Поиск по сайту

КОРРУПЦИОННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КАК УГРОЗА НАРУШЕНИЯ ПРИНЦИПА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЛИЩА

КОРРУПЦИОННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА КАК УГРОЗА НАРУШЕНИЯ ПРИНЦИПА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЛИЩА

 

О.А. КОВАЛЕВА

 

Ковалева Ольга Александровна, доцент кафедры гражданского права и процесса Оренбургского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

 

Законодательство России закрепляет определенные требования к безопасности жилых помещений. Однако коррупционные правонарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства часто влияют на возможность соблюдения таких требований строительными и эксплуатирующими организациями. В настоящей статье автор анализирует влияние коррупционных проявлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства на возникновение угрозы нарушения принципа безопасности жилища.

Автором дается понятие "безопасность жилого помещения", характеризуются основные черты такого понятия, предлагаются меры профилактики и борьбы с коррупционными правонарушениями в сфере ЖКХ, влияющими на безопасность жилища.

 

Ключевые слова: безопасность жилища, качество жилья, коррупция в сфере ЖКХ, нарушение правил безопасности, цифровое ЖКХ.

 

Corrupt Practices in the Area of Housing and Public Utilities as a Threat of Contravention of the Principle of Home Security

 

O.A. Kovaleva

 

Kovaleva Olga A., Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure of the Orenburg State University, PhD (Law), Associate Professor.

 

Russian legislation establishes certain requirements for the safety of residential premises. However, corruption offenses in the sphere of housing and communal services often affect the ability of construction and operating organizations to comply with such requirements. In this article, the author analyzes the impact of corruption in the sphere of housing and communal services on the threat of violation of the principle of home security.

The author gives the concept of "security of residential premises", describes the main features of this concept, suggests measures to prevent and combat corruption violations affecting the security of housing.

 

Key words: home security systems, the quality of housing, corruption in the sphere of housing and communal services, violation of safety rules, digital utilities.

 

Проблема безопасности жилых помещений при их проектировании, строительстве и эксплуатации в настоящее время становится важнейшей.

Изучением различных аспектов безопасности жилых помещений занимались многие ученые цивилисты. Так, вопросы безопасности жилых помещений в своих работах рассматривали: А.П. Дубров <1>, Е.Н. Неганова <2>, Ю.А. Табунщиков <3> и др. Комплексные вопросы безопасности жилища изучали: Н.В. Ростовцева <4>, А.А. Швец <5>. Кроме того, многие авторы обращали внимание на необходимость более четкого законодательного регулирования прав граждан на гигиеническую и биологическую безопасность жилища. Среди них: Ю.Д. Губернский, В.К. Лицкевич, Ю.А. Рахманин, Н.В. Калинина <6>, К.Ю. Кулаков, Е.М. Егорова <7>, В.Е. Крийт, Ю.Н. Сладкова <8>.

--------------------------------

<1> Дубров А.П. Экология жилища и здоровье человека. Уфа: Слово, 1995.

<2> Неганова Е.Н. Прокурорский надзор за реализацией права на жилище как фактор обеспечения социальной безопасности в Российской Федерации // Профилактика проявлений экстремизма и терроризма как фактор обеспечения социальной безопасности в современной России. М., 2017. С. 296 - 303.

<3> Табунщиков Ю.А. Экологическая безопасность жилища // ECOTECO. URL: http://www.ecoteco.ru/library/magazine/zhurnal-10/ekologiya/ekologicheskaya-bezopasnost-zhilischa/ (дата обращения: 23.02.2020).

<4> Ростовцева Н.В. Об актуальных вопросах российского жилищного законодательства // Журнал российского права. 2008. N 11. С. 40 - 52.

<5> Швец А.А. Разработка критериев экологической безопасности помещений жилых зданий и мероприятий по ее обеспечению. М., 2007. 37 с.

<6> Губернский Ю.Д., Лицкевич В.К., Рахманин Ю.А., Калинина Н.В. Проблемные вопросы гигиены жилых и общественных зданий и концепция развития исследований на перспективу // Гигиена и санитария. 2012. N 4.

