, вплоть до 2017 г. индекс восприятия коррупции в России не менялся, в 2017 г. Россия заняла 135-е место из 180, в 2016 г. - 131-е, в 2015 г. - 119-е, изменение места в рейтинге было связано с включением или исключением некоторых стран из круга данного исследования.

Нам видится, что даже незначительный рост количества коррупционных преступлений, в частности преступлений, связанных со взяточничеством, привел к падению Российской Федерации в 2018 г. на три места в Индексе восприятия коррупции, что показало несовершенство принимаемых мер в рассматриваемой нами области. Заместитель генерального директора Transparency International Юлий Нисневич отметил, "что власть не может справляться с ростом коррупции, если в этом процессе не будет участвовать гражданское общество" <7>. Автор приходит к выводу о необходимости воплощения данной идеи в процессе включения институтов гражданского общества в процесс борьбы с коррупцией.

--------------------------------

<7> Официальный сайт сетевого издания РИА "Новости". URL: http://ria.ru/society/20101026/289456661.html (дата обращения: 23.05.2020).

 

Общественное мнение граждан, не являющихся предпринимателями и не занимающихся на профессиональном уровне аналитикой и изучением коррупционных проявлений, является, по мнению автора, важнейшей составляющей для оценки эффективности профилактики мелкого взяточничества как меры формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, так как именно данный круг лиц наиболее часто встречается с этим общественно опасным деянием.

Так, в ходе анализа общественного мнения по вопросу причин мелкого взяточничества, степени виновности взяткополучателей и их руководителей, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в декабре 2016 г., установлено, что 52% респондентов считают коррумпированность составляющей частью неверно устроенной организации, системы. 42% опрошенных заявили, что для рядовых работников наказание за взяточничество должно быть меньше, нежели для руководящего состава <8>. При этом стоит отметить, что в ходе опроса ставились вопросы, связанные именно с явлением мелкого взяточничества, вопросы о коррупции в крупных размерах и т.п. не задавались. Мы считаем, что общество в настоящее время не разделяет понятий мелкого и крупного взяточничества, что значительно осложняет процессы профилактики такого рода явлений.

--------------------------------

<8> Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=547 (дата обращения: 24.05.2020).

 

Представляется, что задекларированные нормы профилактики мелкого взяточничества и коррупции в целом - в частности, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению - являются недейственными либо их применение осуществляется недолжным образом.

К мерам по формированию нетерпимости к проявлениям коррупционного поведения в обществе, по нашему мнению, следует относить как пропагандистскую деятельность среди населения, так и повышение ответственности должностных лиц государственной власти, установление прозрачности их деятельности и т.д. В настоящий момент нельзя дать положительную оценку эффективности принимаемых мер по формированию в российском обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Это, по мнению автора, обусловлено рядом причин. Остановимся на некоторых из них.

I. Неготовность современного общества к вступлению в борьбу с коррупционными проявлениями. Издревле привыкшие к системе кормления представителей любого вида власти, люди порой даже не придают значения своей "благодарности" в виде, как им кажется, незначительного презента, принимая такой порядок ведения дел как должный. Непонимание того, что коррупционное поведение - это не только передача денежных средств, неверное толкование своих действий приводят к совершению преступления как со стороны дающего, так и со стороны принимающего данные "презенты". При этом при формальном наличии состава преступления четкого понимания и умысла на дачу взятки у лица нет, данное действие оценивается им как "подарок", "благодарность" и не более. В качестве решения данной проблемы автор предлагает следующее:

1. Пропаганда правовых знаний среди населения (повышение уровня правовой культуры), включающая в себя разъяснение положений действующего законодательства, выступления сотрудников правоохранительных органов в трудовых коллективах, на собраниях собственников жилья и т.п.

По мнению А.Е. Клышевой, основной мерой повышения уровня правовой культуры является правовое воспитание, реализуемое органами государственной власти и местного самоуправления, общественными структурами, средствами массовой информации, трудовыми коллективами <9>. Мы согласны с приведенной выше точкой зрения и считаем, что только благодаря совместным усилиям всех институтов общества возможно повышение уровня правовых знаний у населения до уровня, необходимого для успешного функционирования правового государства.

