Поиск по сайту

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ПЛАНЫ: О ПОДАРКАХ И ВЗЫСКАНИЯХ

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ПЛАНЫ: О ПОДАРКАХ И ВЗЫСКАНИЯХ

 

2019 год также пройдет под знаком борьбы с коррупцией, поскольку претворяется в жизнь Национальный план противодействия <1>, предусматривающий в том числе совершенствование законодательной базы.

--------------------------------

<1> Национальный план противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утв. Указом Президента РФ от 29.06.2018 N 378.

 

Рассмотрим два законопроекта, корректирующих механизм противодействия коррупции. Что изменится?

 

Особенности дарения в связи с исполнением должностных

(служебных, трудовых) обязанностей

 

Проект федерального закона N 601000-7 <2> предлагает установить перечень подарков (без учета их стоимости), которые могут получать госслужащие и должностные лица.

--------------------------------

<2>Законопроект размещен в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности по адресу: asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=601000-7.

 

Согласно предлагаемой корректировке ст. 11.1 Антикоррупционного закона <3> чиновникам <4> запрещено принимать вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов), а также подарки от физических и юридических лиц, но не все, а только определенные. Вознаграждения и подарки подпадают под запрет, если они:

а) связаны с исполнением должностных, служебных, трудовых обязанностей (осуществлением полномочий);

б) не связаны с протокольными и другими официальными мероприятиями, служебными командировками;

в) не предусмотрены законодательством РФ.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

<4> Члены Совета Федерации и депутаты, члены выборного органа и выборные должностные лица органов местного самоуправления, иные лица, замещающие госдолжности РФ, субъектов РФ, муниципальные должности, государственные или муниципальные служащие, служащие ЦБ РФ, работники, замещающие должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными госорганами, госорганами субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также в хозяйственных обществах, учредителями или контролирующими лицами которых является госкорпорация, публично-правовая компания.

 

Что можно дарить?

 

Возникает вопрос: какие же подарки могут быть предусмотрены законодательством? Предлагаемая ч. 2 ст. 11.1 Антикоррупционного закона содержит следующий перечень подарков, которые чиновники могут принимать в связи с исполнением должностных (служебных, трудовых) обязанностей (осуществлением полномочий):

1) подарки, связанные с протокольными мероприятиями и другими официальными, служебными командировками;

2) канцелярская печатная продукция с логотипом федерального госоргана, госоргана субъекта РФ, органа местного самоуправления (далее - орган власти), организации за исключением указанных подарков, изготовленных из драгметаллов и (или) драгоценных камней;

3) цветы;

4) ценные подарки, которые вручены в качестве поощрения (награды) от органа власти, организации, в которых одаряемый замещает должность, а также от иных госорганов, органов местного самоуправления и организаций (причем порядок получения этих подарков должен быть установлен нормативными правовыми актами РФ, нормативным актом ЦБ РФ, а также ЛНА организаций, в которых одаряемый замещает должность).

Если же подарок вручен в связи с протокольными и другими официальными мероприятиями, служебными командировками, то чиновник обязан сообщить о нем и передать по акту в соответствующий орган власти, организацию. И именно эти подарки признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ, муниципалитета или организации.

Командировочные расходы согласно законопроекту также могут быть оплачены за счет принимающей стороны, если чиновник направлен в служебную командировку за пределы территории РФ. К таким расходам относятся суточные, траты по проезду и найму жилья. При этом у органов власти должна иметься договоренность о такой оплате с государственными и муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями - согласно ч. 3 ст. 11.1 Антикоррупционного закона, скорректированного законопроектом.

 

Можно ли будет выкупать подарки?

 

Возможность выкупа подарков чиновниками в законопроекте сохранена, но скорректирована. Указано, что выкупать подарки, изготовленные из драгметаллов и (или) драгоценных камней, полученные в связи с протокольными и другими официальными мероприятиями, служебными командировками, нельзя - они подлежат зачислению в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.

Порядок сообщения о получении подарков, их передачи по акту и выкупа должен быть определен нормативными правовыми актами РФ, локальными нормативными актами организаций. Основой станет типовое положение, утвержденное Правительством РФ.

 

Что изменится в ГК РФ?

 

Законопроект N 601000-7 инициировал подготовку еще одного федерального закона <5>, корректирующего ст. 575 ГК РФ. В соответствии с этой статьей запрет на получение подарков должностным лицам <6> не распространяется на определенные случаи дарения. Указано, что такие случаи связаны с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными событиями. При этом пп. 3 п. 1 той же статьи устанавливает запрет вручения должностным лицам подарков дороже 3 000 руб.