<7> Кулаков К.Ю., Егорова Е.М. Влияние изменений параметров микроклимата на самочувствие человека и эксплуатационные характеристики строительных конструкций // Московский экономический журнал. 2019. N 6.

<8> Крийт В.Е., Сладкова Ю.Н. Основные проблемы гигиенического нормирования микроклимата жилых и общественных зданий // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018. N 2.

 

Жилищное законодательство Российской Федерации предъявляет определенные требования к качеству жилых помещений. Требования закреплены в ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ и включают в себя необходимость соответствия жилых помещений правилам пожарной, технической, санитарно-гигиенической и экологической безопасности.

Сущность безопасности заключается во взаимодействии людей, государств, природных и социальных объектов между собой и теми условиями, в которых они находятся. Состояние взаимосвязи заключается в недопущении вреда человеку, обществу или государству. Несмотря на наличие различных видов безопасности жилья (пожарной, технической, санитарно-гигиенической и экологической), казалось бы, не связанных между собой, данные сферы взаимосвязаны, находятся в тесном взаимодействии.

Для того чтобы определить, каким образом воздействует коррупция на нарушение правил безопасности жилых помещений, необходимо определить основные черты такой безопасности и ее понятие. Кроме того, нет даже легального понятия общей безопасности. Специальный Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" также не содержит в себе четкой дефиниции понятия "безопасность". Наиболее распространенная трактовка данного понятия осуществляется через состояние защищенности от опасности; положение, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-либо; защита от опасности; отсутствие опасности; сохранность, надежность.

К сожалению, жилищное законодательство России также не дает четкого понятия безопасности жилого помещения, не определяет принцип безопасности жилья в качестве основополагающего и не выделяет черты данного принципа.

На наш взгляд, понятие "безопасность жилища" носит широкий, многоуровневый и системный характер, одной из основных задач которого является, с одной стороны, обеспечение и создание условий для поступательного развития жилого фонда, самосовершенствования, самореализации и стабильности, с другой стороны, обеспечение соединения, объединение и сплачивание элементов, составляющих систему безопасности жилого помещения в целях ее функционирования.

Можно выделить две основные черты безопасности жилого помещения. Во-первых, это развивающееся общественное явление, изменяющееся с течением времени (виды безопасности постоянно добавляются в перечень - пожарная, техническая, санитарно-эпидемиологическая, экологическая, биологическая). Во-вторых, защищенность, т.е. состояние, обеспечивающее сохранение от опасности и различного рода угроз жизненно важного пространства (жилое помещение).

Таким образом, по мнению автора, необходимо закрепить следующее содержание понятия "безопасное жилое помещение" - это жилое помещение, в котором поддерживается жилая среда, полностью защищающая человека от воздействия неблагоприятных факторов, обеспечивающая реализацию жизненно важных интересов проживающих в нем лиц и направленная на сохранение условий постоянного проживания, а также условий и требований, предъявляемых к безопасности жилых помещений и направленная на устойчивое развитие всего общества.

По сути все коррупционные нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, прямо или косвенно влияющие на качество и безопасность жилья, в конечном итоге сводятся к следующему.

Во-первых, стремление к извлечению прибыли от незаконной деятельности, связанной с эксплуатацией жилищного фонда, начислением коммунальных платежей, нецелевым расходованием бюджетных средств, является одним из главных мотивов преступной деятельности в сфере ЖКХ.

Во-вторых, коррупциогенный аспект рассматриваемых правоотношений тесно связан с деятельностью государственных органов и должностных лиц, которые либо злоупотребляют должностными полномочиями с целью получения материальной выгоды, либо используют пробелы в законодательстве для осуществления коррупционного лоббизма во вред безопасности строительства и эксплуатации жилого фонда, либо совершают преступления, связанные с получением и дачей взяток, что подрывает интересы государственной службы и негативно сказывается на состоянии национальной безопасности России.

В-третьих, недостаточная развитость законодательного регулирования и ненадлежащий жилищный контроль (надзор) в Российской Федерации способствуют совершению коррупционных преступлений, нарушению прав и свобод человека и гражданина.

