Ульяновская областьОфициальный сайт муниципального образования Кузоватовский район |
||
Поиск по сайту |
АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ: НАРУШЕНИЕ И НАКАЗАНИЕАНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ: НАРУШЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Законодательством установлена ответственность государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение антикоррупционных обязанностей. Степень тяжести наказания за различные проступки может быть разная. Рассмотрим ситуацию подробнее.
Правовую основу противодействия коррупции составляют Антикоррупционный закон <1>, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты (ст. 2 Антикоррупционного закона). -------------------------------- <1> Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В рамках Антикоррупционной программы <2> Минтруд подготовил Методические рекомендации<3> для подразделений кадровых служб (или соответствующих должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. На основании данного документа рассмотрим ответы на наиболее актуальные вопросы привлечения государственных (муниципальных) служащих к ответственности. -------------------------------- <2> В рамках реализации пп. "в" п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и во исполнение пп. "б" п. 6 Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 30.10.2013 N Пр-2689". <3> Методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, доведенных до сведения подразделений (должностных лиц) кадровых служб Письмом Минтруда России от 13.11.2015 N 18-2/10/П-7073 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения".
За нарушение требований антикоррупционного законодательства применяются следующие виды взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор (для государственных служащих, замещающих должности военной и правоохранительной служб); 4) предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии; 5) увольнение с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия.
Всегда ли за нарушение может быть наложено взыскание?
Существуют некоторые виды нарушений, которые не влекут применение взысканий. Такие нарушения условно можно разделить на две категории: не образующие коррупционного проступка и расцениваемые как несущественные.
┌───────────────────────────────────────────────────────── │ Не предусмотрены взыскания │ └─────────────────────────────────────────────────────────── /│ /│ ┌────────────────────────────┴──────────────────────────┐ ┌───────┴──────┐ │ Некоррупционные проступки │ │Несущественные│ │ │ │ проступки │ └───────────────────────────────────────────────────────┘ └──────────────┘ /│ /│ /│ /│ /│ ┌──────┴──────┐┌────┴────┐┌───────┴───────┐┌──────┴─────┐ ┌───────┴──────┐ │ ││ ││ Смысловое ││ │ │ Примерный │ │ Проблемы ││ Проблемы││ содержание ││ Недочеты │ │ перечень │ │ из-за ││ из-за ││ данных ││ вовремя │ │ ситуаций │ │непреодолимой││ошибки не││ сохранено, но ││обнаружены и│ │ приведен в │ │ силы ││ по вине ││орфографический││ исправлены │ │Приложении 3 к│ │ ││служащего││порядок нарушен││ служащими │ │ Методическим │ │ ││ ││ ││ │ │ рекомендациям│ └─────────────┘└─────────┘└───────────────┘└────────────┘ └──────────────┘
Проступок можно квалифицировать как некоррупционный: 1) если сведения (о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) нельзя было представить в срок или если нельзя было получить нужные для их представления документы вследствие непреодолимой силы (пожара, наводнения, военных действий и т.д.); 2) если неточности в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - справка) возникли из-за ошибки, допущенной организацией, выдавшей служащему документ, на основании которого заполнялась справка (например, ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по банковскому счету и т.п.), а также из-за иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла не по вине служащего; 3) если справка заполнена в ином орфографическом порядке, но смысловое содержание данных сохранено либо если заполнены разделы, графы, не подлежащие заполнению. Например: - некорректное указание почтового адреса (вместо "проспект Строителей" или "пр-т Строителей" указывается "пр. Строителей", вместо "г. Нижний Новгород" проставляется "Нижний Новгород" или "Н. Новгород" и т.д.); - некорректное указание наименования, адреса кредитной организации с учетом правильности иной информации по соответствующему разделу справки (допустим, проставлен не юридический адрес банка, а фактический адрес филиала, в котором открыт счет, неправильно указана организационно-правовая форма (вместо АО "Альфа-Банк" - Альфа-Банк) и т.п.); - указание сведений о расходах, сумме поступивших на счет денежных средств в отсутствие правовых оснований для представления данных сведений; - указание срочных обязательств финансового характера на сумму менее 500 тыс. руб. и т.