Поиск по сайту

ГЛОБАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ГРУППЫ ДВАДЦАТИ" ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В БИЗНЕСЕ

"Безопасность бизнеса", 2021, N 1

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

"ГРУППЫ ДВАДЦАТИ" ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В БИЗНЕСЕ

 

П.Н. КОБЕЦ

 

Кобец Петр Николаевич, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, доктор юридических наук, профессор.

 

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловливается тем, что начавшиеся в новом тысячелетии события в глобальном антикоррупционном движении еще больше высветили важную роль борьбы с коррупцией в сфере бизнеса. Особая роль по противодействию коррупции в сфере бизнеса на глобальном уровне отводится "Группе двадцати" - G20. В процессе проведенного исследования автор пришел к выводу о том, что довольно позитивно на функционирование сферы предпринимательства повлияло принятие 12 ноября 2010 г. в г. Сеуле лидерами G20 "Плана действий по борьбе с коррупцией", который впервые открыто призвал к более тесному государственно-частному партнерству в борьбе с коррупцией. Сегодня G20 - это группа ключевых стран с развитой и формирующейся рыночной экономикой. Будучи крупнейшими торговыми державами, G20 несет особую ответственность за предотвращение коррупции и борьбу с ней, создание правовых и политических рамок, способствующих созданию чистой деловой среды, а также за дальнейшее оказание помощи странам в их усилиях по наращиванию потенциала в борьбе с коррупцией. Сегодня G20 подает хороший пример многим странам, международным объединениям и группам по борьбе с коррупцией в бизнесе.

 

Ключевые слова: "Группа двадцати", противодействие коррупции, финансовая архитектура, глобальная экономика, международно-правовая база, чистая деловая среда, антикоррупционный план, бизнес-модели, международное сотрудничество, механизм глобального управления, платформа сотрудничества, борьба с преступностью, законность.

 

Global Initiatives and Efficiency of Business Corruption Combating Operations of the Group of Twenty

 

P.N. Kobets

 

Kobets Petr N., Chief Research Scientist of the National Research Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, LL.D., Professor.

 

The relevance of this issue is due to the fact that the events that began in the new Millennium in the global anti-corruption movement have further highlighted the important role of the fight against corruption in the business sector. A special role in combating corruption in the sphere at the global level is assigned to the Group of twenty - G20. In the course of the research, the author came to the conclusion that, quite positively, the functioning of the business sphere was affected by the adoption in November 12, 2010 in the city of In Seoul, the leaders of the G20 "Anti-corruption action Plan", which for the first time openly called for a closer public-private partnership in the fight against corruption. Today, the G20 is a group of key countries with developed and emerging market economies. As major trading powers, the G20 has a special responsibility to prevent and combat corruption, create a legal and policy framework that promotes a clean business environment, and continue to assist countries in their efforts to build capacity to fight corruption. Today, the G20 sets a good example for many countries, international associations, and groups to fight corruption in business.

 

Key words: group of twenty, anti-corruption, financial architecture, global economy, international legal framework, clean business environment, anti-corruption plan, business models, international cooperation, global governance mechanism, cooperation platform, fight against crime, legality.

 

Большинство бизнес-структур за рубежом все чаще стремятся противодействовать коррупционным проявлениям в предпринимательстве <1>. Лидеры крупнейших держав также несут особую ответственность за предотвращение коррупции и борьбу с ней, за создание правовых и политических рамок, способствующих созданию чистой деловой среды, и за продолжение оказания помощи странам в их усилиях по наращиванию потенциала в борьбе с коррупцией <2>.

--------------------------------

<1> См.: Кобец П.Н. Особенности противодействия коррупции в Китае // Безопасность бизнеса. 2017. N 5. С. 26.

<2> См.: Кобец П.Н. О роли органов государственной власти и местного самоуправления государств Латинской Америки в противодействии коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 2. С. 45.