Н.П. Заряева называет коррупцию в качестве основной причины нарушения правил пожарной безопасности жилых помещений. "К причинам возникновения нарушения правил пожарной безопасности жилых помещений относятся:

- неоправданная и необоснованная экономия различных ресурсов собственника объекта: дешевые пожароопасные стройматериалы, безалаберное отношение к технике безопасности, сокращение штата сотрудников;

- низовая коррупция, т.е. те, кто призваны контролировать торговые точки и спрашивать по полной с собственников, закрывают глаза на имеющиеся нарушения;

- неподготовленность людей, находящихся на объектах социальной инфраструктуры, к действиям при возникновении пожара и др." <9>.

--------------------------------

<9> Заряева Н.П. К вопросу об уголовной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности // Нарушение требований безопасности в ходе эксплуатации промышленных объектов и объектов социальной инфраструктуры: квалификация и расследование (Москва, 1 ноября 2018 г.) / Под общ. ред. А.М. Багмета. М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2018. С. 31.

 

Антикоррупционная государственная политика и законодательство имеют исключительное значение для борьбы с коррупцией в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Без их эффективного действия противостоять коррупции невозможно. Однако социальный контекст функционирования норм законодательства и осуществления антикоррупционной политики не всегда приводит к предполагаемым результатам.

Количество субъектов, которые призваны заниматься противодействием коррупции, достаточно высокое.

По функциональному назначению в системе органов по координации, контролю и взаимодействию власти и общества по противодействию коррупции в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо выделять:

- органы, координирующие деятельность субъектов жилищно-коммунальных отношений и регулирующие эти отношения;

- органы, контролирующие деятельность субъектов жилищных правоотношений и привлекающие к ответственности за совершаемые правонарушения в сфере ЖКХ;

- органы, привлекающие к уголовной ответственности за совершаемые преступления в сфере ЖКХ;

- органы, осуществляющие финансирование жилищно-коммунальной сферы;

- судебные органы, рассматривающие жилищно-коммунальные споры;

- общественные организации и граждане, которые направляют обращения по поводу коррупционных нарушений в области ЖКХ;

- субъекты системы противодействия коррупции, осуществляющие научно-исследовательскую и экспертную деятельность.

Анализ системы органов по координации, контролю и взаимодействию власти и общества по борьбе с коррупцией в России привел к необходимости отметить, что количество этих органов не всегда соразмерно с качеством их работы, часто полномочия и функции одних дублируются другими органами.

Среди действенных мер противодействия и профилактики коррупционных проявлений, влияющих на безопасность жилища, можно назвать как общие меры борьбы с коррупцией, так и специфические меры, точечно воздействующие именно на правонарушения в сфере ЖКХ.

Не заостряя внимания на общих мерах по борьбе с коррупцией в сфере жилищно-коммунального хозяйства, остановимся на некоторых специфических мерах.

Здесь, на наш взгляд, интересен опыт Германии. Например, среди действенных мер противодействия коррупции в сфере нарушения норм безопасности жилых помещений в Германии используется "принцип четырех глаз". Данный принцип предполагает наличие нескольких независимых друг от друга наблюдателей при приемке любых этапов строительства и эксплуатации жилых помещений. Данные наблюдатели несут личную (персональную) ответственность в случае дальнейшего обнаружения нарушения правил безопасности материалов и работ, снижения качества жилья или иных проблем, возникающих в процессе эксплуатации жилых помещений владельцами и собственниками. Кроме того, на всех этапах строительства жилого здания данные о застройщике, всех подрядчиках, привлекаемых на разных этапах работы, а также контролирующих строительство надзорных органов должны быть опубликованы на специальном интернет-ресурсе со свободным доступом.

Немецкий институт независимых наблюдателей за строительством и вводом в эксплуатацию жилых зданий является частным. Чтобы стать таким наблюдателем, необходимо иметь соответствующее техническое образование и после сдачи аттестационных испытаний получить патент. Срок действия результатов экзамена и, соответственно, действия патента составляет от 1 года до 3 лет в зависимости от квалификации и опыта претендента. Главным сдерживающим коррупцию фактором в рассматриваемом примере является репутация наблюдателя и его личная ответственность.

