Поиск по сайту

НЕЗАВИСИМАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

       

НЕЗАВИСИМАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА:

ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

 

В.Э. ПОЛЯКОВА

 

Полякова В.Э., кандидат юридических наук, руководитель практики ООО "ФБК Право".

 

Законодательством предусмотрена возможность проведения двух видов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения:

- государственной (официальной) экспертизы, осуществляемой государственными или муниципальными органами (ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Закон об антикоррупционной экспертизе));

- независимой экспертизы, выполняемой по инициативе институтов гражданского общества и граждан РФ за счет собственных средств (ч. 1 ст. 5 Закона об антикоррупционной экспертизе). Проведение такой экспертизы является одной из форм участия указанных субъектов в обсуждении проектов нормативных актов (Письмо Минэкономразвития РФ от 08.02.2011 N Д05-341).

Рассмотрим правила проведения независимой антикоррупционной экспертизы подробнее.

 

Лица, проводящие независимую антикоррупционную экспертизу

 

Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Минюстом РФ в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 (далее - Методика проведения антикоррупционной экспертизы) (п. 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Правила проведения антикоррупционной экспертизы)). Порядок аккредитации установлен Административным регламентом Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утв. Приказом Минюста России от 29.03.2019 N 57.

Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):

1) гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

2) гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;

3) гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона об антикоррупционной экспертизе;

4) международными и иностранными организациями;

5) некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента (ч. 1.1 ст. 5 Закона об антикоррупционной экспертизе).

 

Порядок и сроки проведения независимой антикоррупционной

экспертизы

 

Установлен следующий порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

1. Опубликование информации для проведения независимой антикоррупционной экспертизы:

- для экспертизы федеральных законов, проектов указов Президента РФ, проектов постановлений Правительства РФ федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение одного рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru. Указываются даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Срок размещения проектов указанных актов на сайте - не менее семи дней.

Если проекты указанных нормативных актов регулируют отношения, предусмотренные п. 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации и Положением об Аппарате Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260, заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 N 1318.

Если в отношении указанных нормативных актов необходимо проведение процедуры раскрытия информации в порядке, установленном Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 N 851, заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, за исключением случаев, установленных п. 11 указанных Правил.

Повторное размещение проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ, проектов постановлений Правительства РФ на сайте regulation.gov.ru требуется только в случае изменения их редакции по итогам публичных консультаций или общественного обсуждения (п. 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы);

- для экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru. Указываются даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Срок размещения проектов указанных актов на сайте - не менее семи дней.

Если проекты указанных нормативных правовых актов регулируют отношения, предусмотренные п. 3(1) Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, то заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии.

Если в отношении проектов указанных нормативных правовых актов необходимо проведение процедуры раскрытия информации, предусмотренной Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, за исключением случаев, установленных п. 11 указанных Правил.

Повторное размещение указанных проектов нормативных правовых актов на сайте regulation.gov.ru требуется только в случае изменения их редакции по итогам публичных консультаций или общественного обсуждения (п. 6 Правил проведения антикоррупционной экспертизы).

Федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, размещают информацию об адресах электронной почты, предназначенных для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в течение семи дней информируют об этом Минюст РФ. При этом федеральным органом исполнительной власти, иным государственным органом и организацией указывается один адрес электронной почты, предназначенный для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа. В случае изменения адреса электронной почты, предназначенного для получения заключений, соответствующий орган не позднее следующего дня после его изменения размещает информацию о новом адресе электронной почты на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в течение семи дней со дня изменения адреса электронной почты информирует об этом Минюст РФ (п. 7(2) Правил проведения антикоррупционной экспертизы).

2. Проведение независимой антикоррупционной экспертизы.

При проведении независимой антикоррупционной экспертизы эксперты, получившие соответствующую аккредитацию, руководствуются Методикой проведения антикоррупционной экспертизы.

Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта (п. 2 Методики проведения антикоррупционной экспертизы).

Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении, составленном по форме, утв. Приказом Минюста России от 21.10.2011 N 363. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения (ч. 2 ст. 5 Закона об антикоррупционной экспертизе).

3. Предоставление результатов независимой антикоррупционной экспертизы.

В срок до окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы юридические лица и физические лица, аккредитованные Минюстом РФ в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы, направляют на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа:

а) заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы:

проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ - в федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, являющиеся разработчиками соответствующих проектов;

нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, нормативных правовых актов субъектов РФ, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а также проектов указанных нормативных правовых актов - в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации, являющиеся разработчиками соответствующих документов;

б) копии заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы:

проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ, проектов постановлений Правительства РФ, подлежащих внесению в Правительство РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и их проектов - в Минюст РФ;

нормативных правовых актов субъектов РФ, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, проектов нормативных правовых актов субъектов РФ, проектов уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - в соответствующие территориальные органы Минюста РФ (п. 7(1) Правил проведения антикоррупционной экспертизы).

4. Учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы.

Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, поступившие в федеральный орган исполнительной власти, нормативные правовые акты которого подлежат государственной регистрации, регистрируются в установленном порядке в федеральном органе исполнительной власти (п. 7(3) Правил проведения антикоррупционной экспертизы).

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствуют информация о выявленных коррупциогенных факторах или предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражаются учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором (ч. 3 ст. 5 Закона об антикоррупционной экспертизе, п. 7(3) Правил проведения антикоррупционной экспертизы).

Если поступившее заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не соответствует форме, утвержденной Минюстом РФ, федеральные органы исполнительной власти, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, возвращают такое заключение не позднее 30 дней после регистрации с указанием причин (п. 7(4) Правил проведения антикоррупционной экспертизы).

Проекты указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ вносятся Президенту РФ и (или) в Правительство РФ с приложением поступивших заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы при условии соблюдения положений ч. 3 ст. 5 Закона об антикоррупционной экспертизе (п. 8 Правил проведения антикоррупционной экспертизы).

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность реализации прав граждан и институтов гражданского общества на участие в обсуждении проектов нормативных актов, в том числе путем привлечения уполномоченных экспертов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Заключение подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, однако носит рекомендательный характер и формально не препятствует принятию соответствующего нормативного акта.

 

 

 

 

    Новости