 

В этой связи группа "Большой двадцатки", и как ее еще называют в различных научных работах - G20, "Группа двадцати", "Двадцатка", обязалась поддерживать общий подход к эффективному глобальному антикоррупционному режиму. G20 - это международный форум представителей правительств и управляющих центральными банками разных стран и Европейского союза (далее - ЕС) <3>.

--------------------------------

<3> См.: Прохорова А.А. Роль бизнес-саммитов "деловой двадцатки" во взаимодействии предпринимательского сообщества и власти на глобальном уровне // Власть. 2017. Т. 25. N 4. С. 52.

 

Основанная в 1999 г. с целью обсуждения политики, касающейся содействия международной финансовой стабильности, "Группа двадцати" расширила свою повестку дня с 2008 г., и с тех пор главы правительств или главы государств, а также министры финансов, министры иностранных дел и представители различных аналитических центров периодически совещаются на саммитах. Она направлена на решение вопросов, выходящих за рамки ответственности какой-либо одной организации <4>.

--------------------------------

<4> См.: Ревизорский М. "Группа двадцати" и развитие нового механизма глобального управления // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12. N 3. С. 35.

 

Саммит G20, проходивший 26 - 27 июня в крупнейшем городе Канады - Торонто в 2010 г., стал четвертой встречей глав государств и правительств G20 для обсуждения глобальной финансовой системы и мировой экономики. На нем G20 решила создать рабочую группу - Anti-Corruption Working Group (далее - ACWG) для выработки всеобъемлющих рекомендаций по борьбе с коррупционными проявлениями и их негативным влиянием на динамичное развитие мировых экономических процессов.

С 2010 г., после создания ACWG, был предпринят ряд мер, направленных на противодействие коррупционным проявлениям в бизнесе.

Первые рекомендации по борьбе с коррупцией вновь созданной ACWG было решено рассмотреть в Республике Корея в ноябре 2010 г. на пятом саммите G20 <5>. Сегодня эта группа является самым молодым рабочим механизмом. 12 ноября 2010 г. в корейском городе Сеуле лидеры G20 приняли первый "План действий по борьбе с коррупцией G20" - Anti-Corruption Action Plan, который впервые открыто призвал к более тесному государственно-частному партнерству в сфере противодействия коррупционным проявлениям <6>. Таким образом, лидерами стран G20 была указана необходимость предотвращения коррупции посредством рассматриваемого "Плана действий по борьбе с коррупцией".

--------------------------------

<5>См.: G20 Anti-Corruption Working Group. UPL: https://star.worldbank.org/about-us/g20-anti-corruption-working-group (дата обращения: 12.11.2020).

<6>См.: G20 Anti-Corruption Action Plan. UPL: http://www.g20.utoronto.ca/2010/g20seoul-anticorruption.html (дата обращения: 12.11.2020).

 

В контексте "Плана действий по борьбе с коррупцией" 27 - 28 апреля 2011 г. в г. Париже состоялась антикоррупционная конференция "Объединение усилий против коррупции: бизнес и правительство G20", на которой представители сферы предпринимательской деятельности отметили, что объединение многих стандартов антикоррупционного комплекса на практике может помочь им решить многочисленные сегодняшние и будущие антикоррупционные задачи. Основные дискуссии на этой антикоррупционной конференции для частного сектора, организованной совместно французским председательством в G20 и Организацией экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) и поддержанной Управлением ООН по наркотикам и преступности, были сосредоточены на следующих вопросах: государственно-частное сотрудничество в реализации "Плана действий по борьбе с коррупцией G20"; проблема антикоррупционного комплаенса; борьба с коррупцией в сфере государственных закупок; отраслевые антикоррупционные инициативы; признание коммерческой практики наиболее подверженной коррупции; следующие шаги для бизнеса и G20 <7>.

--------------------------------

<7>См.: G20-OECD Conference: 'Joining forces against corruption: G20 business and government'. UPL: https://www.oecd.org/g20/topics/anti-corruption/g20-oecdconferencejoiningforcesagainstcorruptiong20businessandgovernment.htm (дата обращения: 12.11.2020).

