Поиск по сайту

ПРИЧИНЫ БЫТОВОЙ (ПОВСЕДНЕВНОЙ) КОРРУПЦИИ

ПРИЧИНЫ БЫТОВОЙ (ПОВСЕДНЕВНОЙ) КОРРУПЦИИ

 

Ю.В. ТРУНЦЕВСКИЙ

 

Трунцевский Юрий Владимирович, ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры уголовной политики Академии управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, профессор кафедры правоохранительной деятельности и адвокатуры Югорского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

 

В статье рассматриваются особенности проявления бытовой коррупции в различных сферах общества. Автор приводит существующие подходы к восприятию бытовой коррупции, анализирует причины ее возникновения и методы борьбы.

 

Ключевые слова: бытовая коррупция, взятки, влияющие факторы, граждане и общество.

 

Reasons for Petty (Commonplace) Corruption

 

Yu.V. Truntsevskiy

 

Truntsevskiy Yuriy V., Leading Research Scientist of the Department of Corruption Prevention Methodology of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Professor of the Department of Criminal Policy of the Management Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Professor of the Department of Law Enforcement and Advocacy of the Yugra State University, LL.D., Professor.

 

The article reviews the peculiarities of the manifestation of petty corruption in various spheres of the society. The author describes existing approaches to the perception of petty corruption, analyzes the reasons for its origination and combating methods.

 

Key words: petty corruption, bribes, affecting factors, citizens and society.

 

Принято считать, что коррупция подрывает приверженность государств демократическому правлению и верховенству права, способность осуществлять экономические реформы и усилия по восстановлению мира на всей международной арене.

В.В. Лунеев отмечал: "Коррупция душит Россию, и необходимы экстраординарные меры для эффективного предупреждения, контроля и минимизации ее до социально терпимого уровня. Причем особую опасность представляет не низовая (мелкая) коррупция, а коррупция правящей, политической и экономической элиты, для которой законы не писаны" <1>.

--------------------------------

<1> Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Государство и право. 2000. N 4. С. 28.

 

Вместе с тем в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ было отмечено, что особое внимание следует уделить "искоренению таких явлений, как бытовая коррупция, равнодушие к своим обязанностям, всему тому, что сегодня так оскорбляет и задевает людей" <2>, "люди, бизнес устали от повседневной бытовой коррупции, от поборов в государственных органах, в судах, правоохранительной системе, госкомпаниях" <3>.

--------------------------------

<2> См.: Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. // Российская газета. 2012. 13 декабря.

<3> Путин В. Коррупция для России опаснее, чем падение цен на нефть // Взгляд. Деловая газета. 2012. 21 июня. URL: http://vz.ru/news/2012/6/21/584838.html.

 

Мелкой, как правило, понимается коррупция, с которой сталкиваются граждане и частный сектор на ежедневной основе, для того чтобы получать основные услуги, такие как подключение к коммуникациям, получение паспорта, поступление в школу и таможенные формальности <4>, ограничивая граждан в доступе к государственным услугам, которая выступает причиной неравенства и косвенной институциональной дискриминации <5>.

--------------------------------

<4> Carr I., Jago R. Petty Corruption, Development and Information Technology // Antidote The Round Table The Commonwealth Journal of International Affairs. 2014. Vol. 103 (5). P. 465 - 485.

<5> Freeman J. Institutional Discrimination. URL: http://www.uic.edu/orgs/cwluherstory/jofreeman/womensociety/institidiscrim.htm.

 

Исследователи в данных странах выделяют одиннадцать основных служб, подверженных бытовой коррупции, - полиция, судебная система (суды низшей инстанции), землеустройство, коммунальное хозяйство, государственные больницы, электричество (потребители), поставки продовольствия (карточки), НДФЛ, водоснабжение, школы и сельские финансовые институты (фермеры).

В сознании граждан бытовая коррупция (подарок лечащему врачу, преподавателю в учебном заведении и т.п.) чаще всего представляется нормой поведения в обществе <6>, элементом жизни человека <7>, необходимостью и неотъемлемой частью общества <8>. "Признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров, является важным фактором формирования криминальной мотивации" <9>. То есть граждане рассматривают коррупцию как обычный способ получения услуг, такое мышление и практика глубоко укоренились в концептуальных, нравственных и практических отношениях повседневной жизни <10>.

--------------------------------

<6> Larmour P. A Short Introduction to Corruption and Anti Corruption. CIES Working Paper. 2007. P. 3.

<7> Гриб В.Г., Адамян Р.Э. Факторы, влияющие на борьбу с хищениями и коррупцией, и меры по их устранению // Российский следователь. 2015. N 13. С. 24 - 29.

<8> Porta D., Vannucci A. The Hidden Order of Corruption: An Institutional Approach, Ashgate, Surrey. 2012.

