Поиск по сайту

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТЯХ ИХ РЕШЕНИЯ

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 6

 

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТЯХ ИХ РЕШЕНИЯ

 

А.А. КОСТЮКОВ

 

Костюков Артем Алексеевич, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета.

 

В статье приводится краткий анализ проблем в сфере государственного управления в Российской Федерации, в рамках чего кратко описаны сущность и предмет понятия "государственное управление", систематизированы ключевые проблемы, характерные для современного этапа общественного развития в Российской Федерации, обозначены перспективы их устранения, сформированы практические рекомендации для совершенствования действующей системы государственного управления. Также проанализирован ряд работ российских и зарубежных ученых по предмету исследования. Сформулированы выводы о том, что современный этап развития Российской Федерации характеризуется значительными преобразованиями в сфере государственного управления, а также накапливающимися проблемами, такими как: несовершенство нормативной правовой базы в контексте взаимодействия государственных структур и институтов гражданского общества, использование устаревших методов управления, не соответствующих современным российским реалиям, неблагоприятные внешние факторы, коррупция. Приводится обоснование стратегии борьбы с накопившимися проблемами в соответствии с принципами информационной прозрачности, партисипативности, эффективности. Отдельно отмечен позитивный опыт реализации институтов общественного контроля в Российской Федерации, обеспечивающего взаимно ответственное партнерство государства и общества.

 

Ключевые слова: государственное управление, качество управления, общественный контроль, гласность, партисипативность, партнерство.

 

On Some Problems of the Development of Public Administration in the Russian Federation and Solutions Thereof

 

A.A. Kostyukov

 

Kostyukov Artem A., Postgraduate Student of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Institute of State and Law of the Tyumen State University.

 

The article provides a brief analysis of problems in the sphere of public administration in the Russian Federation, which includes: a brief description of the essence and subject of the concept of "public administration", systematization of key problems characteristic of the current stage of social development in the Russian Federation, the prospects for their elimination are indicated, practical recommendations for improving the current system of public administration are formed. A number of works of Russian and foreign scientists on the subject of research are also analyzed. Conclusions are formulated that the modern stage of development of the Russian Federation is characterized by significant transformations in the sphere of state administration, as well as by accumulating problems, such as: imperfection of legal base in the context of interaction between state structures and civil society institutions, use of outdated management methods not corresponding with the modern Russian realities, unfavorable external factors, corruption. The author substantiates the strategy of combating the accumulated problems in accordance with the principles of informational transparency, participatory and efficiency. The positive experience of implementation of public control institutions in the Russian Federation ensuring a mutually responsible partnership between the state and society is highlighted.

 

Key words: state governance, quality of management, public control, publicity, participative, partnership.

 

Актуальность выбранной темы обусловлена особой важностью вопросов, связанных с государственным управлением в России, эффективное внедрение которого напрямую влияет на степень удовлетворенности населения социально-экономическим положением, уровнем развития всей страны и степенью ее влияния на мировое сообщество. Актуальные проблемы в области государственного управления, в частности несовершенство нормативной правовой базы в контексте взаимодействия государственных структур и институтов гражданского общества <1>, использование устаревших методов управления, не соответствующих современным российским реалиям, неблагоприятные внешние факторы, коррупция и т.д. мешают эффективной реализации государственной политики, достижению поставленных целей и, как следствие, позитивным изменениям на местном, региональном и федеральном уровнях.

--------------------------------

<1> Draskovic M., Milica D., Mladen I., Chigisheva O. Preference of institutional changes in social and economic development // Journal of International Studies. 2017. Vol. 10 (2). P. 318 - 328. DOI: 10.14254/2071-8330.2017/10-2/22.

