Поиск по сайту

АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМПЛАЕНС КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОВЫХ РИСКОВ И ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ КОМПАНИЙ


"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 3

 

АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМПЛАЕНС КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ

ПРАВОВЫХ РИСКОВ И ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ

КОМПАНИЙ

 

С.В. ТАУТ, М.А. ОВЕЧКИНА

 

Таут Сергей Владимирович, эксперт, адвокат, руководитель практики "Пепеляев Групп", заместитель заведующей Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ "Высшая школа экономики" (г. Москва).

Овечкина М.А., юрист практики legal GR и комплаенса адвокатского бюро "Пепеляев Групп" (г. Москва).

 

В статье анализируется текущее состояние регулирования и правоприменения норм об антикоррупционных требованиях к организациям, предусмотренных отечественным и зарубежным законодательством. Авторы рассматривают вопросы ответственности за коррупционные правонарушения. Предлагают рекомендации по внедрению мер антикоррупционного комплаенса как основной современной методики митигации рисков коррупционного характера и профилактики правонарушений в корпоративном секторе.

 

Ключевые слова: антикоррупционный комплаенс, противодействие коррупции в корпоративном секторе, антикоррупционные требования, управление комплаенс-рисками, коррупционное правонарушение, антикоррупционные проверки, профилактика регуляторных рисков, предотвращение коррупционных проявлений в компании, стандарт противодействия коррупции, карта коррупционных рисков.

 

Anti-corruption Compliance as a Tool For Preventing Legal Risks and Effective Protection of Companies' Property Rights

 

S.V. Taut, M.A. Ovechkina

 

Taut Sergey V., expert, attorney at law, head of practice of legal GR and compliance in Pepeliaev group, deputy head of Laboratory for anti-corruption policy in National research university Higher school of economics (Moscow).

Ovechkina Mariya A., lawyer of practice of legal GR and compliance in Pepeliaev group (Moscow).

 

The article analyzes regulation and enforcement of the legal rules on anti-corruption requirements for organizations provided for by domestic and foreign legislation. The authors examine the issues of legal responsibility for corruption offenses. They offer recommendations on the implementation of anti-corruption compliance measures as the main modern methodology for mitigating corruption risks and preventing offenses in the corporate sector.

 

Key words: anti-corruption compliance, anti-corruption in the corporate sector, anti-corruption requirements, compliance risk management, corruption offense, anti-corruption checks, prevention of regulatory risks, prevention of corruption in the company, anti-corruption standard, corruption risk map.

 

Если б мошенник знал все выгоды честности, он из корысти

перестал бы мошенничать.

 

Бенджамин Франклин

 

Поставьте мошенника у всех на виду, и он будет

действовать как честный человек.

 

Наполеон Бонапарт

 

В современном мире бизнес ежедневно сталкивается с множеством вызовов и испытаний. Помимо многочисленных экономических трудностей, причинами обострения которых стали пандемия COVID-19 и вызванный ею экономический кризис, в деятельности компаний возрастают риски административного и уголовного давления.

Несмотря на уменьшение количества бизнес-субъектов, масштабы контроля за ними не только не сократились, но и возросли, в том числе в сфере контроля вводимых санитарных правил и ограничений. Руководством страны анонсировано масштабное сокращение государственного аппарата (до 10 процентов от численности чиновников). Однако, во-первых, это весьма длительный процесс, во-вторых, широкий функционал правоохранительных и контрольно-надзорных органов наверняка сохранится.

Таким образом, к компаниям, сумевшим удержаться "на плаву" и продолжить свою коммерческую деятельность, даже арифметически внимания стало только больше.

В кризисных условиях бизнесу необходимы быстрые и конкретные результаты, что зачастую затруднительно при обращении к легальным инструментам защиты прав и интересов (обращения в административные органы и суд, добровольное погашение претензий и т.п.). По этой причине собственники и сотрудники бизнес-субъектов все чаще прибегают к коррупции как к наиболее, на их взгляд, действенному, "простому" и быстрому способу решения тех или иных проблем. Однако практика показывает, что обращение к коррупционным механизмам не устраняет, а лишь порождает новые риски и опасности, которые могут стать фатальными для любого, даже самого устойчивого и масштабного бизнеса.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) под коррупцией понимается "злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение вышеперечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица" <1>.