<9> Криминология / под общ. ред. А.Н. Долговой. М., 2010. С. 816.

<10> Giannakopoulos A., Maras K., . Perceptions of Corruption and Their Relevance to Anti-corruption Measures: Research Findings of the EU-Project 'Crime and Culture' // Korruption: Forschungsstand, , Probleme / Thomas Kliche, Stephanie Thiel (ed.). Lengerich: Pabst Science Publ., 2011. P. 124 - 135.

 

При создании общей видимости нетерпимости к взяточничеству, тем не менее, такая модель поведения реально воспроизводится (наиболее типичный пример - обычай благодарить врачей муниципальных и государственных медицинских учреждений за проведенные действия - проведение обследования, совершение хирургической операции и проч.). Очевидно, что подобного рода представления о взятках, существующие на бытовом уровне, способствуют формированию соответствующих образцов поведения для государственных и муниципальных служащих <11>. По данным МВД России, "бытовая коррупция служит основой для совершения более тяжких коррупционных преступлений и стимулирует рост числа граждан, готовых приспосабливаться к коррупционным отношениям" <12>.

--------------------------------

<11> Скоробогатов А.В. Коррупционное поведение как правовая максима российского общества // Диалектика противодействия коррупции: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (16 декабря 2016 г.). Казань: Изд-во "Познание" Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016. С. 153.

<12> Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и ожидаемые тенденции ее развития. М.: ВНИИ МВД России, 2016. С. 34.

 

По мнению функционалистов, коррупция воспринимается как средство компенсации различных видов неравенства в распределении (форма перераспределения) и широко распространенное чувство несправедливости в отношениях между гражданами и государством <13>. "Взятки среди сотрудников нижнего и среднего звена - это всего лишь возможность за счет занимаемой должности дофинансироваться, то есть каждый сотрудник этих звеньев, превышающий свои служебные полномочия из корыстных побуждений, добавляет к своему установленному заработку ту часть, которой, по его мнению, не хватает, чтобы достойно существовать" <14>.

--------------------------------

<13> Giannakopoulos A., Maras K.,  Op. cit. P. 124 - 135.

<14> Трунцевский Ю.В. О четырех методах искоренения коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 12. С. 34.

 

Граждане охотно признают, что мелкие взятки делают их жизнь легче <15>. В этих условиях взятки служат достижению целого ряда целей: компенсировать недостаточные зарплаты в госсекторе, позволять гражданам избегать ответственности за нарушение закона, преодолевать бюрократические препятствия (ускорение бюрократического процесса) <16>, получать некоторые социально-экономические выгоды, включая доступ к работе в государственном секторе (так называемая экономическая "смазка"). Примечательно, что более чем в 30% случаев инициатива передачи незаконного вознаграждения должностным лицам исходит от самих граждан <17>.

--------------------------------

<15> Roberts S.R., Orttung R. Changing corrupt behaviors assessment: addressing everyday corruption in Ukraine. Ukraine mission of the United States agency for international development (USAID). 2015. P. 7 - 39.

<16> Jain A.K. Corruption: A Review // Journal of Economic Surveys. 2001.

<17> Баранов В.М. Зоны повышенного риска в деятельности органов государственной власти в ракурсе презумпции виновности чиновников // Журнал российского права. 2013. N 2. С. 76 - 83.

 

Коррупция на самом деле делает жизнь легче для среднего гражданина, отражая его отношение к коррупции как к "решению", а не как к "проблеме". Большинство из опрошенных не желали признавать, что их поведение было частью проблемы, и они предположили, что вся вина должна лежать на государственных служащих, которые принимают и вымогают взятки, а не на тех, кто им их дает.

Следует согласиться с мнением, что специфика мелкой коррупции, поражая все основные сферы жизни общества, не характеризуется моральными представлениями субъектов как правонарушение <18>, отсутствует массовое сопротивление "низовой" коррупции, очевиден дуализм в отношении к этому явлению: граждане поддерживают публичные обвинения в коррупции и требуют жестких мер государственного реагирования на нее, но при этом при разрешении личных проблем, не задумываясь, дают взятки. Поэтому при характеристике российской коррупции приходится учитывать сложившуюся привычку терпимости слоев населения к коррупции и снисходительное отношение к ней <19> и констатировать, что действительно массового неприятия бытовой коррупции в настоящее время в нашей стране не наблюдается <20>.

--------------------------------

<18> Полукаров А.В. К вопросу об эффективности реализации административно-правовых средств противодействия коррупции в социальной сфере // Административное и муниципальное право. 2016. N 9. С. 799 - 806.

<19> Охотский Е.В. Коррупция: сущность, меры противодействия // Социологические исследования. 2009. N 9. С. 28.