 

В мае 2011 г. ACWG признала положительной работу ОЭСР, Всемирного банка и управления ООН по наркотикам и преступности по соблюдению требований частного сектора по борьбе с коррупцией. ACWG, ОЭСР, Всемирный банк и УНП ООН совместно разработали руководство по антикоррупционной этике и комплаенсу.

В настоящее время все члены G20 приняли участие в ратифицировании важнейшего международного документа по противодействию коррупции - Конвенции ООН против коррупции. "Группой двадцати" разработан ряд отраслевых и межсекторальных инициатив, результатом которых стали установление принципов высокого уровня G20, руководящих принципов, обмен опытом и передовой практикой в ряде областей. С каждым годом повышается уровень имплементации принимаемых на саммитах G20 решений. Благодаря рассматриваемой деятельности G20 активизировано сотрудничество с субъектами предпринимательской деятельности и гражданским обществом, активизировано взаимодействие с другими заинтересованными сторонами, включая международные организации, с тем чтобы активизировать международную борьбу с коррупцией <8>.

--------------------------------

<8> См.: Прохорова А.А. К вопросу о критериях и показателях эффективности деятельности "деловой двадцатки" // Власть. 2017. Т. 25. N 6. С. 54.

 

С тех пор как лидеры G20 учредили ACWG на саммите в г. Торонто в 2010 г., в своей работе "Группа двадцати" руководствовалась двухгодичными планами действий, которые были разработаны для определения приоритетов действий, ориентированных на практический вклад в международные усилия по противодействию коррупционным проявлениям.

"План действий по борьбе с коррупцией G20" на 2017 - 2018 гг. был одобрен лидерами на саммите, проходившем в городе субпровинциального уровня Китайской Народной Республики г. Ханчжоу в 2016 г., а сопутствующий план реализации - на их встрече в г. Ухане в октябре 2016 г. Саммит G20 в Ханчжоу в 2016 г. стал одиннадцатой встречей "Группы двадцати" <9>. В плане действий по борьбе с коррупцией на 2017 - 2018 гг. определялись следующие приоритетные области: честность и прозрачность государственного сектора, честность и прозрачность частного сектора, взяточничество, практическое сотрудничество, бенефициарная собственность, уязвимые секторы, международные организации и наращивание потенциала <10>.

--------------------------------

<9> См.: Вансови А.С. Саммит "Большой двадцатки" - 2016: геополитические оценки // Грани. 2016. Т. 19. N 9 (137). С. 105.

<10>См.: 2016 Hangzhou G20 Summit Interim Compliance Report. UPL: http://www.g20.utoronto.ca/compliance/2016hangzhou-interim/index.html (дата обращения: 12.11.2020).

 

С самого начала государства G20 взяли на себя ответственность за свои обязательства, регулярно отчитываясь об индивидуальном и коллективном прогрессе, достигнутом в осуществлении выполненных обязательств по борьбе с коррупцией <11>. В докладе ACWG за 2017 г. отмечалось, что в 2017 г. G20 под председательством Германии выделила три приоритетных направления, включенных в план действий и план реализации, предложив разработать принципы борьбы с коррупцией по следующим вопросам: ответственность юридических лиц за коррупцию, т.е. обеспечение того, чтобы не только отдельные исполнители, но и юридические лица, получающие выгоду от своих преступлений, могли быть наказаны; организация борьбы с коррупцией, т.е. организация и структурирование государственного управления таким образом, чтобы способствовать честности и сделать его более устойчивым к коррупции, борьба с коррупцией, связанной с незаконной торговлей дикой природой и продуктами дикой природы, кроме того, немецкое председательство в G20 привлекло внимание к коррупции в спорте и провело дискуссию о потенциальных действиях G20, направленных на повышение честности в международных спортивных организациях <12>.