--------------------------------

<1>Статья 1 Закона N 273-ФЗ (в последней редакции). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/.

 

В случае выявления коррупционного правонарушения, выразившегося в незаконном вознаграждении от имени юридического лица (статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; далее - КоАП РФ), компаниям грозит штраф в размере от 1 до 100 миллионов рублей и даже более (верхний порог санкции составляет до 100 крат суммы незаконного вознаграждения, но не менее ста миллионов рублей, с обязательной конфискацией предмета правонарушения). Размер ответственности, предусмотренный указанной статьей, представляется довольно значительным и может стать достаточно чувствительным для любой крупной компании, а компании среднего и малого бизнеса - даже привести к банкротству. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2020 году к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ были привлечены 177 юридических лиц, а в 2019 году - 319 <2>.

--------------------------------

<2> URL: https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/.

 

Кроме того, в целях улучшения собираемости штрафов по статье 19.28 "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица" КоАП РФ органы прокуратуры активно прибегают к аресту имущества компаний, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном этой статьей, в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания (для чего ими активно применяются нормы статьи 27.20 КоАП РФ <3>) такие аресты могут быть наложены судами по ходатайству прокуроров.

--------------------------------

<3>Статья 27.20. Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица КоАП РФ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/129f980be4f92fc0233197a7bac89ebc4024ede8/.

 

За коррупционные правонарушения физические лица - от простых работников до руководства организации и ее бенефициаров - могут быть привлечены к уголовной ответственности по статьям 290, 291 (получение и дача взятки должностному лицу), 291.1 (посредничество во взяточничестве), 291.2 (мелкое взяточничество), 204 (коммерческий подкуп), 204.1 (посредничество в коммерческом подкупе), 204.2 (мелкий коммерческий подкуп) Уголовного кодекса Российской Федерации <4>.

--------------------------------

<4> Уголовный кодекс Российской Федерации в редакции от 30 декабря 2020 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.

 

Согласно статистике Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2019 году число выявленных преступлений коррупционной направленности составило 30 991 (рост на 1,6 процента по сравнению с 2018 годом). В части рассмотренных судами уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в 2019 году в Российской Федерации вынесено 9 803 обвинительных приговора (в 2018 году - 10 684) в отношении 10 960 человек (в 2018 году - 11 732) <5>.

--------------------------------

<5> URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1817130/.

 

Помимо национального законодательства, для международных корпораций (акции которых торгуются на мировых биржах, либо они осуществляют внешнеэкономическую деятельность) также существует риск привлечения к ответственности на основании американского Закона о коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act - FCPA) и Закона Великобритании о взяточничестве (United Kingdom Bribery act - UK BA), санкции по которым могут превышать десятки и даже сотни миллионов долларов США. Так, в топе уплативших десять крупнейших штрафов за всю историю FCPA компаний находятся две российские, работающие в телекоммуникационном секторе, уплатившие в совокупности 1,65 миллиарда долларов штрафных санкций.

Помимо риска серьезнейшей юридической ответственности, вследствие коррупционных проявлений у компании возникают множественные внутренние и внешние риски.

Внутренние риски:

1) увеличение проявлений корпоративного мошенничества, должностных преступлений;

2) угроза прямых потерь компании от коррупционных действий сотрудников в собственных интересах, а не в интересах компании;

3) рост издержек ведения бизнеса, снижение эффективности бизнес-процессов, рост себестоимости продукции (услуг);

4) формирование атмосферы вседозволенности и аморальности в компании;

5) возможное снижение конкурентоспособности компании.

