Поиск по сайту

Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ

 

 

КонсультантПлюс | Готовое решение | Актуально на 08.04.2022

 

Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ

 

 

 

Заказчики, работающие по Закону N 44-ФЗ, как и другие организации, обязаны применять меры по противодействию коррупции (ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции). В сфере закупок ряд таких мер предусмотрен Законом N 44-ФЗ, в том числе запрет на включение определенных лиц в состав закупочных комиссий, недопущение конфликта интересов при закупках.

Кроме того, заказчики могут воспользоваться дополнительными мерами, не предусмотренными Законом N 44-ФЗ, например, использовать антикоррупционную оговорку в контрактах.

 

 Оглавление:

1. Какие меры противодействия коррупции установлены Законом N 44-ФЗ

2. Как действовать заказчику для противодействия коррупции в сфере закупок

 1. Какие меры противодействия коррупции установлены Законом N 44-ФЗ

В Законе N 44-ФЗ предусмотрен ряд положений, направленных на противодействие коррупции:

1) установлен запрет на включение в состав закупочной комиссии определенных лиц. Так, членами комиссии не могут быть (ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ):

·   супруги, близкие родственники руководителя организации - участника закупки, его усыновители или им усыновленные;

·   заинтересованные лица, состоящие, например, в штате участника закупки или подавшие заявку на участие в этой закупке;

·   лица, на которых могут повлиять участники закупки. Например, член комиссии не должен состоять в органах управления организации - участника закупки и не должен быть ее участником, акционером, кредитором;

·   должностные лица контрольного органа в сфере закупок, которые осуществляют контроль закупок;

·   эксперты, которые оценивали извещение о закупке, документацию о закупке (если ее составление предусмотрено Законом N 44-ФЗ), соответствие участников дополнительным требованиям;

2) установлено требование к участникам об отсутствии конфликта интересов. Такой конфликт присутствует, если руководитель заказчика или иные лица со схожими полномочиями, имеющие влияние на закупку, состоят в браке либо являются близкими родственниками с лицами, относящимися к участнику закупки. Это могут быть физлицо - участник закупки, директор, президент, другие единоличные исполнительные органы либо члены коллегиального органа, другие органы управления юридического лица, а также выгодоприобретатели участника закупки (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, См. Позицию ВС РФ). Контракт при наличии конфликта интересов ничтожен (см. Позицию ВС РФ);

3) предусмотрена возможность оспорить действительность контракта в суде при наличии личной заинтересованности руководителя заказчика, члена комиссии, контрактного управляющего или руководителя контрактной службы. Она заключается в возможности получения этими лицами выгоды не только для себя, но и для третьих лиц (ч. 22 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

4) установлен запрет на участие в закупках физлиц с непогашенной или неснятой судимостью за определенные преступления, а также юридических лиц, где такие физлица являются руководителями, членами коллегиального исполнительного органа, лицами, исполняющими функции единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера. К данным лицам не должно быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товаров (работ, услуг), являющихся объектом закупки, и административного наказания в виде дисквалификации. Также к закупкам не допускаются юрлица, которые в течение двух лет до подачи заявки привлекались к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (п. п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

5) предусмотрен механизм раскрытия информации обо всех субподрядчиках для крупных контрактов (ч. 23, 24 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

6) предусмотрено право Правительства РФ определить случаи, когда проверка соответствия поставленного товара условиям контракта проводится исключительно сторонними экспертами (экспертными организациями) (ч. 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);

7) предусмотрено общественное обсуждение отдельных закупок (ст. 20 Закона N 44-ФЗ);

8) предусмотрены различные механизмы контроля за закупочной деятельностью, в том числе общественный контроль (ст. ст. 99 - 102 Закона N 44-ФЗ).

Полагаем, что помимо указанных положений, принципы, на которых основывается контрактная система, например принцип открытости и прозрачности, направлены в том числе и на противодействие коррупции в сфере закупок (ст. ст. 6, 7 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание, участие в закупках аффилированных с заказчиком лиц Законом N 44-ФЗ не запрещено (см. Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2015 N ОГ-Д28-13720). При этом следует учитывать указанные выше ограничения к членам комиссии по закупкам, которые могут быть связаны с участниками закупок, положения о личной заинтересованности в получении выгоды должностных лиц заказчика и положения об отсутствии конфликта интересов(п. 9 ч. 1 ст. 31, ч. 22 ст. 34, ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

 

2. Как действовать заказчику для противодействия коррупции в сфере закупок

Одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении госзакупок (п. 12 ст. 7 Закона о противодействии коррупции).