Интересен также опыт Эстонии. Проблема коррупции здесь решалась поэтапно и более спокойно. Новшество этой страны - информационные технологии. Страна успешно развивает электронное правительство (в том числе в сфере жилищного хозяйства), что устраняет личностный фактор во взаимодействии чиновника с гражданами. Также в электронном виде проводятся государственные закупки (в сфере строительства и эксплуатации ЖКХ), а большинство административных процедур осуществляется при помощи цифровой подписи (заявления на разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию жилых зданий, акты обследования помещений и т.д. выдаются в виде электронного документа без личного присутствия заявителя) <10>.

--------------------------------

<10> Миляева А.К. Эффективность борьбы с коррупцией: зарубежный опыт // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2018. N 10. С. 131.

 

По нашему мнению, снизить коррупционную оставляющую на всех этапах строительства и эксплуатации жилых помещений в России и повысить качество и безопасность жилья, кроме всего прочего, можно путем сбора и систематизации информации о застройщике, всех подрядных организациях, ведущих работы на конкретном объекте строительства, поставщиках материалов и средств производства, а также о контролирующих органах и органах, выдающих различные разрешения. Прозрачность информирования и собственно доступ к такой информации может быть реализован, например, через портал Госуслуг (www.gosuslugi.ru). Каждый пользователь данного контента в случае интереса к конкретному объекту сможет получить всю необходимую информацию о нем, подписавшись на страничку объекта (по принципу социальных сетей), а также в случае наличия претензий на качество строительства или нарушение норм безопасности на стадии строительства или дальнейшей эксплуатации жилого помещения - оставить жалобу или сообщить о факте коррупционного нарушения.

Информирование потребителя о рассмотрении его заявления должно происходить в обязательном порядке любыми доступными средствами (уведомления в личном кабинете на сайте gosuslugi.ru либо через личный кабинет ГИС ЖКХ <11>, смс-информирование, направление электронных писем или стандартных писем по адресу регистрации пользователя). Такое информирование поможет, кроме всего вышеперечисленного, соблюсти права потребителей коммунальных услуг на доступность и качество информации.

--------------------------------

<11> URL: https://dom.gosuslugi.ru.

 

Впоследствии на основании данных такой системы можно делать анализ добросовестности не только застройщиков, но и всей цепочки организаций (от подрядчиков и поставщиков до ресурсоснабжающих и обслуживающих компаний) и контролирующих органов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и составлять своеобразные рейтинги. Также у надзорных органов появится возможность лишать лицензий и отстранять от производства работ, поставки материалов или оказания услуг аутсайдеров рейтинга.

Значительным шагом для устранения коррупционных факторов в законодательстве, регулирующем жилищное и коммунальное хозяйство, является развитие институтов гражданского общества, которые наделены правом проводить независимую антикоррупционную экспертизу. Правовое демократическое социальное государство не представляется возможным без механизма вовлечения институтов гражданского общества в регулирование общественных процессов. Российская Федерация в этом отношении также не является исключением.

Например, на уровне муниципальных образований могут создаваться общественные объединения по защите прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в частности по контролю безопасности жилого фонда, которые могут в установленном законом порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере ЖКХ, что исключит коррупционный фактор, повысит качество управления жилищно-коммунальным комплексом в муниципальных образованиях и обеспечит соблюдение требований безопасности жилья.

В заключение статьи подведем некоторые итоги. В законодательстве Российской Федерации необходимо закрепить понятие следующего содержания: "безопасное жилое помещение - это жилое помещение, в котором поддерживается жилая среда, полностью защищающая человека от воздействия неблагоприятных факторов, обеспечивающая реализацию жизненно важных интересов проживающих в нем лиц и направленная на сохранение условий постоянного проживания, а также условий и требований, предъявляемых к безопасности жилых помещений, и направленная на устойчивое развитие всего общества".