<20> Залужный А.Г., Тохтарбаева С.М. Взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества в борьбе с коррупцией // Современное право. 2015. N 4. С. 120 - 125.

 

Таким образом, бытовая коррупция по сравнению с иными видами коррупции отличается большим охватом населения, участвующего в коррупционных отношениях, наличием устоявшихся обычаев в виде коррупционного поведения, вынужденным характером коррупции (у граждан зачастую отсутствуют иные, помимо коррупционных, способы удовлетворения их жизненных потребностей) и др.

При рассмотрении вопросов бытовой коррупции отмечается, что в настоящее время отсутствует механизм выявления причин и условий этого социального явления <21>, обусловленный отсутствием отчетности и недостаточной прозрачностью <22>.

--------------------------------

<21> Шиндяпина Е.Д., Черепанова Е.В., Дымберова Э.Д., Белоусова О.В. Совершенствование правовых и институциональных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. N 4. С. 100 - 112.

<22> Ahmed R., Ahmed Q.M. Petty Corruption in the Police Department, A Case Study of Slum Areas of Karachi // Developing Country Studies. 2012. Vol. 2 (6). P. 83.

 

Требуется анализ благоприятных обстоятельств мелкой коррупции, ее причин.

Так, изучение подобного явления свидетельствует о том, что сложные или громоздкие бюрократические структуры, географические условия, монополия и отсутствие альтернативных решений и плохое управление создают атмосферу, способствующую совершению коррупционных правонарушений <23>.

--------------------------------

<23> Carr I., Jago R. Op. cit. P. 465 - 485.

 

Сложившаяся ситуация по противодействию бытовой коррупции в сфере взаимодействия рядовых граждан и чиновников во многом обусловлена ментальной пассивностью населения, ставшей частью национального сознания и не позволяющей открыто бороться с проблемой на всех уровнях <24>. В некоторых случаях коррупция оправдывается как "плата за содействие" от "тех, кто может, для тех, кто нуждается".

--------------------------------

<24> Баранов В.М. Зоны повышенного риска в деятельности органов государственной власти в ракурсе презумпции виновности чиновников // Журнал российского права. 2013. N 2. С. 76 - 83.

 

Коррупция не обязательно воспринимается как нечто плохое: согласно распространенному мнению, например, в турецком обществе она считается каким-то "естественным" явлением, являясь давним, традиционным способом получения услуг, следуя традициям, считается набором обязательных нормативных правил <25>. Поэтому проблематичным с точки зрения права, а также морали является само признание получения денег "бытовой коррупции" общественно опасным, а значит, и преступным деянием <26>.

--------------------------------

<25> Sarlak Z., Bali B.B. Politics in Turkey: Condemned to Corruption? // Discussion Paper. 2008. N 24.

<26> Назаров О.В. О некоторых аспектах укрытия преступлений от учета // Законодательство и экономика. 2015. N 6. С. 42 - 51.

 

Мелкая коррупция чаще встречается в менее развитых странах. Ключевая причина, как представляется, видится в том, что те, кто назначается на эти низкие чиновничьи должности, сами низкооплачиваемые <27>. Так, по мнению исследователей, раздутая бюрократия, которая не может быть поддержана бюджетом Украины, привела к недостаточной заработной плате для государственных служащих <28>.

--------------------------------

<27> Poeschi G., Ribieiro R. Everyday Opinions on Grand and Petty Corruption: A Portuguese Study // Working Paper. 2012. OBEGEF. 8.

<28> Roberts S.R., Orttung R. Op. cit. P. 7 - 39.

 

По мнению российских специалистов, одной из объективных причин, которая породила многие виды коррупционных проявлений в сфере образования и здравоохранения, стали низкие заработные платы работников образования и здравоохранения в постсоветские годы, а сегодня (когда зарплаты немного выросли) коррупция стала устоявшейся моделью поведения, искоренить которые намного сложнее, чем в постсоветские годы, когда она резко негативно воспринималась и обществом, и собственно педагогическими и медицинскими работниками. К сожалению, сегодня есть иные мотивы для коррупции в образовании и здравоохранении: это сохраняющееся недофинансирование деятельности соответствующих учреждений и резко возросшая нагрузка на педагогических и медицинских работников (появление массы новых обязанностей <29> не сопровождается пропорциональным повышением заработной платы). При такой ситуации взятка (незаконные платежи) выступает гарантией качественного (более или менее) оказания услуг.

--------------------------------

<29> Например, работа с электронным дневником для педагога, знание и выполнение разнообразных стандартов, правил, инструкций для медицинских работников, детальная (по сравнению с началом этого века) регламентация трудовой деятельности.