--------------------------------

<9> Клышева А.Е. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению (в рамках полномочий органов местного самоуправления) // Вопросы управления. 2012. N 2(19). С. 391 - 393.

 

2. Введение в программу основного общего образования в качестве обязательного предмета "Основы права". В настоящий момент одновременно на базовом и профильном уровнях старшей школы вводятся самостоятельные учебные курсы "Экономика" и "Право" <10>. Однако количество учебных часов, выделяемых на изучение данных предметов, ничтожно мало. Знакомство с учебными программами некоторых учебных заведений г. Кургана на 2017 - 2018 учебный год показало, что на изучение такого раздела, как "Уголовное право", выделяется всего от двух до десяти часов <11>, что не позволяет говорить о приобретении достаточных базовых знаний в рассматриваемой отрасли права.

--------------------------------

<10>Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 (ред. от 07.06.2017) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" // СПС "Гарант".

<11> Официальные сайты МБОУ г. Кургана "СОШ N 22", ГКОУ "Курганская специализированная (коррекционная) школа N 8", МБОУ г. Курган "СОШ N 50".

 

II. Недостаточная эффективность пропагандистской деятельности в рассматриваемой сфере. К чему сводится пропаганда антикоррупции? Как правило, к "открытой пропаганде" - к нескольким плакатам в городе, указанию номеров горячей линии "по вопросам коррупции" на стендах государственных учреждений и принятию локальных нормативно-правовых актов, к составлению планов по борьбе с коррупцией в конкретном регионе или ведомстве. Решение данной проблемы видится нам в следующем:

1. Создание действующего на постоянной основе органа профилактики, в чью компетенцию входило бы проведение разъяснительной работы, с предложением четкого алгоритма действий в борьбе с проявлениями коррупции в привычной жизни.

2. Создание должного антикоррупционного воспитания в институте семьи, в дошкольных учреждениях.

В данном случае следует согласиться с мнением П.А. Кабанова о том, что цель антикоррупционной агитации - это формирование антикоррупционного поведения через создание устойчивого и, что весьма важно, мотивированного антикоррупционного мировоззрения <12>.

--------------------------------

<12> Кабанов П.А. Антикоррупционная агитация как информационное средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Административное и муниципальное право. 2014. N 2. С. 178 - 185.

 

III. Неспособность субъектов власти, медицинских учреждений, системы образования, по нашему мнению, оказывать услуги населению на заявляемом уровне, что неразрывно связано с отсутствием должного кадрового обеспечения специалистами. Можно предложить несколько путей решения данной проблемы:

1. Наступательная работа по повышению качества оказываемых услуг.

2. Повышение эффективности проведения конкурсного отбора персонала на замещение вакантных должностей.

3. Проведение дополнительного обучения и прохождение специалистами курсов повышения квалификации, исключение практики проведения конкурсных отборов формально.

Н.Е. Таева справедливо отмечает, что последовательное и систематическое формирование антикоррупционного мировоззрения требует соответствующего кадрового обеспечения <13>.

--------------------------------

<13> Таева Н.С. Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся: современное состояние, проблемы и основные направления развития // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 2(51). С. 196 - 201.

 

Обеспечение подготовленными должным образом кадрами - одно из основных направлений деятельности образовательных учреждений всех уровней для достижения эффективности функционирования любого органа государственной власти, организации.

IV. Усеченная компетенция некоторых организаций, оказывающих услуги населению. Действующая в стране система многофункциональных центров, созданных для упрощения общения гражданина и органа государственной власти или местного самоуправления, исключения возможных проявлений коррупции, работает не во всех случаях достаточно эффективно. Необходимо:

1. Более детальное обучение работников многофункциональных центров, нацеленное не на исключительно прием и проверку правильности оформления поступивших документов, но и на оказание консультаций по оказываемым услугам с целью минимизации бюрократизма при предоставлении государственных услуг и исключения необходимости обращения граждан в коммерческие организации юридической направленности за разъяснениями.

