Поиск по сайту

О ПРИМЕНЕНИИ НА ПРАКТИКЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 9

 

О ПРИМЕНЕНИИ НА ПРАКТИКЕ

ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

 

Минтруд 17 июля 2013 г. представил разъяснения по вопросам применения Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции. В частности, чиновники рассказали о нюансах предоставления сведений о доходах работников подведомственных организаций, критериях уважительности причин непредоставления сведений о доходах супруга (супруги) или несовершеннолетнего ребенка, применении взысканий за коррупционные правонарушения. Именно об этом пойдет речь в настоящей статье.

 

О представлении сведений о доходах, имуществе

и обязательствах имущественного характера

работниками организаций и их проверке

 

Граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудовых договоров в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и лица, замещающие указанные должности (работники подведомственных организаций), обязаны представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представителю нанимателя (работодателю). Такие правила установлены п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

В соответствии с пп. "д" п. 1 Указа N 309 <1> работники подведомственных организаций представляют сведения о доходах в подразделения федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за ведение работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений).

--------------------------------

<1>Указ Президента РФ от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", действует в редакции от 08.07.2013. Указом утверждены Положение о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции и Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы РФ и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции.

 

Следует отметить, что руководитель федерального государственного органа не является для работников подведомственных организаций (за исключением руководителей таких организаций) работодателем. В связи с этим он не обладает полномочиями применять к данным лицам дисциплинарные взыскания, установленные ст. 192 ТК РФ, в том числе увольнение в связи с утратой доверия к работнику со стороны работодателя (в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей).

Кроме того, кадровая служба федерального государственного органа не располагает какими-либо сведениями о работнике подведомственной организации (о его семейном положении, наличии детей, в том числе несовершеннолетних, месте проживания, имущественном положении и т.д.), что не позволяет оценить достоверность и полноту всех сведений, представленных работником подведомственной организации.

В этой связи рациональным является подход, при котором сведения о доходах предоставляются лицами, для которых работодателем является руководитель федерального государственного органа (его представитель), в федеральный государственный орган, а лицами, для которых работодателем признается руководитель подведомственной организации, - в подведомственную организацию.

Подведомственная организация осуществляет прием и анализ данных сведений, после чего передает их в федеральный государственный орган. При этом полномочия по направлению всех запросов (касающихся осуществления оперативно-разыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры, федеральные государственные органы, кредитные организации, налоговые органы и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственные органы субъектов РФ, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения реализует федеральный государственный орган, в том числе по представлению руководителя подведомственной организации.

Аналогичный подход следует применять при осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих должности, включенные в соответствующие перечни должностей, в подведомственных организациях.

 

Каковы критерии уважительности причин

непредставления сведений о доходах супруга (супруги)

или несовершеннолетних детей?

 

Законодательством РФ перечень уважительных и объективных причин не установлен. В этой связи при принятии решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов следует исходить из оценки всей совокупности имеющихся сведений, содержащихся в заявлении государственного служащего (работника), включая пояснения такого служащего в отношении мер, принятых им в целях получения необходимых сведений, иных материалов, свидетельствующих о невозможности предоставить указанные сведения (например, супруги при юридически оформленном браке фактически не проживают друг с другом и (или) между ними существуют личные неприязненные отношения, супруг (супруга) признан безвестно отсутствующим, находится в розыске и т.д.).

 

Надо ли представлять сведения о доходах

в случае отстранения от должности?

 

Гражданин, претендующий на замещение должности государственной гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, а также государственный гражданский служащий, замещающий данную должность, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов своих семей (ст. 20 Федерального закона N 79-ФЗ <2>).

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

 

Статьей 32 Федерального закона N 79-ФЗ предусматривается отстранение от замещаемой должности (по различным основаниям). Вместе с тем это не влечет освобождения служащего от обязанности по предоставлению сведений о доходах.

 

Какие взыскания предусмотрены

за коррупционные правонарушения?

 

Статьей 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, отличный от общего порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка (за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей), установленного ч. 1 ст. 58 данного Закона.

За несоблюдение служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральными законами N N 79-ФЗ, 273-ФЗ и другими федеральными законами, на него налагаются взыскания (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии). Данные взыскания налагаются на служащего в соответствии с порядком, установленным ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ, и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия), - и на основании рекомендации указанной комиссии.

В соответствии с п. 28 Положения о проверке <3> должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившему служащего на такую должность, в установленном порядке представляется доклад, который может содержать выводы о принятии в отношении служащего мер юридической ответственности или отсутствии оснований для принятия подобных мер.

--------------------------------

<3>Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утв. Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065.

 

Как следует из п. 31 Положения о проверке, указанное должностное лицо, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, вправе принять одно из следующих решений:

1) принять в отношении служащего меры юридической ответственности. В этом случае в соответствии с ч. 1 ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ представитель нанимателя издает приказ о применении к служащему взыскания, предусмотренного ст. ст. 59.1 и 59.2 данного Закона;

2) представить материалы проверки в комиссию. При принятии должностным лицом данного решения согласно пп. "а" п. 16 Положения о комиссиях <4> руководителю государственного органа необходимо направить в комиссию представление, а также материалы проверки, свидетельствующие:

- о предоставлении служащим недостоверных или неполных сведений, установленных пп. "а" п. 1 Положения о проверке;

- о несоблюдении служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

--------------------------------

<4>Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утв. Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821.

 

Пунктом 22 Положения о комиссиях предусмотрено, что по итогам рассмотрения вышеуказанного вопроса комиссия принимает одно из следующих решений:

1) установить, что сведения, предоставленные служащим в соответствии с пп. "а" п. 1 Положения о проверке, являются достоверными и полными;

2) определить, что данные сведения недостоверны и (или) неполны. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа принять в отношении служащего конкретную меру ответственности.

Во всех вышеуказанных случаях решение о принятии в отношении служащего мер юридической ответственности оформляется приказом руководителя государственного органа.

Кроме того, ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ не предусмотрено права представителя нанимателя снять со служащего взыскание за коррупционное правонарушение по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Вместе с тем ч. 6 ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ установлено право служащего обжаловать наложенное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

С учетом вышеизложенного, а также согласно Обзору законодательства и судебной практики ВС РФ за IV квартал 2007 года <5>(вопрос 14) служащий не может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Кроме того, КоАП РФ не предусматривает ответственности служащих за несоблюдение ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы.

--------------------------------

<5> Утвержден Постановлением Президиума ВС РФ от 27.02.2008.

 

Н.И.Будакова

Эксперт журнала

"Оплата труда в государственном

(муниципальном) учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

21.08.2013

 

 

 

 

    Новости