 

К факторам, влияющим на формирование условий, способствующих возникновению и распространению коррупции в дошкольном образовании, также относят: невысокую заработную плату педагогических работников; низкую квалификацию персонала; обветшалость и плохое состояние зданий, в которых располагаются дошкольные организации, их неадаптированность к современным потребностям образования; отсутствие достаточного финансирования для закупки необходимого оборудования, игр, игрушек, методических и учебных пособий. Усугубляет ситуацию наличие постоянного, крайне высокого спроса на услуги дошкольного образования <30>.

--------------------------------

<30> Волкова Н.С. Противодействие коррупции и дошкольное образование // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2014. Т. 9. С. 90.

 

В системе здравоохранения взяточничество довольно широко распространено и имеет непосредственное отношение к дополнению зарплаты. По этой причине многие граждане рассматриваемых стран не слишком обеспокоены такими взятками и рассматривают их почти как часть их гражданского долга по поддержке низкооплачиваемых врачей, оправдывая это следующим: так трудно быть хирургом... человек спасает жизни, а он получает мизерную зарплату.. ему нужно кормить своих детей. Однако не все взятки в системе здравоохранения полностью направлены на получение качественных услуг. Некоторые больницы, как предполагается, действуют через пирамиду взяточничества, что в значительной степени обогащает руководителей этих учреждений.

Таким образом, нищие зарплаты в государственном секторе являются важным фактором бытовой коррупции. Однако вопрос о низкой заработной плате - это фактор, который полностью зависит от экономического развития. Одна из причин неудовлетворительной заработной платы в ряде стран (в основном развивающихся) - отсутствие государственных средств - в свою очередь происходит из-за ряда факторов, начиная от плохого налогового администрирования (из-за коррупции, как на низком, так и на высоком уровне) <31>, процветания теневой экономики, неправильного использования фондов развития политической элитой и, как следствие, отсутствия инфраструктуры <32>.

--------------------------------

<31> Использование материальных средств, для того чтобы скрыть полный доход, приводит к уплате более низкого процента налогов в государственный бюджет.

<32> Exploring the Relationships between Corruption and Tax Revenue. URL: http://www.u4.no/publications/exploring-the-relationships-between-corruption-and-taxrevenue/#sthash.WBKU0fYN.dpuf.

 

Поэтому компенсация рынка взяток <33> является одной из причин того, что взятки распространены во многих развивающихся странах, там, где государственные бюджеты не поддерживают достаточную заработную плату для государственных служащих, особенно в условиях раздутой бюрократии. В таких странах здравоохранение и образовательная система должны быть реформированы таким образом, чтобы бюджет страны мог достаточно их поддерживать <34>.

--------------------------------

<33> Альтернативная экономика взяток для оплаты фактической стоимости услуг и предоставления государственным служащим "реального" прожиточного минимума.

<34> Roberts S.R., Orttung R. Op. cit. P. 7 - 39.

 

Таким образом, общество и элита, население в целом предполагают, что единственный способ продвинуться в обществе - это заплатить нужным людям. Как следствие, большинство граждан проявляют постоянное недоверие к государству, поддерживают практику уклонения от уплаты налогов, потому что они не считают государство способным предоставлять общественные блага. Такая ситуация приводит к банкротству государственных бюджетов, которые не могут адекватно поддерживать государственных служащих, которые, в свою очередь, продолжают жить за счет взяток. В ответ на это граждане продолжают платить взятки <35>.

--------------------------------

<35> Ibid. P. 7 - 39.

 

Из-за общего уровня благосостояния и устойчивого функционирования административных структур в западных странах Центральной Европы среди широких слоев населения практически не существует мелкой коррупции и, следовательно, не существует социального восприятия коррупции, которая, однако, может существовать среди функциональных элит во многих областях, в частности, на стыке политики и экономики (государственные закупки).

Отличительное свойство бытовой коррупции - общеизвестность в профессиональном кругу. В этом ее как неуязвимость (поскольку об общеизвестных фактах люди предпочитают не давать показания), так и "ахиллесова пята" (поскольку при надлежащем руководстве и формировании здорового микроклимата в коллективе можно ее вообще искоренить). Поэтому следующий путь воздействия - на руководителей и через них <36>. Все это знают, но мер не принимают. Ведь коррупционерами не становятся одномоментно. Как правило, это результат подражания поведению начальства, коллег, попустительства сверху, сформировавшегося в коллективе безразличного отношения человека к нормам морали и правилам поведения. Нередко предпосылки коррупционных нарушений создаются в результате несоблюдения требований служебного стандарта, процедуры или порядка деятельности, что также неукоснительно должен обеспечить руководитель.

--------------------------------

<36> Илдус Нафиков о взятках: "Врачи, учителя завалены нашими конфетами и цветами". 18.10.2016. URL: http://realnoevremya.ru/articles/45720.

