Поиск по сайту

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ: НАРУШЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ: НАРУШЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

 

Законодательством установлена ответственность государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение антикоррупционных обязанностей. Степень тяжести наказания за различные проступки может быть разная. Рассмотрим ситуацию подробнее.

 

Правовую основу противодействия коррупции составляют Антикоррупционный закон <1>, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты (ст. 2 Антикоррупционного закона).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

 

В рамках Антикоррупционной программы <2> Минтруд подготовил Методические рекомендации<3> для подразделений кадровых служб (или соответствующих должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. На основании данного документа рассмотрим ответы на наиболее актуальные вопросы привлечения государственных (муниципальных) служащих к ответственности.

--------------------------------

<2> В рамках реализации пп. "в" п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и во исполнение пп. "б" п. 6 Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 30.10.2013 N Пр-2689".

<3> Методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, доведенных до сведения подразделений (должностных лиц) кадровых служб Письмом Минтруда России от 13.11.2015 N 18-2/10/П-7073 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения".

 

За нарушение требований антикоррупционного законодательства применяются следующие виды взысканий:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор (для государственных служащих, замещающих должности военной и правоохранительной служб);

4) предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии;

5) увольнение с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия.

 

Всегда ли за нарушение может быть наложено взыскание?

 

Существуют некоторые виды нарушений, которые не влекут применение взысканий. Такие нарушения условно можно разделить на две категории: не образующие коррупционного проступка и расцениваемые как несущественные.

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────

                       Не предусмотрены взыскания                       

└───────────────────────────────────────────────────────────

                            /│                                   /│

┌────────────────────────────┴──────────────────────────┐  ┌───────┴──────┐

               Некоррупционные проступки                 │Несущественные│

                                                            проступки 

└───────────────────────────────────────────────────────┘  └──────────────┘

      /│          /│           /│             /│              /│

┌──────┴──────┐┌────┴────┐┌───────┴───────┐┌──────┴─────┐  ┌───────┴──────┐

             ││         ││   Смысловое   ││                 Примерный 

   Проблемы  ││ Проблемы││   содержание  ││  Недочеты       перечень  

    из-за    ││  из-за  ││     данных    ││   вовремя       ситуаций  

│непреодолимой││ошибки не││ сохранено, но ││обнаружены и│    приведен в 

     силы    ││ по вине ││орфографический││ исправлены │  Приложении 3 к│

             ││служащего││порядок нарушен││  служащими │  │ Методическим │

             ││         ││               ││              │ рекомендациям│

└─────────────┘└─────────┘└───────────────┘└────────────┘  └──────────────┘

 

Проступок можно квалифицировать как некоррупционный:

1) если сведения (о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) нельзя было представить в срок или если нельзя было получить нужные для их представления документы вследствие непреодолимой силы (пожара, наводнения, военных действий и т.д.);

2) если неточности в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - справка) возникли из-за ошибки, допущенной организацией, выдавшей служащему документ, на основании которого заполнялась справка (например, ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по банковскому счету и т.п.), а также из-за иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла не по вине служащего;

3) если справка заполнена в ином орфографическом порядке, но смысловое содержание данных сохранено либо если заполнены разделы, графы, не подлежащие заполнению. Например:

- некорректное указание почтового адреса (вместо "проспект Строителей" или "пр-т Строителей" указывается "пр. Строителей", вместо "г. Нижний Новгород" проставляется "Нижний Новгород" или "Н. Новгород" и т.д.);

- некорректное указание наименования, адреса кредитной организации с учетом правильности иной информации по соответствующему разделу справки (допустим, проставлен не юридический адрес банка, а фактический адрес филиала, в котором открыт счет, неправильно указана организационно-правовая форма (вместо АО "Альфа-Банк" - Альфа-Банк) и т.п.);

- указание сведений о расходах, сумме поступивших на счет денежных средств в отсутствие правовых оснований для представления данных сведений;

- указание срочных обязательств финансового характера на сумму менее 500 тыс. руб. и т.д.;

4) если служащий самостоятельно обнаружил в справках не отраженные им сведения о доходах и имуществе и вовремя исправил недочеты.

Обратите внимание: если проблемы в представлении сведений возникли из-за непреодолимой силы или по причине ошибки, допущенной не по вине служащего, обстоятельства появления проблемы должны быть отражены в письменных пояснениях служащего или подтверждены соответствующими документами. Эти пояснения представляются в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Проступок можно квалифицировать как несущественный<4>:

1) если в справке ошибочно не указаны доходы или остаток на счете, общая величина которых не превышает 10 тыс. руб.;

2) если в раздел "Недвижимое имущество" включен объект:

- находящийся в пользовании по договору соцнайма или в связи с членством в кооперативе (гаражном);

- незарегистрированный, возведенный на соответствующем земельном участке;

- фактически оказавшийся двумя объектами (например, двухкомнатная квартира вместо двух однокомнатных, один дачный участок вместо двух с общей границей);