2. Внедрение "наглядных обучающих пособий" по пользованию услугами на сайтах органов государственной власти.

V. Освещение в средствах массовой информации только "громких" коррупционных преступлений. Данная проблема обусловлена, во-первых, отнесением "мелких коррупционеров" к сфере бытовой коррупции и нерентабельностью освещения данного материала для СМИ как федерального, так и регионального уровня. Во-вторых, создание "положительного имиджа правоохранительных органов", по мнению руководящего состава и большей части населения, возможно лишь при наличии резонансных задержаний. Автор считает, что в связи с этим необходимо:

1. Осуществить дополнительное финансирование деятельности СМИ по освещению вопросов мелкого взяточничества как основной составляющей бытовой коррупции с целью предупреждения преступлений коррупционной направленности, с которыми обыватель может столкнуться в повседневной жизни.

2. Нацелить работу правоохранительных органов в части, касающейся поднятия престижа и создания положительного имиджа, освещаемого в СМИ, не столько на подробный рассказ о "громких" преступлениях, сколько на констатацию факта неотвратимости наказания даже за дачу и получение "несущественных", малозначительных благ и денежных средств, качество проводимых оперативно-разыскных, следственных и профилактических мероприятий.

VI. Главной проблемой, на наш взгляд, является отсутствие закрепленного на законодательном уровне понятия "формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению" - следовательно, свободное трактование данного понятия правоприменителями и отсутствие единой концепции реализации данной меры профилактики коррупции.

П.А. Кабанов предлагает весьма радикальное решение данной проблемы - "отказ от дальнейшего использования данного термина, постепенно вытесняя его более точной правовой категорией "формирование антикоррупционного мировоззрения", обеспечивая единство, краткость, точность и однозначность антикоррупционной юридической терминологии" <14>.

--------------------------------

<14> Кабанов П.А. Формирование нетерпимости к коррупционному поведению как юридически не определенная правовая категория и ее содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13. N 1. С. 1007 - 1026.

 

В качестве решения данной проблемы нами предлагается на данном этапе дать определение рассматриваемому нами понятию путем внесения изменений в Федеральный закон N 273-ФЗ. Определение данной категории видится нам следующим образом: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению - это мера по профилактике коррупции, направленная на создание отрицательного общественного восприятия коррупционных проявлений в поведении и создание правильной антикоррупционной модели поведения.

Перечень обозначенных проблемных вопросов, касающихся оценки эффективности формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, остается открытым и подлежит дальнейшему расширению, так как коррупция - весьма динамичное и постоянно совершенствующееся явление, не подлежащее искоренению в целом. Однако общество и государство в силах поставить данное явление в приемлемые рамки и купировать детерминанты, ее порождающие, в большей части на низовом уровне.

Мелкое взяточничество - явление, с которым граждане вынуждены сталкиваться практически ежедневно, поэтому нам видится наиболее правильным в целях достижения эффективности формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению направить особое внимание на борьбу именно с рядовыми взяткополучателями. Данный шаг позволит России не только снять с себя ярлык коррумпированности, но и повысить уровень жизни своего населения, поднять престиж правоохранительных органов и системы власти в целом.

 

Литература

 

1. Кабанов П.А. Антикоррупционная агитация как информационное средство противодействия коррупции: понятие и содержание / П.А. Кабанов // Административное и муниципальное право. 2014. N 2. С. 178 - 185.

2. Кабанов П.А. Формирование нетерпимости к коррупционному поведению как юридически не определенная правовая категория и ее содержание / П.А. Кабанов // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13. N 1. С. 1007 - 1026.

3. Клышева А.Е. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению (в рамках полномочий органов местного самоуправления) / А.Е. Клышева // Вопросы управления. 2012. N 2(19). С. 391 - 393.

4. Таева Н.С. Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся: современное состояние проблемы и основные направления развития / Н.С. Таева // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 2(51). С. 196 - 201.

    Новости