--------------------------------

<11> См.: Сидоренков В.В. "Большая двадцатка" как механизм глобальной безопасности // Государственная служба. 2013. N 1 (81). С. 111.

<12>См.: G20 Anti-Corruption Working Group Interim Report 2017. URL: https://www.bmjv.de/SharedDocs/Downloads/EN/G20/Interim_Accountability_Report_2017.pdf?blob=publicationFile&v=1 (дата обращения: 12.11.2020).

 

В течение 2018 г. ACWG сосредоточила свое внимание на продолжении работы над незавершенными инициативами из текущего "Плана действий по борьбе с коррупцией" и плана по его реализации на 2017 - 2018 гг., уделяя особое внимание двум основным приоритетам: предотвращению и управлению конфликтами интересов и поощрению добросовестности на государственных предприятиях. Кроме того, важнейшей задачей оставалась разработка нового метода работы и подготовка рабочей группы ACWG на 2019 г. и последующий период. Она состояла в разработке нового трехлетнего "Плана действий по борьбе с коррупцией G20" на 2019 - 2021 гг., который должен включать конкретные и практические действия, направленные на достижение реальных результатов в глобальной борьбе с коррупцией и поддержку более широкой повестки дня роста G20 <13>.

--------------------------------

<13>См.: G20 Anti-Corruption Working Groupaccountability Report 2018. UPL: http://www.g20.utoronto.ca/2018/anticorruption_accountability_report_2018.pdf (дата обращения: 12.11.2020).

 

В соответствии с "Планом действий по борьбе с коррупцией G20" в 2019 - 2021 гг. ACWG намерена стремиться адаптировать свои методы работы и механизмы для содействия выполнению прошлых обязательств G20 и повышения эффективности антикоррупционной повестки дня. Разрабатывать дальнейшие целенаправленные действия там, где G20 может наилучшим образом повысить ценность, не дублируя работу, проводимую в других местах, в частности для укрепления честности и прозрачности в государственном и частном секторах. Бороться с финансовыми преступлениями, связанными с коррупцией, включая борьбу с отмыванием денег и возвращением похищенных активов. И дальше укреплять практическое сотрудничество в борьбе с коррупцией, решать соответствующие проблемы, такие как иностранный подкуп и коррупция, связанные с инфраструктурой, спортом и другими уязвимыми секторами, а также углублять понимание и рассматривать возможные действия по возникающим вопросам. Эти приоритеты подробно изложены в приложении "Плана действий по борьбе с коррупцией G20" на 2019 - 2021 гг. Он будет ежегодно дополняться годовой программой работы и ежегодным отчетом о проделанной работе <14>.

--------------------------------

<14>См.: G20 prepares anti-corruption action plan. UPL: https://mrm.ranepa.ru/news/?ELEMENT_ID=232050 (дата обращения: 12.11.2020).

 

22 октября 2020 г. состоялось виртуальное совещание G20. В видеоконференции под председательством Саудовской Аравии впервые приняли участие высокопоставленные представители G20, отвечающие за борьбу с коррупцией. На министерском уровне по борьбе с коррупцией министры призвали к прозрачности и подотчетности в связи с резким ростом государственных расходов на борьбу с последствиями пандемии COVID-19. На совещании министров рассматривался риск коррупции в связи с мерами, принятыми для борьбы с пандемией COVID-19. Министры отметили, что быстрое выделение правительствами крупных объемов государственного финансирования может повысить риск мошенничества и коррупции. В дополнение к своему коммюнике они также опубликовали призыв к действиям по борьбе с коррупцией и COVID-19, в котором G20 заявила о своей приверженности прозрачности и подчеркнула важность адекватных механизмов аудита и надзора. В призыве к действию также содержалась просьба свести к минимуму использование чрезвычайных полномочий и признавалась важная роль гражданских инициатив и СМИ. Министры подчеркнули, что успех государственных мер по борьбе с пандемией во многом зависит от доверия граждан к своим правительствам. Предотвращение коррупции помогает укреплять и поддерживать это доверие. Они также приветствовали намерение государств G20 продолжить рассмотрение вопросов подкупа иностранных государственных должностных лиц, коррупции в спорте и возвращения активов <15>.