В настоящее время отмечается необходимость актуализации антикоррупционной политики в жилищных правоотношениях современного Российского государства, направленной в первую очередь на соблюдение принципа безопасности жилища, путем введения ряда мер:

1) жилищное законодательство Российской Федерации требует легального закрепления понятия принципа безопасности жилого помещения и разработки основных критериев данного принципа, а также методов его реализации;

2) усиление контроля со стороны государства за соблюдением градостроительного и жилищного законодательства в сфере безопасности производства работ и применения безопасных материалов;

3) объединение усилий правоохранительных и правоприменительных органов по пресечению преступного поведения в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

4) изменение уголовного законодательства в сторону ужесточения уголовных наказаний за совершение коррупционных преступлений в сфере ЖКХ, особенно направленных на нарушение правил безопасности жилища;

5) создание информационного портала с занесением в него всей цепочки организаций, относящихся к конкретному объекту жилого фонда как на стадии проектирования и строительства, так и на стадии эксплуатации, с установлением рейтингов этих организаций и возможностью потребителей отслеживать и контролировать качество и безопасность производства работ и оказания услуг.

 

Литература

 

1. Губернский Ю.Д. Проблемные вопросы гигиены жилых и общественных зданий и концепция развития исследований на перспективу / Ю.Д. Губернский, В.К. Лицкевич, Ю.А. Рахманин, Н.В. Калинина // Гигиена и санитария. 2012. Т. 91. N 4. С. 12 - 15.

2. Дубров А.П. Экология жилища и здоровье человека / А.П. Дубров. Уфа: Слово, 1995. 96 с.

3. Заряева Н.П. К вопросу об уголовной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности / Н.П. Заряева // Нарушение требований безопасности в ходе эксплуатации промышленных объектов и объектов социальной инфраструктуры: квалификация и расследование: Материалы Международной научно-практической конференции в Московской академии Следственного комитета РФ (г. Москва, 1 ноября 2018 г.): Сборник научных статей / Под общей редакцией А.М. Багмета. Москва: Московская академия Следственного комитета РФ, 2018. С. 31 - 38.

4. Ковалева О.А. Коррупционные риски в экологии и предупреждение их возникновения в экологических правоотношениях / О.А. Ковалева // Вопросы российского и международного права. 2019. N 8. С. 144 - 152.

5. Крийт В.Е. Основные проблемы гигиенического нормирования микроклимата жилых и общественных зданий / В.Е. Крийт, Ю.Н. Сладкова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018. Т. 13. N 2. С. 843 - 853.

6. Кулаков К.Ю. Влияние изменений параметров микроклимата на самочувствие человека и эксплуатационные характеристики строительных конструкций / К.Ю. Кулаков, Е.М. Егорова // Московский экономический журнал. 2019. N 6. С. 18.

7. Миляева А.К. Эффективность борьбы с коррупцией: зарубежный опыт / А.К. Миляева // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2018. N 10. С. 131 - 135.

8. Неганова Е.Н. Прокурорский надзор за реализацией права на жилище как фактор обеспечения социальной безопасности в Российской Федерации / Неганова Е.Н. // Профилактика проявлений экстремизма и терроризма как фактор обеспечения социальной безопасности в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 19 апреля 2017 г.): Сборник научных статей / Редакторы: Р.Ф. Идрисов, Т.В. Волосовец, А.П. Андреев. Москва: РУДН, 2017. С. 296 - 303.

9. Ростовцева Н.В. Об актуальных вопросах российского жилищного законодательства / Н.В. Ростовцева // Журнал российского права. 2008. N 11. С. 40 - 52.

10. Табунщиков Ю.А. Экологическая безопасность жилища / Ю.А. Табунщиков // ECOTECO. URL: littp://www.ecoteco.ru/library/magazine/zhumal-10/ekologiya/ekologicheskaya-bezopasnost-zhilischa/ (дата обращения: 23.02.2020).

11. Швец А.А. Разработка критериев экологической безопасности помещений жилых зданий и мероприятий по ее обеспечению: Автореферат диссертации кандидата технических наук / А.А. Швец. Москва, 1996. 27 с.

    Новости