 

Прозрачность и открытость процедур и процессов принятия решений на государственной службе широко известны как центральное место в борьбе с коррупцией. Основанием для поощрения транспарентности является то, что она оставляет мало места публичному должностному лицу действовать по своему усмотрению и без разъяснения или обоснования своих решений. Поэтому как прозрачность, так и подотчетность являются важными факторами достижения успеха в борьбе с коррупцией <37>.

--------------------------------

<37> Carr I., Jago R. Op. cit. P. 38.

 

Что касается СМИ, то в них подчас наблюдается инфляционное использование понятия коррупции. Все вместе они сделали из "коррупции" всеобъемлющий термин, предназначенный для покрытия всевозможных недостатков, отказов и неисправностей, преследующих современное общество: pars pro toto - термин, обозначающий, что в целом (в обществе, политике и экономике) все пошло не так <38>. И вместо того чтобы способствовать прозрачности, СМИ усиливают существующие представления о широко распространенной коррупции. Утвердительно воспроизводят то, что в повседневной жизни воспринимается как рассеянная коррупция, усиливают эти представления, утверждая коррумпированное поведение как основной факт общественных отношений <39>.

--------------------------------

<38> Precupetu I., Preoteasa A.M. Patterns of Perceptions Towards the Anticorruption Fight in Romania // Discussion Paper. 2008. N 21; Precupetu I. On the Nature and Causes of Corruption in Romania. Evidence From a Grounded Theory Approach // Discussion Paper. 2008. N 13.

<39> Giannakopoulos A., Maras K.,  P. 124 - 135.

 

Литература

 

1. Баранов В.М. Зоны повышенного риска в деятельности органов государственной власти в ракурсе презумпции виновности чиновников / В.М. Баранов // Журнал российского права. 2013. N 2. С. 76 - 83.

2. Волкова Н.С. Противодействие коррупции и дошкольное образование / Н.С. Волкова // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2014. Т. 9. С. 89 - 100.

3. Гриб В.Г. Факторы, влияющие на борьбу с хищениями и коррупцией, и меры по их устранению / В.Г. Гриб, Р.Э. Адамян // Российский следователь. 2015. N 13. С. 24 - 29.

4. Залужный А.Г. Взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества в борьбе с коррупцией / А.Г. Залужный, С.М. Тохтарбаева // Современное право. 2015. N 4. С. 120 - 125.

5. Криминология: учебник для студентов вузов / под общей редакцией А.Н. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Норма: ИНФРА-М, 2010. 1007 с.

6. Назаров О.В. О некоторых аспектах укрытия преступлений от учета / О.В. Назаров // Законодательство и экономика. 2015. N 6. С. 42 - 51.

7. Охотский Е.В. Коррупция: сущность, меры противодействия / Е.В. Охотский // Социологические исследования. 2009. N 9 (305). С. 25 - 32.

8. Плотникова И. Илдус Нафиков о взятках: "Врачи, учителя завалены нашими конфетами и цветами" / И. Плотникова // Реальное время. 2016. 18 октября.

9. Полукаров А.В. К вопросу об эффективности реализации административно-правовых средств противодействия коррупции в социальной сфере / А.В. Полукаров // Административное и муниципальное право. 2016. N 9. С. 799 - 806.

10. Путин В. Коррупция для России опаснее, чем падение цен на нефть / В. Путин // Взгляд. Деловая газета. 2012. 21 июня.

11. Скоробогатов А.В. Коррупционное поведение как правовая максима российского общества / А.В. Скоробогатов, А.В. Краснов // Диалектика противодействия коррупции: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Казань, 16 декабря 2016 г.) / редакторы: И.И. Бикеев [и др.]. Казань: Познание, 2016. С. 151 - 154.

12. Трунцевский Ю.В. О четырех методах искоренения коррупции / Ю.В. Трунцевский // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 12. С. 30 - 36.

13. Цирин А.М. Современные стандарты и технологии противодействия коррупции / А.М. Цирин, Е.В. Черепанова, О.А. Тулинова // Журнал российского права. 2014. N 7 (211). С. 143 - 171.

14. Шиндяпина Е.Д. Совершенствование правовых и институциональных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации / Е.Д. Шиндяпина, Е.В. Черепанова, Э.Д. Дымберова, О.В. Белоусова // Журнал российского права. 2013. N 4. С. 100 - 112.

15. Ahmed R. Petty Corruption in the Police Department, A Case Study of Slum Areas of Karachi / R. Ahmed, Q.M. Ahmed // Developing Country Studies. 2012. Vol. 2. Iss. 6. P. 78 - 86.