Внешние риски:

1) снижение стабильности функционирования бизнеса;

2) увеличение риска рейдерской атаки, использования конкурентами возникших уязвимостей;

3) риск попадания в "черные списки" неблагонадежных компаний;

4) возникновение субсидиарной ответственности по претензиям государства или третьих лиц;

5) рост репутационных рисков;

6) снижение капитализации компании;

7) появление сложностей в выстраивании бизнес-отношений с партнерами;

8) затруднение прохождения проверок при заключении договоров, открытии счетов в банках, участии в конкурсах/торгах и т.п.

В этих условиях для организаций актуальным будет применение методики комплаенса - общепризнанного у нас в стране и за рубежом корпоративного стандарта превенции правовых и коррупционных рисков бизнес-субъектов.

Термин "комплаенс" является неадаптированным вариантом воспроизведения на русском языке термина "compliance". Compliance - это "действиевсоответствиисзапросомилиуказанием; повиновение (англ. compliance is an action in accordance with a request or command, obedience)" <6>.

--------------------------------

<6> Гречуха Н.М. Комплаенс и экономическая безопасность. С. 43.

 

Предлагаем следующее определение, наиболее точно, на наш взгляд, отражающее суть этого явления: комплаенс - это корпоративная политика, направленная на предупреждение противоречащих закону действий сотрудников компании и внедрение мер по их превенции. Она представляет собой комплекс принятых в организации положений, политик и инструкций, базирующихся на действующем национальном и (в применимой части) зарубежном законодательстве.

Целями внедрения комплаенс-процедур являются:

1) превенция - предотвращение правонарушений, фактическое снижение риска негативных последствий нарушения норм действующего законодательства для компании и должностных лиц;

2) смягчение или устранение ответственности компании, ее топ-менеджмента и бенефициаров за правонарушения, совершенные сотрудниками компании;

3) создание рыночных преимуществ для компании - рост репутации и goodwill компании, упрощение процедур антикоррупционных проверок (банками, при проведении тендеров крупных компаний и т.п.).

В современном мире комплаенс стал общепризнанным корпоративным стандартом и ключевой методикой профилактики регуляторных рисков в различных сферах и отраслях права: налоговой, антимонопольной, корпоративной, трудовой, антикоррупционной и т.д. При этом набор регуляторных рисков и их "вес" для каждой компании имеют свою специфику, зависящую от характера бизнес-процессов.

Однако в России институт комплаенса до сих пор находится на достаточно низком уровне развития. Согласно современным исследованиям, в которых приняли участие крупнейшие компании России и других стран СНГ, только 43 процента от опрошенных компаний ежегодно оценивают комплаенс-риски, 21 процент делают это на ежеквартально, и только 46 процентов респондентов имеет отдельные подразделения комплаенс <7>. Стоит отметить, что приоритетным для компаний является антикоррупционный комплаенс, который готовы внедрять 88 процентов от опрошенных.

--------------------------------

<7> URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2018/06/ru-ru-compliance-survey-2017.pdf.

 

Приоритет развития в компаниях именно антикоррупционного комплаенса не является чем-то удивительным, в том числе ввиду того, что статьей 13.3 Закона N 273-ФЗ устанавливается обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по противодействию коррупции. Это связано с ратификацией нашей страной Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года (Федеральный закон от 8 марта 2006 года N 40-ФЗ).

Под "противодействием коррупции" Закон N 273-ФЗ понимает следующую триаду:

1) предупреждение коррупции, в том числе ее профилактику;

2) выявление, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьбу с коррупцией);

3) минимизацию и устранение последствий коррупционных правонарушений.

Довольно распространенным является мнение, что противодействовать коррупции должны только правоохранительные органы. Это не так, принимать соответствующие меры должны и институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий и возможностей.

Многие бизнес-субъекты ошибочно полагают, что обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции зависит от организационно-правовой формы предприятия, отраслевой принадлежности, формы собственности, численности его работников и иных обстоятельств.

Приведем пример, к чему на практике приводит такое заблуждение. По результатам прокурорской проверки на малом производственном предприятии было установлено, что в нарушение положений Закона N 273-ФЗ организация не исполняет обязанности по принятию антикоррупционных мер. Прокурор обратился в суд, и на организацию была возложена обязанность разработать и принять меры по предупреждению коррупции.