д.; 4) если служащий самостоятельно обнаружил в справках не отраженные им сведения о доходах и имуществе и вовремя исправил недочеты. Обратите внимание: если проблемы в представлении сведений возникли из-за непреодолимой силы или по причине ошибки, допущенной не по вине служащего, обстоятельства появления проблемы должны быть отражены в письменных пояснениях служащего или подтверждены соответствующими документами. Эти пояснения представляются в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Проступок можно квалифицировать как несущественный<4>: 1) если в справке ошибочно не указаны доходы или остаток на счете, общая величина которых не превышает 10 тыс. руб.; 2) если в раздел "Недвижимое имущество" включен объект: - находящийся в пользовании по договору соцнайма или в связи с членством в кооперативе (гаражном); - незарегистрированный, возведенный на соответствующем земельном участке; - фактически оказавшийся двумя объектами (например, двухкомнатная квартира вместо двух однокомнатных, один дачный участок вместо двух с общей границей); 3) если нет сведений об имуществе, находящемся в долевой собственности служащего или члена его семьи, однако информация о наличии такого имущества в собственности члена семьи указана в справке этого члена семьи; 4) если отсутствуют или указаны недостоверно сведения о совместном имуществе, принадлежащем супругам, при том, что в справке другого супруга эти данные указаны верно; 5) если ошибка в указании площади объекта недвижимости не превышает 5% от его реальной площади либо является технической (опиской или опечаткой, например когда "зеркально" отражены соседние цифры); 6) если не указаны сведения о ТС: - рыночная стоимость которого не превышает 100 тыс. руб., а фактическое пользование не осуществляется более 10 лет; - переданном третьему лицу по генеральной доверенности; - находящемся в угоне; 7) если ошибки - в наименовании вида ТС и места его регистрации (за исключением субъекта РФ); 8) если не указаны сведения: - о ценных бумагах, которые не дают права на участие в управлении коммерческой организацией, приносят доход не выше 1 тыс. руб. в год, имеют общую рыночную стоимость не выше 10 тыс. руб.; - о банковских счетах, вкладах, остаток средств на которых не превышает 10 тыс. руб. и движения средств на которых в отчетном периоде не было; - о банковском счете, открытом только для совершения сделки по приобретению недвижимости и (или) ТС, а также об аренде банковской ячейки для этих сделок, если остаток средств на данном счете по состоянию на 31 декабря отчетного периода составлял менее 10 тыс. руб., а сведения о сделке указаны в справке. -------------------------------- <4>Приложение 3 к Методическим рекомендациям.
Взыскание в виде замечания или выговора
При малозначительности совершенного проступка к гражданским (муниципальным) служащим применяется взыскание в виде замечания, к федеральным госслужащим, замещающим должности государственной службы иных видов, - взыскание в виде замечания или выговора. При этом проступок обязательно должен быть рассмотрен или на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, или на заседании аттестационной комиссии.
К сведению. С 01.01.2015 вступили в силу поправки касательно противодействия коррупции, внесенные Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ в отдельные законодательные акты. Одна из поправок предусматривает возможность при малозначительности совершенного коррупционного правонарушения налагать взыскание в виде замечания или выговора на основании рекомендации соответствующей комиссии.
В Методических рекомендациях приведен примерный перечень проступков, которые могут быть расценены как малозначительные. 1. Не указан доход от преподавательской деятельности (чтения лекций, проведения семинаров, тренингов) в организациях, не курируемых <5> служащим. 2. Нет сведений об участии в коммерческой организации, не ведущей хозяйственную деятельность три года и более, и в действиях служащего нет коррупционной составляющей. 3. Нет сведений о доходе от банковского вклада, если полученная сумма была переведена на счет служащего, средства со счета не снимались, а в справке отражены полные и достоверные сведения о данном счете. 4. Незначительный проступок совершен повторно (например, площадь объекта недвижимости снова указана с погрешностью, не превышающей 5%). 5. При общем доходе семьи служащего из трех человек менее 1,5 млн руб. в год не указан доход от продажи ТС за сумму менее 300 тыс. руб. или нет сведений о ветхом частном доме, расположенном в среднестатистическом дачном некоммерческом товариществе. 6. Служащий не уведомил работодателя о предложении совершить коррупционное правонарушение. -------------------------------- <5> Курируемая организация - организация, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления.
Увольнение за проступки, которые могут быть расценены как значительные
Когда тяжесть и обстоятельства допущенного нарушения свидетельствуют об утрате доверия к служащему со стороны руководства, возможно увольнение служащего. Примерный список проступков, которые могут быть расценены как значительные и влекущие увольнение<6>: 1) не представлены обязательные сведения <7>, касающиеся служащего или его близких (супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей);
К сведению. Если обязательные данные, касающиеся близких, невозможно представить по объективным причинам, служащий должен обратиться в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений с соответствующим заявлением.