 

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется заметными преобразованиями в сфере государственного управления. Они вызваны существующими проблемами в анализируемой области, препятствующими стабильному функционированию государственных структур, эффективному выполнению своих обязанностей государственными служащими и жизни населения. Вопросам государственного управления всегда уделялось огромное внимание со стороны ученых, практиков и общественности. Так, раскрытию теоретических аспектов исследуемого вопроса посвящены работы таких современных исследователей, как Чернышук В.П., Рождественский К.Г. и Краснокутский И.А., Новикова А.В. Кроме того, проблемы государственного управления в контексте коррупционных правонарушений освещались Меньшениной Н.Н., Киреевым Е.В. Необходимо также отметить результаты работы Кайля Я.Я. и Япининой В.С. как практико-ориентированного исследования, давшего конкретные рекомендации по решению актуальных проблем и развитию современной системы государственного управления.

Понятие государственного управления в современной науке имеет широкий диапазон интерпретаций. Так, Новикова А.В. определяет его как реализацию государственной политики посредством системы органов власти, когда властные полномочия делегируются в направлении "сверху вниз" <2>. Рождественский К.Г. и Краснокутский И.А. интерпретируют государственное управление как практическое, организационное, регулирующее влияние государства на общественную жизнь граждан с целью ее рационализации <3>. Несколько иная точка зрения на этот вопрос выражена Чернышуком В.П., который предлагает понимать государственное администрирование как сознательное влияние государственных институтов на деятельность общества и его отдельных групп, где социальные интересы и потребности реализуются в качестве общих целей <4>.

--------------------------------

<2> Новикова А.В. Проблемы государственного управления в России // Известия Иркутского государственного университета. 2012. N 1 (8). С. 12 - 18.

<3> Rozhdestvensky K.G., Krasnokutskiy I.A. The main problems of public administration in Russia and their solutions // Eurasian Scientific Association. 2018. Vol. 3 (36). P. 195 - 196.

<4> Chernyshuk V.P. The relevance of the development of public administration: factors and functions // Modern Trends in Economics and Management: A New Look. 2011. N 7. P. 42 - 49.

 

При анализе взглядов ученых на сущность государственного управления представляется возможным предложить следующую формулировку: государственное управление - это система принятых мер по повышению уровня благосостояния граждан, улучшению социально-экономического положения государства и укреплению его позиций на международном уровне, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством уполномоченными административными органами.

Основной целью данного исследования является выявление ключевых проблем, характерных современному государственному управлению в Российской Федерации, а также рассмотрение перспектив его развития. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач. Среди них предлагается выделить в качестве приоритетных следующие:

- изучение сущности и предмета понятия "государственное управление";

- систематизация ключевых проблем, характерных для современного этапа общественного развития в Российской Федерации, перспективы их устранения;

- разработка практических рекомендаций для совершенствования действующей системы государственного управления.

Н.Н. Меньшенина отмечает, что несовершенство правового обеспечения системы государственного управления в части осуществления полномочий государственными служащими и межведомственного взаимодействия приводит к большому количеству правовых коллизий, условий для дискретного толкования правовых норм и иных коррупциогенных факторов, непосредственно влияющих на взаимодействие государственных федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов <5>. Это может проявляться также и в том, что органы власти различных уровней, пользуясь сложившейся ситуацией, часто игнорируют проблемы, находящиеся в сфере совместного ведения, ссылаясь на отсутствие правового регулирования в указанном вопросе. Кроме того, отсутствие систематического характера и общей концепции реализуемых реформ оказывает негативное влияние на весь аппарат.

--------------------------------

<5> Бейдина Т.Е. Коррупция в Российской Федерации: генезис, формы, технологии, противодействие: моногр. / под общ. ред. Н.Н. Меньшениной; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 202 с.

 

Также стоит обратить внимание на такие проблемы, как недостаточный уровень образования и квалификации многих должностных лиц. По мнению Бушуевой И.П., отсутствие профессионализма и некомпетентность в конечном счете приводят к неэффективности деятельности всей существующей системы государственного управления <6>, подрыву имиджа государственной гражданской службы. Следствием этого являются усугубление кризиса общественного доверия к власти, повышенная социальная напряженность. Решение данной проблемы осложняется отсутствием качественной коммуникации властей с населением и эффективной стратегии развития в данном направлении.

--------------------------------

<6> Бушуева И.П. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих: региональный аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2015. С. 3.