Директор предприятия, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в которой сообщил, что меры по предупреждению коррупции не разрабатывались, поскольку число работников в организации не превышает 15 человек и у них отсутствуют полномочия на совершение действий, связанных с получением выгоды. Суд апелляционной инстанции указал на то, что в силу требований статьи 13.3 Закона N 273-ФЗ обязанность принимать меры по предупреждению коррупции не зависит от организационно-правовой формы организации и численности работников и оставил решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Положительной тенденцией является то, что при принятии решения о привлечении компании к ответственности за коррупционное правонарушение по статье 19.28 "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица" КоАП РФ суды все чаще учитывают деятельность компании по принятию мер антикоррупционного характера. В частности, положительно оценивается принятие юридическим лицом мер по соблюдению законодательства о противодействии коррупции (утверждение кодекса этики и служебного поведения работников, формирование негативного отношения к коррупционным практикам в коллективе), даже несмотря на то, что принятые меры не предотвращают противоправные действия работника.

Исходя из изложенного возникает вопрос: какие именно меры по противодействию коррупции должны принимать компании?

Примерный список таких мер (часть из которых, к сожалению, не обладает, на наш взгляд, должной правовой определенностью и имеет общий и неконкретный характер) закреплен в статье 13.3 Закона N 273-ФЗ.

Так, принимаемые организацией меры могут включать:

- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- сотрудничество организации с правоохранительными органами;

- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В целях конкретизации положений статьи 13.3 Закона N 273 ФЗ Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) были разработаны рекомендательные материалы: Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (2013 год) и вышедшие в 2019 году информация "Меры по предупреждению коррупции в организациях", памятка "Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственности и стимулирование", а также Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации.

Названные документы, хоть и не имеют нормативный характер, являясь, по сути, методическими материалами, тем не менее детализируют ряд положений статьи 13.3 Закона N 273-ФЗ и дают минимально необходимое представление о конкретных мерах по предотвращению коррупционных проявлений в компании.

Важным документом, направленным на внедрение в сферу бизнеса антикоррупционных стандартов, процедур внутреннего контроля, этических норм и процедур антикоррупционного комплаенса, является Антикоррупционная хартия российского бизнеса (далее - Хартия), подписанная 21 сентября 2012 года на XI Инвестиционном форуме в Сочи руководителями крупнейших бизнес-союзов России (Торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей, "ОПОРЫ России", "Деловой России"). Хартия предусматривает внедрение компаниями - участницами специальных антикоррупционных программ и практик, которые касаются не только ситуации внутри компаний, но и отношений с партнерами по бизнесу и с государством, закупок на основе открытых торгов, финансового контроля, обучения и работы с персоналом, содействия правоохранительным органам и т.д.

Для определения результативности разработанных компаниями антикоррупционных мер проводятся их текущий мониторинг и периодическая (не реже одного раза в два года либо одного раза в пять лет - в зависимости от выбранной формы подтверждения соответствия требованиям Хартии) оценка эффективности. При этом согласно Положению об учете организаций - участниц Хартии организации, не представившие сведения о соблюдении положений Хартии либо не прошедшие соответствующую проверку, подлежат исключению из состава ее участников, что гарантирует действительное внедрение компаниями мер антикоррупционного характера.

Присоединение к Антикоррупционной хартии российского бизнеса и выполнение ее положений рассматривается учредившими Хартию бизнес-объединениями как гарант исполнения организацией требований статьи 13.3 Закона N 273-ФЗ, однако эта позиция пока не закреплена в действующих нормах антикоррупционного законодательства <8>.

--------------------------------

<8> См.: Артеменко Е.А., Долотов Р.О., Крылова Д.В. [и др.]. Взаимодействие государственных органов власти с общественными институтами в целях минимизации коррупционных проявлений в отношении бизнеса: доклад к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (Москва, 9 - 12 апреля 2019 года). С. 67 - 68.