16. Carr I. Petty Corruption, Development and Information Technology / I. Carr, R. Jago // Antidote The Round Table The Commonwealth Journal of International Affairs. 2014. Vol. 103 (5). P. 465 - 485.

17. Drew S. Where Western Perceptions Clash with Eastern European Realities / S. Drew // Nieman Reports, Spring 2011, Online Exclusives. URL: http://www.nieman.harvard.edu/reports/article/102593/WhereWestern-Perceptions-Clash-With-EasternEuropean-Realities.asp.

18. Freeman J. Institutional Discrimination / J. Freeman. URL: https://www.jofreeman.com/womensociety/institidiscrim.htm.

19. Giannakopoulos A. Perceptions of Corruption and Their Relevance to Anti-corruption Measures: Research Findings of the EU-Project 'Crime and Culture' / A. Giannakopoulos, K. Maras,  // Korruption: Forschungsstand, , Probleme / T. Kliche, S. Thiel (ed.). Lengerich: Pabst Science Publ., 2011. P. 124 - 135.

20. Jain A.K. Corruption: A Review / A.K. Jain // Journal of Economic Surveys. 2001. Vol. 15. Iss. 1. P. 71 - 121.

21. Lambropoulou E. The construction of corruption in Greece. A normative or cultural issue? / E. Lambropoulou, S. Ageli, N. Papamanolis, E. Bakali // Discussion Paper Series. 2007. N 6. 24 p.

22. Lambropoulou E. Views on Corruption in Greece. Between 'Low Morals' and a 'Culture of Compromise' / E. Lambropoulou, N. Papamanolis, S. Ageli, E. Bakali // Discussion Paper Series. 2008. N 12. 44 p.

23. Larmour P. A Short Introduction to Corruption and Anti Corruption / P. Larmour // CIES e-Working Paper, 37. Portugal: Centre for Research and Studies in Sociology, 2007. 16 p.

24. Poeschi G. Everyday Opinions on Grand and Petty Corruption: A Portuguese Study / G. Poeschi, R. Ribieiro // Working Paper. N 13 /  (Ed.). OBEGEF, 2012. 25 p.

25. Porta D. The Hidden Order of Corruption: An Institutional Approach / D. Porta, A. Vannucci. Ashgate, Surrey. London: Routledge, 2012. 316 p.

26. Precupetu I. Corruption in Romania. First Steps Towards a Grounded Theory of Corruption. Crime is Cultural Problem / I. Precupetu // Discussion Paper Series. 2007. N 4. 39 p.

27. Precupetu I. On the Nature and Causes of Corruption in Romania. Evidence From a Grounded Theory Approach / I. Precupetu // Discussion Paper Series. 2008. N 13.

28. Precupetu I. Patterns of Perceptions Towards the Anticorruption Fight in Romania / I. Precupetu, A.M. Preoteasa // Discussion Paper Series. 2008. N 21. 36 p.

29. Roberts S.R. Changing corrupt behaviors assessment: addressing everyday corruption in Ukraine / S.R. Roberts, R. Orttung // Ukraine mission of the United States agency for international development (USAID). 2015. P. 7 - 39.

30. Sarlak Z. Corruption in Turkey. Is the donor content when the recipient is content? / Z. Sarlak, B. Bali // Discussion Paper. 2007. N 9.

31. Sarlak Z. Corruption in Turkey. Why Cannot an Urgent Problem Be a Main Concern? / Z. Sarlak, B.B. Bali // Discussion Paper. N 14. 2008. 26 p.

32. Sarlak Z. Politics in Turkey: Condemned to Corruption? / Z. Sarlak, B.B. Bali // Discussion Paper. 2008. N 24. 13 p.

33. Smilov D. Perceptions of Corruption in Bulgaria. A Content Analysis of Documents from Politics, Judiciary, Police, Media, Civil Society and Economy / D. Smilov, R. Dorosiev // Discussion Paper Series. 2010. N 7. 18 p.

34.  Perceptions of Corruption in Germany. A Comparative Study / , K. Maras, A. Giannakopoulos // Discussion Paper Series. 2008. N 25.

35. Xenakis S. The Dog(s) that Didn't Bark. Exploring Perceptions of Corruption in the UK / S. Xenakis // Discussion Paper Series. 2007. N 10.

 

References

 

1. Baranov V.M. Zony' povy'shennogo riska v deyatelnosti organov gosudarstvennoy vlasti v rakurse prezumptsii vinovnosti chinovnikov [High Risk Areas in Activities of Internal Affairs Agencies from the Perspective of Presumption of Guilt of Officials] / V.M. Baranov // Zhurnal rossiyskogo prava - Russian Law Journal. 2013. N 2. S. 76 - 83.