 

По вопросу коррупции и связанных с данным явлением проблем в сфере государственного управления необходимо отметить, что, несмотря на реализуемые антикоррупционные меры, это явление продолжает оказывать пагубное воздействие на функционирование государственных структур. Следует отметить, что коррупция становится все более реальной угрозой безопасности государства и его граждан, в том числе и как фактор дискредитации законодательства - основного инструмента регулирования общественной жизни, - а также разрушает правовые и демократические институты и отрицательно влияет на судебную и правоохранительную деятельность <7>. Очевидны негативные последствия данного явления и в экономической сфере: до сих пор не реализованы достаточные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства и устранению административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности, что в свою очередь приводит к уходу бизнеса в теневой сектор и потерям доходов бюджетной системы. Снижается инвестиционная привлекательность экономики многих субъектов Российской Федерации.

--------------------------------

<7> Киреев Е.В. Коррупция в системе государственного и муниципального управления и принципы борьбы с ней // Вестник государственного и муниципального управления. 2011. N 2. С. 120 - 124.

 

Павлов П.А. и Лукьянов В.О. приводят в своем исследовании некоторые меры, предполагающие уменьшение негативного влияния коррупции:

- антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов на предмет выявления коррупциогенных факторов и их последующего исключения;

- цифровизация государственного управления и т.д. <8>.

--------------------------------

<8> Pavlov P.A., Luk'yanov V.O. Anti-corruption methods in public administration // Questions of Russian and International law. 2019. Vol. 9 (5). P. 36 - 42.

 

По мнению Кайля Я.Я. и Япининой В.С., стратегия проводимых реформ должна быть сосредоточена на следующих направлениях:

- информационная прозрачность;

- партисипативность;

- эффективность <9>.

--------------------------------

<9> Кайль Я.Я., Епинина В.С. Актуальные проблемы системы государственного управления и направления их решения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2014. N 1. С. 33 - 38.

 

Таким образом, обеспечение информационной прозрачности в сфере функционирования государственных органов является одним из важнейших направлений деятельности государства, приоритетным среди проводимых административных реформ.

В данном контексте информационную прозрачность следует рассматривать как открытость деятельности государственных служащих, что позволит общественности получать информацию об организации управленческих процессов, функционировании и процессах принятия управленческих решений, разработке нормативных правовых актов. Для реализации данной цели необходимо обеспечить условия для максимально возможной открытости государства. Это может достигаться посредством обязательного опубликования соответствующей информации в удобных для восприятия гражданами форматах, позволяющих производить ее последующую выгрузку, изучение и анализ. Кроме того, представляется необходимым обеспечить доступ к такой информации посредством направления соответствующих запросов, писем, посещения официальных мероприятий и их освещения в средствах массовой информации, а также пропуска заинтересованных лиц к архивам (с учетом необходимых ограничительных мер, связанных с государственной, коммерческой и профессиональной тайной).

Конкретными шагами в данном направлении могут служить следующие меры: прямые трансляции заседаний правительств, встреч руководителей государственных органов и крупных компаний, размещение информационных материалов о прошедших мероприятиях на официальном сайте органов власти.

Следующее направление совершенствования действующей системы государственного управления - партисипативность. В контексте реализации данного направления целесообразно обратить особое внимание на развитие института общественных инициатив (например, взаимодействие с организациями по оценке состояния окружающей среды), расширение участия общественности в общественных (экспертных) советах. Следует отметить, что данные меры возможно определить как своеобразный регулятор, деятельность которого направлена на обеспечение качества и повышение эффективности общественного контроля. Представляется, что результатом реализации указанных мер являются формирование институтов гражданского общества, обеспечивающих скоординированное и оперативное взаимодействие государства и общества, а также мотивация населения к активному участию в процессе подготовки и контроля за исполнением решений государственных органов, организация системы вовлечения населения в процессы по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию коррупционных правонарушений.

В связи с вышеуказанным нельзя не отметить позитивный опыт работы по внедрению и развитию института общественного контроля в Российской Федерации. Общественный контроль во многом является "новым стандартом" отношений государства и общества, который в настоящее время обеспечивает их взаимно ответственное партнерство <10>. Общественные (экспертные) советы Российской Федерации за прошедший период доказали свою эффективность и необходимость дальнейшей работы в рамках общей стратегии достижения отношений свободы и социальной справедливости как непременного условия "российского прорыва".