3) если нет сведений об имуществе, находящемся в долевой собственности служащего или члена его семьи, однако информация о наличии такого имущества в собственности члена семьи указана в справке этого члена семьи;

4) если отсутствуют или указаны недостоверно сведения о совместном имуществе, принадлежащем супругам, при том, что в справке другого супруга эти данные указаны верно;

5) если ошибка в указании площади объекта недвижимости не превышает 5% от его реальной площади либо является технической (опиской или опечаткой, например когда "зеркально" отражены соседние цифры);

6) если не указаны сведения о ТС:

- рыночная стоимость которого не превышает 100 тыс. руб., а фактическое пользование не осуществляется более 10 лет;

- переданном третьему лицу по генеральной доверенности;

- находящемся в угоне;

7) если ошибки - в наименовании вида ТС и места его регистрации (за исключением субъекта РФ);

8) если не указаны сведения:

- о ценных бумагах, которые не дают права на участие в управлении коммерческой организацией, приносят доход не выше 1 тыс. руб. в год, имеют общую рыночную стоимость не выше 10 тыс. руб.;

- о банковских счетах, вкладах, остаток средств на которых не превышает 10 тыс. руб. и движения средств на которых в отчетном периоде не было;

- о банковском счете, открытом только для совершения сделки по приобретению недвижимости и (или) ТС, а также об аренде банковской ячейки для этих сделок, если остаток средств на данном счете по состоянию на 31 декабря отчетного периода составлял менее 10 тыс. руб., а сведения о сделке указаны в справке.

--------------------------------

<4>Приложение 3 к Методическим рекомендациям.

 

Взыскание в виде замечания или выговора

 

При малозначительности совершенного проступка к гражданским (муниципальным) служащим применяется взыскание в виде замечания, к федеральным госслужащим, замещающим должности государственной службы иных видов, - взыскание в виде замечания или выговора.

При этом проступок обязательно должен быть рассмотрен или на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, или на заседании аттестационной комиссии.

 

К сведению. С 01.01.2015 вступили в силу поправки касательно противодействия коррупции, внесенные Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ в отдельные законодательные акты. Одна из поправок предусматривает возможность при малозначительности совершенного коррупционного правонарушения налагать взыскание в виде замечания или выговора на основании рекомендации соответствующей комиссии.

 

В Методических рекомендациях приведен примерный перечень проступков, которые могут быть расценены как малозначительные.

1. Не указан доход от преподавательской деятельности (чтения лекций, проведения семинаров, тренингов) в организациях, не курируемых <5> служащим.

2. Нет сведений об участии в коммерческой организации, не ведущей хозяйственную деятельность три года и более, и в действиях служащего нет коррупционной составляющей.

3. Нет сведений о доходе от банковского вклада, если полученная сумма была переведена на счет служащего, средства со счета не снимались, а в справке отражены полные и достоверные сведения о данном счете.

4. Незначительный проступок совершен повторно (например, площадь объекта недвижимости снова указана с погрешностью, не превышающей 5%).

5. При общем доходе семьи служащего из трех человек менее 1,5 млн руб. в год не указан доход от продажи ТС за сумму менее 300 тыс. руб. или нет сведений о ветхом частном доме, расположенном в среднестатистическом дачном некоммерческом товариществе.

6. Служащий не уведомил работодателя о предложении совершить коррупционное правонарушение.

--------------------------------

<5> Курируемая организация - организация, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления.

 

Увольнение за проступки,

которые могут быть расценены как значительные

 

Когда тяжесть и обстоятельства допущенного нарушения свидетельствуют об утрате доверия к служащему со стороны руководства, возможно увольнение служащего.

Примерный список проступков, которые могут быть расценены как значительные и влекущие увольнение<6>:

1) не представлены обязательные сведения <7>, касающиеся служащего или его близких (супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей);

 

К сведению. Если обязательные данные, касающиеся близких, невозможно представить по объективным причинам, служащий должен обратиться в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений с соответствующим заявлением.

 

2) указаны недостоверные сведения о доходах (величина ошибки - более 20% от размера общего годового дохода служащего и его близких);

3) сокрыты факты приобретения земельных участков, недвижимости, ТС, ценных бумаг, стоимость которых не может быть соотнесена с официальными доходами служащего;

4) сокрыта информация о банковском счете, движение средств по которому в течение отчетного года служащий не может объяснить исходя из своего официального дохода;

5) для сокрытия информации о конфликте интересов представлены недостоверные сведения, касающиеся сделок с курируемыми организациями, в том числе:

- о получении доходов <8> (например, от работы по совместительству, чтения лекций, от ценных бумаг и т.п.);

- о получении доходов от продажи имущества по завышенной цене;

- о получении льготных кредитов, займов;

- о наличии в собственности у служащего и (или) его близких приносящих доход ценных бумаг курируемой организации;