Заказчикам, помимо соблюдения требований Закона N 44-ФЗ, направленных на противодействие коррупции, следует учитывать требования и других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, которые содержат нормы о противодействии коррупции.

Перечень таких "антикоррупционных" документов, а также необходимые действия, которые нужно предпринять заказчикам из числа госорганов, смотрите в соответствующем материале.

 

 


См. также: Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом

 

 

Чтобы самостоятельно определять коррупционные риски и индикаторы коррупции, возникающие при закупках, заказчикам целесообразно применять Методические рекомендации по выявлению и минимизации коррупционных рисков при закупках, утвержденные Минтрудом России (см. Письмо Минтруда России от 30.09.2020 N 18-2/10/П-9716).

При принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов заказчикам целесообразно руководствоваться Методическими рекомендациями по организации работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденными Минтрудом России. Но учитывайте, что данные рекомендации не направлены на оказание консультативной помощи закупочной комиссии при проверке заявок, они в первую очередь предназначены для подразделений заказчика, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (п. 1.1 Методических рекомендаций).

Одной из мер, применяемых заказчиками, может быть использование антикоррупционной оговорки в контрактах.

Антикоррупционную оговорку не обязательно включать в контракт, Закон N 44-ФЗ не содержит таких требований. Однако вы вправе это сделать.

Правительство РФ вправе устанавливать типовые условия контрактов, которые нужно применять заказчикам при формировании проекта контракта (ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Так, если типовыми условиями будет предусмотрена антикоррупционная оговорка, то ее необходимо включить в контракт. До утверждения Правительством РФ типовых условий контрактов типовые условия контрактов, утвержденные до 01.01.2022, применяйте в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

Антикоррупционная оговорка предусмотрена, например, в следующих типовых контрактах:

·   на оказание охранных услуг, утвержденный Приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149;

·   на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, утвержденный Приказом Минтруда России от 24.12.2018 N 834н;

·   на оказание услуг в сфере космической деятельности, утвержденный Приказом Госкорпорации "Роскосмос" от 22.04.2021 N 106.

 

 


См. также: Как применять типовые формы и типовые условия контрактов по Закону N 44-ФЗ

 

 

Образец антикоррупционной оговорки для включения в государственный контракт

9. Антикоррупционная оговорка

 

9.1. При исполнении обязательств по настоящему контракту Стороны, их аффилированные лица, работники, а также лица, действующие от имени и по поручению Сторон, не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей, прямо или косвенно, любым лицам для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или для достижения иных неправомерных целей.

9.2. При исполнении обязательств по настоящему контракту Стороны, их аффилированные лица, работники, а также лица, действующие от имени и по поручению Сторон, не осуществляют действия, квалифицируемые как дача (получение) взятки, коммерческий подкуп, а также иные действия, нарушающие требования законодательства Российской Федерации и международных актов о противодействии коррупции, и обязуются принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в связи с исполнением условий настоящего контракта.

9.3. В случае возникновения у Стороны обоснованных подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений п. п. 9.1 и 9.2 настоящего контракта, а также возникновение личной заинтересованности при исполнении настоящего контракта, которая приводит или может привести к конфликту интересов, соответствующая Сторона обязуется уведомить об этом другую Сторону в письменной форме. В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений п. п. 9.1 и 9.2 настоящего контракта, а также возникновение личной заинтересованности при исполнении настоящего контракта, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

9.4. Сторона, получившая письменное уведомление, указанное в п. 9.3 настоящего контракта, обязана рассмотреть уведомление и сообщить другой Стороне об итогах его рассмотрения в течение 10 (десяти) дней с даты получения.

9.5. Стороны гарантируют осуществление надлежащего разбирательства по фактам нарушения положений п. п. 9.1 и 9.2 настоящего контракта и применение эффективных мер по предотвращению возможных конфликтных ситуаций.

9.6. В случае нарушения одной Стороной обязательств воздерживаться от запрещенных в разделах настоящего контракта действий и (или) неполучения другой Стороной в установленный настоящим контрактом срок подтверждения, что нарушения не произошли или не произойдут, другая Сторона направляет информацию о фактах нарушений и материалы в компетентные органы в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

 

    Новости