--------------------------------

<10> Чеботарев Г.Н. Взаимно ответственное партнерство государства и общества // Государство и право. 2019. N 10. С. 26 - 34. DOI: 10.31857/S013207690007182-2.

 

Необходимо также отметить, что данное направление должно включать в себя: обеспечение реализации права граждан на самостоятельное предложение наиболее важных проектов для социально-экономического развития Российской Федерации, дальнейшего развития системы государственного управления. Следует подчеркнуть, что чем активнее внедряются подобные процессы общественного участия в управлении, чем глубже население будет вовлечено в решение указанных вопросов, тем больше новых стимулов для более динамичного развития могут получить политическая и социально-экономическая сферы. Общественное участие в управлении само по себе предоставляет колоссальные возможности не только для государственного аппарата и его должностных лиц, но и для населения страны.

Нельзя не согласиться с выводом Г.Н. Чеботарева о том, что "компетентное участие общественных экспертов в правотворческом процессе, публичное обсуждение проектов законов, организуемое общественными палатами, способствуют принятию более качественных нормативных правовых актов, адекватно отражающих общественно значимые интересы граждан, повышают доверие населения к органам власти, укрепляют взаимно ответственное партнерство гражданского общества и государства" <11>.

--------------------------------

<11> Там же.

 

Говоря об улучшении государственного управления, не стоит забывать и об эффективности. Все современные управленческие системы ориентированы в первую очередь на качественный и быстрый результат. Для реализации этого направления необходимо развивать сферы:

- оценки эффективности работы руководителей государственных органов со стороны населения;

- системы вознаграждений, основанной на достигнутых результатах.

Следует отметить, что оценка эффективности деятельности руководителей органов государственной власти в Российской Федерации на данный момент осуществляется через сбор мнений по поводу качества социально значимых услуг, важными критериями которого являются: время ожидания, наличие информации о порядке получения государственных услуг, качество сервиса и компетентность сотрудников.

К сожалению, некоторые существующие проблемы в системе государственного управления (коррупция, неэффективная работа государственных органов и служащих, отсутствие эффективного взаимодействия федерального, регионального и местного уровней) замедляют развитие функциональных возможностей и преимуществ российской системы управления. Для их преодоления предлагается сосредоточить стратегию совершенствования государственного управления на направлениях по обеспечению информационной прозрачности, партисипативности и эффективности как ключевых факторов преодоления стагнационных процессов.

 

Литература

 

1. Бейдина Т.Е. Коррупция в Российской Федерации: генезис, формы, технологии, противодействие: монография / Т.Е. Бейдина; под общей редакцией Н.Н. Меньшениной. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. 202 с.

2. Бушуева И.П. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих: региональный аспект: автореферат диссертации ... кандидата юридических наук / И.П. Бушуева. Нижний Новгород, 2015. 25 с.

3. Кайль Я.Я. Актуальные проблемы системы государственного управления и направления их решения / Я.Я. Кайль, В.С. Епинина // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2014. N 1. С. 33 - 38.

4. Киреев Е.В. Коррупция в системе государственного и муниципального управления и принципы борьбы с ней / Е.В. Киреев // Вестник государственного и муниципального управления. 2011. N 2. С. 120 - 124.

5. Новикова А.В. Проблемы государственного управления в России / А.В. Новикова // Известия Иркутского государственного университета. 2012. N 1 (8). С. 12 - 18.

6. Чеботарев Г.Н. Взаимно ответственное партнерство государства и общества / Г.Н. Чеботарев // Государство и право. 2019. N 10. С. 26 - 34. DOI: 10.31857/S013207690007182-2.

7. Chernyshuk V.P. The relevance of the development of public administration: factors and functions / V.P. Chernyshuk // Modern Trends in Economics and Management: A New Look. 2011. N 7. P. 42 - 49.