--------------------------------

<15>См.: G20, Anticorruption Ministers Meeting Ministerial  Virtual, October 22, 2020 [pdf]. UPL: http://www.g20.utoronto.ca/2020/2020-g20-anticorruption-1022.html (дата обращения: 12.11.2020).

 

Следующее заседание G20 пройдет 6 - 8 сентября 2021 г. во Франции с повесткой "Развитие от сегодняшней бизнес-модели к целевой модели будущего". Рассматриваться будут следующие вопросы: переосмысление энергетических рынков; мировая финансовая индустрия: будущее банковского дела и инновационного страхования; интеллектуальные технологии и решения; здравоохранение и телемедицина; переосмысление розничной торговли; будущее рабочих мест; инновационное гостеприимство, образ жизни и благополучие <16>.

--------------------------------

<16>См.: G-20Y Summit "Developing From Today's Business Model to the Target Model of the Future" 6 - 8 September 2021 Hotel Royal - Evian Resort, France. UPL: http://www.g20ys.org/ (дата обращения: 12.11.2020).

 

Таким образом, проведенное исследование показало, что коррупция разрушает общественное доверие, подрывает верховенство закона, искажает конкуренцию, препятствует трансграничным инвестициям и торговле, а также искажает распределение ресурсов, а сокращение коррупции остается главным приоритетом для G20. Мировые лидеры, участвующие в ежегодных саммитах G20, признают это и уделяют много внимания совместной защите от коррупционных проявлений и использованию всех имеющихся возможностей в данном процессе. Лидеры из различных секторов и регионов собираются вместе, чтобы сотрудничать и находить новые решения противодействия коррупции. Саммит G20 - это платформа, на которой хотят работать по всей цепочке создания новых возможностей противодействия коррупции, чтобы сформировать новые возможности и сотрудничать в разработке перспективных решений. Предотвращение коррупции и борьба с ней, а также укрепление честности и неподкупности являются ключевыми факторами поддержания верховенства права и доверия общественности к нашим институтам, а также обеспечения национального и глобального экономического процветания. Ни одна страна не застрахована от этого, и правительства не могут справиться с этим в одиночку: нам нужна поддержка бизнеса и гражданского общества, чтобы помочь предотвратить, раскрыть и бороться с коррупцией.

 

Литература

 

1. Вансови А.С. Саммит "Большой двадцатки" - 2016: геополитические оценки / А.С. Вансови // Грани. 2016. Т. 19. N 9 (137). С. 103 - 108.

2. Кобец П.Н. О роли органов государственной власти и местного самоуправления государств Латинской Америки в противодействии коррупции / П.Н. Кобец // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 2. С. 43 - 47.

3. Кобец П.Н. Особенности противодействия коррупции в Китае / П.Н. Кобец // Безопасность бизнеса. 2017. N 5. С. 25 - 32.

4. Прохорова А.А. К вопросу о критериях и показателях эффективности деятельности "деловой двадцатки" / А.А. Прохорова // Власть. 2017. Т. 25. N 6. С. 51 - 59.

5. Прохорова А.А. Роль бизнес-саммитов "деловой двадцатки" во взаимодействии предпринимательского сообщества и власти на глобальном уровне / А.А. Прохорова // Власть. 2017. Т. 25. N 4. С. 50 - 57.

6. Ревизорский М. "Группа двадцати" и развитие нового механизма глобального управления / М. Ревизорский // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12. N 3. С. 32 - 52.

7. Сидоренков В.В. "Большая двадцатка" как механизм глобальной безопасности / В.В. Сидоренков // Государственная служба. 2013. N 1 (81). С. 110 - 112.

 

Подписано в печать

29.01.2021

 

 

 

 

    Новости