- о появлении в собственности у служащего и (или) его близких земельных участков, недвижимости и (или) ТС, приобретенных по льготной цене;

6) представление недостоверных сведений для сокрытия факта нарушения запрета, например:

- получения дохода от предпринимательской деятельности;

- владения акциями, долями участия в коммерческой организации, когда служащий фактически участвует в управлении этой организацией;

- владения (пользования) иностранными финансовыми инструментами или наличие счета (счетов) в иностранном (иностранных) банке (банках) <9>;

7) сокрытие факта наличия у служащего и (или) его близких недвижимости в целях получения субсидии на приобретение жилья;

8) сокрытие сведений о находящейся в собственности недвижимости за рубежом;

9) значительное завышение суммы реальных доходов либо указание несуществующих или завышение суммы снятых вкладов, полученных кредитов и займов, чтобы обосновать законность приобретения дорогой недвижимости;

10) указание заниженной стоимости приобретенных земельных участков, недвижимости, ТС, ценных бумаг в подтверждение соответствия сделки доходам служащего.

--------------------------------

<6> Приведены в Приложении 3 к Методическим рекомендациям.

<7> О доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.

<8> В Методических рекомендациях указано, что в этом случае особое внимание следует уделять ситуациям, когда не только сокрыт факт получения дохода от организации, но и нет уведомления служащего о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.

<9> Для лиц, названных в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментам".

 

Следует помнить, что приведенный перечень ситуаций - не полный, служащие могут скрыть и иные обстоятельства, способные вызвать сомнения в правомерности получения доходов или приобретения имущества. Выявление таких обстоятельств станет причиной увольнения служащего.

 

Смягчающие и отягощающие обстоятельства,

которые влияют на степень взыскания

 

Согласно п. 8 Методических рекомендаций при назначении взыскания следует учитывать отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.

Так, если проступок совершен впервые и квалифицирован как несущественный, а отягчающих обстоятельств нет, взыскания могут не применяться (п. 9 Методических рекомендаций).

Смягчающие обстоятельства позволяют применять взыскание, предшествующее по степени строгости соответствующему, а отягчающие обстоятельства - более строгое взыскание <10>.

--------------------------------

<10>Пункты 12, 13 Методических рекомендаций.

 

                 ┌─────────────────────────────────────┐

                       Смягчающие обстоятельства     

                 └────────┬──────────┬─────────────────┘

              ┌───────────┘

             │/                    │/

┌──────────────────────────┐   ┌───────────┐   ┌───────────────┐

  Менее строгое взыскание │   │ Взыскание │   │ Более строгое │

│или неприменение взыскания│                    взыскание  

└──────────────────────────┘   └───────────┘   └───────────────┘

                                    /│           /│

                                          ┌────────┘

                 ┌───────────────────┴────┴────────────┐

                       Отягчающие обстоятельства     

                 └─────────────────────────────────────┘

 

К отягчающим обстоятельствам относятся:

1) представление недостоверных объяснений, совершение иных действий, затрудняющих ход проверки;

2) одновременное нарушение двух и более требований антикоррупционного законодательства;

3) наличие неснятого дисциплинарного взыскания;

4) нарушение требований антикоррупционного законодательства в рамках предыдущих декларационных кампаний.

Смягчающими обстоятельствами для служащего могут быть:

1) совершение нарушения впервые;

2) безукоризненное соблюдение других запретов, исполнение антикоррупционных обязанностей в отчетном периоде;

3) эффективное выполнение особо важных и сложных заданий;

4) наличие поощрений в отчетном периоде (наград, почетных грамот, благодарностей и т.п.);

5) сообщение контролерам о нарушении до начала проверки.

Также при назначении конкретного вида взыскания должны учитываться:

1) характер и тяжесть совершенного нарушения;

2) обстоятельства, при которых совершено нарушение;

3) соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, противодействующих коррупции;

4) прочие результаты исполнения должностных обязанностей.

Зачастую ошибки, описки, неточности можно исправить до подачи справки. Поэтому п. 3 Методических рекомендаций обязует должностных лиц при приеме справок принимать меры к нахождению ошибок, которые в целом не искажают достоверность представленных сведений и могут быть устранены путем получения уточняющей информации. Примером такой ошибки может быть указание на титульном листе справки квартиры как места регистрации, но неуказание этой квартиры в качестве объекта собственности или объекта, находящегося в пользовании.

 

* * *

 

Наряду с обозначенными смягчающими и отягчающими обстоятельствами на практике могут возникать иные обстоятельства, которые целесообразно учитывать при принятии решения о привлечении служащего к ответственности (например, наличие на руках иждивенцев). Но в докладе по итогам проверки и решении комиссии должны быть обоснованы меры, предлагаемые руководителю к принятию исходя из анализа нарушения и с учетом подходов, изложенных в Методических рекомендациях.

 

С.Н.Степанов

Эксперт журнала

"Руководитель

бюджетной организации"

Подписано в печать

29.01.2016

 

 

 

 

    Новости