8. Draskovic M. Preference of institutional changes in social and economic development / M. Draskovic, D. Milica, I. Mladen, O. Chigisheva // Journal of International Studies. 2017. Vol. 10. Iss. 2. P. 318 - 328. DOI: 10.14254/2071-8330.2017/10-2/22.

9. Pavlov P.A. Anti-corruption methods in public administration / P.A. Pavlov, V.O. Luk'yanov // Questions of Russian and International law. 2019. Vol. 9. Iss. 5. P. 36 - 42.

10. Rozhdestvensky K.G. The main problems of public administration in Russia and their solutions / K.G. Rozhdestvensky, I.A. Krasnokutskiy // Eurasian Scientific Association. 2018. Vol. 3. Iss. 36. P. 195 - 196.

 

References

 

1. Beydina T.E. Korruptsiya v Rossiyskoy Federatsii: genezis, formy', tekhnologii, protivodeystvie: monografiya [Corruption in the Russian Federation: Genesis, Forms, Technologies, Combating: monograph] / T.E. Beydina; pod obschey redaktsiey N.N. Mensheninoy. Ekaterinburg: Izdatelstvo Uralskogo universiteta - under the general editorship of N.N. Menshenina. Ekaterinburg: Publishing house of the Ural University, 2014. 202 s.

2. Bushueva I.P. Upravlenie professionalny'm razvitiem gosudarstvenny'kh grazhdanskikh sluzhaschikh: regionalny'y aspekt: avtoreferat dissertatsii kandidata yuridicheskikh nauk [Management of the Professional Development of State Civil Servants: A Regional Aspect: author's abstract of thesis of PhD (Law)] / I.P. Bushueva. Nizhniy Novgorod - Nizhny Novgorod, 2015. 25 s.

3. Kayl Ya.Ya. Aktualny'e problemy' sistemy' gosudarstvennogo upravleniya i napravleniya ikh resheniya [Relevant Problems of the Public Administration System and Areas of Solution Thereof] / Ya.Ya. Kayl, V.S. Epinina // Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Ucheny'e zapiski - Public and Municipal Administration. Scholarly Notes. 2014. N 1. S. 33 - 38.

4. Kireev E.V. Korruptsiya v sisteme gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya i printsipy' borby' s ney [Corruption in the Public and Municipal Administration System and Corruption Combating Principles] / E.V. Kireev // Vestnik gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya - Bulletin of Public and Municipal Administration. 2011. N 2. S. 120 - 124.

5. Novikova A.V. Problemy' gosudarstvennogo upravleniya v Rossii [Problems of Public Administration in Russia] / A.V. Novikova // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta - News of the Irkutsk State University. 2012. N 1 (8). S. 12 - 18.

6. Chebotarev G.N. Vzaimno otvetstvennoe partnerstvo gosudarstva i obschestva [The Mutually Responsible Partnership of the State and the Society] / G.N. Chebotarev // Gosudarstvo i pravo - State and Law. 2019. N 10. S. 26 - 34. DOI: 10.31857/S013207690007182-2.

7. Chernyshuk V.P. The Relevance of the Development of Public Administration: Factors and Functions / V.P. Chernyshuk // Modern Trends in Economics and Management: A New Look. 2011. N 7. S. 42 - 49.

8. Draskovic M. Preference of Institutional Changes in Social and Economic Development / M. Draskovic, D. Milica, I. Mladen, O. Chigisheva // Journal of International Studies. 2017. Vol. 10. Iss. 2. S. 318 - 328. DOI: 10.14254/2071-8330.2017/10-2/22.

9. Pavlov P.A. Anti-Corruption Methods in Public Administration / P.A. Pavlov, V.O. Lukyanov // Questions of Russian and International Law. 2019. Vol. 9. Iss. 5. S. 36 - 42.

10. Rozhdestvensky K.G. The Main Problems of Public Administration in Russia and Their Solutions / K.G. Rozhdestvensky, I.A. Krasnokutskiy // Eurasian Scientific Association. 2018. Vol. 3. Iss. 36. S. 195 - 196.

 

Подписано в печать

19.05.2021

 

 

 

 

    Новости