2. Volkova N.S. Protivodeystvie korruptsii i doshkolnoe obrazovanie [Corruption Combating and Pre-School Education] / N.S. Volkova // Ezhegodnik rossiyskogo obrazovatelnogo zakonodatelstva. 2014. T. 9 - Yearbook of Russian Educational Laws. 2014. Vol. 9. S. 89 - 100.

3. Grib V.G. Faktory', vliyayuschie na borbu s khischeniyami i korruptsiey, i mery' po ikh ustraneniyu [Factors Affecting the Fight Against Embezzlements and Corruption and Elimination Measures] / V.G. Grib, R.E. Adamyan // Rossiyskiy sledovatel - Russian Investigator. 2015. N 13. S. 24 - 29.

4. Zaluzhny A.G. Vzaimodeystvie organov vnutrennikh del s institutami grazhdanskogo obschestva v borbe s korruptsiey [The Interaction Between Internal Affairs Agencies and Civil Society Institutions in Corruption Combating] / A.G. Zaluzhny, S.M. Tokhtarbaeva // Sovremennoe pravo - Modern Law. 2015. N 4. S. 120 - 125.

5. Kriminologiya: uchebnik dlya studentov vuzov [Criminology: textbook for students of higher educational institutions] / pod obschey redaktsiey A.N. Dolgovoy. 4-e izd., pererab. i dop. Moskva: Norma: INFRA-M - under the general editorship of A.N. Dolgova. 4th edition, revised and enlarged. Moscow: Norm: INFRA-M, 2010. 1007 s.

6. Nazarov O.V. O nekotory'kh aspektakh ukry'tiya prestupleniy ot ucheta [On Some Aspects of Non-Recording of Crimes] / O.V. Nazarov // Zakonodatelstvo i ekonomika - Law and Economy. 2015. N 6. S. 42 - 51.

7. Okhotskiy E.V. Korruptsiya: suschnost, mery' protivodeystviya [Corruption: The Essence, Combating Measures] / E.V. Okhotskiy // Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological Research. 2009. N 9 (305). S. 25 - 32.

8. Plotnikova I. Ildus Nafikov o vzyatkakh: 'Vrachi, uchitelya zavaleny' nashimi konfetami i tsvetami' [Ildus Nafikov on Bribes: 'Doctors, Teachers Are Flooded with Our Sweets and Flowers'] / I. Plotnikova // Realnoe vremya. 2016. 18 oktyabrya - Real Time. 2016. October 18.

9. Polukarov A.V. K voprosu ob effektivnosti realizatsii administrativno-pravovy'kh sredstv protivodeystviya korruptsii v sotsialnoy sfere [On the Efficiency of the Implementation of Administrative Law Means of Combating of Corruption in the Social Sector] / A.V. Polukarov // Administrativnoe i munitsipalnoe parvo - Administrative and Municipal Law. 2016. N 9. S. 799 - 806.

10. Putin V. Korruptsiya dlya Rossii opasnee, chem padenie tsen na neft [Corruption Is More Dangerous for Russia Than a Drop of the Oil Prices] / V. Putin // Vzglyad. Delovaya gazeta. 2012. 21 iyunya - View. Business Newspaper. 2012. June 21.

11. Skorobogatov A.V. Korruptsionnoe povedenie kak pravovaya maksima rossiyskogo obschestva [Corrupt Behavior as a Legal Maxim of the Russian Society] / A.V. Skorobogatov, A.V. Krasnov // Dialektika protivodeystviya korruptsii: materialy' VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodny'm uchastiem (g. Kazan, 16 dekabrya 2016 g.) / redaktory': I.I. Bikeev [i dr.]. Kazan: Poznanie - Corruption Combating Dialectics: files of the VI all-Russian scientific and practical conference with international participation (Kazan, December 16, 2016) / editors: I.I. Bikeev [et al.]. Kazan: Cognition, 2016. S. 151 - 154.

12. Truntsevskiy Yu.V. O chety'rekh metodakh iskoreneniya korruptsii [On the Four Methods of Eradication of Corruption] / Yu.V. Truntsevskiy // Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie - Government and Local Self-Government. 2013. N 12. S. 30 - 36.

13. Tsirin A.M. Sovremenny'e standarty' i tekhnologii protivodeystviya korruptsii [Modern Corruption Combating Standards and Technologies] / A.M. Tsirin, E.V. Cherepanova, O.A. Tulinova // Zhurnal rossiyskogo prava - Russian Law Journal. 2014. N 7 (211). S. 143 - 171.

14. Shindyapina E.D. Sovershenstvovanie pravovy'kh i institutsionalny'kh osnov protivodeystviya korruptsii v subyektakh Rossiyskoy Federatsii [The Improvement of Legal and Institutional Bases of Corruption Combating in Constituent Entities of the Russian Federation] / E.D. Shindyapina, E.V. Cherepanova, E.D. Dymberova, O.V. Belousova // Zhurnal rossiyskogo prava - Russian Law Journal. 2013. N 4. S. 100 - 112.