 

Стоит отметить, что при внедрении в компании мер антикоррупционного характера и при разработке антикоррупционной политики компаниям, безусловно, не стоит ограничиваться положениями пока еще далекого от совершенства национального регулирования, а надлежит руководствоваться лучшими практиками и принятыми в международной корпоративной практике стандартами антикоррупционного комплаенса <9>, в том числе базирующимися на гораздо более детализированных требованиях FCPA и UK BA, изложенных в соответствующих методических документах <10>.

--------------------------------

<9> См. Крылова Д.В., Таут С.В., Пархоменко С.А. [и др.]. Регуляторные и коррупционные риски в сфере государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательства: меры минимизации в условиях кризиса: доклад к XXI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (Москва, 2020 год). С. 111 - 112.

<10> См., например: A Resource Guide to the U.S. Foreign Corrupt Practices Act By the Criminal Division of the U.S. Department of Justice and the Enforcement Division of the U.S. Securities and Exchange Commission. URL: https://www.justice.gov/sites/default/files/criminal-fraud/legacy/2015/01/16/guide.pdf.

 

Итак, с чего компаниям необходимо начать построение системы антикоррупционного комплаенса и что конкретно следует сделать?

Во-первых, необходимо определить подразделение и лиц, ответственных за организацию работы по антикоррупционному контролю. На этом этапе следует создать подразделение по профилактике коррупционных правонарушений и посредством локальной специализации определить ответственное лицо (лиц), на которого преимущественно будут возложены обязанности по принятию мер по предупреждению коррупции. В случае если такой сотрудник выбирается из штата сотрудников организации, целесообразно организовать повышение его квалификации либо нанять стороннего специалиста (консультанта), обладающего необходимыми знаниями и навыками.

Стоит отметить, что при создании внутри организации подразделения по управлению комплаенс-рисками необходимо установить такой порядок взаимодействия между подразделением по профилактике коррупционных правонарушений и иными структурными подразделениями компании, который будет способствовать, с одной стороны, цели предупреждения коррупции, а с другой, не будет препятствовать профильной деятельности компании и оперативному принятию решений.

Во-вторых, необходимо разработать и принять базовые локальные антикоррупционные акты - кодекс деловой этики и антикоррупционную политику. Основой любой системы антикоррупционного комплаенса всегда является корпоративная программа (политика), в которой должен учитываться общепризнанный стандарт противодействия коррупции. Антикоррупционные локальные акты, регламенты и политики должны быть утверждены в полном соответствии с корпоративными процедурами и согласованиями, предусмотренными учредительными документами компании. При этом механизмы внедрения антикоррупционной политики должны быть реализуемы на практике.

В-третьих, всех работников компании необходимо ознакомить (под подпись) с разработанными антикоррупционными политиками и регламентами. Нелишним будет разместить такие локальные акты на интернет-портале компании. Чтобы работник четко знал антикоррупционные требования и понимал алгоритм действий в этически сложных ситуациях, немаловажным является регулярное проведение обучающих тренингов и семинаров с последующей оценкой полученных знаний.

В-четвертых, следует организовать работу по регулярному отслеживанию и устранению коррупционных рисков. Необходимо выделить "критические точки" для каждого бизнес-процесса компании и составить описание возможных коррупционных ситуаций - "карту коррупционных рисков", на основе которой организовывать дальнейшую работу.

По мнению Минтруда России, наиболее высокие коррупционные риски возникают в первую очередь в следующих направлениях деятельности организации:

- закупке товаров и услуг для нужд организации;

- получении и сдаче в аренду имущества;

- реализации имущества, в том числе непрофильных активов;

- любых функций, предполагающих финансирование организацией деятельности физических и юридических лиц (например, предоставление кредитов, спонсорской помощи и т.д.).

В качестве ключевого критерия для отнесения направлений деятельности организации к коррупционно опасным и последующего их ранжирования по уровню коррупционных рисков может использоваться объем финансовых средств, распределяемых в рамках того или иного бизнес-процесса (см. [15, с. 113]).