2) указаны недостоверные сведения о доходах (величина ошибки - более 20% от размера общего годового дохода служащего и его близких); 3) сокрыты факты приобретения земельных участков, недвижимости, ТС, ценных бумаг, стоимость которых не может быть соотнесена с официальными доходами служащего; 4) сокрыта информация о банковском счете, движение средств по которому в течение отчетного года служащий не может объяснить исходя из своего официального дохода; 5) для сокрытия информации о конфликте интересов представлены недостоверные сведения, касающиеся сделок с курируемыми организациями, в том числе: - о получении доходов <8> (например, от работы по совместительству, чтения лекций, от ценных бумаг и т.п.); - о получении доходов от продажи имущества по завышенной цене; - о получении льготных кредитов, займов; - о наличии в собственности у служащего и (или) его близких приносящих доход ценных бумаг курируемой организации; - о появлении в собственности у служащего и (или) его близких земельных участков, недвижимости и (или) ТС, приобретенных по льготной цене; 6) представление недостоверных сведений для сокрытия факта нарушения запрета, например: - получения дохода от предпринимательской деятельности; - владения акциями, долями участия в коммерческой организации, когда служащий фактически участвует в управлении этой организацией; - владения (пользования) иностранными финансовыми инструментами или наличие счета (счетов) в иностранном (иностранных) банке (банках) <9>; 7) сокрытие факта наличия у служащего и (или) его близких недвижимости в целях получения субсидии на приобретение жилья; 8) сокрытие сведений о находящейся в собственности недвижимости за рубежом; 9) значительное завышение суммы реальных доходов либо указание несуществующих или завышение суммы снятых вкладов, полученных кредитов и займов, чтобы обосновать законность приобретения дорогой недвижимости; 10) указание заниженной стоимости приобретенных земельных участков, недвижимости, ТС, ценных бумаг в подтверждение соответствия сделки доходам служащего. -------------------------------- <6> Приведены в Приложении 3 к Методическим рекомендациям. <7> О доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера. <8> В Методических рекомендациях указано, что в этом случае особое внимание следует уделять ситуациям, когда не только сокрыт факт получения дохода от организации, но и нет уведомления служащего о намерении выполнять иную оплачиваемую работу. <9> Для лиц, названных в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментам".
Следует помнить, что приведенный перечень ситуаций - не полный, служащие могут скрыть и иные обстоятельства, способные вызвать сомнения в правомерности получения доходов или приобретения имущества. Выявление таких обстоятельств станет причиной увольнения служащего.
Смягчающие и отягощающие обстоятельства, которые влияют на степень взыскания
Согласно п. 8 Методических рекомендаций при назначении взыскания следует учитывать отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции. Так, если проступок совершен впервые и квалифицирован как несущественный, а отягчающих обстоятельств нет, взыскания могут не применяться (п. 9 Методических рекомендаций). Смягчающие обстоятельства позволяют применять взыскание, предшествующее по степени строгости соответствующему, а отягчающие обстоятельства - более строгое взыскание <10>. -------------------------------- <10>Пункты 12, 13 Методических рекомендаций.
┌─────────────────────────────────────┐ │ Смягчающие обстоятельства │ └────────┬──────────┬─────────────────┘ ┌───────────┘ │/ │/ ┌──────────────────────────┐ ┌───────────┐ ┌───────────────┐ │ Менее строгое взыскание │ │ Взыскание │ │ Более строгое │ │или неприменение взыскания│ │ │ │ взыскание │ └──────────────────────────┘ └───────────┘ └───────────────┘ /│ /│ ┌────────┘ ┌───────────────────┴────┴────────────┐ │ Отягчающие обстоятельства │ └─────────────────────────────────────┘
К отягчающим обстоятельствам относятся: 1) представление недостоверных объяснений, совершение иных действий, затрудняющих ход проверки; 2) одновременное нарушение двух и более требований антикоррупционного законодательства; 3) наличие неснятого дисциплинарного взыскания; 4) нарушение требований антикоррупционного законодательства в рамках предыдущих декларационных кампаний. Смягчающими обстоятельствами для служащего могут быть: 1) совершение нарушения впервые; 2) безукоризненное соблюдение других запретов, исполнение антикоррупционных обязанностей в отчетном периоде; 3) эффективное выполнение особо важных и сложных заданий; 4) наличие поощрений в отчетном периоде (наград, почетных грамот, благодарностей и т.п.); 5) сообщение контролерам о нарушении до начала проверки. Также при назначении конкретного вида взыскания должны учитываться: 1) характер и тяжесть совершенного нарушения; 2) обстоятельства, при которых совершено нарушение; 3) соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, противодействующих коррупции; 4) прочие результаты исполнения должностных обязанностей. Зачастую ошибки, описки, неточности можно исправить до подачи справки. Поэтому п. 3 Методических рекомендаций обязует должностных лиц при приеме справок принимать меры к нахождению ошибок, которые в целом не искажают достоверность представленных сведений и могут быть устранены путем получения уточняющей информации. Примером такой ошибки может быть указание на титульном листе справки квартиры как места регистрации, но неуказание этой квартиры в качестве объекта собственности или объекта, находящегося в пользовании.
* * *
Наряду с обозначенными смягчающими и отягчающими обстоятельствами на практике могут возникать иные обстоятельства, которые целесообразно учитывать при принятии решения о привлечении служащего к ответственности (например, наличие на руках иждивенцев). Но в докладе по итогам проверки и решении комиссии должны быть обоснованы меры, предлагаемые руководителю к принятию исходя из анализа нарушения и с учетом подходов, изложенных в Методических рекомендациях.
С.Н.Степанов Эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации" Подписано в печать 29.01.2016
|
Новости |
Главная |
О нас |
Контакты |
Написать нам |
Карта сайта |
Поиск по сайту |
Законодательная карта по ФЗ №8
Официальный сайт муниципального образования Кузоватовский район © 2024 |