--------------------------------

<5>Проект федерального закона N 601012-7 размещен в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности по адресу: asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=601012-7.

<6> Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, муниципальные должности, а также государственные и муниципальные служащие.

 

Разработчики законопроекта полагают, что указанные положения ГК РФ не в полной мере соотносятся с положениями отдельных федеральных законов. Дело в том, что другие законы запрещают должностным лицам получать любые подарки, независимо от их стоимости. Исключение составляют только презенты, вручаемые на официальных событиях.

Кроме того, в сферу регулирования ГК РФ не входят вопросы определения антикоррупционных запретов для различных категорий должностных лиц.

Именно поэтому законопроектом предлагается новая редакция п. 2 ст. 575 ГК РФ. Предусматривается, что особенности дарения в связи с исполнением должностных (служебных, трудовых) обязанностей (осуществлением полномочий) отдельными категориями лиц могут устанавливаться законом. Соответственно, законопроектом предусмотрено исключение из ст. 575 положений, устанавливающих запрет дарения должностным лицам в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

 

Как будут наказывать за коррупционные правонарушения?

 

В настоящее время ст. 13.1 Антикоррупционного закона для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальные должности, за коррупционные правонарушения установлена такая мера ответственности, как увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия. Иных мер ответственности не предусмотрено. Принятие законопроекта N 601000-7 может расширить список санкций, применяемых к должностным лицам за совершение ими коррупционного правонарушения. К увольнению в связи с утратой доверия предлагается прибавить такие меры, как выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

 

За что уволят?

 

Согласно законопроекту увольнение возможно, только если чиновник совершит коррупционный проступок, существенно нарушающий ограничения, запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей. Существенное нарушение может выражаться в следующем:

1) непринятие лицом мер по предупреждению и (или) урегулированию конфликта интересов;

2) несоблюдение лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

3) непредставление либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - как своих, так и супруга, несовершеннолетних детей;

4) непредставление лицом либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о расходах по крупным сделкам <7> - как своих, так и супруга, несовершеннолетних детей, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки;

5) ведение предпринимательской деятельности лично или через доверенных лиц, участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, (кроме случаев, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 12.1 Антикоррупционного закона);

6) вхождение лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений (если иное не предусмотрено международным договором РФ, законодательством РФ или договоренностями.

--------------------------------

<7> По каждой сделке по приобретению объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, совершенной в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход этого лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

 

За что объявят выговор или предупреждение?

 

Если коррупционное правонарушение малозначительно и совершено впервые (чиновник ранее не подвергался взысканию), то в качестве взыскания предлагается применять выговор. А вот если это лицо ранее подвергалось взысканию, тогда оно получит предупреждение о неполном должностном соответствии.

 

Как будут применять взыскания?

 

Виды и порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения должны будут определяться уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ.

При применении взыскания предполагается учитывать характер правонарушения, обстоятельства и последствия его совершения, личность лица и степень нарушения действиями ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения антикоррупционных обязанностей. Причем применить взыскание к чиновнику можно будет не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении им правонарушения и до истечения трех лет со дня его совершения.

Решение о применении или об отсутствии оснований для применения взыскания в отношении чиновников будет принимать госорган, орган местного самоуправления или руководитель, назначивший чиновника на должность, на основании результатов проверки. Порядок проверки устанавливается соответственно указом Президента РФ, законом субъекта РФ или НПА представительного органа муниципального образования.

Сведения об увольнении чиновника за коррупционный проступок госорган (орган местного самоуправления) также будет включать в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный ст. 15 Антикоррупционного закона.

Предлагается дополнить Антикоррупционный законст. 13.5, регламентирующей порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения - на основании доклада о результатах проверки, проведенной в порядке, определяемом указом Президента РФ либо законом субъекта РФ. При этом чиновник будет вправе обжаловать взыскание в суде.

Законопроектом предусмотрено и такое условие: если в течение года со дня применения выговора или предупреждения чиновник не подвергнется новому взысканию, то он будет считаться лицом, не имеющим взыскания.

 

Возрастет интерес контролеров к расходам чиновников

 

Предлагается также скорректировать ч. 4 ст. 12.1 Антикоррупционного закона, включив в перечень сведений, которые обязаны представлять лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальные должности, не только информацию о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, но и сведения о расходах - как своих, так и расходах близких родственников.

 

Я.Ю. Королева

Эксперт журнала

"Руководитель бюджетной организации"

Подписано в печать

29.01.2019

 

    Новости