15. Ahmed R. Petty Corruption in the Police Department, a Case Study of Slum Areas of Karachi / R. Ahmed, Q.M. Ahmed // Developing Country Studies. 2012. Vol. 2. Iss. 6. S. 78 - 86.

16. Carr I. Petty Corruption, Development and Information Technology / I. Carr, R. Jago // Antidote the Round Table the Commonwealth Journal of International Affairs. 2014. Vol. 103 (5). S. 465 - 485.

17. Drew S. Where Western Perceptions Clash with Eastern European Realities / S. Drew // Nieman Reports, Spring 2011, Online Exclusives. URL: http://www.nieman.harvard.edu/reports/article/102593/WhereWestern-Perceptions-Clash-With-EasternEuropean-Realities.asp.

18. Freeman J. Institutional Discrimination / J. Freeman. URL: https://www.jofreeman.com/womensociety/institidiscrim.htm.

19. Giannakopoulos A. Perceptions of Corruption and Their Relevance to Anti-Corruption Measures: Research Findings of the EU-Project 'Crime and Culture' / A. Giannakopoulos, K. Maras,  // Korruption: Forschungsstand, , Probleme / T. Kliche, S. Thiel (ed.). Lengerich: Pabst Science Publ., 2011. S. 124 - 135.

20. Jain A.K. Corruption: A Review / A.K. Jain // Journal of Economic Surveys. 2001. Vol. 15. Iss. 1. S. 71 - 121.

21. Lambropoulou E. The Construction of Corruption in Greece. A Normative or Cultural Issue? / E. Lambropoulou, S. Ageli, N. Papamanolis, E. Bakali // Discussion Paper Series. 2007. N 6. 24 s.

22. Lambropoulou E. Views on Corruption in Greece. Between 'Low Morals' and a 'Culture of Compromise' / E. Lambropoulou, N. Papamanolis, S. Ageli, E. Bakali // Discussion Paper Series. 2008. N 12. 44 s.

23. Larmour P. A Short Introduction to Corruption and Anti-Corruption / P. Larmour // CIES e-Working Paper, 37. Portugal: Centre for Research and Studies in Sociology, 2007. 16 s.

24. Poeschi G. Everyday Opinions on Grand and Petty Corruption: A Portuguese Study / G. Poeschi, R. Ribieiro // Working Paper. N 13 /  Himus (Ed.). OBEGEF, 2012. 25 s.

25. Porta D. The Hidden Order of Corruption: An Institutional Approach / D. Porta, A. Vannucci. Ashgate, Surrey. London: Routledge, 2012. 316 s.

26. Precupetu I. Corruption in Romania. First Steps Towards a Grounded Theory of Corruption. Crime is Cultural Problem / I. Precupetu // Discussion Paper Series. 2007. N 4. 39 s.

27. Precupetu I. On the Nature and Causes of Corruption in Romania. Evidence from a Grounded Theory Approach / I. Precupetu // Discussion Paper Series. 2008. N 13.

28. Precupetu I. Patterns of Perceptions Towards the Anticorruption Fight in Romania / I. Precupetu, A.M. Preoteasa // Discussion Paper Series. 2008. N 21. 36 s.

29. Roberts S.R. Changing Corrupt Behaviors Assessment: Addressing Everyday Corruption in Ukraine / S.R. Roberts, R. Orttung // Ukraine Mission of the United States Agency for International Development (USAID). 2015. S. 7 - 39.

30. Sarlak Z. Corruption in Turkey. Is the Donor Content When the Recipient is Content? / Z. Sarlak, B. Bali // Discussion Paper. 2007. N 9.

31. Sarlak Z. Corruption in Turkey. Why Cannot an Urgent Problem Be a Main Concern? / Z. Sarlak, B.B. Bali // Discussion Paper N 14. 2008. 26 s.

32. Sarlak Z. Politics in Turkey: Condemned to Corruption? / Z. Sarlak, B.B. Bali // Discussion Paper. 2008. N 24. 13 s.

33. Smilov D. Perceptions of Corruption in Bulgaria. A Content Analysis of Documents from Politics, Judiciary, Police, Media, Civil Society and Economy / D. Smilov, R. Dorosiev // Discussion Paper Series. 2010. N 7. 18 s.

34.  Perceptions of Corruption in Germany. A Comparative Study / , K. Maras, A. Giannakopoulos // Discussion Paper Series. 2008. N 25.

35. Xenakis S. The Dog(s) That Didn't Bark. Exploring Perceptions of Corruption in the UK / S. Xenakis // Discussion Paper Series. 2007. N 10.

 

    Новости