Кроме того, рекомендуем в обязательном порядке разработать систему проверки потенциальных сотрудников при принятии их на работу в компанию.

Значительное внимание надлежит уделить работе с контрагентами компании - внедрить в формы соглашений стандартную антикоррупционную оговорку, проводить тщательную антикоррупционную и корпоративную проверку закупочных и конкурсных процедур. При этом целесообразно использовать достижения в сфере legal tech и автоматизации комплаенс-процедур.

Надо отметить, что комплексное полноценное построение в компании системы по противодействию коррупции входит в функционал профессиональных комплаенс-специалистов. Именно специалист по комплаенсу, будь то специально нанятый сотрудник компании или внешний консультант, обладая необходимыми знаниями и опытом, поможет проанализировать и оценить возможные коррупционные риски в деятельности организации, разработать и утвердить необходимые антикоррупционные политики в соответствии с лучшими отечественными и международными практиками, довести антикоррупционные правила до сведения работников, осуществлять последующий комплаенс-контроль хозяйственных и иных операций в организации. Все это позволит выстроить предсказуемый, стабильный и безопасный для сотрудников и бенефициаров социально ответственный бизнес.

Профилактика, как известно, всегда дешевле лечения, поэтому комплаенс как общепризнанная система превенции правонарушений в корпоративном секторе позволит не только минимизировать риски ответственности за их совершение, но и снизить издержки хозяйственной деятельности, а также надежно защитить имущественные и иные права организации.

 

Информационные источники

 

1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс".

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2020 года). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/f61ff313afecf81a91a43d729c2df55c1d6a1533/.

3. Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. URL: https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2020 года). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.

5. Foreign Corrupt Practices Act. URL: https://www.justice.gov/criminal-fraud/foreign-corrupt-practices-act.

6. United Kingdom Bribery act. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2010/23/contents.

7. Генеральной прокуратурой Российской Федерации проанализировано состояние коррупционной преступности по итогам 2019 года. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1817130/.

8. Гречуха Н.М. Комплаенс и экономическая безопасность // Надзорная деятельность и судебная экспертиза в системе безопасности. 2012. N 4. С. 43 - 44.

9. Исследование КПМГ. URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2018/06/ru-ru-compliance-survey-2017.pdf.

10. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: Федеральный закон от 8 марта 2006 года N 40-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс".

11. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции: утверждены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 8 ноября 2018 года. URL: https://base.garant.ru/70499600/.

12. Меры по предупреждению коррупции в организациях: информация Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 сентября 2019 года. URL: http://base.garant.ru/72755766/.

13. Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственности и стимулирование: памятка Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 сентября 2019 года. URL: http://base.garant.ru/72755734/.

14. Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации: утверждены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 8 ноября 2018 года. URL: http://base.garant.ru/72755734/.

15. Антикоррупционная хартия российского бизнеса. URL: http://ach.tpprf.ru/anti-bribes/Хартия_RUS.pdf.

16. Таут С.В., Долотов Р.О., Крылова Д.В. [и др.]. Взаимодействие государственных органов власти с общественными институтами в целях минимизации коррупционных проявлений в отношении бизнеса: доклад к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (Москва, 9 - 12 апреля 2019 года) / науч. ред. Д.В. Крылова. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 89 с.

17. Крылова Д.В., Таут С.В., Пархоменко С.А. [и др.]. Регуляторные и коррупционные риски в сфере государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательства: меры минимизации в условиях кризиса: доклад к XXI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (Москва, 2020 год). М.: ИздательскийдомВысшейшколыэкономики, 2020. 168 с.

18. A Resource Guide to the U.S. Foreign Corrupt Practices Act By the Criminal Division of the U.S. Department of Justice and the Enforcement Division of the U.S. Securities and Exchange Commission. URL: https://www.justice.gov/sites/default/files/criminal-fraud/legacy/2015/01/16/guide.pdf.

 

Подписано в печать

19.03.2021

 

 

 

 

    Новости